профессор Александр Васильевич Иванов

Второе Послание Апостола Иоанна.

Подлинность Послания.

Второе Послание Апостола Иоанна оспаривалось у него до IV-го века. В последнее время критика возобновила древния сомнения против подлин­ности сего Послания и, на основании приводимых Евсевием (Ц. Ист. 3:25) и Иеронимом (De vir. ill с. 18) мнений, стала приписывать его то некоему Ефесскому пресвитеру Иоанну, о котором упоминает Папий (у Евсевия, Ц. Ист. 3:39) как о своём учителе, и которого могилу видел блаженный Иероним (De vir. ill. с. IX), то Евангелисту Марку, называемому в книге Деяний (12:12,25; 15:37) Иоанном.

Причиною сомнений древних служили частию краткость Послания и малоизвестность его, зависевшая от частного назначения его для одного лица – частию отсутствие имени Апостола в надписи Послания. Апостол называет себя только старцем (пресвитером), что могло дать повод приписывать это Послание другому лицу. Но рядом с сомнениями древних мы имеем и сви­детельства о принадлежности этого Послания Апостолу Иоанну и о веровании Древней Церкви в его подлинность. Каталог Муратория говорит о несколь­ких Посланиях Иоанна. Святой Ириней (Adv. haer. 3:16.3,8) цитирует из этого небольшого Послания три стиха (7,8,11). Аврелий Африкан, в Деяниях Собо­ра Карфагенского (256-й год), ссылается на это Послание. Климент Александрийский (Strom. 2:15), Ориген (у Евсевия, Ц. Ист. 6:25), Дионисий Александрийский) (там же, 7:25) и, наконец, сам Евсевий (Demonstr. evang. 3:5) считают это Послание подлинным. Иероним (ер. ad. Evagr.) приводит начало этого Послания. И хотя древний Сирский перевод – Пешито не имеет этого Послания, но святой Ефрем Сирин цитирует его, как подлинное. Нако­нец, дух Послания, заметное, несмотря на краткость Послания, сходство содержания и языка его с первым Посланием и признание Вселенскою Цер­ковью с IV-го века (Собора Лаодикийского 364 года правило 60-е; и 3-й Собор Карфагенский 397 года правило 47-е) устраняют всякия сомнения в его подлинности.

Лицо, к которому написано Послание.

Послание написано к ε̉κλεκτή κυρία, και τοις τέκνοις αυ̉τής. Но кто эта ε̉κλεκτή κυρία, толкователи не соглашаются. Одни, например, Афанасий Великий (в Синопсисе), принимают слово κυρία за собственное имя, очень употреби­тельное в древности, и думают, что это была какая-нибудь диаконисса в Малой Азии; а некоторые (Карпцов) хотят даже доказать, что эта Кирия есть не кто иная, как Марфа, сестра Лазаря, так как Сирийское имя Martha есть то же, что κυρία, domina, и что сестра ея, о детях коей говорится в 13-м стихе, есть Мария. Другие, следуя мнению Климента Александрийского (Adumbr. in 2 Ioann.), принимают за такое же собственное имя ε̉κλεκτή и считают её Вавилонянкой, и притом тою самою, от которой будто писал приветствие Апостол Пётр (1Пет. 5:13): но в таком случае и сестра ея, о которой упоминается в конце Послания (стих 13), носила бы то же имя. Гораздо справедливее принимать оба этих слова за нарицательныя имена, как это сделано в нашем Славянском и Русском переводах и как в Вульгате: старец избранней госпоже, где под именем избранной госпожи разумеется некая почтенная женщина, уверовавшая во Христа через Апостола Иоанна и наставляемая потом от него через Послание. Климент Александрийский (Adumbr. in 2 Ioann.) и за ним другие (Hieronym. ep. ad Ageruch) под этой избранной госпожой разумеют Церковь, как у Апостола Петра (1Пет. 5:13); а детей ея сестры считают членами Церкви Ефесской, откуда Иоанн писал это Послание. Однако для такой точки зрения нет достаточных оснований.

[Примечание. Ни из Послания, ни из Предания нельзя определить време­ни и места написания Послания. Так как Послание упоминает о тех же лже­учителях, о которых была речь в первом Послании, и притом почти теми же словами (Сравните 1Ин. 4:1–3; 2Ин. 7), то происхождение второго Послания Иоанна можно относить к тому же времени и месту, к которым относится и первое Послание].

