Азбука верыПравославная библиотекасвященномученик Александр ГлаголевОсновные черты ветхозаветного библейского учения об Ангелах
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


священномученик Александр Глаголев

Основные черты ветхозаветного библейского учения об Ангелах

Речь пред защитою диссертации на степень магистра богословия: «Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Опыт библейско-богословскаго изследования». Киев. 1900

   Учение Ветхаго Завета об ангелах стоит в непосредственной и внутренней связи с библейским учением о Боге. На это указывает уже еврейский термин: maleach, выражающий понятие такого посылания, движения и действия, субъектом котораго является Сам Бог: ангелы, maleachim, суть органы действования Божия в мире; в Боге имеют свое последнее основание все те функции деятельности, какия Библия усвояет ангелам. О том же говорит все содержание ветхозаветнаго библейскаго учения об ангелах. Как Бога Библия изображает преимущественно Богом откровения, Богом истории спасения, вообще, изображает главным образом ту сторону существа Божия, которая, так сказать, обращена к миру и человеку, — так и о природе и жизни ангелов самих в себе она говорит весьма мало, но весьма подробно и многосторонне изображает отношение ангелов к миру и человеку, служение ангелов в истории спасения или царства Божия на земле. Этому соответствует и значение греческаго ἄγγελος. Св. Кирилл Александрийский, например, говорит об этом имени: «τό γγελος ὄνομα λειτουργίας μλλόν ἐστιν, ἤπερ οὐσίας σημαντικόν (имя ἄγγελος есть обозначение скорее служения, чем сущности)».
   Вследствие этого, существенное содержание библейскаго учения о Боге находит отражение и восполнение в библейской ангелологии. «Творение» мира и человека Богом, промышление Божие о мире и людях, постепенное возстановление Богом первобытнаго миропорядка после и вследствие, привнесеннаго в мир грехом человека, разстройства, искупление, спасение и освящение Богом людей, а с ними и всей твари — таковы те вечныя истины, в круге которых вращается учение Библии о Боге. Во всех этих отношениях библейское богословие излагает учение о Боге совместно с учением об ангелах. Так, идея творения мира Богом выражалась бы неполно и односторонне, если бы не была распространена и на мир духов, если бы Бог представлялся только творцем мира внешняго и человека; в резком контрасте с разнообразием и богатством мира внешняго стояла бы скудость, однообразие мира духовнаго, который бы состоял тогда из однех человеческих душ, и этим косвенно, повидимому, оправдывалась бы доктрина пантеизма, что Абсолютное достигает сознания только в человеческом духе — и нигде выше. Между тем учение о сотворении Богом и мира ангельскаго предполагает полное раскрытие и проявление в творческой деятельности Божией свойств Божиих: премудрости, благости и всемогущества, и вообще вполне отвечает библейскому понятию о Боге, как существе всесовершеннейшем, и о мире, как достойном Его совершенства творении, совершенно устраняет упомянутое лжеучение и вместе имеет неизмеримо-широкое нравственное приложение, представляя людям идеал тварнаго совершенства и достойнейшаго служения Богу — в ангелах. «Промышление» Божие о мире и людях понималось бы нами превратно, если бы мы не имели в виду того основного библейскаго воззрения, что Бог проявляет Свою промыслительную деятельность в мире не только непосредственно или чрез безличныя посредства, но и особенно чрез ближайших Своих служителей — ангелов, делая чрез то Свои промыслительныя действия наиболее доступными, удобоприемлемыми для людей. «Ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих» (Псал. 90:11) — таков