святитель Афанасий Великий

Толкование на псалмы

92

В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду.

В предыдущем псалме, надписанном: в день субботный, изображается второе пришествие Господа, после которого будет Он царствовать в новом веке со Святыми Своими. Очевидно же, что день предсубботный есть первое его пришествие, когда и земля населена, т. е. когда в целой вселенной основана Церковь святыми Апостолами и Евангелистами, возвестившими на земле слово о Христе.

Пс.92:1. Господь воцарися, в лепоту облечеся.

Поскольку род человеческий, отступив от царства Божия, подпал мучительству сатаны; то пришел Единородный, чтобы снова подчинить его Своей державе, что и совершено. «Лепотою» же Божиею именует спасение рода человеческого. Ибо, если бы Господь не воплотился, приняв на Себя естество наше, кроме греха; то не было бы нам спасения. «Подобает бо Ему царствовати, Дóндеже положит вся враги под ногама своима» (1Кор. 15, 25).

Облечеся Господь в силу и препоясася.

Этими словами означает нам низложение сопротивных сил, которое Господь и совершил, как бы восприяв на Себя воинский вид.

Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.

По предварительном поражении их, т. е. сопротивных демонов, Господь на камне создал Церковь, которой не одолеют и самые врата адовы.

Пс.92:2. Готов престол Твой оттоле.

Сказано это, потому что от сложения мира предопределено будущее спасение Им человеческого рода. Ибо престолом, поставляемым для того, чтобы судить утеснителей наших – демонов, означает воскресение Единородного. Итак Ты, Владыко, для того восседший ныне как бы на престоле судии, чтобы произвести суд и отомстить за нас, Ты – предвечный Бог.

Пс.92:3. Воздвигоша ре́ки, Господи, воздвигоша ре́ки гласы своя.

«Реками» называет здесь святых Апостолов и Евангелистов, которые и Божию Церковь возвеселили духовными потоками. Ибо им сказано: «ре́ки от чрева его истекут воды́ жи́вы» (Ин. 7, 38).

Пс.92:4. Дивны высоты́ морския.

Высокие тайноводства, Апостольские пpовещания и струи Евангельские дивными соделали высоты морские. Под морем же разумеет множество уверовавших народов, которых высоты, т. е. возвышенность мудрствования, соделались дивными, потому что не малое и низкое что-либо, но высокое и дивное, мудрствуют о Боге.

Пс.92:5. Свидения Твоя уверишася зело.

«Свидениями» именует обетования, которые возвещены были языческим народам чрез святых Пророков и которых верность засвидетельствовал Господь, на последок дней пришествием Своим исполнив на самом деле.

Дому Твоему подобает святыня, Господи.

Дом Господень есть Церковь, а ей подобает быть святою: потому что в ней вселится Тот, Кто един есть свят. И когда исполнится это, тогда, причастившись нескончаемой святыни, насладится ею.


Комментарии для сайта Cackle