Источник

X. О посте

С самого основания Ветхозаветной Церкви посты составляли уже важное и необходимое средство в деле спасения верующего израильтянина. Так, известно, что Моисей, этот наставник веры и благочестия, готовясь принять священный закон, постился 40 дней на горе Синайской (Исход. 34, 28). Это был, так сказать, первый поучительный урок для израильского народа, относительно поста; этим Моисей как бы желал показать то, что когда мы хотим взойти на гору Господню и стать на святом месте Его, т. е. желаем сделаться достойными сынами и наследниками вечного горнего Сиона, то должны употреблять для этого молитвы и пост. В самых книгах Моисея есть не мало предписании, указывающих еврею не только на строгое воздержание от употребления мяса, но и рыбное дозволяется употреблять не иначе, как с большою разборчивостью (Втор. 14 гл.). И для чего великий законодатель так часто и с такою подробностью внушал иудеям быть умеренными в употреблении пищи, как не для того, чтобы научить их воздержанию от того, что тяготит нашу плоть, а вместе с тем и душу? Заметим, что особенно научал он израильтян воздержанию от всего плотского в священные дни. И нужно сказать, что евреи, руководясь учением Моисея, предписывающим им посты, строго хранят их доселе. Они постятся пред наступлением почти каждого праздника. Новый год встречают они десятидневным постом и многие до звезды не едят даже хлеба. День очищения, евреи: также встречают молитвою и постом; а в самый день очищения, с утра до глубокой ночи, предаются молитве и не только не едят, но и воды в рот не берут; и все это, повторяем, потому делается, что у Моисея сказано: и смирите души ваша (в священные дни праздника). А по смыслу раввинов слова смирите души ваши значат, что нужно молиться и поститься, ибо сказано об одном из праздников:      есть бо день очищения сей вам, умолите пред Господом Богом вашим (Лев. 23, 27, 28). Кроме указанных и соблюдаемых евреями постов, есть у них и многие другие: пост, так называемый Цымгидали, пост Есфирь (в память избавления от угрожавшей гибели всему Израилю, вследствие наговоров царедворца Амана), и наконец пост в память осады Иерусалима. Но нам нет особенной надобности распространяться о том, что Ветхим Заветом предписываются евреям посты. Нам, как христианам, всего нужнее знать то, чему учит относительно поста Божественный наш учитель, Господь Иисус Христос, Который, как известно, Сам постился 40 дней в пустыне иорданской (Мф. 4, 2). По Его примеру, и Апостолы, по вознесении Господа, пребывали не только в молитве, но и в посте (Деян. 13, 3). А святая православная Церковь ясно и неоднократно указывает нам на важность поста; она матерински позаботилась распределить посты по временам года. Первый и главнейший пост есть святая и великая Четыредесятница или Великий пост, установленный в воспоминание сорокадневного поста Спасителя и в честь великого праздника Пасхи; второй пост есть пост Рождественский, в честь праздника Рождества Спасителя; третий пост – Петров, в честь первоверховных Апостолов, и четвертый пост Успенский, в честь праздника Успения Матери Божией. Святая Церковь, сверх сих определенных времен для поста, заповедала освящать постом еще некоторые дни: таковы среда и пятница каждой недели; потому что в среду воспоминается предание Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу – распятие и смерть Его. В эти постные времена и дни святая Церковь заповедала христианам воздерживаться не только от мяс, сыра и яиц, но часто от рыбы и даже масла.

И так видите, братия, что и Ветхий и Новый Завет и самая Церковь христианская указывают нам на важность и необходимость постов. Несмотря однако на все это, многие из нас, к сожалению, не соблюдают их, и что еще удивительнее, некоторые из новообращенных евреев, оправдывают свое нерадение к священному делу поста разными предлогами. Так, одни говорят, что посты имели будто бы большой смысл в какой ни будь Азии где мясо могло обременять человека и где люди могли питаться в изобилии разными фруктами, не имея нужды в употреблению мяса. Лжемудрствование это крещеные евреи, вероятно, могли услышать от некоторых наших современных, светски образованных русских; не в обиду будь им сказано: будучи сами невежды в христианских истинах, они развращают других и учат не соблюдать посты: уверяя, что это дело излишнее. Пусть за это судит их Бог. Другие же говорят, что они готовы бы соблюдать посты, но такие, которые соответствовали бы еврейским постам, например, ничего не есть до звезды целый день. Третьи же при рассуждении о посте намекают на то, что натолковано им было не в пользу христианских постов врагами христианства. Они говорят, будто бы христианские посты, и особенно среда и пятница, установлены Иудой Гатаной и не более, как для того, чтобы этим дать возможность евреям удобнее достать к шабашу лишних рыб и яиц. Христианин не будет есть в пятницу яиц, по причине своего поста, – и отдаст их непременно еврею. Нам помнится, как, бывало, в детстве, когда в нашем местечке крестьяне нанесут на рынок рыбы, которая, как они знают, весьма нужна евреям к субботнему дню, и когда евреям удастся прибрести ее за ничтожную цену, то наши, особенно хасиды, примутся хвалить мнимого святого Иуду за посты и приговаривают: «небось, святой Иуда знал, что придумал гоимам – христианам посты; не будь у них постов, нам бы пришлось в шабаш сидеть без рыбы; а ведь какой грех был бы это для нас!» (по уставу Талмуда, рыба и мясо составляют принадлежность субботнего обеденного стола).

Прежде всего спросим иудеев, от имени всех христиан: какой именно Иуда и когда установил христианские посты, с целью дать возможность чадам Израиля прибрести выгоднее рыбу на шабашь? Мы убеждены, что ни один еврей не ответит нам на это прямо, а скажет: некий Иуда Гатана (ученый и святой), – больше ничего. Найдутся, пожалуй, и такие евреи, которые возразят, что это был Иуда Искариот, который, заботясь об интересах иудейства и целости религии Израиля, по предании Иисуса Христа, занялся и этим делом, т. е. учреждением христианских постов. Но почему же об этом не повествует Талмуд? Можем уверить, евреев, что Иуде некогда было заниматься после предания Христа, делом установления христианских постов; ему было до себя; не могши вынести угрызения совести, за предание невинного Господа, он, как известно из Евангелия, в отчаянии удавился. И какой христианин послушался бы Иуды?

Принимая во внимание все это, всякий должен согласиться с нами, что все толки, распространяемые чадами Израиля, особенно фанатиками – хасидами, о христианстве и постановлениях Церкви Христовой, – нелепы и бессмысленны.

Теперь обратимся к тем из наших братий, которые, как мы заметили выше, желали бы видеть в Церкви Христовой такие постановления относительно поста, которые подходили бы к уставам синагоги, т. е. чтобы христиане воздерживались в постные дни от пищи до звезды. Прежде всего мы долгом считаем сказать этим господам, что православная Церковь не воспрещает христианами поститься и до вечера, если бы кто этого пожелал, и нужно сказать, что есть очень много православных христиан, которые целый день ничего не употребляют в дни постные16. Мы знали таких, которые великим постом по средам и пятницам не только до звезды не употребляли пищи, но и вечером ничего не ели, а когда они готовились к святому причастию и если приходилось исповедоваться в четверг (а им приходилось это часто потому, что они говели вместе с военными кантонистами, которых большей частью исповедуют в этот день): то они с этого времени до субботы и воды в рот не брали и лишь после обедни по принятии Святых Таин дозволяли себе употреблять пищу, и то самую умеренную. Видите, братия, что вам нет основания соблазняться тем, что христианские посты определяются не по звездам.

Дело тут не во времени, а в усердном исполнении поста. Вам стоить только беспристрастно рассудить и сравнить: как евреи отправляют свои посты и как отправляют их христиане. Я убежден, что вы придете к заключению, что последние лучше это дело исполняют, чем первые. Посудите в самом деле: что это за пост, когда им люди тяготятся? Ведь вы знаете, как иной еврей в день поста скучает, ждет – не дождется, когда смеркнется, то и дело выбегает на улицу и смотрит, – нет ли на небе звезды, чтобы можно было взяться за хлеб, и когда увидит хоть одну звездочку, то поспешно бежит в дом и кричит семейству: «я видел уж звезды на небе, – давайте скорее есть». Скажите на милость: можно ли это назвать достойным исполнением поста? Не даром Господь устами Исаии говорит к Израилю о их постах: постов ваших ненавидишь душа Моя. Не гораздо ли лучше делают христиане, которые в постные дни и употребляют пищу, но самую умеренную? Взгляните хоть на рабочих из христиан: что они едят в постные дни? Иной, наработавшись вдоволь, ест хлеб и запивает квасом, или же просто водой: и это продолжается семь недель сряду! Неужели это еще не пост?

Скажем, в заключение, несколько слов о тех, которые лжемудрствуя говорят, будто бы посты могли иметь смысл в одних только жарких климатах, там, где люди могли питаться фруктами. Мнение это ложно: оно опровергается и Евангелием и самою нашею жизнью, если только станем наблюдать, как она течет в обыкновенное время и как в дни поста. Во первых, Евангелие, указывая на пользу поста, как на спасительное средство для души, не делает никакого различия: в каких местностях поститься и в каких нет: оно вообще говорит: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лук. 21, 34). И так если излишнее употребление пищи, по учению Господа, может отягощать нашу плоть, взять верх над бодрствованием духа, а чрез это довести нас до греха, а пост может нас избавить от этого, то почему же такое спасительное средство, врачующее нашу душу, необходимо только в одних теплых климатах? Разве в холодных климатах не те же страсти волнуют нашу немощную плоть? О, Боже мой, везде от юности нашей борют нас многие страсти, и как же не предпринять против них средства, каковы: молитва и пост, составляющие особенный подвиг христианского благочестия и служения Богу? Да, пост, повторяем, есть действительное средство к врачеванию души, к умерщвлению страстей, распятию плоти со страстьми и похотьми (Галат. 5, 24).

Посмотрите в дни поста, особенно в священные дни Четыредесятницы, на самых, так сказать, разгульных людей: вы сразу заметите в них перемену, производимую постом; те самые, которые в мясоестные дни ели и пили излишнее и делали много неприличного, становятся совсем другими людьми: вы встретите их на улице, не с шумом и криком, а в православной церкви, на молитве, с сокрушенным сердцем. Что же так дивно изменило их к лучшему, как не христианский пост? Будем же, братия, и мы поститься, чтобы сделаться достойными сынами Церкви Xристовой.

* * *

16

Для примера и убеждения сказанного нами предлагаем прочесть весьма назидательные строки, помещенные в Духовной Беседе о подвижнической жизни покойного крестьянина Исидора Калиникова (Смотр. Церковную Летопись Духовной Беседы 17 октября 1870 г. 42).


Источник: Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде / соч. А. Алексеева. - 3-е изд., доп. и испр. - Новгород : тип. М. Сухова, 1878. - 320 с.

Комментарии для сайта Cackle