епископ Александр (Светлаков)

Крещение Господне

К великому делу служения Своего спасению рода человеческого от власти диавола Спаситель наш Иисус Христос приготовлялся в глубокой тиши и безвестности. Малый и незначительный город Галилейский – Назарет, где Он жил со Своею Пречистою Матерью в доме Иосифа-древоделя1, Своего попечителя, был для него местом приготовления. И св. Евангелие изображает это время в таких кратких словах: Отроча́ же растя́ше и крепля́шеся ду́хом, исполня́яся прему́дрости: и благода́ть Бо́жия бы на не́м. И бы повинуяся има (Иосифу и Марии – Матери). И Иису́с преспева́ше прему́дростию и во́зрастом и благода́тию у Бо́га и человек. (Лк. 2:40, 51–52). В такой безвестности и безмятежии (только на 12-м году Своей земной жизни явил Он знамение призвания Своего – (Лк. 2:41–51) пробыл Он до 30-го года жизни. Теперь наступило время, и Он имел право законное выступить на дело служения, как учитель народный. В это время в стране Иорданской проповедывал Иоанн (сын Захарии и Елизаветы), названный Предтечей Господним, и призывал всех к покаянию, как необходимому условию для вступления в имеющее открыться царство Божие. И многие приходили, и принимали от него крещение покаяния, и предуготовлялись к принятию Грядущего (т. е. Иисуса). Видя это, многие размышляли и недоумевали об Иоанне: еда той есть Христос? – Но он ответом своим разрешил это недоумение: а́з у́бо водо́ю креща́ю вы́: гряде́т же креплий мене́, ему́же несмь досто́ин отреши́ти реме́нь сапогу́ его́: то́й вы́ крести́ть Ду́хом святы́м и огне́м: (Лк. 3:15–16), и этим указал, по особому откровению Свыше, на высокое значение Иисуса. А между тем, среди других, грядет на Иордан к Иоанну и сам Иисус, чтобы принять крещение и прикосновением к водам Иорданским Своего пречистого естества освятить их во освящение людей. Иоанн никогда не видел Спасителя, но Духом Святым открыто было, что тот, на кого при крещении сойдет Дух, и есть Христос. Трепет и благоговейный страх объемлет Крестителя при виде Грядущего к нему для крещения, да водам освящения дар подаст и всякого человека ко крещению приведет, и он в изумлении говорит: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Се Агнец Божий, вземляй грехи мира... и аз неведах Его, но да явится Израилеви (Ин. 1:21, 31). Но воля Бога Отца должна была притти к своему исполнению. Выразительно воспевает это св. Церковь в своих песнопениях: «Просветителя нашего, просвещающаго всякаго человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею и трепещет, рукою показует Eго и глаголет людем. Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления…. Зовет и вопиет брение Зиждителю: что ми повелеваеши, яже выше мене? Аз требую Твоего Крещения“ (стих. на Г. воззв.). «Трепетен бысть Предтеча, и возопи глагола: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку?“ (ст. на освящ. воды).

Во св. Евангелии о событии крещения Господня повествуется так: приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его, и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь (т. е. не препятствуй): ибо тем надлежит исполнить всякую правду (т. е. определение Божие о спасении людей). Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:13, 17).

Так благоугодно было Богу Отцу в самом вступлении на общественное служение явить божественную славу Единородного Сына Божия, принявшего на Себя человеческую природу, и показать высокое призвание Его; теперь ясно было видно, что Он помазан Духом Святым и по человечеству, паче причастник своих (Евр. 1:9), и есть во истину Христос (Помазанник) и – возлюбленный Сын Бога Отца. Посему Креститель Христов Иоанн теперь дерзновенно и исповедует: и аз видех, и свидетельствовах яко сей есть Сын Божий (Ин. 1:34). Поэтому праздник Крещеная Господня и называется еще Богоявлением, так как тут открылось торжественное явление Бога во Святой Троице: Бог Отец – воглас с неба, Бог Сын – в крещении, Бог Дух Святый – в сошествии на Него в виде голубя. Это воспевает св. Церковь в праздничном тропаре: «во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение (т.е. подтверждал глас отца). Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе“.

