блаженный Феодорит Кирский

Изъяснение псалма 86-го.

Пс.86:1. Сынов Кореевых. Псалом. Песнь.

«Сыном Кореовым, псалом песни». И этот псалом предвозвещает спасение язычников, и предрекает благочестивое житие, какому научил вочеловечившись Владыка Христос.

Пс.86:2. Основание его21 на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.

«Основания его на горах святых». Основание благочестия – божественныя наставления, а горы святыя, на которых водружены сии основания, – Апостолы нашего Спасителя. Ибо о них сказал блаженный Павел: «наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу» (Еф. 2, 20); и еще: «Петр и Иаков и Иоанн, мнимии столпи быти» (Гал. 2, 9). И Господь, после онаго истиннаго и божественнаго исповедания, сказал Петру: «ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18); и еще: «вы есте свет мира, не может град укрытися верху горы стоя» (Мф.5:14). На сих святых горах Владыка Христос водрузил основания благочестия.

«Любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих». А какой это Сион, истолковал божественный Павел: «приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тьмам ангелов и Церкви первородных на небесех написанных» (Евр. 12:22–23); и еще: «а вышний Иерусалим, свободь есть, иже есть мати всем нам» (Гал. 4, 26). И в послании к Евреям, разсуждая о Патриархе Аврааме, Апостол присовокупил следующее: «ждаше бо основания имущаго града, емуже художник и содетель Бог» (Евр. 11, 10). И еще о других Святых говорит: «ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют. И аще бы убо оно помнили, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися: ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго» (Евр.11:14–16). Из сего научаемся, что есть некий небесный град, именуемый Иерусалимом, не имеющий ни столпов, ни оград, не сияющий блеском камней, но славящийся ликами Святых и украшаемый ангельским житием. И не погрешит, кто вратами сего града назовет сущия на земли Церкви, потому что ими можно войти в град. В них наставляемые и упражняемые научаемся жительству онаго града. О сих-то вратах изрекло пророческое слово, что они возлюблены Богом всяческих и предпочтены селениям иудейским.

Пс.86:3. Славное возвещается о тебе, град Божий!

«Преславная глаголашася о Тебе, граде Божий». Предрекаемое о Тебе есть нечто чудное и необычайное; оно превышает всякое человеческое ожидание. А что сказанное в Псалме нимало не приличествует Сиону дольнему, о сем свидетельствует присовокупляемое.

Пс.86:4. Упомяну знающим меня о Рааве22 и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, – скажут: «такой-то родился там».

«Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя: и се, иноплеменницы, и Тир, и людие ефиопстии, сии Быша тамо». Вот что изглаголано о тебе, божественный град, говорит Пророк. И те, которые жили древле в злочестии, одержимы были мраком неведения, сподобятся обитать в тебе, и причастятся твоего жительства. Потому и упомянул о сказанных выше народах, как о самых беззаконных и как преобладающих в нечестии, чтобы ими означить и другие народы. Ибо Раав – и Хананеянка и блудница, а Вавилон – город зверонравный и злочестивый; иноплеменнники, или Филистимляне (мы объясняли уже, что́ это за народ) – люди и суеверные и беззаконные. Нечестие же и непотребство Тира в плачевных чертах представил Пророк Иезекииль. А людьми ефиопскими пророческое слово назвало не только самих Ефиопов, у которых души уподобляются цветом телу, но и всех очерненных душею. Ибо в Песни песней взывает невеста: «черна есмь аз и добра, дщери Иерусалимския» (Песн.1:4), и дает вместе видеть как мрак злочестия, так и красоту, сообщаемую Божественною благодатию. Сии-то именно народы, при Иудеях, не сходились в Иерусалим и не возлюбили законнаго жития, но, по вочеловечении Спасителя нашего, и в сем Иерусалиме обитают, и наполняют церкви по вселенной, и переходят в Сион вышний, делаются причастниками онаго блаженнаго жительства.

Пс.86:5. О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его».

«Мати Сион, речет человек». Каждый наименует Сион матерью, всякий человек скажет, что Сион – матерь.

«И человек родися в нем». В связи с сказанным: «речет человек», поставлены и сии слова. Ибо именующий Сион матерью исповедует и рождение Человека, в Сионе рожденнаго. Но чтобы Его не почел кто простым человеком, Пророк тотчас присовокупил:

«И Той основа и́ Вышний». Ибо сей в Сионе рожденный Человек и есть и Творец и Создатель, как Вышний и Бог.

Пс.86:6. Господь в переписи народов напишет: «такой-то родился там».

«Господь повесть в писании людей и князей, сих бывших в нем». Симмах перевел так: «Господь исчислит, написуя людей, сей родился там». Ибо удостоивающий Своего написания жительствующих в нем людей, в нем родился по человечеству, будучи Господом и Богом. О сем исчислении известил и Господь наш, сказав священным Апостолам: «вам же и власи главнии изочтени суть» (Мф.10:30). И о написании открыл Своим ученикам, говоря: «не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: но яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк.10:20).

Пс.86:7. И поющие и играющие, – все источники мои в тебе.

«Яко веселящихся всех жилище в Тебе», потому что сие жительство на небесах, удаленное от всякаго уныния, имеет безпримесное и чистое веселие и благодушие, и питомцы благочестия невременно в нем пребывают, но обитают во век.

* * *

21

Иерусалима.

22

О Египте.



Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Киррского : в 7 томах. - Сергиев Пасад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собственная тип., 1905-1907. / Толкование на сто пятьдесят псалмов. 1905. : Часть 2. – 331 с.; 1906. : Часть 3. – 371 с.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – Псалом 86 профессор Александр Павлович Лопухин

2. Толковая Псалтирь – Псалом 86 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

3. Толкование на Псалмы – Псалом 86 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толкование на пророка Осию – Глава 8 блаженный Феодорит Кирский

5. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 6 архиепископ Ириней (Клементьевский)

6. Толкование на паремии из книги Чисел епископ Виссарион (Нечаев)

7. Книга пророка Амоса – Глава 6 преподобный Ефрем Сирин

8. Толкование на книгу пророка Захарии – Глава 4 святитель Кирилл Александрийский

9. Толкование на пророка Захарию преподобный Иероним Блаженный, Стридонский

10. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 86 протоиерей Григорий Разумовский

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс