епископ Палладий (Пьянков)

Толкование на Псалмы

Псалом 15

Столпописание91, Давиду. С Евр.: «Песнь Давида». Слово: столпописание встречается в надписаниях псалмов 56, 57, 58 и 59. Различно объясняют это слово. Св. Отцы считают сей псалом как бы памятником после победы Спасителя над смертию. Псалом сей, по мнению Афанасия Ал., заключает тайну воскресения Христова. «Потому, думаю, – говорит сей отец, – песнь сия и названа столпописанием, потому что пророк Давид выставил ее как бы на столпе своим потомкам». «Надписание, – говорит бл. Феод., – кроме смерти Спасителя показывает и победу, потому что не на гробах только ставится столп, но воздвигается победителям, и приемлет на себя надписи, из которых незнающие узнают о победе. Это и означает надписание псалма: столпописание». Еврейское же слово мигтам значит «золото». Отселе псалмы, носящие это надписание, толковниками называются златыми или драгоценными песнями Давида, по особому и высокому значению сих псалмов. По содержанию 15 псалом пророчественный, мессианский. Св. Ап. Петр и Павел (Деян. 2:25, 13:35) и Отцы: св. Злат., Афан., Феод. и другие относят к Спасителю Иисусу Христу и Его воскресению.

2. Рех Господеви: Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши. «Благими, – говорит св. Афанасий, – именует здесь жертвы, приносимые по закону». – «Ты, Господи, ни в чем не имеешь нужды, не нуждаешься и в человеческой правде. Но, если кто сделает доброе, сам получает от того пользу. Тебе же нет никакого приобретения» (Бл. Феод.). Симмах перевел: «Добро мое не без Тебя», т.е. обилие благ у меня по Твоей благости. С Евр.: «Я сказал Господу: Ты Господь мой: блага мои Тебе не нужны».

3. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь92 вся хотения Своя в них. Т.е. Господь удивительно поступает с святыми, живущими на земли, дивно проявляя в них и чрез них Свою волю или Свое промышление. По мнению бл. Феод., здесь пророк «под святыми разумеет св. Апостолов и тех, которые чрез них уверовали, и говорит. что явными соделались чудеса Божии, потому что они исполнили все повеления Господни». – По св. Афанасию Ал. – «Давид святыми называет освященных Духом, а землею – Христову Церковь; слово удиви имеет значение: открыл, а Своя – Отчая. Посему смысл целой речи таков: освященным верою соделал (т.е. Господь Иисус Христос) ведомою Отчую волю в них, т.е. в тех, которые на земли Божией, или в Церкви, или в тех, которые на земли святой; потому что святые, имея жительство на небе, хотя находятся еще на сей земле, но пребывают уже на земле Его (на небе). Хотения же Божии суть те частные добродетели, которые Бог соделывает чудными во святых Своих» (Афан.). – С Евр.: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое».

4. Умножишася немощи93 их, по сих ускориша. Св. Афанасий и бл. Феодорит разумеют св. Апостолов и чрез них обращенных к святой вере. – Т.е. хотя и умножились их скорби, или труды, когда восстало на них множество гонителей: «однако они с величайшею скоростию превозмогли всех, совершили течение и достигли конца поприща» (Бл. Феод.). – Или: «хотя и были немощны, первоначально быв во грехах, но, услышав проповедь, тотчас сделались послушными. Ибо это значат слова: по сих ускориша, т.е. поспешили стать послушными проповеди. Не соберу соборы их от кровей. Собирая соборы из язычников, соберу их не посредством кровей, то есть, соделаю, что будут приходить ко Мне, соблюдая не подзаконное служение, но принося паче хвалу и бескровную жертву. Не помяну же имен их устнама Моима. Назовутся уже не идослужителями и безбожными, но званными и избранными» (Св. Афанасий Ал.). – Бл. Феодорит разумеет здесь тех, которые гнали св. Апостолов и верующих – «предам их казням и память их покрою забвением, так что и самые имена их будут неизвестны». – Или говорит сам Давид: не соберу соборы их от кровей: Т.е. я не буду с нечестивыми делать собраний для принесения кровавых жертв, и даже имена их идолов не будут во устах моих; буду удаляться языческих собраний и жертв идольских. С Еврейского: «Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их, и не помяну имен их устами моими».