Таким образом Крещение Господне служит посвящением Сына Человеческого, Иисуса Христа, на Его высокое призвание служения людям во избавление их. Поэтому день Крещения или Богоявления издревле почитался наравне с днем Рождества Христова, великим праздником; и св. Церковь всегда воспоминала его радостно и торжественно, во свидетельство великих и спасительных плодов для верующих: очищения от грехов, помазания Духом Святым и усыновления Богу Отцу. Так исповедует св. Церковь: спасти хотя заблуждшаго человека, не несподобился eси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил eси нас (стих, на Госп. воззв.). Все исполнил еси смотрение, Спасе наш, да спасеши мир явлением Твоим, едине Человеколюбче (лит. стих.).

Поэтому св. Церковь и призывает всех верующих к участию в радости, воспевая: Днесь всяка тварь просвещается, днесь всячeская веселятся, Небесная вкупе и земная, Ангели и человецы смешаются, идеже бо Царево пришествие, и чин приходит. Тецем убо на Иoрдан и видим вси Иоанна: како крещает Верх Нерукотворенный и Безгрешный? Темже, апостольский глас припевающе, согласно возопием: явися благодать Божия спасительная всем человеком, озаряющи и подающи верным велию милость (стих. на Госп. воззв.).

Сообразно с высоким торжеством и Богослужение этого дня совершается также торжественное, как в день Рождества Христова. В навечерие (называемое сочельником) после часов, называющихся царскими, в полдень совершается литургия св. Василия Великого, предваряемая вечернею, на которой в паремиях (13) св. Церковь воспоминает древние пророчества, касающиеся общественного служения Иисуса Христа. – В первой прообразовательно указывается на наше возрождение и просвещение в таинстве крещения (Быт. 1:1–13); во второй изображается самое таинство в образе расступившихся, по повелению Божию, вод Чермнаго моря для прохождения израильтян (Исх. 14:1–28); третья говорит о водах Мерры, силою божественною обращенных из горьких в сладкие (Исх. 15:2–27); четвертая напоминает о переходе евреев чрез Иордан, как по суху (Нав. 3:7–17); пятая – о переходе Илии и Елисея чрез Иордан (4Цар. 2:6–15); шестая – об очищении Неемана в водах Иордана (4Цар. 5); в седьмой изображается духовное возрождение и призывание к очищению: измыйтеся и чисти будете (Ис. 1:16–20); в восьмой – всесильная благодать Божия над водами (Быт. 32:1–10); в девятой – взятие Моисея (младенца) из воды (Исх. 2:5–10); в десятой – благодать Божия, явившаяся на руне Гедеона (судии) (Суд. 6:37–40); в одиннадцатой – на жертве Илии на горе Кармильской (3Цар. 18); в двенадцатой – над водами Иерихона – при Елисее пророке (4Цар. 2); в тринадцатой – неизреченное милосердие Божие к людям и благодатная им помощь чрез крещение (Исх. 46:8–15).

