иером. Иннокентий (Глазистов)

Учили ли святые отцы о всеобщем спасении?

Источник

Огромную опасность для духовной жизни представляет учение о конечности вечных мук (всеобщем спасении), или «апокатастасис», которому уделяет особое внимание один известный современный богослов, несмотря даже на то, что это учение было предано анафеме на 5 Вселенском соборе.

Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена, ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым»

[Схолия: Преподобный отец указывает на то мнение Оригена, Пятым Вселенским Собором в 553 году осужденное, по которому все люди, даже самые нечестивые, и диаволы, претерпев долгие муки в геенне огненной, будто бы очистятся наконец и будут помилованы.]

Далее мы предлагаем Вашему вниманию полный разбор ссылок на святых отцов, которых сей муж пытается представить в качестве доказательства своей позиции. Непредвзятый анализ покажет, что святые отцы учили прямо противоположному.

Итак, начнём! (Приводится сначала дословная цитата, затем её разбор)

1 На Евангелие указывает святитель ГРИГОРИЙ ПАЛАМА: «Слово Божие… приняло плоть такую, какая у нас, и хотя совершенно чистую, однако, смертную и болезненную, и ею, как богомудрою “приманкойˮ, Крестом поймав началозлобного змия, освободило от него весь человеческий род; ибо когда тиран пал, всё тиранствуемое освободилось; и это ― именно то, что Сам Господь в Евангелиях говорит: связан сильный, и расхищены сосуды его (ср.: Мк.3:27)». + +/-

Неверное толкование- Св. Григорий говорит о свободе как о возможности спастись для праведников, но не как о насильственном даре, данном грешникам, не стремящимся к спасению. Свобода – это возможность спастись, но не само спасение, начало, но не конец претрудного пути. Далее в 16 гомилии говорится о необходимости аскет. усилий для спасения.

2 АПОСТОЛ ПЕТР: Христос… находящимся в темнице, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, погибшим при потопе во дни Ноя… мертвым, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет. 3, 19–20; 4, 6). · + – –

Неверное толкование – сравнительный пример для побуждения к покаянию принят за догму об апокатастасисе. Мысль о том, что были спасены все находившиеся во аде, вступает в глубокое противоречие со сравнением, которое проводит ап. Петр между усопшими и живыми, а также с предыдущими словами о необходимости добродетельной жизни.

3 Преподобный МАКСИМ ИСПОВЕДНИК объясняет эти слова: «…Писание называет “мертвыми” людей, скончавшихся до пришествия Христа, например, бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причинённые друг другу. Им и была благовествуема, по словам святого Петра, великая проповедь спасения ― когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, ― для того, чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых». – – –

Обрезанная цитата А.И. вырезал ключевые слова, о том, что спасены не все, а «уверовавшие» и бывшие в аду «НЕ за неведение Бога». Также в греч.вместо слова веруя во Спасителя в конце стоит прош. время! Πιστεύσαντες. Далее в той же амбигве прп. Максим предлагает понимать под «мертвыми» тех, кто носит в себе мертвость Спасителя, то есть вступил на глубокий путь христианской аскезы.

4 АПОСТОЛ ПАВЕЛ: Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою Одного всем человекам оправдание к жизни (Рим.5:18). + – –

Неверное толкование вне контекста (и традиции) Ст. 18, 19 отличаются: смерть – всем, преслушании/оправдании – многим.

5 Блаженный ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ объясняет: «Через оправдание единого Христа на всех людей излилась благодать, дающая им и оправдание вместо греха и жизнь вместо смерти». + – –

Речь идет о возможности спасения, а не для актуальности для всех: если святые отцы учат о Христе Спасителе как о Подателе спасения и Дарителе жизни для всех, это не означает, что все являются автоматическими получателями спасения и жизни.

6 АПОСТОЛ ПАВЕЛ: Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его… Последний же враг истребится ― смерть… (1Кор. 15, 21–23,26). · + + –

Исстребление смерти и греха не означает изглаживания греха или оправдания греха, но победу над смертью как средоточием греха.

7 Блаженный ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ объясняет: «Обратите внимание на основание рода, и увидите, что за прародителем последовали и потомки, и все стали смертными; потому что он приял смертность. Так всё естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения». + – –

Вырвано из контекста, см. далее: «после воскрсения будет различие целомудренно живших и тех, кто жил в невоздержанности, больных неверием и сияющих верой… и по необходимости добавил “Каждый в своем чине”. … агнцев поставит одесную, а козлищ ошуию».