постоянный, в сущности, образ библейскаго представления о промысле, (ср. Иер. 16:17), представления, неотделимо связаннаго с идеею служителей Промысла Божия — ангелов. Но Промысл Божий не есть только продолжающееся всегда вседержительное управление Божие миром, но он есть вместе и возстановление последняго в первозданную его красоту и совершенство, возстановление, достигаемое по мере устроения спасения людей или так наз. домостроительства. Содействие (служебное) ангелов спасительным планам домостроительства есть неотъемлемый признак служения ангелов, положения их в ряду творений Божиих и явлений их на земле.) Мысль священнаго писателя послания к Евреям (1, 14): «не вси ли» (т. е. ангелы) «суть служебнии дуси» (λειτουργικὰ πνεύματα), «в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» — проникает все библейское воззрение на ангелов и более или менее присуща всем библейским местам, говорящим о них. Этого рода деятельность ангелов в Ветхом Завете всецело сосредоточивалась около деятельности Божественнаго Ангела Иеговы, Христа в Его ветхозаветном действовании, как в Новом Завете средоточием деятельности ангелов служит воплотившийся Господь Иисус Христос, по слову Его: «отселе узрите небо отверсто и ангелы Божия, восходящия и нисходящия над Сына человеческаго» (Иоан. 1:51). Ангел-Бог и ангелы тварные постепенно и постоянно уготовляли наступление спасения человечества. Но этот процесс возстановления первобытнаго миропорядка необходимо соединялся с борьбою Божества и ангелов с злыми духовными силами, утвердившими свое влияние и действие в мире, вследствие вошедшаго в него «завистию диаволею» (Прем. 2:24) греха, — борьбою, имевшею целию изгнание «князя мира сего вон» (Иоан. 12:31; 16, 11), а затем, в полноте времен, возглавление ангелов и людей во Христе (Ефес. 1:10). В осуществлении же этого процесса и сами злыя духовныя силы в целях всеединаго Промысла являются невольными служителями и исполнителями его мировых предначертаний.
   Такова сущность библейской ангелологии. Из сказаннаго о ней сама собою открывается глубокая важность ея в системе библейскаго богословия. Но этой важности предмета совершенно не отвечает положение вопроса о нем в библейском богословии, как науке. Здесь нас поражает скудость относящихся к библейской ангелологии трудов. «Почти невероятно, говорит один изследователь1, что предмет столь очевидной важности все еще остается не чем иным, как некоторою terra incognita». Не только в русской богословской литературе, но и на западе до последняго времени не существует специальнаго ученаго труда, посвященнаго нашему предмету2. Выражающееся в этом, недостаточно внимательное отношение к нашему предмету со стороны западных библеистов объясняется у одних из них рационалистически-мифологическою тенденциею в понимании ветхозаветнаго библейскаго учения об ангелах, у других — тем предразсудком, будто это учение находится в генетической зависимости от вавилонской и мидоперсидской теологии. Нельзя, впрочем, не назвать двух весьма серьезных трудов по «новозаветной» ангелологии, немецкаго — Otto Everling’a, Die paulinische Angelologie und Dämonologie, 1888 г., и русскаго, печатавшагося одновременно с нашею работою, — проф. Н. Н. Глубоковскаго «Учение св. апостола Павла о добрых и злых духах», 1900 года, из которых первое содержит немало указаний на ветхозаветныя библейския свидетельства об ангелах, а второе — обильный, критически обработанный, материал касательно ангелологии иудейской апокрифической и раввинской литературы. Историко-критический метод изследования, примененный в нашей работе, несколько сближает ее с только что названными библейско-богословскими трудами.