Днесь яви́ся бо благода́ть Бо́жия спаси́тельная всем человеком, наказу́ющи на́с, да отве́ргшеся нече́стия и мирски́х по́хотей, целому́дренно и пра́ведно и благочестно поживе́м в ны́нешнем веце (Тит. 2:11–12), и Сам Бог явися в среде людей в лице Сына Своего Иисуса Христа; и св. Церковь торжественно выражает это на всенощном и утреннем Богослужении в пророческой утешительной песне: с нами Бог. Разумейте язы́цы, и покаряйтеся, яко с нами Бог (Ис. 8). В этом единении с людьми, на служение которым выступил Иисус Христос чрез крещение свое в водах Иорданских, чрез освящение Духом Святым по человечеству и свидетельствующий глас Бога Отца, заключается как истинный источник радости духовной, так и указание пути, по которому мы должны следовать, чтобы соделаться достойными этого царства Божия, к которому призывает всех Христос: «покайтеся! приближибося царствие Божие», в этом явлении заключается истинное начало нашего ожидания и утешения, потому что Он явился, как истинный свет, просвещающий каждого человека, грядущего в мир, просветить нас во тме и сени сме́ртней седящих (Мф. 4:16), и спасти по благодати, явльшейся просвещением Спасителя (2Тим. 1:9–10). Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, воспевает св. Церковь, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси свет неприступный (конд.). Благочестивый читатель! Да будет всегда в памяти твоей, что и над каждым из нас совершалось подобное тому, что было на Иордане. Каждый из нас погружался в купель крещения, как в Иордан, и на нас сходил Дух Святый во св. миропомазании, и нами усвоено драгоценное имя чад Божиих. Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе, говорит св. апостол, елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:20–27). Но сохраняются ли нами те великие обеты, которые даны при крещении, – обеты истинной, неуклонной веры во Христа, всегдашней тесной связи с ним, послушания и преданности св. Церкви? Цел ли в нас залог благодати Духа Святого, тогда нами полученный? Достойно ли мы ходим высокого звания чад Божиих? Стараемся ли мы быть истинными храмами Св. Духа и отверзтыми ли всегда держим сердца свои для грядущего к нам Спасителя нашего? Эти вопросы всегда важны и всегда должны воспоминаться, но в день Крещения Господня, положившему начало нашему обновлению и очищению, приводить их себе на память всего ближе и естественнее. Молю Тя, скажу словами св. апостола, досто́йно ходи́ти зва́ния, в не́же зва́н еси, со вся́ким смиреному́дрием и кро́тостию, с долготерпением, и любовию (Еф. 4:1–2), – звания, начало которого полагается во св. крещении.

Особенность богослужения этого дня составляет великое Водоосвящение. Св. Церковь издревле совершает его двукратно (в навечерие и в самый праздник) в воспоминание крещения, когда Иисус Христос погружался в водах Иорданских. «Да водам освящения дар подаст». Освящение воды в навечерии установлено св. Церковью в память крещения оглашенных (т.е. наученных св. истинам), которое в древности они принимали большей частью в навечерие Богоявления, – и совершается в храмах, потому что в храмах же совершалось и крещение оглашенных, а совершаемое в праздник – собственно в воспоминание Крещения Господне, и совершается вне храмов, на реках, колодцах и т.п., потому что и Иисус Христос принял крещение от Иоанна на реке Иорданской, и совершается с большей торжественностью, в крестном ходе.

Богослужение великого освящения воды состоит в воспоминание пророчеств (что проводится в читаемых при этом (3) паремиях – (Ис. 12:35, 55), в воспоминание значения их и самого события – в чтении Апостола (1Кор. 10:1–4), – Евангелия (Мк. 1:9–11), – в молитвах, призывании Божия благословения на воды ("Ты убо человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Св. Духа Твоего, и освяти воду сию, – Сам и ныне Владыко освяти воду сию Духом Твоим Святым, – так взывает служитель церкви) и в троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня, во образ погружения Господа в водах Иордана. Таким образом освященная вода называется в православной Церкви великой агиасмою святыней, и употребляется как для окропления храмов, так и для жилищ верующих.

Великая любовь и неизреченная милость явлены нам Спасителем нашим в добровольном Его крещении в водах Иорданских; наш долг быть благодарными к Нему и являть себя подражателями Ему. Взирающе на Христа, смиряющагося волею, – заключу словами св. Церкви, – даже и до рабия образа, под крепкою Его руку ныне смиримся, духом вземшися: яко да крещаема сего чистыми делы почтим (2 янв. на веч. п.6).

* * *

1

Древоделя (церковнославянский словарь) – древоделатель, мастер по дереву, плотник. – примечание электронной редакции.


Источник: Крещение господне / Еп. Александр. - Москва : тип. О-ва распространения полез. кн., 1893. - 16 с.

Комментарии для сайта Cackle