святитель Афанасий Великий

Толкование на псалмы

86

Пс.86:1. Сыном Кореовым псалом песни.

И этот псалом воспевают опять сыны Кореевы о Церкви, проповедуя в нем призвание язычников, а также, что в Церкви воссияет Единородный по домостроительству воплощения.

Пс.86:2. Основания его на горах святых Его,

т. е. народа призванного чрез веру. Разумеют же, что народ из язычников основан на основании Апостолов и Пророков.

Любит Господь врата Сионя паче всех селений Иаковлих.

«Вратами Сионскими» называет предварительное и первоначальное учение Церкви, а «селениями Иаковлевыми» – подзаконное служение. Поэтому говорит, что евангельское житие приятнее Богу служения подзаконного.

Пс.86:3. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий.

«Град» есть Церковь. Что же преславное изглаголано о ней кроме того, что в ней вселится Единородный, по сказанному: «зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131, 14)?

Пс.86:4. Помяну Раав и Вавилона.

Добрую, говорит, сохраню память о тех, которые обращаются ко Мне, хотя прежде без меры предавались сластолюбию и служили идолам. Ибо это дает разуметь Псалмопевец, именуя Раав и Вавилон.

И се иноплеменницы, и Тир, и люди Ефиопстии.

Слово это ясно учит нас, что Церковь составлена из всех народов.

Пс.86:5. Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем,

то есть в Сионе, названном матерью; очевидно же, что мы уверовавшие припишемся к Сиону, т. е. к Церкви, в которой – Человек, или Тот, Кто основал ее; а это есть нас ради Соделавшийся человеком и давши обетование, что на камени оснует Церковь.

Пс.86:6. Господь пове́сть в писании людей и князей.

То есть, Господь поведает о писании тех людей и князей, которые будут принадлежать самой Церкви. О каком же писании? Не о написании ли «на небесех», о котором Сам им поведает, сказав: «радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк. 10, 20)?

Пс.86:7. Яко веселящихся всех жилище в Тебе.

Когда, говорит, в Тебе будет жилище всех принадлежащих Церкви, тогда исполнятся они веселья.


Комментарии для сайта Cackle