профессор Александр Васильевич Иванов

Третье Послание Апостола Иоанна.

Подлинность Послания.

Третье Послание Апостола Иоанна, подобно второму, было признано подлинным только в позднейшее время. Кроме краткости Послания и назначения к частному лицу, главным поводом к сомнению в его подлинно­сти служило то, что Апостол упоминает о некоем Диотрефе, который по честолюбию не принял Иоанна, чего – говорят – с Апостолом не могло слу­читься, как с Апостолом. Но если принять во внимание то, что Диотреф был учеником другого кого-нибудь, а не Иоанна, то понятно, почему он мог явиться противником не только учеников Иоанна, о которых собственно говорит Апостол, но и самого его (3Ин. 9­1Кор. 1:11–12). Дионисий Александрийский (у Евсевия, Ц. Ист., 7:25), Ориген, Евсевий (там же, 6:25) и Иероним (ad Paulin, ep. 7; ad Evagr. 80), хотя и говорят о сомнении древних в этом Послании, но сами считают его каноническим. Климент Александрийский, по свидетельству Евсевия и Фотия, писал толкования на все 7 Собор­ных Посланий.

Лицо, к которому написано Послание.

Послание написано к Гаию; но из трёх Гаиев, о которых упоминает Свя­щенное Писание (Рим. 16:23­1Кор. 1:14; Деян. 19:29; 20:4), ни один не мо­жет быть принят за одно лицо с этим Гаием, так как все они были ученика­ми Апостола Павла, хотя некоторые и утверждают, что это был Гаий Коринфянин, отличавшиеся странноприимством (Рим. 16:23). Гаий 3-го Послания Иоанна был членом одной Малоазийской Церкви, потому что Апостол на­деялся скоро лично видеться с ним (стихи 10 и 14).

[Примечание. Третье Послание очень сходно со вторым по слогу, и по мыслям, и можно думать, что они написаны одновременно. Поводом к написанию могло быть возвращение некоторых Посланных Апостолом Иоанном учеников, не при­нятых Диотрефом, и сообщение ими известия о странноприимстве Гаия. Желая возблагодарить Гаия за это и известить о своём скором приходе, Апостол напи­сал ему это краткое Послание].

Главный предмет содержания Послания.

Апостол молит Бога и радуется о странноприимстве Гаия, просит и впредь поступать так же со странниками ради Бога (1–8); поминает о недобром поведении Диотрефа и обещает придти и обличить его в этом (9–10), просит Гаия не подражать злу, хвалит добродетель некоего Димитрия и, обещая больше поговорить об этом при личном свидании, посылает приветствия ему и друзьям, от себя и от друзей (11–15).

Примечания для последовательного чтения.

Стих 2. Во всех молюся (о тебе) благоспеятися тебе и здравствовати. Апостол не только желает Гаию успеха во всём, но и молится Богу о даровании ему успеха. Этим приветствием Апостол научает и всех Христиан предварять или сопровождать свои благожелания ближних молитвою к Богу.

[Не от того ли, в самом деле, очень часто наши самыя искренния благожелания и поздравления обращаются в пустыя фразы общепринятой вежливости, что мы при этом обыкновенно забываем о Боге – Источнике всех благ и всякого успеха, и не просим Его о том, чтобы наши благожелания ближним осуществлялись на деле].

[Стих 4. Моя чада – указывает, что Гаий был ученик Апостола Иоанна].

Стих 7. О имени Его изыдоша, ничтоже приемлюще от язык. Странни­ки, о которых упоминает здесь Апостол, были проповедниками Евангелия, которые, чтоб не причинить ущерба проповеди, не пользовались ничем от новообращённых (Сравните 1Кор. 9:18; 2Кор. 11:7; 1Сол. 2:9).

Стих 9. [Писах Церкви. В течении своего долгого пребывания в Церквах Малоазийских Апостол мог неоднократно писать Послания; но из них до нас дошли только три.

Впрочем, в Синайской и некоторых других Греческих рукописях читаем: έ̉γραψα ὰ̉ν τη (или τι) ε̉κκλησία, и Вульгата переводит: scripsissem forsitan: я, может быть, написал бы. В таком случае Апостол считал лучшим лично обличить Диотрефа, опасаясь, что Послание его не будет принято им).

Первенстволюбец, о̉ φιλοπρωτεύων. Некоторые считают Диотрефа епископом, или предостоятелем Церкви; но одно это название не даёт повода счи­тать его предстоятелем – вероятно, это был влиятельный член общества, в доме которого собирались некоторые Христиане на молитву, и где Диотреф, как хозяин, мог распоряжаться по своему произволу, так что мог даже из­гонять из Церкви не нравящихся ему лиц.

Стих 10. От Церкве изгонит. Изгнание здесь не отлучение, которое упот­реблялось в древней Церкви только в крайних случаях против еретиков, а просто удаление от участия в Богослужениях, в вечерях любви, как это делалось Иудействующими по отношению к Христианам из язычников, и наоборот. Предполагают, что Диотреф был из Христиан обрезания – вот почему он мог поносить и самого Иоанна, как на это жалуется Апостол – и не при­нимал Посланных от него (1Кор. 11:18; Гал. 2:12→).

[Стих 12. Нам совершенно неизвестен тот Димитрий, который заслужил такия похвалы от Апостола и свидетельство от самой истины, то есть от Бога, за свои добродетели. Но он, конечно, был очень известен той Церк­ви, к которой принадлежал Гаий].


Вам может быть интересно:

1. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Второе Послание Апостола Иоанна. профессор Александр Васильевич Иванов

2. Толковый Апостол. Соборные послания – ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА епископ Михаил (Лузин)

3. Отрывки толкований на Соборные Послания – Толкование на первое послание св. Иоанна святитель Иоанн Златоуст

4. Толкование на послание к Евреям – Глава 1 блаженный Феодорит Кирский

5. Новый Завет (перевод под ред. еп. Кассиана [Безобразова]) – 3-е Соборное Послание Апостола Иоанна епископ Кассиан (Безобразов)

6. Толкование на Третье послание святого апостола Иоанна Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

7. Послание к Ефесянам – Глава 1 преподобный Ефрем Сирин

8. Толкование на послание к Титу Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

9. Толкование на третье Соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова – Глава I профессор Александр Павлович Лопухин

10. Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова – Глава первая преподобный Иустин (Попович), Челийский

Комментарии для сайта Cackle