8 Святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК: «Так всюду прошло обо́женное (Христом) человеческое естество, чтобы Собою проложить путь восстановлению всех людей. Это и выражает апостол, когда говорит: человеком смерть, человеком и воскресение». + – –

Ложное толкование – потенция вместо актуальности; Выдергивание из контекста и искажение смысла автора

9 «Христос воскресший есть начаток, в котором положено основание и указан путь всеобщего воскресения; а чрез это воскресение совершится окончательное восстановление [греч. ― ἀποκατάστασις] падшего человечества, и явление его в предназначенной ему славе и в свойственном ему свете и совершенстве». + -- –

Вырвано из контекста: ПРЯМО ИСКАЖЕН СМЫСЛ НА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ. Начиная толкование, свт. Феофан пишет: «все оживут о Христе, но не все вкусят блаженной жизни о Нем, оживут прежде для суда, а по суде – для приятия участи, какую кто заслужил», однозначно исключая учение об апокатастасисе всех: «о нехристовых промолчал, чтоб не омрачать светлой картины воскресения, давая доразуметь о них читающим самим».

10 АПОСТОЛ ПАВЕЛ: Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог все во всем (1Кор. 15, 28). Блаженный ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ: «Так, наконец, будет Бог всяческая во всех, когда все избавлены будут от грехопадений, и к Нему обратятся, и не будут уже принимать в себя наклонности к худшему». +/- +/- –

Избавление от грехопадений означает несовершение грехопадений, а не абсолютное прощение былых грехопадений тем, кто не хочет в них каяться. Более дословный перевод: «когда все будут освобождены от падений (то есть не смогут более грешить), и обращены к Нему, и не будут принимать устремления к худшему».

11 Блаженный ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ: «Ибо когда враги будут под ногами Сына, а Сын не противится Отцу, но как прилично Сыну покоряется Отцу, тогда, конечно, Бог и Отец будет все во всех. Некоторые же говорят, что этим, то есть покорностью всего, означается прекращение зла. Ибо когда не будет греха, очевидно, что Бог будет все во всех… все будем богоподобны, все будем вмещать в себе Бога, и только Его». + – –

Описание будущего в бытийных категориях ставит под вопрос существование зла, которое тем не менее остается в наличии в неактивном и пораженном силою добра статусе. Более полный контекст: «Если употребил выражение более смиренное, чем следовало, то не удивляйся. Ибо Павел, когда хочет уничтожить что-нибудь с корнем, обыкновенно употребляет усиленные выражения... Ныне мы противимся Богу: неверующие – тем, что не признают Его, верующие тем, что многие работают страстям, и поэтому-то мы не покорены. Но когда одни признают Того, Кого ныне отвергают, а другие, мы, отстанем от страстей в жизни сей, тогда, без сомнения, можно сказать, что Сын покорился».

12 АПОСТОЛ ПАВЕЛ: Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1Кор. 15, 54–55). Святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК объясняет: «Когда тление таким образом изгнано будет из всех областей бытия и всюду воцарится бессмертная жизнь, тогда всё преисполнено будет радостью жизни». + – –

Далее Свт. Феофан говорит: «тотчас же припомнил, что то состояние еще впереди, хотя несомненно верно; мы же еще на пути к нему должны исполнять условие, чтобы, вступив в область бессмертия, начать вкушать блаженство, а не мучение».

13 АПОСТОЛ ПАВЕЛ: Христос за всех умер (2Кор. 5, 15–16). Святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК: «Апостол разумеет не верующих только, но всех людей, живущих во всякое время». «Всех людей, говорит, понимаем мы теперь не как плоть и кровь: родился, жил и умер, ― а как лица, предназначенные воспринять в себя начала Божественной жизни, в залог воскресения и преславной жизни в нетлении… Дело жизни о Христе Иисусе, или духовного в Нём оживления человечества, только началось при апостолах; в массу человечества положена только закваска и проникла лишь ближайшие слои, но так как она предназначена была проникнуть всё, то святой Павел в этом начатке оживления человечества мог созерцать уже оживлённым и всё его». + – –

Свт. Говорит только о праведниках: «указывая в уверовавших уже, от плоти отрешившихся и начавших просиявать духовною жизнию чрез возрождение к ней благодатию Святого Духа».

