святитель Афанасий Великий

6

Пс.6:1. В конец, в песнех, о осмом, псалом Давиду.

"Осмый» не иное что значит, как день воскресения Христова, в который восприимем плоды трудов своих, когда враги со стыдом и смятением обратятся вспять. Воспевает же Давид псалом сей, как бы долгое время пребыв в покаянии, какое приносил за грех.

Пс.6:2. Господи, да не яростию Твоею обличиши мене.

Просить избавить не от обличения, но от обличения в ярости, и не от наказания, но от наказания в гневе.

Пс.6:3. Помилуй мя Господи, яко немощен есмь.

Всякая душа не прежде впадает в грех, как изнемогши в силах. Подразумевает же ту немощь, которая происходит от упадка в духе и сетования.

Пс.6:4. И душа моя смятеся зело»

– разумеет душевные силы.

И Ты, Господи, доколе?

Выражение, показывающее продолжительность покаяния.

Пс.6:5. Обратися, Господи, избави душу мою.

Значит, Господь отвращался от него, очевидно, за грех.

Спаси мя ради милости Твоея.

Ибо все спасение наше приписывать должно милости Божией.

Пс.6:6. Яко несть в смерти поминаяй Тебе.

Поелику время покаяния стало у меня продолжительно; то убоялся я, чтобы милосердия Твоего не предварила смерть, в которой нет места исповеданию. А потому и прошу поспешить милостию.

Пс.6:7. Утрудихся воздыханием моим.

Послушаем, какое покаяние показал царь. Не просто трудился, но утруждал себя воздыханиями, не просто плакал, но измывал слезами ложе, и притом каждую ночь. И говорит не о прошедшем только времени, но дает обещание делать тоже и впредь целую жизнь; и время, которое многие употребляют на упокоение, посвящает он на исповедание.

Измыю на всяку нощь ложе мое.

За одну ночь, в которую сделал я грех, провел много ночей, омочая слезами постелю мою.

Пс.6:8. Смятеся от ярости око мое.

Оком именует ум; потому что ум есть око души.

Обетшах во всех вразех моих.

Означает здесь время злострадания, которое обратилось ему в заслугу, потому что было продолжительно.

Пс.6:9. Яко услыша Господь глас плача моего.

Как услышанный уже, к врагам обращает сильное слово. Немалый же совершить путь к добродетели значит – бежать и спастись от сообщества лукавых. Ибо это есть плод покаяния и приобретение слез. Или сказано это сокращенно и значит – даруй, чтобы мог я сказать нападающим врагам – отступите, потому что услышан и принят я, который был отвержен за грех.


Комментарии для сайта Cackle