   Применение этого метода в своем изследовании дало нам возможность убедиться в совершенной самобытности ветхозаветнаго библейскаго учения об ангелах и злых духах и в глубоком, существенном различии его от теогонических идей вавилонской теологии, от учения о духах в маздеизме и от воззрений на демонов греческаго классицизма. Языческое воззрение на духов в каждой из этих религий насквозь проникнуто политеизмом и неизбежно зиждется на натуралистической основе; ветхозаветное библейское учение об ангелах есть подлинное произведение и существенная часть богооткровенной и духовной религии ветхозаветной. Имея самобытный корень или источник в первооткровении, и сохраняясь путем предания, учение Ветхаго Завета об ангелах раскрывалось в исторической постепенности, в течение слишком тысячелетняго периода, обнимаемаго священными книгами Ветхаго Завета. Конечно, развитие в строгом смысле, по присущим человеческой логике схемам, здесь едва-ли может быть констатировано, и требовать строго-логическаго генесиса даннаго учения в истории было бы неуместно уже по тому одному, что советы, пути и помышления Божии — не советы, пути и помышления человеческие, но отстоят от них, как небо от земли (Ис. 55:8-9). Так, например, учение книги прор. Даниила об ангелах представляется более развитым и богатым, чем учение о том же предмете кн. пр. Захарии, происшедшей, по церковному воззрению, позже первой книги. Было бы, однако, поспешно и не научно — на этом основании — относить происхождение кн. пр. Даниила к позднейшему времени; напротив, следует уяснить названный факт из условий места и времени происхождения одной и другой священной книги. Тем не менее различия, и при том весьма характерныя, между древнейшими библейскими данными об ангелах и позднейшими ни в каком случае не могут быть отрицаемы. Например: древнейшия библейския повествования говорят только о внешне-объективном вестничестве ангелов; более поздния писания периода пророков упоминают, кроме того, и о внутреннем, психическом воздействии ангелов на людей, частнее — на пророков. Источник этого движения вперед заключался не в натуральной эволюции духовной жизни Израиля, но в непрестанной просвещающей, усовершающей и воспитывающей деятелыюсти Промысла в отношении к народу — носителю Откровения. Все в целом учение об ангелах в Ветхом Завете запечатлено печатию дивнаго Божественнаго снисхождения к человеческой восприемлемости, и это-то снисхождение с неизреченною мудростию педагогии постепенно более и более одухотворяло небесныя ангельския явления и откровения людям, возвышая вместе требования нравственной чистоты и духовности от последних для принятия тех откровений: в древнейшее время говорится, например, о вкушении чувственной пищи ангелами, являвшимися людям, о борении Ангела с человеком — так осязательно-конкретны были явления ангелов в то время, позднее читаем о явлениях ангелов в ореоле небесной возвышенности, неземного величия... Если же факт поступательнаго движения в раскрытии ветхозаветнаго библейскаго учения об ангелах (как и в раскрытии богооткровеннаго содержания ветхозаветной религии вообще) не подлежит сомнению, то применимость в библейско-богословском изложении этого учения метода историческаго не требует оправдания или доказательства: в том ведь и существенное отличие библейскаго богословия от систематической догматики, что первое излагает вероучительный материал в его исторической последовательности и обстановке, а последняя — более или менее отрешенно от того и другого.
   Тем более очевидна уместность историческаго (с разделением на периоды и применительно к отдельным священным книгам) изложения, подлежащаго изследованию, библейскаго материала, что ангелология и демонология в Ветхом Завете, помимо самостоятельнаго значения, имели важное служебное значение в отношении к раскрытию ветхозаветной христологии, как и само ангельское служение в Ветхом Завете направлялось и сводилось к уготовлению спасения людей и приготовлению их к принятию Христа. Но как приготовление это могло совершаться только путем многовековаго историческаго процесса, так и христология раскрывалась с строгою постепенностию в течение целых веков: никто не станет отрицать различий в мессианском содержании, например, Пятокнижия, книги псалмов и книг пророческих; тоже имеет полную силу и в отношении ангелологии и демонологии: коренясь в живом предании от времен первобытных, учение об ангелах и злых духах — параллельно с учением о Мессии — исторически выяснялось и раскрывалось в связи с историческими обстоятельствами и внешними и внутренними условиями жизни народа Божия.
   Не столь существенно применение историческаго метода изложения к тем библейским данным об ангелах, которыя касаются вышеземной, премирной сферы деятельности ангелов3. Изображая по преимуществу деятельность ангелов в мире видимом, вдохновенная мысль богопросвещенных писателей время от времени приподнимает завесу и на премирную деятельность ангелов, — на премирное служение их Богу духов. Представляя здесь ангелов в непосредственной близости Божества, всегда созерцающими Его славу и песнословящими Его безконечное совершенство, пророческая мысль с очевидностью выражает ту истину, что ангелы суть существа высшия человека, ближайшия к Богу и совершеннейшим образом служащия Ему в небесной области бытия, при чем между этими первенцами создания Божия существуют различныя степени совершенства. (Этим косвенно опровергается мнение, что ангелы, как служебные духи, ниже человека). Но священные писатели вместе с тем представляют небесную церковь сынов Божиихъ — ангелов стоящею в самом тесном общении с церковию земною: славословие, возносимое Богу ангелами, стоит в тесной связи с гимном хвалебным, поднимающимся с земли, от людей и прочих творений Божиих. Пророческому взору открывается также небесное служение ангелов на спасение и пользу людей, небесное предстательство их пред Богом за людей, составляющее основу или источник их земного действования этого рода. И это служение ангельское созерцается пророками, так сказать, в расширенных размерах — простирающимся не только на отдельных людей, но и на целые народы и царства, и не на одни внешния обстоятельства жизни человеческой, но и на внутренние, даже сокровеннейшие помыслы людей, и не только на мир людей, но и на мир физический и проч. Усматривают, наконец, тайнозрители и сокровенную деятельность злых духов, совершающуюся по допущению Божию и производящую гибельныя последствия в жизни людей и мира, не без участия однако в этом злой воли человека. Важность этой стороны библейскаго учения очевидна, по скольку именно здесь ангелы представляются не безличными медиумами действования Божия, но разумно-сознательными и свободно-волящими существами высшей духовной природы, почему и откровение Бога чрез посредство ангелов не есть дело натуральной необходимости, но дело Его всесовершенной свободы, всемогущества, благости и премудрости. Только эта сторона не выдвигается на первый план в организме библейскаго учения, в педагогических целях домостроительства, а потому не может быть констатирована и прослежена и историческая постепенность в раскрытии данной стороны. (Этим именно объясняется отличие третьей главы изследования от всех остальных: вместо историческаго порядка изложения применен систематический).
   Посильное объединение обеих сторон предмета и уяснение раскрытия их в связи с мессианскою идеею в Ветхом Завете составляет основную идею предлагаемаго труда.
   В какой мере осуществлена эта и другия задачи сочинения, решение этого принадлежит суждениям моих просвещенных читателей и критиков; а прежде всего — моих почтеннейших гг. оппонентов.

1   Klöpper. Der Brief an die Kolosser. Berlin. 1882, S. 232. Anm. 3.
2   В брошюре H. Oehler’а, Die Engelwelt, вышедшей в свет в 1898 году и нами полученной уже по окончании работы, высказывается лишь в качестве pium desiderium, что желательно было бы появление труда, обследующаго раскрытие учения об ангелах по всей Библии и детально излагающаго вопросы об Ангеле Иеговы, о тварных ангелах и имени Иегова Саваоф, о херувимах, о влиянии религий других народов на представления израильтян об ангелах, и под. (S. 20).
3   Таково ветхозаветное библейское учение о херувимах и серафимах, составляющее содержание третьей главы нашего изследования; таковы же свидетельства об ангелах в изображении пророческих видений, равно и вдохновенно-поэтическия изречения о них в псалмах (вторая глава изследования, passim).


Источник: А. Глаголев. Основныя черты ветхозаветнаго библейскаго учения об ангелах. (Речь пред защитою диссертации на степень магистра богословия: "Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Опыт библейско-богословскаго изследования". Киев. 1900). // Журнал «Труды Киевской духовной академии" - 1900. - Томъ III. - Киев: Типография И. И. Горбунова, 1900. - С. 447-456.