Общее содержание Послания.

Так как Апостол не хотел писать на бумаге всего того, что имел в уме написать, то Послание содержит в себе только краткий очерк, только отры­вочные истины, не строго связанные между собой и не развитые последо­вательно.

После Апостольского приветствия, в котором Апостол называет себя πρεσβύτερος, то есть старший и как бы старейший (из Апостолов) и говорит о своей любви к чадам избранной госпожи (стихи 1–3), он радуется, что они право ходят в истине, и просит госпожу, чтобы она соблюдала древнюю заповедь о взаимной любви, объясняя при этом, что любовь состоит в исполнении заповедей Божиих (4–6). Апостол не упоминает здесь, что между этими заповедями главная – веровать во имя Сына Божия Иисуса Христа (1Ин. 3:23), предполагая это известным; но предостерегает только, что пришли многие обольстители и антихристы, отметающие Пришествие Иисуса Христа во плоти, и просит не увлекаться их лжеучением, чтобы не потерять награ­ды за труд: потому что отступление от учения Христова лишает общения с Самим Богом (7–9). Завершая Послание советом не принимать в дом и не приветствовать подобных лжеучителей, Апостол обещает придти сам и ус­тами к устам говорить о сем предмете; наконец, посылает приветствие от детей сестры избранной госпожи (10–13).

Примечания для последовательного чтения.

[Стих 1. Старец, о̉ πρεσβύτερος. Название приличное Апостолу и по воз­расту – так как это Послание могло быть написано им в глубокой старости (Смотрите время написания 1-го Послания) – и по уважению, которым он пользовался в Церкви, как единственный остававшийся в живых Апостол. Здесь πρεσβύτερος­ε̉πισκοπος. Ихже аз люблю воистину, и не аз точию, но и вси разумевшии истину – - Христиане. Это замечание Апостола о любви всех истин­ных Христиан к чадам госпожи яснее всего доказывает, что это была какая-то отдельная личность, а не Церковь].

Стих 4. [Обретох от чад твоих ходящих во истине. Это не означает, что только некоторые из чад госпожи ходили во истине, потому что такое замечание было бы похоже на успех; и едва ли даже означает, что не все чада ея были обращены в Христианство, потому что Апостол в приветствии говорит вообще о чадах госпожи – а может указывать на личное свидание Апостола только с некоторыми из чад госпожи].

Ходить в истине не означает только быть Христианином, просвещён­ным евангельскою истиною, но ходить перед Богом и преуспевать в исполнении заповедей Его, как ходили в истине и угождали Богу: Енох и Ной, Авраам и Исаак, Моисей и Самуил, Давид и Езекия (4Цар. 20:3), Захария и Елисавета (Лк. 1:6) и все прочие праведники.

Стих 11. Глаголяй ему радоваться, сообщается делом его злым. Апостол не позволяет принимать к себе в дом и приветствовать лжеучителей – конеч­но, не в том смысле, чтобы избегать и случайных встреч и сношений с ними, потому что в таком случае, как замечает Апостол Павел (1Кор. 5:10), нам надлежало бы выйти из мира сего: но в том, чтобы не принимать их в дом как учителей, и не приветствовать как единомысленных братий – пото­му что только такое общение делает Христиан участниками злых дел лжеучи­телей.

[Стих 13. Приветствие от детей сестры показывает, что они были бли­жайшими учениками Иоанна и находились при нём, как при Апостоле Павле его ученики].


Вам может быть интересно:

1. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Третье Послание Апостола Иоанна. профессор Александр Васильевич Иванов

2. Толковый Апостол. Соборные послания – ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА епископ Михаил (Лузин)

3. Толкование на Второе послание святого апостола Иоанна Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

4. Отрывки толкований на Соборные Послания – Толкование на первое послание св. Иоанна святитель Иоанн Златоуст

5. Толкование на послание к Евреям – Глава 3 блаженный Феодорит Кирский

6. Первое послание к Фессалоникийцам – Глава 1 преподобный Ефрем Сирин

7. Новый Завет (перевод под ред. еп. Кассиана [Безобразова]) – 2-е Соборное Послание Апостола Иоанна епископ Кассиан (Безобразов)

8. Толкование на послание к Титу Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

9. Толкование на Второе Соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова – Глава I профессор Александр Павлович Лопухин

10. Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова – Глава первая преподобный Иустин (Попович), Челийский

Комментарии для сайта Cackle