святитель Афанасий Великий

Толкование на псалмы

139

В конец, псалом Давиду.

Пс.139:1. Изми мя Господи от человека лукава.

По причине обиды, нанесенной демонами человеческой природе, вопиет к Богу, чтобы сотворил отмщение, и обиду эту обратил на главу обидевших. Но можно разуметь, что это сказано и о врагах чувственных.

Пс.139:2. Иже помыслиша[v] неправду в се́рдцы, весь день ополчаху[v] брани.

Ибо не только предавались лукавым помыслам, но к помыслам присовокупили и дела. А вместо: "весь день" Симмах переводит «на всякий день».

Пс.139:6. При стези соблазны положиша ми.

Все это делали, чтобы остановить в шествии по Богу; опутывали ноги его сетями, чтобы низложить утвердившегося в Боге.

Пс.139:9. Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику.

Желаю, Господи, вожделевать спасения: поэтому, не оставь меня и не попусти, чтобы, уклонившись от сего желания, предан я был грешнику, т. е. диаволу.

Помыслиша[v] на мя, не остави мене, да не когда вознесутся.

Молит Бога укрыть его под кровом крил Своих и под державною рукою Своею, из которой никто не может исхитит, и молит о сем для того, чтобы враги не подумали о себе высоко, как поступают они в других случаях.

Пс.139:10. Глава окружения их.

На них да приидет, что умышляли они. Ибо это значит выражение: «глава окружения их». Глава грешников – помысл и чувство. Поэтому, того умышления их против меня, каким окружили меня, и начало и глава, а равно и вся тяжесть трудов, какие прилагали они, против меня действуя, да приидут на них – достойных того, чтобы предать их огню.

Пс.139:11. Падут на них углия огненная.

Как бы огнем каким истребишь их гневом.

Низложи́ши я в страстех: и не постоя́т.

Впадут в бедствие, и не переживут их. Это и исполняется над Саулом в войне с иноплеменниками. Ибо, прободенный там мечем, приемлет конец жизни.

Пс.139:12. Муж язычен не исправится на земли.

Вечный огнь ожидает нечестивых; но и в сей жизни «не исправится» до конца жизни «муж язычен»; потому что один сварливый и злоречивый человек, даже и в земных своих предприятиях, не может управить собою, и все портит своею сварливостью. Как же таковым грехолюбивым людям исправиться на пути добродетели?

Мужа неправедна злая уловят во истление,

потому что, как застаревшаяся какая болезнь, пожирает его внедрившийся в него порок, что и составляет для него соразмернее с делами его наказание. Ибо, когда порок растлевает преданную ему душу, – это бывает не легче всякого другого наказания.


Комментарии для сайта Cackle