14 АПОСТОЛ ПАВЕЛ: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения (2Кор. 5, 19). · ὡς ὅτι θεὸς ἦν ἐν Χριστῷ κόσμον κατα­λλάσ­σων ἑαυτῷ μὴ λογιζό­με­νος αὐτοῖς τὰ παρα­πτώματα αὐτῶν καὶ θέ­με­νος ἐν ἡμῖν τὸν λόγον τῆς κατα­λλαγῆς Святитель ИОАНН ЗЛАТОУСТ: «Как же Он примирил?.. Оставив им согрешения: иначе не был бы и друг. Потому (апостол) и сказал далее: “Не вменяя им прегрешений их”. Действительно, если бы Он захотел требовать отчёта во грехах наших, то все мы погибли бы… Но, при таком множестве грехов наших, Он не только не потребовал нам наказания, но и примирился с нами; не только оставил грехи наши, но и не вменил их нам». + – –

Здесь речь о милостивом Боге, прощающем грехи тех, кто кается в них, а не тех, кто их оправдывает. О тех, кто «во Христе»

15 Блаженный ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ объясняет: «Отец примирил нас с Собою… показавший такую близость к людям, что не только не наказал их, но и примирился с ними, и не только простил их, но и не вменил им грехов. Ибо если бы Он захотел требовать отчёта, то все погибли бы». +/- – –

Обрезанная цитата, пропущен ключевой фрагмент: «примиряющий с Собою мир через Христа», т.е. примерение осуществляется во Христе, т.е. в Церкви. Далее пишет: «… не переставайте увещевать их, пока не убедите». Из этого толкования очевидно, что получить примирение с Богом можно только в результате принятия увещания, то есть исправления

16 АПОСТОЛ ПАВЕЛ: Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2, 14–15). Блаженный ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ: «Ибо все мы были повинны греху и наказанию, но Он… на кресте разрушил грех и наказание». +/- – – Пропущено: «Это уничтожил Христос учением, то есть верой, ибо не делами, а учением веры разрушил то». Далее: «тогда наступит и наша слава, если мы окажемся достойными».

17 Это провозвещал и древний ПРОРОК ИСАИЯ: И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это (Ис. 40, 5). + – - Это одно из пророческих мест о пришествии Христа Спасителя, но не о всеобщем спасении

18 На утрене Страстной Пятницы: «Рукописание наше [грехов] на Кресте растерзал еси, Господи, и, вменився в мертвых, тамошнего мучителя связал еси, избавль всех от уз смертных Воскресением Твоим» (тропарь на Блаженных). + – – Речь во всех богослужебных текстах идет как и выше о потенциале спасения, однако доступному лишь тем, кто им воспользуется

19 «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим…» + – – аналогично

20 «Христе, да от адова поглощения избавиши человечество» + – – аналогично

21 «Вси земнороднии возрадуются» + – – аналогично

22 Христос, «умертвивый смерть», «смертию смерть поправ», «смертное жилище разори». + – – аналогично

23 «Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение, иной, вечной жизни начало, и радостно прославляем Совершившего это ― Единого благословенного и препрославленного Бога отцов» ― Христа. + – – аналогично

24 «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества» (воскресный тропарь 2-го гласа). + – – аналогично

25 «Разрушил еси Крестом Твоим смерть» + – – аналогично 26 «Се бо прииде Крестом радость всему миру» + – – аналогично

27 «Днесь спасение миру бысть» + – – аналогично

28 АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ: «Грешник по смерти пройдёт через страдание огня, дабы, быв очищен огнём, он спасся и не мучился непрестанно». – + +

За текст святого отца выдается подложное сочинение! (Ambrosiaster, Commentaria in Epistolam ad Corinthios Primam, 17, 0200C )

29 АМФИЛОXIЙ ИКОНИЙСКИЙ: «Когда явился аду, Он разорил гробницы его и опустошил хранилища… все были отпущены… воссиял свет и рассеялась тьма». – – –

В цитате эти слова говорятся от первого лица Самим Христом. Изменение первого лица на третье искажает текст. Христос говорит о схождении во ад в контексте домостроительства спасения. Выражение «все были отпущены» можно перевести как «Все стали освобождаться». Глагол несовершенного вида подчеркивает начало действия. Опустошение гробниц – это литературный прием, говорящий о воскресении, но без оправдания тех, кто недостоин вечной жизни. Воссияние света в совершенном виде говорит о внезапности появления во аде Христа Спасителя. В греческом тексте стоит выражение от лица Христа: «Я воссиял как свет…».

