Источник

18

Пс.18:1. В конец, псалом Давиду.

Настоящий псалом содержит в себе первоначальное учение, предлагаемое язычникам от лица Апостолов; потому и говорится, что и небо, и солнце, и прочие стихии, у язычников почитавшиеся великими богами, песнословят Творца своего.

Пс.18:2. Небеса поведают славу Божию.

Это подобно сказанному: «невидимая бо Его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и Божество» (Рим. 1, 20).

Пс.18:3. День дни отрыгает глагол, и нощь.

День и ночь, говорит, чинно и стройно уготовляют течение друг другу, и самым делом проповедуют Создателя своего.

Пс.18:4. Не суть речи, ниже словеса.

Чтение с знаком препинания; возражающий прерывает речь. Возражение же таково: и конечно, не говорят? Посему ответствует: разве нет таких вещей, которые, и не издавая гласа, проповедуют о художнике? Конечно есть; ибо и в хорошо устроенном корабле видно искусство кораблестроителя; а тоже видим и в других вещах. Посему, выше исчисленные создания своею великостию, красотою, благоустройством проповедуют Создателя, так что

Пс.18:5. Во всю землю изыде вещание их. В солнце положи селение Свое.

В солнце, говорит, «положи селение» или дом. Где же это, как не в упомянутом выше небе и на тверди? Сей дом наименовал и чертогом. Как день и ночь чинным согласием своим проповедуют Создателя, так солнце тем, что стройно совершает течение свое, возвещает силу Правящего им.

Пс.18:8. Закон Господень непорочен, обращаяй души,

– то есть, закон евангельский. Но как язычники, упомянутыми выше стихиями наставленные уже, что Создатель един, научаются наконец и евангельскому закону; так и души всех язычников обратятся к истине.

Свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы,

– то свидетельство, которое дал о Себе Единородный: «Аз свет в мир пpиидох» (Ин. 12, 46); и: «Изыдох от Отца, и иду ко Отцу» (Ин. 16, 28); и: «Аз есмь живот» (Ин. 14, 6), умудряющий младенцев, утверждащий Апостолов. Или, младенцами называет соделавшихся младенцами о Христе, и людей неразумных и неискусных в мудрости.

Пс.18:9. Оправдания Господня права, веселящая сердце,

– разумеет оправдание наше на суде. Ибо, производя над нами суд, изгнал князя века, дав нам веселие в сердце.

Заповедь Господня светла, просвещающая очи,

– то есть, очи ума. Она далеко распространяет лучи свои.

Пс.18:10. Страх Господень чист, пребываяй в век века.

Это сказано как быв противоположение страху подзаконному, который имеет в виду наказание. Наша чистота есть воздержание от грехов. Посему и страх называется чистым, так как делает он чистыми, потому что по страху Господню человек уклоняется от зла. Но поскольку страх вечен, то вечными делает и тех, в ком бывает он.

Пс.18:12. Ибо раб Твой хранит я.

Новый народ, сподобившийся тайноводства евангельских законов и давший обет хранить истинные суды, воссылает молитву, чтобы оказаться ему чистым и в помыслах ума, а также избавиться от демонов, нападающих отвне.

Внегда сохранити я, воздаяние много.

Ибо наградою за сохранение будут блага, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша». (1Кор. 2, 9).


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle