Источник

Зырянская ссылка

В качестве места ссылки епископ) Афанасию был назначен Сыктывкар (тогда он назывался Усть-Сысольском). В Сыктывкаре проживало довольно много ссыльных религиозных деятелей. Епископ Афанасий встретил здесь знакомого ему еще по Поместному собору митр. Кирилла (Смирнова), а также архиепископа Фаддея (Успенского) н епископа Николая (Добронравова). Они рассказали вновь прибывшему епископу, что администрация разрешала совершать службу на квартирах в присутствии ссыльных по церковным делам, но ни в коем случае не местных жителей.

Епископу Афанасию не удалось остаться в Сыктывкаре: его отправили дальше, в Усть-Вымь. Впрочем, среди усть-вымских ссыльных тоже было немало священнослужителей. Как и в Сыктывкаре, сосланные священнослужители, лишенные права совершать богослужения в общественных местах, служили у себя дома. Дней через десять после прибытия в Усть-Вымь епископа Афанасия туда приехал иеродиакона Боголюбского монастыря Дамаскин (Жабинский), решивший последовать в ссылку за своим архиереем. Он привез принадлежавшие епископу Афанасию облачения, богослужебные книги и все необходимое для совершения службы. Иеродиакон Дамаскин не был ссыльным: он приехал в Усть-Вымь по своей воле, однако оказалось, что ограничения свободы передвижения распространяются и на пего.

В Усть-Выми было практически невозможно достать продовольствия. В течение первой недели ссыльные не могли найти даже ржаной муки и питались привезенными из Москвы рисом и хлебом. Легче было с молочными продуктами, но шел пост и сосланные за веру воздерживались от употребления молока. Поскольку ссыльные не могли удаляться далее чем на пять километров от места ссылки, за продовольствием решили командировать отца Дамаскина. Он отправился в находящийся в 35 километрах от Усть-Выми женский монастырь. Этот поход вызвал подозрение властей, в результате чего отец Дамаскин был арестован, а у епископа Афанасия произвели обыск и изъяли только что привезенные богослужебные книги, церковное вино и богословский журнал, изданный в 1897 году. Направленное в Усть-Вымский отдел ГПУ заявление только ухудшило положение: был проведен еще один обыск, в ходе которого забрали также облачения и церковные свечи. Конфискация необходимых для богослужений предметов мотивировалась тем, что ссыльные не должны совершать службы, ведь свечи и кадило могут привести к пожару. Для эпохи керосинок и временных печей мысль о том, что церковная свечка обладает особой пожароопасносгью, звучит как издевательство.

Усть-вымским священнослужителям не помогло и знание советских законов, которые не запрещают пользоваться богослужебными предметами. Сотрудник ГПУ объяснил ссыльному епископу, что законы распространяются на законопослушных граждан, а не на тех, кто отбывает наказание, и что изъятые вещи будут храниться в ГПУ вплоть до окончания ссылки.


Источник: Святитель Афанасий Ковровский : биографический очерк / Александр Кравецкий. - Владимир : Транзит-икс, 2007. - 134, [1] с. : ил., портр., табл.; 20 см + 1 прил. (1 л.).; ISBN 978-5-8311-0292-5

Комментарии для сайта Cackle