Источник

Епископ Запечский

Постепенно жизнь в Усть-Выми наладилась. Установилась переписка с волей: епископ Афанасий ежедневно писал матери, которая передавала его письма в епархию. Кстати, сама Матрена Андреевна была неграмотной. Письма сына читал ей священник Иосиф Потапов, который и составлял ответы46. Кроме писем, епископ Афанасий получал довольно много посылок, что давало ему возможность поддерживать других ссыльных, причем не только верующих. Как-то раз он передал продуктовую посылку группе арестованных эсеров. Лидеры социал-революционеров были в затруднении: вопрос принятия помощи от церковников был вопросом идеологического плана. После продолжительной партийной дискуссии было решено: помощь принять. Очевидцы вспоминали, как один из партийных руководителей, лукаво поблескивая очками, со словами «Владыка благословил рыбкой» внес к голодному и обрадованному рядовому составу громадный поднос с котлетами.

Ссыльным священнослужителям удавалось регулярно совершать богослужения. Ежедневно в келье епископа Афанасия собирались живущие поблизости священники. Службы были продолжительные, по всей строгости церковного Устава. Необходимость служить в маленьком помещении делала неуместными торжественные архиерейские облачения, поэтому епископ предпочитал служить в простой холщовой священнической фелони, только сверх нее одевал омофор. У него была простая матерчатая митра, без камней и украшений. Присутствовавший на этих домашних богослужениях Сергей Фудель впоследствии вспоминал: «В этом была какая-то мудрая мера. Служение в комнате предъявляет духовные требования и к внешности: пышность византийского обряда становится в комнате чем-то громоздким, ненужным и даже досадным»47.

После окончания службы происходила совместная трапеза. Стиль общения был очень простым: епископ Афанасий не допускал даже намека на ту фальшивую елейность, которая почему-то многими считается каким-то хорошим тоном при общении с людьми духовного звания. Кто-то из сотрапезников впоследствии вспоминал, как епископ Афанасий, пародируя слащавый стиль обращения к архиереям, сказал, передавая сидящему рядом чайную ложку: «Возьмите эту ложечку, ею сам владыченька кушал».

Епископ Афанасий прожил в ссылке до начала 1925 года, причем ему приходилось несколько раз переезжать из одного населенного пункта в другой. Впрочем, эти переезды имели и хорошую сторону, поскольку они становились источником встреч с людьми, многие из которых становились друзьями епископа Афанасия на всю жизнь. Позже он со смехом вспоминал, как во время своих перемещений в течение некоторого временн жил в одной тесной избе с митрополитом Кириллом (Смирновым) и другими иерархами. Было очень тесно, и епископу Афанасию досталось место за печкой, за что он и стал называть себя «епископом Запечским».

У местного столяра для «епископа Запечского» был заказан деревянный архиерейский посох – длинная некрашеная палка с утолщением наверху. Он везде ходил с этим посохом: и на регистрацию, и на прогулку.

Вот как описывает епископа Афанасия в Сыктывкаре (Усть-Сысольске) Сергей Фудель: «Тогда это был еще совсем молодой архиерей, худой, белокурый, очень живой и веселый. Жил он в пригороде Усть-Сысольска Пекаре со своим келейником и добровольным спутником иеромонахом Дамаскином. Они занимали одну большую светлую комнату. В ней был стол, два небольших диванчика, стоявших за занавесками спинками друг к другу, и в углу у икон небольшой столик, служивший престолом для литургии. <...> В его же комнате было и мое венчание. Венчать нас должен был митрополит Кирилл, но его за неделю до этого дня неожиданно перевели в другой городок, где он жил потом вместе с епископом Николаем Петергофским, будущим известным митрополитом Николаем Крутицким. Но зато «Исаия, ликуй» нам пел владыка Фаддей, а напутственное слово сказал, кроме венчавшего нас священника, владыка Николай (Добронравов), причем оно состояло всего из четырех слов по-латыни: per crucem ad lucem («Через крест к свету»)».

Томимый вынужденным бездействием, епископ Афанасий занимался тем, что изготавливал для ссыльных священников картонные иерейские кресты, украшенные золотой и серебряной бумагой. Однако и здесь не обходилось без курьезов. Так, однажды он сделал одному священнику «золотой крест». Тот его с удовольствием принял, но тут же попросил написать ему удостоверение в том. что он «награжден золотым крестом». Оказалось, что этот священник у себя в епархии имел только серебряный крест. Трудно сказать, что больше огорчило епископа Афанасия – деловитость ссыльного собрата или же собственная неосмотрительность.

Срок ссылки заканчивался в конце 1925 года, однако, как это часто случалось, епископу Афанасию пришлось без приговора прожить в ссылке лишние два месяца. Лишь в феврале 1926 года он возвратился во Владимир, чтобы вновь приступить к архиерейскому служению.

* * *

46

К сожалению. эта переписка погибла.

47

С.И. Фудель, Из воспоминаний. – «Молитва всех вас спасет...», с. 87.


Источник: Святитель Афанасий Ковровский : биографический очерк / Александр Кравецкий. - Владимир : Транзит-икс, 2007. - 134, [1] с. : ил., портр., табл.; 20 см + 1 прил. (1 л.).; ISBN 978-5-8311-0292-5

Комментарии для сайта Cackle