5. Господь часть достояния моего, и чаши моея. Достояние, наследство, часть чаши – то же, что участок, доля (См. Пс. 10:7). Т.е. я удаляюсь языческих собраний, говорит Давид; отвергаю языческое служение; потому что един Господь есть мое наследие или доля; и потом, обращаясь ко Господу, взывает: Ты еси устрояяй94 достояние мое мне. – Ты един, Господи, устрояешь, т.е. восстановляешь мое царское наследие, престол, власть, отнятые врагами. Но Отцы и учители Церкви относят к Мессии. «Достоянием, – говорит св. Афан., – Господь Иисус Христос называет царство язычников, и выражаясь яснее, как бы так сказал: язычников в достояние и удел даровал мне Отец... и Церкви моей, которая есть мое достояние, часть – Сам Господь Отец. Он часть и чаши моея, т.е. смерти». – В настоящем псалме, по бл. Феодориту, Господь Иисус Христос говорит по человечеству, называя достоянием воцарение над язычниками, а чашею – смерть, какую претерпел за нас. Ты еси устрояяй достояние мое мне. «Владыка по человечеству приносит прошение за (падший) род человеческий, умоляя возвратить ему прежнюю жизнь и прежнее владычество» (Блаж. Феодор. См. Пс. 2:8; Ин. 4:24). С Евр.: «Господь есть моя часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой».

6. Ужя95 нападоша ми в державных моих. Ужя, – уже – межевая веревка. Веревками измеряли Евреи участки полей и других мест. Отселе уже – участок, доля, жребий. В державных96 – в том, что есть наилучшего, совершенного. Моя межевая вервь прошла по лучшим местам, т.е. доля моя есть самая лучшая, превосходнейшая. Так как Давид выше говорил, что един Господь есть его доля (ст. 5), то и здесь то же разумеет – яко достояние мое державно есть мне, т.е. что самая лучшая доля его есть Сам Господь Бог, выше и лучше Которого нет ничего ни на земле, ии на небе. Можно думать, что Давид имеет в виду и свое царское достоинство; ибо быть царем Израиля, и чрез это быть прообразом Христа – Царя – это действительно есть величайшее и прекраснейшее наследие. Бл. Феодорит разумеет под ужами козни врагов Христовых. «Ради державного достояния сего, ради спасения человеков, говорит Спаситель, терплю настоящие козни; потому что козни именует ужами». По св. Афан., это говорит Господь о тех узах любви, которыми соединен с Церковию. Она и державна есть, т.е. угодна Богу». С Евр.: «Межи мои прошли по прекрасным (местам), и наследие мое приятно для меня».

7. Еще же и до нощи наказаша мя утробы97 моя. «Боговдохновенному Писанию, – говорит св. Афанасий, – обычно утробами называть сокровенные и в глубине таящиеся помыслы, а нощию – что не видимо». Т.е. самые внутренности мои, моя совесть и помыслы вразумляют меня даже ночью, что Ты, Господи, есть наилучшее мое достояние. Бл. Феодорит относит к Господу Иисусу Христу и Его человечеству: «вразумляемый Господом и водясь совершеннейшими помыслами, преодолею ночь страданий, ибо ночью назвал примрачность искушений. Умудряем был, как человек, и Сам был источником премудрости, как Бог». – С Евр.: «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя».

8. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. С сего стиха до конца св. Апостол Петр в Деян. 2:25–30, а за ним и Отцы относят к Господу Иисусу Христу и Его воскресению. Стоять одесную кого значит – охранять, защищать кого-нибудь, помогать (Пс. 109:6), а сидеть одесную – разделять честь и власть с сидящим (Пс. 109:1). Предзрех – все провидел Я, что Господь при Мне, близ Меня, помогает Мне, да не поколеблюсь Я. – «Поколику Христос соделался человеком, – говорит св. Афанасий, – потолику прилично сказать Ему, что Господа имеет одесную, да не подвижется». – С Евр.: «Всегда видел я пред собою Господа; ибо Он одесную меня; не поколеблюсь».

9. Сего ради возвеселися сердце мое, и возрадовася язык мой, еще же и плоть моя вселится на уповании. Т.е. поелику Я всегда созерцаю близь себя Господа, помогающего и утешающего; то сердце мое, от ощущения присутствия Божия, исполнено духовного веселия, радуется и язык мой, т.е. изрекает радостные слова и песни; радуюсь и тому, что плоть моя вселится на уповании, т.е. что и тело мое успокоится в земле в надежде воскресения. С Евр.: «От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык98 мой; даже и плоть моя успокоится в уповании».

10. Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Св. Ап. Петр, в речи своей к народу в день Пятидесятницы, уверяет, что Давид никак не мог сказать сего о себе самом; ибо всем известно, что он умер и погребен, и гроб его, говорит, у нас до сего дня. О ком же это говорит Давид, что душа праведного не осталась во аде, а тело его не испытало тления? «Давид был пророк, продолжает св. Апостол; он провидел Духом Святым воскресение Христа Спасителя, а потому и говорит, что не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления», – Господь Иисус Христос воскрес в прославленном человечестве и вознесся с ним на небо (Деян. 2:29–31). С Евр.: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде99 (шеол); и не дашь святому Твоему увидеть тление».

11. Сказал ми еси пути живота. И это, по учению св. Ап. Петра, говорит Спаситель. Т.е. воскресив меня, Ты, Господи, открыл мне по человечеству, а во мне и чрез меня открыл и людям путь вечной жизни, Ты наделяешь меня и верных радостями от лицезрения Твоего, вечное блаженство в деснице Твоей. Сладость в деснице Твоей в конец. «Это значит, – говорит св. Афан., – что святые будут в наслаждении и веселии после того, как оживут во время воскресения. Сие же наслаждение и веселие, которое есть нетление, говорят они (т.е. святые), приемлем мы от Христа, Который в нас и одесную Отца». С Евр.: «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей во век» (Сн. Деян. 2:25–28).

* * *

91

Столпописание στηλογραφία. Vulg. tituli instipsio; в Евр: мигтам. LХХ, вероятно, читали: «мигтав» – писание и прибавили слово στήλη – столп, памятник; – надпись или писание на столпе. Еврейское же слово мигтам значит: аvreum, аvreolum, т. е. златая, драгоценная песнь. Некоторые под мигтам разумеют музыкальное орудие, или начало общеизвестной песни. См. у Калм.

92

Слова Господь нет ни у LХХ, ни в Евр. тексте, но читают св. Афан. и бл. Феодорит. В Вульгате вместо слова Своя – моя mirifiсаvіt omnes vоluntates meas in eis. Евр. текст здесь читают различно.

93

Немощи, в Евр: ацвотам (от ацевет) dolores скорби; но значит еще іdola – идолы. См. Ос. 4:4, Пс. 106:36. Ис. 46, 1. Отсле – различие толкований.

94

Устрояяй ἀποκαθιστῶν – восстановляя.

95

Ужя σχοινιά – веревка, снур, цепь межевая.

96

В державных ἐν τοις κρατίστοις; в Евр: «прекрасных», т. е. местах. Vulg. «funes сесіderunt mihi in prаесlаris».

97

Утробы νέφροις – внутренность, сокровенные помыслы, чувства. Тоже и Еврейское слово келаот – renes.

98

Язык – Евр: «кавод» собственно значит честь, слава, также – душа, Пс. 7:6, 57:9. и язык, как орган славословия. Пс. 30:13, 57:9.

99

О значении слова шеол см. выше Пс. 6:6.



Источник:

Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется... С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс