профессор Алексей Степанович Павлов
- 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права 4K
- Курс Церковного права 42K
- Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и русского церковного права 557
- Неизданный памятник русского церковного права XII века 1.1K
- Номоканон при Большом Требнике 12K
- Отрывки греческого текста канонических ответов русского митрополита Иоанна II 868
- Памятники древнерусского канонического права 42K
- Первоначальный славяно-русский Номоканон 1.8K
- По поводу некоторых недоумений в науке православного церковного права 707
- Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве и духовном родстве : [Ответ проф. Бердникову] [на его кн.: "О восприемничестве при крещении и о духовном родстве как препятствии к браку"] 67
- Сборник неизданных памятников византийского церковного права 806
- Сокращенный курс лекций церковного права 712
- Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права 1.2K
- Памятники древнерусского канонического права 42K
- Курс Церковного права 42K
- Номоканон при Большом Требнике 12K
- 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права 4K
- Первоначальный славяно-русский Номоканон 1.8K
- Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права 1.2K
- Неизданный памятник русского церковного права XII века 1.1K
- Отрывки греческого текста канонических ответов русского митрополита Иоанна II 868
- Сборник неизданных памятников византийского церковного права 806
- Сокращенный курс лекций церковного права 712
- По поводу некоторых недоумений в науке православного церковного права 707
- Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и русского церковного права 557
- Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве и духовном родстве : [Ответ проф. Бердникову] [на его кн.: "О восприемничестве при крещении и о духовном родстве как препятствии к браку"] 67
- Памятники древнерусского канонического права 42K
- Курс Церковного права 42K
- Номоканон при Большом Требнике 12K
- 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права 4K
- Первоначальный славяно-русский Номоканон 1.8K
- Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права 1.2K
- Неизданный памятник русского церковного права XII века 1.1K
- Исторический очерк секуляризации церковных земель в России 1.1K
- Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян 987
- Отрывки греческого текста канонических ответов русского митрополита Иоанна II 868
- Сборник неизданных памятников византийского церковного права 806
- Догадка о происхождении древнерусского предания, которое называет первого русского митрополита Михаилом Сириным 737
- Сокращенный курс лекций церковного права 712
- По поводу некоторых недоумений в науке православного церковного права 707
- Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и русского церковного права 557
- Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве и духовном родстве 163
- Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве и духовном родстве : [Ответ проф. Бердникову] [на его кн.: "О восприемничестве при крещении и о духовном родстве как препятствии к браку"] 67
профессор Алексей Степанович Павлов
Канонист, историк права. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
Биография
Родился в семье причетника Томской епархии, в детстве отличался выдающимися способностями, в шесть лет самостоятельно научился читать, благодаря лицевым изображениям, висевшим в доме его отца, и знал наизусть все святцы, любому человеку мог назвать день ангела-хранителя, помнил когда какой святой вспоминается в Православной церкви. Местный правящий архиерей Агапит (Вознесенский), посещая свою епархию, встретился с ребёнком; поговорив с мальчиком Алексеем и убедившись в его способностях, архиерей подарил мальчику золотой.
После окончания в 1854 году Тобольской семинарии, поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1858 году первым магистром богословия. Был оставлен преподавать в ней литургику и каноническое право (первую свою лекцию Павлов прочитал 10 января 1859 года); магистр богословия (1860). Позднее — профессор канонического права Казанского, Новороссийского. С 1876 года — ординарный профессор кафедры церковного законоведения/церковного права юридического факультета Московского Императорского университета; заслуженный профессор Московского университета (с 1884).
Опубликовал в «Записках Казанского Университета» значительные статьи «О Кормчей…» (1864), «Личные отношения супругов по римскому праву» (1865), «Об участии мирян в делах церкви» (1866), «Первоначальный славяно-русский Номоканон» (1869), в «Записках Новороссийского Университета» — «Исторический очерк секуляризации церковных земель в России» (1871) и «Номоканон при Большом Требнике» (1872), в «Записках Академии Наук» — «Наказной список по Стоглаву» (1873). Отдельными изданиями вышли «50-я глава Кормчей Книги» (М., 1887) и «Книги законные, содержащие в себе в древнерусских переводах византийские законы» (М., 1888). Под редакцией Павлова вышел сборник «Памятники древне-русского канонического права» (1880, 2-е изд. 1910 под редакцией В. Бенешевича).
Дважды награждался Уваровской премией. Был почётным или действительным членом многих учёных обществ.
В. О. Ключевский полагал, что Павлов — «один из лучших знатоков канонического права в современной Европе».