30 АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ: «Он Тот, Который древле вывел народ из Египта, а напоследок всех нас, или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвёл из ада». · ? – –

Неверное понимание. «все» или «весь род» – это не все человечество, а богоизбранный род христиан (сменивший богоизбраный род), надеющийся на спасение в соотвтетствии своей вере во Христа Спасителя. Кажется, что говорится о победе и спасении всех, но далее в том же трактате уточняется: «Как только Спаситель воскрес телом, уже смерть не страшна, все уверовавшие во Христа попирают ее как ничто, и более предпочитают умереть чем отречься от веры во Христа».

31 АФАНАСИЙ (САХАРОВ, †1962): «Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадёжно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление». + +/- –

Ложный вывод. Здесь утверждение о широте милости Божией, но какой бы широкой она ни была, эта широта не отменяет Божественной справедливости. Свт. Афанасий далее: «Как над усопшими неправославными самым неправославием своим лишившими себя права именоваться от Церкви «верными», петь обычный на панихиде общий канон за усопших, имеющий характерное краегранесие: «умирающим верным осмое плету пение»? Как произносить о неправославном ектенийные прошения, не поступаясь своею ревностью о православии? это будет неуважение к Церкви Православной, проявлением равнодушного отношения к православной вере, показателем религиозного индифферентизма, что если вообще не должно быть у людей верующих».

32 ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ: «Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною жертвою за мир, всех оправдать Своею кровью».

+ – – Ложный вывод. Эти слова свт. Василий вкладывает в уста святого Симеона Богоприимца как пророчество о имеющем родиться Богомладенце. Праведный Симеон утешает Деву Марию, указывая на то, что ее колебания и волнения напрасны, ведь Христос спасет всех. Иными словами, кровь Христова прольется за всех и будет способна искупить всех, кто захочет воспользоваться плодами этого искупления.

33 ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: «...невоспринятое не уврачевано; но что соединилось с Богом, то и спасается. Если Адам пал одною половиною, то воспринята и спасена одна половина. А если пал всецелый, то со всецелым Рождшимся соединился и всецело спасается». + -- --

Речь вообще не о том! (всецелого человека = из души и тела, а не всех людей)

34 Он писал даже о возможности огненного крещения в аду: «Может быть, они [отпадшие] будут там крещены огнём ― этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха». + – –

Смысл утверждения свт. Григория обратный. В данном месте он обличает тех, кто самоуверен в своей «чистоте» и выбирает не путь Христов и святых отцов, но свой, ведущий в погибель. «Последнее крещение» огнем – это не спасание через огонь, а погибель. В словах свт. Григория Богослова содержится скрытая аллюзия на Евангельское речение о крещении Духом и огнем. Святые отцы понимали крещение огнем – наряду с разными толкованиями – как наказание на страшном суде. Именно это толкование соответствует мысли свт. Григория, который дальше пишет о подлинной читстоте и подлином очищении, соответствующем празднику Божествненных Светов. Именно так и понимал это место свт. Марк Эфесский в своем трактате с опровержением чистилища – как место с учением о «постоянном», а не «временном» огне.

35 ГРИГОРИЙ НИССКИЙ: «По совершенном устранении зла из всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале». + – –

Он обращает свое слово утешения об усопших к верующим христианам, в то время как неверующие не способны на такую скорбь надежду и идут путем смерти.

36 ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ: «За нас Пострадавший… снисшедши в преисподнюю… вывел пленные души, и ад соделал пустым». + – +

В самой цитате говорится о страдании Христовом для уничтожения наших страстей. Тем самым могут быть спасены те, кто стражается со страстями, но не все подряд. Далее указывает, что еретики (Василид и пр.) будут в аду.

37 ИОАНН ЗЛАТОУСТ: «Никто пусть не страшится смерти, потому что освободила нас смерть Спасителя! Схваченный ею попрал ее, сошедший во ад пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его... Встретив Тебя в преисподней, он огорчился, потому что потерпел поражение, огорчился, потому что потерпел посмеяние. Взял тело, а нашёл Бога, взял землю, а встретил небо, взял то, что видел, а напал на то, чего не видел. “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победаˮ (1Кор. 15, 55)? Воскрес Христос, и ты низвержена! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе!» + – -

Начальные призывы-приглашения: «Аще кто благочестив и боголюбив». Именно к благочестивым обращено данное слово, то есть к членам Церкви Христовой, стремящимся к духовному совершенству. В корпусе оригинальных, сомнительных и подлжных сочинений свт. Иоанна Златоуста ок. 58 раз встречается выражение «вечное наказание» – О язычниках и Иуде Златоуст говорит, что они в аду.

38 ЕФРЕМ СИРИН не сомневается, что «во гласе Господа [при сошествии в ад] ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу [во Втором Пришествии], который совершенно упразднит его». + +/- –

Перед цитируемым местом говорится, что праведники вышли из гробов при схождении Христа во ад, но не грешники. Но что означает полное упразднение ада в конце? Его можно понимать как потерю злом и злыми силами какой-бы то ни было активности. На Страшном Суде ад из места притяжения к себе грешников превратится в место соблюдения в себе грешников и тем самым не будет расти и существовать как растущий живой организм.

39 ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК: «Всех одарённых свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных… ибо нет лицеприятия у Бога (Рим.2:11)». + – –

Вне контекста. Речь идет о возможности покаяния.

40 ИСААК СИРИН: «Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечётся в нетление, и падшего во ад восставит в славе?.. Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздаёт Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость ― воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости ― привести нас в бытие, когда мы не существовали». + – –

Речь идет о милости к кающемся грешникам

41 «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Бога, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там ― такой человек думает невыразимо богохульно о Боге... Такой... клевещет на Него». + + +

Сочинения из сирийского корпуса, «Псевдо-Исаака»: автор иной, чем прп. Исаак. К тому же источники мысли – осужденные Церковью еретики- Данная цитата взята из цитат Пс.-Исааком Феодора Мопсуэтского и Диадора Тарского.

42 «Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби ― тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся после сотворения, и которых Он всё-таки сотворил». + + +

Ссылки на экзотические мнения Феодора Мопсуэстийского и Диадора Тарсийского – двух из трех глав, осужденных на V Вселенском Соборе вместе с Оригеном и его учением о всеобщем восстановлении – никак не могут реабилитировать учение о всеобщем восстановлении и спасении в общей традиции Церкви.

43 МАКСИМ ИСПОВЕДНИК: «Тогда же повреждённые силы души с течением времени сбросят память о зле, укоренённом в душе, и, приближаясь к пределу всех веков и не находя места покоя, душа придёт к Богу, у Которого нет предела; и таким образом благодаря знанию, а не соделанному добру, душа воспримет свои силы обратно и будет восстановлена [греч. ἀποκαταστηναι] в своём изначальном состоянии…» – – –

Искажение цитаты: «οὕτως τῇ ἐπιγνώσει, οὐ τῇ μεθέξει τῶν ἀγαθῶν» перевести правильнее как «посредством ясного знания, а не причастия [Божественных] благ» Речь идет о восстановлении естества и сил души, но не причастию Бога (спасению)!! Какой же толк от сил души в аду?? Другие места прп. Максима, где говорится о вечности мучений: qu. dub. 99, Thal. 59, amb. 65. Учение об апокатастасисе у прп. Максима подробно исследовано Поликарпом Шервудом ( см . Максим Исповедник 2007а, с. 478–494). Вывод Шервуда однозначен – никакого учения о всеобщем спасении у прп. Максима нет

44 СИЛУАН АФОНСКИЙ: «Мы должны иметь только эту мысль ― чтобы все спаслись». Однажды к преподобному Силуану пришёл некий монах-пустынник, который говорил: «Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне». Пустыннику эта идея доставляла нескрываемое удовольствие. Но старец Силуан ответил с душевным волнением: «Ну скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» «А что поделаешь, сами виноваты», ― ответил пустынник. Тогда старец сказал со скорбью: «Любовь не может этого понести... Надо молиться за всех». + + +

Противоречие Consensus Patrum. Невозможно предположить, чтобы все эти апостолы, святители, преподобные не понимали Евангелия или, что «невыразимо богохульно», сознательно противились Христу, уча о конечности мучений непокорных и духовно мёртвых и «спасении всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных».

ИТОГО: Из 44 цитат: точных цитат – 38 (86%); неточных – 4(9%); несоотв. авторство – 1(2%); не найдет греч. первоисточник – 1(2%).

Содержание соответствует контексту: в 5 случаях (11%); соответствует частично – в 3 (7%); не соответствует контексту – в 36 (82%).

Автор выражает мысль первоисточника: правильно в 3 случаях (7%) – из них в 2 цитируются осужденные Церковью еретики, а в 1 случае цитируется подложное сочинение; частично правильно – в 4 случаях (9%), неправильно – в 37 случаях (84%).

Вывод каждый пусть сделает самостоятельно.

Цитаты приводятся по книге: Осипов А. И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. М., 2008.


Источник: Иннокентий (Глазистов), иером. Учили ли святые отцы о всеобщем спасении? [Электронный ресурс] // Иннокентий Глазистов.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle