профессор Алексей Степанович Павлов

Неизданный памятник русского церковного права XII века

В сборнике XV века, принадлежащем Московскому Публичному Музею № 2515 (из собрания покойного А. Н. Попова № 147), находится на лл. 174–184 одно древнерусское архиерейское поучение духовенству, не надписанное ничьим именем и вообще оставленное писцом без всякого оглавления, но в высокой степени интересное по своему содержанию и языку. Ознакомившись с этим поучением при самом поступлении указанной рукописи в Музей, мы тогда же решились издать его вполне, как необходимое (хотя, к сожалению, и запоздалое) дополнение к своему сборнику памятников русского канонического права ХI–XV в., напечатанному по определению и на средства Археографической Комиссии в VI томе Русской Исторической Библиотеки. Исполняя теперь это намерение, считаем себя обязанными предпослать своему изданию нисколько замечаний по вопросу о вероятном авторе поучения и о самом поучении, как памятнике древнерусского церковного права, литературы и языка.

Поучение несомненно принадлежит одному из новгородских владык XII века. В речи автора часто слышатся известные особенности тамошнего говора: венечь, конечь, тачех, отричалъся и т. п. Кроме того, он не раз упоминает в своем поучении о «святой Софии» и в одном случае называет ее настолько «неубогою», что она могла бы прокормить какое угодно число попов, опасающихся, при известном обстоятельстве, «помереть с голоду» (статьи 14 и 30). Время написания поучения довольно точно определяется на основании следующих данных в его содержании. С одной стороны, автор говорить своим слушателям: «вы сами ведаете, оже наша земля недавно хрьщена», и припоминает некоторые речи «первых поповъ» своей родины (ст. 12), с другой – ссылается уже на «устав блаженнаго Нифонта» (ст. 10), то есть, своего знаменитого предшественника, носившего это имя († 1156). Наконец, в поучении находится одна такая черта, которая дает возможность прямо указать личность автора и назвать его по имени. Он говорит о себе, как бывший приходский священник, еще недавно поставленный на святительство по «избранию» своей прежней братии – новгородских попов, которые поэтому и называли его «своим». – «Се Богови, братие, тако изволшу и святей Богородице и вашей молитве, – так начинает свою речь поучающий владыка, – оже мне худому немощно вы отречися сего (священнаго) и великааго сану, егоже несмь достоин былъ. Н то Богови съведущю и пресвятей Матери Его, яко не сам его възискахъ, н убоявся соуда Божия и вашей любви, иже до моей худости. Да якоже изволили мя есте и приноудили на се дело, такожо вы пакы достойно есть и послушати. Не рците тако: «свой ны есть, да что ны хочеть створити?» Н оже, братие, погодится что телесное, т надеюся на Бога и на святоую Богородицю, яко всяко не хощю озлобити васъ, своей братии: ни на то бо есмь въшелъ, а то Бог весть и вы. Аже что либо погодится душевьная вина, ано того не лга преступити, ни речи тако: «свой есмь имъ, да того деля оумлъчю, не хотя братии своей досадити». Не раз автор поучения ссылается на пример своей прежней священнической практики и домашней жизни. Так, предписывая своим слушателям прочитывать «запрещальныя» (заклинательные) молитвы при крещении по 10 раз каждую, как показано в «уставе блаженнаго Нифонта и в Молитвеннике» (Требнике), он дозволяет в случае нужды прочитывать их 9 раз заранее на дому, а в 10-й – при самом крещении, и при этом замечает: «тако вы и аз творилъ» (ст. 10). Или, убеждая свою бывшую братию не ходить после вечерни перед праздниками на пиры, в надежде на «добыток от пьяных людей», он сознается: «и сами бо ся есмы с теми мысльми бороли; а егда же есмы послоушали их и пошли по вечернии в пиръ, тьгда не добыл ничтоже. А егда же съседел дома есмь, тъгда ми вдал Богъ, егоже (чего) ни в 10 пиров не добыти» (ст. 1 в конце). Все это на наш взгляд решительно говорит в пользу принадлежности издаваемого поучения второму преемнику Нифонта новгородского, не менее знаменитому тамошнему владыке Илье-Иоанну (1165–1186), который, по свидетельству местных летописей, до своего возведете на владычный двор, «священствовал у святаго священно-мученика Власия, на Волосове улици»1. Догадка эта подтверждается и тем обстоятельством, что ближайшие преемники Ильи-Иоанна, которые могли бы еще говорить: «наша земля недавно крещена» и помнить «первых поповъ» новгородских2, обыкновенно избирались уже из монахов, а не из мирских попов.

Таким образом, к двум до сих пор известным памятникам древне-русского канонического права, несомненно или только по нашей догадке принадлежащим названному новгородскому владыке, – к постановлению, купно с белозерским епископом, по двум случаям при совершении литургии, и к «въпрошаниям Ильиным» с ответами на них епископа Нифонта3, – нужно отнести еще и третий – настоящее поучение, которое, кстати заметить, оказывается во многих местах почти буквально сходным с сейчас упомянутыми ответами Нифонта4, что́ и уполномочивает нас признать автора «въпрошаний» Илью за одно лицо с владыкою, поучающим теперь своих бывших собратий – новгородских попов.

Из приведенных начальных слов поучения видно, что оно составлено было владыкою Ильей в первый год его святительства (то есть, в 1166 году). Затем из всего содержания поучения, обращенного исключительно к попам, можно с полною вероятностью заключать, что оно было произнесено в воскресенье па первой неделе. великого поста, когда, по общепринятому в те времена правилу, ежегодно составлялись епархиальные соборы, почему и самое это воскресенье называлось (как и теперь называется) «соборным» или «сборным». В поучении есть и прямое указание на то, что оно говорено было в начале великого поста: «а се пакы пришел есть великы пост» (ст. 18). Епархиальные соборы собирались, говоря словами одного весьма древнего русского памятника, «на исправление церковных вещей» и на «принятие» духовенством от своего архиерея «истиннаго разума» относительно исполнения своих пастырских обязанностей5. Вот почему и все дошедшие до нас древнерусские архиерейские поучения, составленные для произнесения на этих соборах, обыкновенно имеют характер служебных инструкций и, по своему содержанию, относятся не столько к области нравоучения, сколько к области церковного права6. Таково же и настоящее поучение новгородского владыки Ильи. Оно содержит в себе ряд наставлений и правил о поведении и обязанностях духовенства и о разных ненормальных явлениях в жизни приходских пастырей и пасомых. В духовенстве поучающий владыка обличает: 1) пьянство и хождение на пиры после вечерни накануне праздников и совершения литургии (ст. 1); 2) лихоимство (ст. 2); 3) нерассудительную строгость в наложении епитимий на кающихся (ст. 3 и 7); 4) участие в народных играх (ст. 4); 5) небрежность в совершении таинства крещения (ст. 10); 6) мытье в бане утром перед обеднею (ст. 12); 7) обычай вносить в олтарь так называемый канун (особый поминальный напиток), благословлять его здесь и распивать, принимать приносимые сюда заупокойные яства, даже скоромные, и класть под престол разные несвященные вещи (ст. 23); наконец – 8) автор упоминает о каких-то тайных «душевных винахъ», несовместимых со священством, оставляя их каждому на суд своей собственной совести (ст. 14 и 15). В жизни народа владыка Илья отметил в своем поучении: 1) то-же пьянство, особенно в великий пост (ст. 18); 2) неблагоговейное стояние в церквах, в чем преимущественно обвиняются женщины, о которых в поучении замечено: «отиноудь бо не ведаем ся (= сия, вин. пад. множ. женск. р.), почто ходяче» (ст. 24); 3) крестные целования, то-есть, злоупотребления присягою (ст. 21: «вы бо сами ведаете, оже в нашемь граде мнози гыбять в томъ»); 4) хождение женщин к волхвам (ст. 17); б) невенчальные браки (ст. 19), и 6) соблюдение разных других языческих обычаев и обрядов (ст. 26). Наставления новгородского владыки, касающиеся двух последних предметов, заслуживают особенного внимания и требуют особенного разъяснения. Первое изложено так:

«Аже кто покается оу васъ, ти боудеть не венчался с женою, н любо боудеть в вечере привелъ, или оумчалъ, или положил девку жене, любо съблялъся, то не мозите того тако оставити, н испытавше добре, оже хочеть ю водити жене, въведше в ц҃рквь, венчайте же, аче и с детми» (ст. 19).

Тут мы имеем замечательный по своей полноте перечень форм заключения брака, какие существовали у наших языческих предков и, в виде переживаний, весьма долго держались в народе и после обращения его в христианство. Именно, владыка Илья упоминает: а) о приводе невесты в дом жениха вечером – обычае, который, по свидетельству начальной летописи, существовал преимущественно у Полян; б) об умычке, о которой так часто говорят наши древние церковно-юридические и литературные памятники и которая, по свидетельству той же летописи, была в обычае преимущественно у Древлян, Радимичей и Вятичей; в) о наложничестве («положил девку жене») – таком сожитии мужчины и женщины, которое начиналось исключительно по их личному согласию, без всякого договора («ряда») их родителей или родичей и, следовательно, без дачи «вена по жене», что́ составляло необходимую принадлежность браков «приводомъ» и «умычкою»7; г) о совершенно свободной и бесформенной связи неженатого с незамужнею («или съблялъся»), связи, которая, начавшись случайно, могла и прекратиться во всякое время, по их обоюдному или одностороннему желанию. Всех таковых, если они пожелают обратить свой союз в законный христианский брак, новгородский владыка предписывает венчать в церкви, хотя бы и с детьми. Это, сколько нам известно, самое древнее свидетельство о существовали на Руси обычая привенчивать к родителям детей для их узаконения в глазах церкви и христианского общества. Подобный же обычай видим и у Сербов в первой половине XIII века8.

О соблюдении народом других языческих обычаев и обрядов владыка Илья дает своим попам такое наставление:

«И о тоурехъ, и о лодыгахъ, и о колядницехъ, и про безаконный бой вы, попове, оуимайте детий своихъ; или кого оубьють, а вы над ними в ризах не пойте, ни просфоуры приимайте» (ст. 26).

Нужно заметить, что это наставление (но никак не имя его автора) уже довольно давно известно нашему ученому миру. Оно напечатано было покойным И. И. Срезневским в описании одного сборника церковных правил и поучений XVI века, где оно является в составе одной статьи канонического содержания9. По этому изданию, приведенные слова нашего памятника цитовались, как литературное свидетельство неизвестной эпохи, в ученых трудах академика А. Н. Веселовского10 и г. Фаминцына11. Оба они имели дело собственно только со словом тур, но, к сожалению, не находили интереса в дальнейшем речении – лодыги. Тур, по общепринятому мнению, есть все-славянское божество, празднование которому совпадало то с колядами, то с семиком, и состояло в том, что молодые люди обоего пола наряжали одного парня из своей среды чучелою в виде быка (тура, который первоначально был, по всей вероятности, не ряженый, а натуральный) и водили его по улицам на веревке с песнями, в которых упоминалось имя Тура. Но что҅ такое лодыги? По аналогии с предыдущими турами и дальнейшими колядниками и по легкой возможности происхождения «лодыга» из «ладыга», можно было бы думать, что и это – народный обряд или праздник в честь другого языческого божества Славян – Ладо.

Но такое словопроизводство едва ли признают правильным филологи-слависты. Остается допустить, как более вероятное, что лодыги новгородского святительского поучения XII века были родоначальниками доныне существующей детской игры в бабки или в ладыжки и, по всей вероятности, имели не столь невинный характер, как эта последняя. Замечательно, что в одной грамоте царя Алексея Михаиловича, писанной в Тобольск в 1649 году, игра в лодыги, вместе с игрой в зернь, карты и шахматы и наравне с вожением какой-то «бесовской кобылки», представляющей очевидную аналогию с древним туром12, запрещается, как нечто греховное и богомерзкое, под страхом тяжких наказаний13. Не значит ли это, что в XVII в. игра в лодыги сохраняла еще некоторые черты своего языческого прототипа? Говорить о колядах и колядниках, как предметах общеизвестных, считаем совершенно излишним. Но нельзя умолчать о «беззаконном бое», упомянутом в поучении архиепископа Ильи вслед за турами, лодыгами и колядниками, с которыми бой этот, повидимому, находился в какой-то связи. На эту связь прямо указывает следующее постановление владимирского собора 1274 года: «Пакы оуведехом бесовьская еще дрьжаще обычая треклятых елинъ, в божествьныя праздьникы позоры некакы бесовскыя творити, с свистаниемь, и с кличемь и въплемь, съзывающе некы скаредныя пьяница и бьющеся дрьколеемь до самыя смерти»14. Об этих убитых на праздничных народных боях собор постановил то же самое, что мы читаем и в поучении новгородского владыки XII века, именно: «Аще нашемоу законоположению противяться, то ни приношения от них приимати, рекше просфоуры и коутьи, ни свечи. Аще и оумреть, то над них не ходять иереи и слоужбы за них да не творять, ни положити их близь Божиих церквъ». Вообще о поучении архиепископа Ильи, как памятнике канонического права, нужно заметить, что оно показывает в авторе не только близкое знакомство с источниками этого права (с греческим номоканоном, с руководством для духовников патриарха Иоанна Постника и с ответами своего предшественника Нифонта), но и личный правообразовательный смысл, глубоко проникавший в дух церковных канонов и на этом основании создававший, по требованию местной жизни, новые церковно-юридические нормы, которые повторялись потом и отдельными русскими иерархами и целыми соборами15.

Как памятник литературный, поучение владыки Ильи отличается живым движением и изящною простотою чисто-русской речи. В своем изложении автор нередко пользуется диалогическою формою, как бы вводя своих слушателей в беседу с собою (см. вступление и статьи 4, 12, 14 и 18). С тем вместе поучение живо рисует пред нами симпатическую личность автора и те отношения, в какие он ставил себя к подчиненному духовенству. Например, затронув деликатный вопрос о тайных «душевных винахъ, яже отлучають от поповства», и убеждая свою бывшую братию, чтобы никто из них, ради спасения своей души, не скрывал от него таких вин, поучающий владыка, в ответ на возможное и вполне уважительное возражение своих слушателей: «аже останемся (откажемся, лишимся) поповьства, а помирати ны боудеть гладомь», делает такое успокоительное заявление: «Не дай Бог того, оже быти тому на моей братьи. Святая бо София не оубога есть, да мочно ми есть и в церковь въвести, и хлеба даяти 16. Мне бо некому добытка копити, ни жене, ни детемъ, ни в-ыноу землю слати: н вы моа братия, вы же дети мои, да не бы что [не]добро было душам вашим мною хоудымъ, да бысте не вътще троудилися, ищюче мене» (ст. 14). Тем же духом глубокой гуманности проникнуты наставления святителя об исповеди и епитимиях (ст. 3, 7 и 9), о том, чтобы беременные женщины не клали земных поклонов даже в великий пост (ст. 16), о милостыне (при чем припоминаются слова, сказанные на эту тему автору, при его рукоположении, «блаженным митрополитомъ» – ст. 22), о гневодержании (ст. 28) и др. Однакож, где речь заходила о явных и тяжких «душевных винахъ», требовавших исправления мерами строгости, там и тон поучения становился грозным, властительским. Так, запрещая новгородским попам ростовщичество, владыка говорит им: «Да от сего дне останетеся того; кого ли оуведе (узнаю), т и кун лишу, и в казни боудеть от мене» (ст. 2). Слова эти важны и как подлинное историческое свидетельство о широком объеме епископской власти над «церковными людьми» устава св. Владимира. Казнь, надобно думать, означает здесь не каноническое наказание попа-лихоимца, а то же самое, какое в позднейшие времена на официальном церковном языке называлось смирением (смирять плетьми, посажением на цепь и т. п.).

Как памятник русского языка XII века, издаваемое поучение даст, конечно, не мало любопытного и ценного материала для филолога-слависта. Не принимая на себя подробной оценки памятника с этой стороны, укажем только наиболее выдающиеся особенности его языка, заметные и не филологу. В лексике поучения, на наш взгляд, замечательны по своему внешнему виду или по значению слова: л҆га=льзя (вступление и ст. 1 и 12), погодитися= случиться (вступление)17, напрочь=вперед, на будущее время (ст. 5), въстягноутися=воздержаться (ст. 1 и др.), изболетися=выздороветь (ст. 6), пирье (как старье, тряпье)=частые пиры (ст. 1), перть= баня и, вероятно, сосуд для омовения, корыто (ст. 10), роубы=рубища (ст. 22), соромяжливый=стыдливый (ст.25), дроугый – в значении некоторый (ст. 5, 18 и 23), сирота-в значении раб, холоп (ст. 7 и 18), за – в значении через, спустя (ст. 10: «а за 40 дний по рожьстве крестити»; ср. статью 5-ю в конце.), даже – да аже=а если, если же (ст. 6, 16, 18), нь=не (вступление: «нь о собе бо се глаголю, н нудить мя святое писание»; ст. 9: «нь токмо греха избудеть, н и венча добудеть»), дееть – в смысле нынешнего союза де (ст. 15)18), и др. Из грамматических форм памятника (в его этимологии и синтаксисе) укажем на употребление: 1) полно- гласных(местоименных) падежных окончаний: великааго (вступ.), священичьскоуоуму (ст. 2); 2) ны, вы вм. намъ, вам (ст. 1 и др.); 3) веде, оуведе вм. вемь, оувемь (ст. 2, 5, 13, 23)19); 4) местного падежа: томь же говеньи (ст. 5), чистей недели и страстней и въскресней (ст. 18); 5)дательного цели: «а попи чему творять?» (ст. 1), «положил девку жене», «водити ю жене» (ст. 19)20); 6) достигательного наклонения с дополнением в род. пад.: «аже вы позовоуть детяти креститъ» (ст. 20).

В заключение – два-три слова о судьбе нашего памятника в позднейшей русской письменности. По причинам, объясненным в известном исследовании академика Сухомлинова «о псевдонимах в древней русской литературе», поучение новгородского архиепископа Ильи-Иоанна, подобно многим другим русским памятникам этого рода, не замедлило, под руками позднейших «списателей», утратить свой оригинальный вид и сделаться анонимным или даже псевдонимным. С именем действительного автора до нас не дошло ни одного списка поучения, и только в одном списке оно сохранило свой первоначальный, полный и подлинный вид. Благодаря этому списку, мы узнали, кому принадлежит в одной анонимной канонической компиляции XVI века выше приведенное и объясненное место о турах, лодыгах и колядниках. Весьма вероятно, что в других подобных статьях найдутся и другие отрывки из нашего памятника. Но позднейшие книжники пользовались поучением владыки Ильи не только по частям, делая из него те или другие выписки для составления своих компиляций, но и налагали руку на целый текст памятника, давали ему совершенно новый вид и, в наивном желании возвысить цену своего изделья, надписывали над ним имена древних великих отцов вселенской церкви. Так, в Измарагде XVI века Троицкой лавры № 204 поучение новгородского владыки Ильи-Иоанна является уже с надписанием: «Слово Иоанна Златоустаго к попом и к простым людемъ» (л. 238 и след.). Здесь тщательно изглажены все черты оригинала, по которым можно было бы догадаться о его русском и именно новгородском происхождении. По недосмотру или, вернее, по недомыслию писца, в этом новом изводе древнего памятника уцелела только одна такая черта – упоминание об уставе «блаженнаго Нифонта». Однакож список лаврского Измарагда, не смотря на сделанные в нем сокращения и другие искажения первоначального текста, все-таки сослужил нам свою службу, именно: а) восполнил (хотя и не совсем удовлетворительно) один пробел в основном (музейском) списке, оказывающийся в нем вследствие утраты одного листа; б) доставил несколько немаловажных вариантов и поправок к чтению основного списка; в) дал возможность иллюстрировать на себе судьбу своего оригинала в русской письменности XVI века21).

Се Богови, братие, тако изволшу и святей Богородице: и вашей молитве, оже мне худому немощно вы отречися сего22 и великааго сану, егоже несмь достоин былъ. Н то Богови съведущю и пресвятей Матери Его, яко не сам его възискахъ, н оубоявся23 соуда Божия и вашей любви, иже до моей худости. Да якоже изволили мя есте и приноудили на се дело, такоже вы пакы достойно есть и послушати. Не рците тако: «[с]вой ны есть, да что ны хочеть створити?» Н оже, братие, погодится что телесное, т надеюся на Бога и на святоую Богородицю, яко всяко не хощю озлобити васъ24, своей братии: ни на то бо есмь вшел, а то Бог весть и вы. Аже что либо погодится душевьная вина, ано25 того не л҆га преступити ни речи тако: «свой есмь имъ, да того деля оумлъчю, не хотя братии своей досадити», то по то вы ся не пороучаю, да не моимь небрежениемь внидеть в вы слабость, а от вас в чьловечьство, и аз боудоу вина всему отчьству своемоу, и вы в моем неродстве погыбнете душами: то за что ся боуду и родилъ? И вы вътьще трудилися, ищюще мене. Да о сем ся, братие, молю: еже хощу рещи от худооумья моего, приимете с любовью. Нь26 о собе бо се глаголю, н нудить мя святое писание еже нарекшиеся пастоуху не мълъчати. И пастоух бо овчий, оже и мълъчить, т въсхытаемо овча вълъком от стада его, и платить е҅ соугоубо господиноу овчате: т колъма аз оже оумлъчю в своемь неродстве, боудеть пакость стаду Х҃воу, еже есте вы и дети ваша духовныя.

Нъ27 о семь вы хощю первое начати слово, еже бы нам самемь не велми пригваждатися28 свете семъ, н дабы ны добро и люди оучити преже всего не вдаватися многомоу питию29: сами бо сведаете30, оже в питии болши всего бываеть31 души пагоуба, оли простьцемъ, а оже н намъ32. Оже бо простьчь как любо грех створить33, то до себе, ему вина тъкмо34; а оже мы, т не нам одинымъ35 пагуба, н и всем людемъ: хотять бо ны рещи: «а попи чему творять? »36. Да не на нас събудеться пр҇рчское слово: «пастоуси мнози посмрадиша виноград мой и оскверниша часть въжделеньноую мою». Вижю бо и слышю, оже до обеда пиете. Да оже мы до обеда пиемъ, то ти простьчемь и черос ночь: на кого бо им зряще въстягноутися?37 Намъ38 бо рече Господь: да просветится свет вашь пред чл҃вкы, да оузрять добрая ваша дела и прославять Отца вашего, иже есть на небесехъ». Не едино же то, оже до обеда пиете, н и в вечере оупившеся, а заутра слоужбоу стваряете39, чл҃вком оугодия творите, а не Богови. И оли бо с дроугом не л҆га по пирью добре беседовати, аже н с Богомь40. Да то41 мн-ся мнить, яко велик грех собе приобретаемъ42 в том слоуженьи. Да молю вы ся, братие, останетеся того43: в мнози бо питии многа беда есть, души44 грехъ, телоу болезнь, оть людий оукоръ, цр҃квьнаго стоания права нетоуть. Т бо ны диавол въкладываеть45 в оумъ, яко оу пианых людий добыти46: съемше с Бога надежю, положили есмы на пианыя люди47. И сами бо ся есмы с теми мысльми бороли, а егда же есмы послоушали их и пошли по вечернии в пиръ, тъгда не добыл ничтоже. А егда же съседел дома есмь, тъгда ми вдал Богъ, егоже ни в и҃ пиров не добыти. К нам бо есть речено: «ищете преже цр҃тва небеснаго и правды его, и си вся приложатся вамъ».

А и еще слышю и другыя попы наим емлюще48, еже священичьскоуоуму чину отиноудь отречено. Пишеть бо в Моноканоуне: «аже который попинъ, или дьаконъ, или клирик обрящется въземляй лихвоу, да или останется, или извержется»49. То мне то оу вас съведоуще, како оумълъчати? Да от сего дне останетеся того; кого ли оуведе, т и кун лишу, и в казни боудеть от мене50. Не дай бо Бог святых Отець оуставоу попрану быти нами. Намъ51 бо есть речено, еже снабдети заповеди Его. И сам Господь в еѵангелии глаголеть: «възрите на птица небесныя, яко ни сеють52, ни жнють, ни събирають53, н Отець не[бесный54 зпитаеть а҃. Самем бо достойно перьвее себе въстягноути о55 какой любо вещи, тоже людий бе-зазора оучити.

А егда приходят дети к вам на покаяние, моужи и жены56, въпрошайте самехъ: ноужно бо есть чл҃вку, еже самому начяти и молвити своя грехы, оже моужемъ, а женам то велми тяжко; но вам достойно съпрашивати с тихостнию, ать онем легко поведывати. А иже кто покаеться, не мозите тяжки заповеди дати. Сам бо Господь глаголеть: «радость бывает о едином грешнице кающимся»; ни пакы же отноуд на слабость свести без рассоужения, да не мы будем повинни грехом ихъ. Сим мощьно все то оуправити, оли прилежаниемъ, ти почитанием книжнымъ. «Сыну, прилежи почита- нию книжному: в тех живот нашь»57. А оже мы не почитати начнем книгъ, то чим есме лоутше простьцовъ, аже с ними же начнем ясти и пити, такоже на беседе сидети?

И еще дроузии лики играютъ, а всего того святии Апостоли и святии Отци възбраняют нашомоу саноу. Речем бо ли58 тако; «попы есмы, да тем избоудем моукы». Не мни, яко избоудемъ, но тако болши ны есть моука всехъ. Сами бо весте, иже который чл҃вк ремество59 имый, ти его не делаеть, может ли ся обогатети? Тако и мы есме попове, а пороученых душь нам чл҃вк не правити начнемъ, то можем ли обрести богатество цр҇тва небеснаго и тех довести, о нихже ны есть слово отдати Богу, рекоуще: «се аз и дети, яже ми есть дал Богъ?» Да блюдемъ, братие, себе и онех да не на нас съблюдетъся60 книжное слово, еже ся глаголеть: «си пастоуси, вземлюще от овець млеко и волноу, а о стаде небрегоут и повинни соуть Богови]61... така чт҇ь попомъ, якаже сьде: такоже бы и нам пакы достойно прилежно печися душами их о спасении. Пишеть бо святый апостол Паоулъ: «прилежащии попове, (sиc) соугубей чт҇и достойне соуть».

А еже о причащении, т блюдите велми: веде бо другых попов обычай, оже человек новопокается62, любо си в великий

постъ, даже и63 скончаются м҃ дней, ти дають причащение. А говение есть всем кр҇тьаном равно, акы покаалникомъ, тако непокаалникомъ, да того деля не чтеться64 в опитемью; н оже новааго покаалника, тъкмо от цр҃кви отлоучити на все говение65, а на въскресение въвести в цр҃ковь, н причащениа не дайте имъ66, да оли пакы нъ67 опитемью давше по расоуженью, како боудеть достойна68. Да егда скончаеть и напрочь почнеть кроутитися на добро, тоже дайте причащение69. Пакы ли70 кто покается, а не за что боудеть опитемьи дати, а темь за м҃ дней дайте, любо си томь же говеньи71.

Аже кто больн покается, а боудеть при смерти, дайте причащение, любо си и велми грешенъ72; даже73 ся изболить, а тъгда дайте имъ74 опитемью. Пакы ли Бог поиметь и҅, да и то ему досыти75, еже покаялъся76; а оже еще причащенье въ[да]дите, а то велми добро77.

А сиротам не мозите великой опитемьи давати. Пишеть бо в заповедехъ: «соущим под игом работным наполы даяти заповеди»78. Да не мозите отягчяти заповедию, оть вси каются. Иго бо Христово легько есть79.

Аже пригодиться кому доушегоубьство, то възбраняйте80 емоу церквьнаго въхода. Святый бо и великый Василий пишеть то в опитемью, еже не влазити в цр҃ковь, ни доры ясти, ни еѵангелиа целовати81.

А еже о брашне и о питьи, а то по чл҃вку расоудити, какъ82 боудеть: оже боудеть крепокъ, а болшю заповедь дати ему, да нь токмо греха избудеть, н и венча добоудеть83; пакы ли кто боудеть слабъ, а льжьшю заповедь дайте84, оть в отчаяние не въпадеть85. Того бо деля нам повелено86 есть чл҃овечьскааго мятежа оукланятися, да быхом ничтоже87 без расоуженьа створили88, да и онех быхом свободили от греха, и сами быхом мьздоу от Бога прияли89.

А еже о крещеньи детиньмь, то дьржите оу себе оустав блаженаго Нифонта90, якоже и в Молитвьнице91 кажеть: в пьрвый день, егда зовоуть вы к перьти92, творите молитву, юже творите над [съ]соудом оскверньшимся: «Господи Боже нашь, рекый Петрове: в [съ]соуде плащаничь[нь]мь», а имени не наричайте тъгда93. В и҃ день принесоуть младеньць к дверьмь цр҃ковнымь, и тоу молитвоу створше, имя нарещи, а за м҃ дний по рож҇тве крестити и҅, а д҃ молитвы по и҃-ю глаголите94 запрещальнеи95, якоже оуказываеть. Не лоуче бо96 съседети в пиру или на оулице97. Аже ли вы ноужно все дроуг крещение98, а измълъвливайте переди днем те99 д҃ молитвы по ѳ҃-ю, а коли хр҇тяче, то все по одиною: тако вы и аз творилъ100. Пакы ли болно боудеть, а по одиною101. А егда оуже кр҇тивше, а тъгда пакы исплъните запрещальныя молитвы102. Не мозите обливати детий103, н погружайте, а съсоуд чист дръжите на то104. А водоу относять опять на рекоу. А до и҃ дний не решите105, а причященье давайте в тоу и҃ дний, коли н слоужаче106.

А кто детя доить107, мати или коръмилица, оть108 не едять мясъ, ни молока, и до обеда говеють109, до осмого дни110.

А се ми ся годило ведати и слышати оу прьвых поповъ, оже рано мывшеся, а на обеднии слоужать: а то вы, братие, велми грубо, не мозите того створити. Не рците тако, яко слышали есме (sис) и видели есме оу прьвых поповъ. Вы сами ведаете, оже наша земля недавно хр҃щна, а передняго вы не л҆га поминати111. Сами бо ведаете112, оже и святии Апостоли, егда оучахоу113 люди на веру, то не тяжкы заповеди114 заповедахоу людемъ, н токмо глаголахоу: «хранитеся, братие, от кровоядениа, и от мертвьчины, и от давльнины, и от блоуда»115, егоже и вы бороните детемь своимь.

А се слышу же, оже преже м҃ дний хр҇тите дети, оугодия чл҃ком творяще116. То ти двое зло творите: да и Божий закон преступаете, и детя нечистоу матерь съсеть, а о уже хр҃щно. А сами ведаете, оже всяка жена преже м҃ дний не очищается. Н оже боудеть болно детя, то ноужа и закон преступаеть; а оже сдорово, тъ117 наша вина118. А добро творяще119, въстягайтеся и от того, да не боудем в той вине пред Богомь120.

Н и се вы хощу, братие, мълвити, н не зазрите ми: не бо осужая вас глаголю, н любя вы, якоже вы мене възлюбисте, дабы никтоже вас не погыбл душею; да чи кто васъ, братие, имееть какоу вину душевную, яже отлоучаеть от поповьства, а Бога деля и своего спасениа, не мозите оутаити мене. Аз бо ялся по се великое дело не себе деля, н вас не смея ся отрещи. Ныня же чи кака121 кому вина, а не рците тако: «аже останемся поповьства, а помирати ны боудеть гладомь.» Не дай Бог того, оже быти тому на моей братьи. Святая бо София не оубога есть, да мочно ми есть и в цр҃квь въвести, и хлеба даяти. Мне бо не кому добытка копити, ни жене, ни детемъ, ни в- ыноу землю слати; н вы моа братия, вы же дети мои, да не бы что [не]добро было душам вашим мною хоудымъ, да бысте не вътще троудилися, ищюче мене. Да не мозите ми поречи что, еже о том въпрашах васъ, ищя вашим душам спасения.

Некогда ми приде в оуши вещь, яже есть отречение иерейскоу чиноу; н аз мню, яко то лжа есть. Н обаче не аг҃гл есмь, н чл҃к хоудъ, да ноужа ми есть млъчати122 о томъ. Не веде бо то лжа ли есть, истина ли, да того деля глаголю. Аз бо бых радъ, да бысте вси бес прирока были, аче и сам в гресех живоу. Святый бо Иоан Златооустый глаголеть: «аз тачех епископ не мню, иже всем оугодьа творять, и акы на покоище на епископьскый стол приходять; н тех блажю, иже паче своего спасения о вашемь спасении пекутся»123. Тому же словоу аз поревновавъ, понудихся на беседование се. И вы бо, братие, сами весте, оже аз не свою волю створихъ, н вашю. Оже ли кто, дееть, хотя отричался, а вътайне хотелъ124, а прости и҅ Богъ, яко неправдоу есть молвилъ; н и от сего вы възбраняеть в Манакануне125.

Егда жена носить в оутробе, не велите ей кланятися на коленьхь126, ни роукою до земли, ни в великый постъ: от того бо127 вережаются и изметають младеньца128. Даже129 мы от того не възбранимъ, то ти наша вина130; н токмо велите с н҃ на день, или боле, как будеть человекъ, н толико малое поклоненье, а не на коленьхь, ни роукою до земли. Н повелите милостыню вдати за поклон по силе, како кто мога; или пакы кто оубогъ, т где взяти?

Пакы же възборонивайте женамъ, оть не ходять к волъх- вомъ: в том бо много зла бываеть; в том бо и душегоубьства бывають разнолична, и иного зла много, егоже не дай Бог ниединомоу кр҇тьаниноу того створити131. Н аз бо есмь дължьн все вам въсноминати, а вы правите.

А се пякы пришел есть великы постъ, в ньже бы достойно первее нам въсгягноути[ся] самемь от питьа отиноудь, такоже и от коръмле по силе, да быша и людие такоже створили, на нас зряще. Н всяко сами ся въздержите от всего, и детем не дайте медоу пити по все говение, ни сами его пийте такоже. Видите бо обычай в граде семь, оже насиливо пьють; даже132 любо си и ныне не возбороним имъ, то како говение оуправять?133 А вы сами ведаете, оже сий пост кр҇тьяном всем оуправлень есть десятина от всего лета. А и сам бо Христос постися, образ нам дая; даже оуже любо и ныне не попечалуемся о гресех своихъ, т како и наричаемся кр҇тьяны? Н и се слышю, оже другыя попы по чистей недели дають в вторник и черток двожды днемь ясти и великым людемъ, а того нету в уставе; н аче кто хочеть и рыбы ести в та два дни, н обаче одиною днемь: тъкмо в соуботу и в неделю двожды днемь ясти повелено134. А то есть повелено старым и немощнымъ, и сиротамъ, и молодым детемъ, иже то и еще не могоуть говети; аже съврьшеным и свободным а темь не дайте двоици днемь ясти, разве в соуботу и в неделю. А от жен не отлоучайте по нуже, оже сами не изъволять по с҆ветоу по- дроужьих своихъ. А нам повелено есть тако, еже чистей недели и страстней и въскресней до конча135, т тех трьи недель възбраняйте136. А се слышал же есмь, оже дроузии попы глаголють детем своимъ: «оли все говенье не лежите с женами, тъже дадим причастие», т того нетоуть. А вы, попове боудуче, оже въсхощете слоужити коли, т чи на много дний отлоучаетеся от пападий своихъ? И оли то попом боудя, аже н простьчи, то любо си боудоуть и в говеньи не оублюлися137 от женъ, дайте причащение138: в своей бо жене нетоуть греха; но оже боудоуть достойни и исправлени139, тоже дайте причащение имъ140. Слышите святаго апостола Паула глаголюща: «аще кто причащается тела и крове Христове, недостоин сый, т грех собе приемлеть»141. Блюдитеся, братие, того, и еже даяти без исправления142, да не мы боудем повинне в томъ. Аже холостымъ, то не дайте отиноудь иже блоуд творять; оли нъ143 при смерти, тъже дайте144.

Аже кто покается оу васъ, ти боудеть не венчался с женою, н любо боудеть в вечере привелъ, или оумчалъ, или положил девку жене, любо съблялъся, то не мозите того тако оставити. н испытавше добре, оже хочеть ю водити жене, въведше в цр҃квь, венчайте же, аче и с детми. Н преже глаголите молитву на оброучение девице: «Господи Боже нашь, оброучивый себе язычную цр҃ковь девоу пречистоу», и потом глаголи молитвы венча[н]ию до конча. А потом вдати опитемью за то, занеже не по закону Божию съчеталася145.

Аже вы позовоуть в святый день к боли146, или детяти креститъ147, т любо си и слоужбоу оставите148 нетоуть вы в том греха, нежели оумреть чл҃вк бес покаяния, или детя не хрьщено: то велми тяжко есть; подобно бо то149 душегоубьствоу, оже нашим [небрежениемъ]150 тако151 оумреть.

Бороните же людем кр҇тьнаго целования: вы бо сами ведаете, оже в нашемь граде мнози гыбять в томъ152.

Наипаче же всего понужайте па милостыню. Сам бо Господь в еѵангелии глаголеть: «блажени милостивии, яко ти помиловани боудоуть». И пакы пророк глаголеть: «блажен разумеваяй на нища и оубога, в день лют избавить и҅ Господь». И блаженый митрополит оучашеть мя: «Чадо, прилежи милостыни; зри Хс҃а153 оу нищаго в роубех седяща и к тобе руку простирающа». Вы сами весте, оже слабость ны постиже, даже и еще ктому милостыни не боудеть154! А от неправеднаго събраниа велми възбраняеть155, занеже не требе есть ничемоуже неправедный добытокъ. Аще бо и хощеть от него милостыню створити156, а ни во чтоже вменяется пред Богомь. Святый бо Филарет Милостивый пишеть: «аще кто от неправеднаго богатьства157 даеть милостыню, то подобенъ158 есть семоу, якоже бы159 отець зрел сына своего зарезаема пред собою, т кольма есть емоу зло160: такоже и Богоу на неправедноую милостыню зрети зло»161. Оже162 творять ся милостыню творяще, а зъданьа роукоу Божию163 обидяще, да велми того бороните164. От праваго бо165 имения, аще и мало что створять166 милостыню, то велико въменяется167 пред Богомь, якоже и она вдовица, две меднице168 въвергьши в темницю, боле всехъ169 въметавших похвалена бысть от Бога.

А и се же веде, оже дроузии попове в олътаре за святою тряпезою ставляете каноун и хрьстите ту, и пиете в олтаре, ли заупокойное борошно вношиваете, а и еще скоромно. А и в сь олтарь, идеже просфуръмисанье есть, никакого каноуна вносите, аже н в великый170: третий бо олтарь на то оучинен есть171. Ни под святою тряпезою ставляйте чего: велми бо то гроубо есть, да от того боле възборонитеся.

А о цр҃ковномь стояньи сваритеся на люди, оть мълчать, наипаче же на жене: отиноудь бо не ведаем ся172, почто ходяче173.

А покаяльныа дети часто призывайте к собе и въспрашивайте, како живоуть: дроузии бо соромяжливы бывають174, а дроугым диавол запрещаеть, а того ловя, негли быша неисправлени оумьрли175.

И о тоурехъ, и о лодыгахъ, и о колядницехъ, и про безаконный бой вы, попове, оуимайте детий своихъ; или кого оубьють. а вы над ними в ризах не пойте, ни просфоуры приимайте176. И сами бо ведаете, оже всего есть лоуче, оже имееть чл҃вк житие свое чисто, в покаяньи: т бо есть бесоу злодей, а Господоу раб177.

А дети тако178 оучите, оть чьстять родитьль своихь179. Самого Господа180 заповедь, иже рече оуноши: «ч҇ти отца и матерь».

А от гневодрьжанья сварите и҅181 велми. Глаголеть бо писанье: «гневлив моужь правды Божиа не съведаеть»182. Агг҃ли бо никогдаже не имеють ни гнева, ни свара: бесплотни бо соуть. И мы есмы чл҃ци, да много ся в насъ183 издеваеть всего зла; н Бог положил покаяние и прощение по своей милости. А беси пакы никогда-же не имеють мира184, н всегда в своемь зле соуть. То ти мы есмы чл҃чи, тъ185 агг҇лкы не можем жити, абы нам чл҄вцкы, еже которовавшеся186, а пакы прощенье взяти; а бесовьскы не дай Бог жити ниединомоу хр҇тьаниноу, оже187 бес прощения жити: тако бо и наречеться188 сердит чл҃к храмина есть диаволу. Да достойно бы от того възбраняти189 вельми.

А от гордости такоже претите190. Вы бо191 сами весте, якоже192 гърдость в агг҃ле бе193, и отлоучен бе чину своего194. На кротость понуживайте195 Сам бо Господь глаголеть: «блажени кротци, яко ти наследять землю». Оучите же и на се дети, еже не осоужати никогоже о гресе196. Глаголеть бо святое еѵангелье197: «не осоужайте, да не осоужени боудете»198.

Да и о сем вы ся, братие, молю: не мозите на мя пожалити, чи кого ся годило коли озлобити словомъ. Вы бо сами весте, оже я199 переди имел вас акы братию и отци, и надеюся на Бога, яко и ныне такоже имею. Н оже ся съключить кака любо вещь неключима, да мне от того будеть възборонити, и вам не послоушати, акы «на[мъ] свой» рекше: т то есть, братие, грубо, а в том родиться кака200 любо душевная вина. Яз надеюся на Бога и на святоую Софию, яко не имею той мысли, оже бы что на вас замысливше, абы оу кого что взяти: т того ми не дай Богъ: по токмо блюду души своей и вашей, абы что не по чиноу ся створило в васъ.

А прости҃те мя, братие, еже любо си мало слово изрекох от хоудооумья моего, а вам бо се добре ведущимъ. Но вы сами ведаете, оже яз не который книжникъ. Аже что боудоу нестройно изреклъ, и не зазрите ми, зане нищь есмь моужь, невежа, и по оумею, по что [ся] имоу201. Да и еще вы бых мълвилъ, н да луче202 есть малое се исправити, а не многааго в забытьи положити, и да имев (sиc) святоую вашю молитвоу203. Аминь.

* * *

1

См. Новгородские летописи в издании Археогр. Комис. 1879 г., стр. 9.

2

Выражение «первые попы» нельзя, конечно, понимать в строго-буквальном смысле. Владыка Илья хотел только сказать, что он видал и слыхал старых попов, которые помнили еще, по свежему преданию, крещение своей родины.

3

Тот и другой памятник см. в Русск. Истор. Библиот., т. VI, стр. 58–62 и стр. 75–78.

4

См. наши примечания к 7, 17 и 18 статьям поучения.

5

Об епархиальных соборах, как общем явлении в древнерусской церковной жизни, упоминает владимирский собор 1274 года и одно святительское поучение новопоставленному священнику XI-XII века, откуда взяты приведенные в тексте слова о цели этих соборов. См. Русск. Истор. Библиот., т. VИ, стр. 92 и 108.

6

Одно из таких поучений, начинающееся словами: «Слышите иерейский преподобный съборе», пользовалось в древней Руси особенным уважением и помещалось даже в Кормчих. См. там-же, стр. 111–116.

7

«Ряд» о браке приводом совершался до брака или до этого привода; а умычник «рядился» с родственниками жены о «вене», то-есть , о плате за нее, уже после умычки.

8

Свидетельство об этом находится в Дометиановом житии св. Саввы Сербского. Здесь мы читаем о св. Савве: «избра от ученик своих благоразоумные моуже и постави е протопопы, и техь пакы пославь вь вьсе страны отьчьства своего недостатькы испльняти… повеле же посьланы им сице веньчати родь человечьскый: сьбрати в црьковь вьсе, старьце же и средовечьные и младые моужи и жены, и вьсе дети, елици бехоу рождени от них без благословения законьнааго, съвокоупивьше их под окриль родителю своею"(Даничич, Живот св. Симеуна и св. Саве, стр. 243–244).

9

Сведения и заметки о малоизв. и неизвест. памятниках, № LVII, стр. 314.

10

См. его «Разыскания в области духовного стиха» в Зап. Акад. Наук, т. 45, стр. 128.

11

См. его «Божества древних Славянъ», вып. И, 1884, стр. 233 и след. Автор, имея в виду, что сборник, описанный Срезневским, относится к XVI веку, признает и занимающее нас место в поучении архиепископа Ильи принадлежностью поучения того же XVI века (стр. 235).

12

Так думает г. Фаминцын, см. цитов. сочин. стр. 238.

13

См. Акты Историч., т. ИV, № 35. Здесь царская грамота излагается в памяти (от того же года) Верхотурского воеводы Руфа Всеволожского прикащику Ирбитской слободы Барыбину.

14

Русск. Ист. Библиот., т. VИ, стр. 95. О народных боях в праздники говорится и в цитованной царской грамоте 1649 года.

15

Примеры, оправдывающие сказанное в тексте, приведены нами в примечаниях к отдельным статьям поучения.

16

Слова эти показывпают, что в Новгороде, при Софийской церкви, существовали уже богадельные домы, о которых говорит церковный устав св. Владимира.

17

В том же смысле употребляются глаголы пригодитися (ст. 8) и просто годитися (ст. 12 я 30).

18

Ср. Буслаева Истор. грамм. Русс. языка. Ч. И, стр. 177, лит. в. (изд. 5).

19

Там же, ч. II, стр. 260, пункт 4.

20

Там же, стр. 206, примеч. 2.

21

Считаем не лишним заметить, что разделение издаваемого текста на главы принадлежит нам, а не оригиналу, по которому он издается. Необходимо еще оговориться, что мы не нашли нужным воспроизводить все особенности письма музейского списка, так как писец не держался накакой определенной орфографии, например, буквы Я и Я употреблял безразлично, почему мы и заменили ту и другую новым знаком я. Титла удержаны только в сомнительных случаях.

22

Далее, очевидно, пропущено слово святаго или священнаго.

23

Не нужно ли читать: оубояхся?

24

В рукописи стоит здесь и – лишнее.

25

В рукописи: ана.

26

В рукописи нъ; по смыслу должно быть нь – не. Ср. в статье 9–2 выражение: «нь токмо греха избудеть, н и венча добоудеть».

27

Отсюда начинается лаврский список поучения. Варианты его приводятся с буквою Л. Явные описки писца, которых не мало, мы оставляли без внимания.

28

В основном списке: пригважгатися; в Л: пригвождатися.

29

многопитию Л.

30

весте Л.

31

бываеть нет в Л.

32

али то простьцомъ, а еже то нам Л.

33

аще бо простьцю как любо грех сьтворитъся Л.

34

тъкмо нет, в Л.

35

единым Л.

36

а попове чему не творят тою Л.

37

Да оже… въстягноутися нет в Л.

38

Сам Л.

39

но в вечере оупиваешися, а заутра служити Л.

40

зло (зело?) бо с другом келзе по пирьем беседовати, аже пакы с Богом Л. Смысл этого места, по основному списку, есть следующий: если по пирам (=на пирах) нельзя хорошо (с религиозной точки зрения) беседовать с другом, то тем более – с Богом.

41

тако Л.

42

приобретохом Л.

43

Слов: Да молю вы ся.. того нет в Л.

44

душе (sиc) Л.

45

влагает Л.

46

побыти Л.

47

Далее в Л следуют слова: «самем бо речено есть, еже снабдети заповеди Его. А сам Господь в еуангельи глаголетъ: взрите на птици небесныя» и проч., как в конце следующей (2-й) статьи, в которой идет речь тоже о «добытке», только приобретаемом другим антиканоническим способом – лихоимством.

48

В рукописи: намеемлюще.

49

Апост. прав. 44.

50

Не так строго судил об этом Нифонт. «А наин деля, рекше лихвы, тако веляше оучить: аже попа, то рци еноу: не достоить ти слоужити, аще того не останеши» (4-й ответ Кирику).

51

Самем Л.

52

ни орють прибавлено в Л.

53

ни в житницю сбирают Л.

54

Здесь в основном списке недостает одного листа. Пропуск этот отчасти восполняется лаврским списком, откуда взят весь дальнейший отрывок текста, поставленный в скобки.

55

В оригинале, вероятно, стояло о҃; ср. подобные выражения в статьях 13-й и 18-й.

56

В рукописи: моужни жены.

57

Если эти слова – не позднейшая вставка, то перед ними нужно подразумевать: «Писано бо есть» или: «Глаголет бо».

58

В рукописи: или.

59

В рукописи: ремоство.

60

Не нужно ли читать събоудетъся? Ср. ст. 1, строк. 8.

61

Далее в лаврском списке идет следующая (5-я) статья, начинаясь словами: «видех бо дроугых попов обычай». В основном списке перед словами: «така честь попомъ», вероятно, стояли слова; «нигдеже есть».

62

аже нов человек покается Л.

63

не Л, что҅ едва ля не правильнее.

64

не чтоутеся тии дни Л.

65

на всяко говийно Л.

66

а причястиа не дати ему Л.

67

ноли (вм. «да оли пакы нъ») Л.

68

достойно Л. В оригинале, вероятно, стояло: «кака (опитемья) боудеть достойна».

69

Слов: Да егда скончаеть.... дайте причащение нет в Л.

70

Как ли Л.

71

Из этого наставления видно, что первоначально говение продолжилось у нас, как и в первенствующей церкви, через весь великий пост, и говеющие допускались к причащению только на пасхальпой литургии. Но кто подвергался епитимьи, хотя бы и в первый раз, для тех четыредесятница не полагалась в срок епитимьи, которая на Пасху только смягчалась допущением отлученного в церковь, но не прекращалась, так чтобы он, вместе с другими, мог приступить к причащению.

72

хотя бы вельми грешон Л.

73

аже Л; даже основного списка=да аже=а если, если же.

74

то тогда дайте емоу Л.

75

да то емоу благо Л.

76

иже ся покаял Л.

77

а причастие даси я (sиc), то велми добро Л. Такое же точно наставление дал, прежде Ильи, Нифонт новгородский Кирику. Русск. Ист. Библиот., т. VИ, стр. 40, § 63.

78

Это писано в покаянном номоканоне Иоанна Постника, на который не раз ссылался и предшественник Ильи епископ Нифонт в своих ответах Кирику (см. цитов. изд. стр. 42, § 71; стр. 45, § 78; стр. 46, § 83; стр. 50, § 95)

79

Если архиепископ Илья, автор настоящего поучения, есть одно лицо со священником Ильею, когда-то обращавшимся с разными вопросами к своему владыке Нифонту, то теперь, сам владыка, он повторил только наставления, полученные им от своего предшественника. Последний на вопрос Ильи: «аще в работе соуть душегоубци» (то – подразумевается – какую давать им епитимью?) «повеле наполы дати, и льжае: неволни бо, рече, соуть». Затем, отвечая на вопрос того же Ильи: «и еже человек покаеться, а боудоуть оу него греси мнози?» – Нифонт «не повеле тогда же опитемьи дати, н что любо мало, да оли томоу обоучиться; тоже придавати помалоу, а не велми отягчати емоу» (цит. изд. стр. 58, § 2 и стр. 59, §10). Все это основано на правилах Иоанна Постника.

80

На этом обрывается настоящая статья в лаврском списке; затем следуют в нем слова дальнейшей статьи: «иже боудет крепокъ, то болши емоу дати заповедь» и пр.

81

Судя по характеру епитимьи, здесь (равно как и в вышеприведенном ответе Нифонта о «душегубцах – рабахъ») речь идет о невольном убийстве. У нас в старину случаи такого убийства, конечно, всего чаще повторялись на известном «поле» (судебных поедииках). Ср. Василия Великого прав. 9, 54, 55 и 57.

82

В оригинале: како. Ср. в статье 16-й выражение: «как будеть человекъ».

83

ко спасению сподобитъся Л.

84

дай лжейшоую заповед Л.

85

дать въ, отчаяние впадет Л.

86

дано нам и повелено Л.

87

ничтоже из Л.

88

сътворихом Л, и – конец статьи.

89

Все наставления, изложенные в этой статье, основаны на покаянном номоканоне Иоанна Постника.

90

Устав Нифонта новгородского о крещении изложен в его ответах Кирику. См. ответы 10, 40 и 46 в VИ-м томе Русск. Ист. Библиот.

91

в Монаканун Л – вариант, показывающий, что писцу этого списка устав Нифонта известен был по Кормчей, куда входили ответы названного иерарха Кирику, Савве и Илье.

92

перьть – слово, заимствованное Новгородцами пли у Литовцев, или у Финнов; у тех и других оно означает баню (лит. pиrtиs, фин. ригttи). См. Веске, Славяно-финские культурные отношения по данным языка. Казань, 1890, стр. 215; ср. Лексикон Миклошича под словом папръть. Слова поучения: «егда зовоуть вы к перьти», по-видимову, указывиют на существование в Новгороде уже в XII веке обычая отводить беременную женщину, для разрешения от бремени, в баню. Обычай этот, как сказывал нам студент Московского университета Г. Н. Куликовский, уроженец Олонецкой губернии, до сих пор держится в тамошнем простонародье, особенно между Корелами, от которых он, по всей вероятности, и был заимствован Русскими. У Новгородцев в XII веке перьть могла означать также сосуд для омовения новорожденного младенца – корыто. По крайней мере молитва, которую, по наставлению владыки

Ильи, должны были читать священники, позванные к перьти, в некоторых древних Служебниках имеет такое надписание: «Молитва храму, в немже детя родится. Сия же молитва глаголется над сосоудомъ, что младенца омываютъ» (Рук. Москов. Синод, библиот. № 615/358, л. 156 об.).

93

Слов: в превий день.,.. не наричайте тъгда нет в Л. – Молитва «над съсоудом оскверньшимся», начинающаяся словами: «Господи Боже нашь, рекый Петрови: в съсоуде плащаничьньмь», стоит и у Гейтлера в Euchоlоgиum Glаgolskи, р. 40. Греческий подлинник – у Гоара в Eucholog., р. 319. ed. 1647.

94

молвити Л.

95

В рукописи: запрещеньнеи; исправлено по дальнейшему чтению в этой же статье. Л: запрещению.

96

вы Л.

97

кощунати смеющеся прибавлено в Л.

98

священие Л.

99

тем ти Л.

100

се прибавлено в Л.

101

или болен боудетъ, ино по одною Л.

102

а крестивше, тогда исполните запрещению молитве (sиc) Л.

103

дитий нет в Л. Обливательное крещение запрещается и в постановлениях владимирского собора 1274 г. Сн. Русск. Ист. Библиот., т. VИ, стр. 94.

104

на то нет в Л.

105

А водоу... не решите нет в Л. – Решить значит здесь снять с новокрещенного крещальную срачицу и омыть те части его тела, которые помазаны были св. миром. Ср. 10-й и 60-й ответы Нифонта Кирику.

106

Нифонт дал на этот предмет такое наставление Кирику: «яко подобаеть причащение даяти крещеномоу детяти... аще и съсало есть, яко накапищи (др. сп. накапити) оустьца, повели дати съсати, такоже и всю осмь дний А достаяло бы, рече, за и҃ лет елико дний даяти причастье» (ответ 48).

107

крестит Л.

108

а те Л.

109

и до обеда говеют нет в Л.

110

Нифонт на вопрос об этом Кирика отвечал: «кто кормить дитя, или родная мати, или кормилица, да не мсть до обеда.... А на обеде не мсти ей мяса, ни молока до осмаго дни» (отв. 60). Ср. еще 20-й ответ митрополита Иоанна II.

111

От начала статьи досюда в Л – пропуск. Нифонт на вопрос об этом некоего Саввы, «бороняше велми того, рече: вечер измытися, а заоутра слоужити» (отв. 11).

112

И сами бо весте Л.

113

оучат Л.

114

не тяжкоу заповедь Л.

115

Здесь конец статьи в Л.

116

А се слышоу: крестите дети преже м҃ дни, оугодие творите человеком Л.

117

В рукописи сдороватъ, то-есть, союз т или а т (ать) слит с окончанием предыдущего слова. Л: а оже здрово, то наша вина.

118

Ср. 1 и 2 ответы м – та Иоанна II п 42-й ответ Нифонта Кирику.

119

творяче Л. Так, может быть, стояло и в оригинале.

120

Далее в Л пропуск до слов 15-й статьи: «Святый бо Иоан Златооустъ» и пр.

121

В оригинале како; исправлено сообразно с предыдущим: «какоу вину».

122

Не нужно ли читать: не млъчати?

123

За этим в Л следует 16-я статья.

124

Тут, по-видимому, подразумевается дополнение: отрицатися.

125

Смысл этой статьи не совсем ясен. По-видимому, речь идет о случаях добровольного, но не искреннего отречения от поповства («хотя отричался, а вътай=в душе не хотелъ») при каких-нибудь исключительных обстоятельствах.

126

до земли Л.

127

в том (без бо) Л.

128

младеньци Л.

129

да аще Л (то-есгь, даже опять=да аже).

130

то наша вина Л, и затем конец статьи читается так: «но токмо болен боудет человекъ, а кланятися до пояса не тоуне ей, да повелите ей милостыню давати за то по силе, как то мога, а то хвалит Бога». Далее в Л следует отрывок из 18-й статьи, начинающийся словами: «а от жен не отлоучяйте их по нужи» и пр.

131

Нифонт на вопрос Ильи: «А еже детии деля жены творять что любо, а еже взболять, или к вълхвам несоуть, а не к попови на молитвоу»? – отвечал: «То s҃ недель или г҃ (епитимии), оже боудоуть молоди» (отв. 18).

132

даже опять=да аже.

133

О пьянстве в великий пост у Новгородцев говорит и владимирский собор 1274 года. См. Русск. Ист. Библиот., т. VИ, стр. 97, § 5.

134

Ср. поучение митрополита Фотия о важности священного сана и обязанностях священнослужителей (ок, 1431 г.). Здесь также дозволяется по субботам и воскресеньям великого поста есть рыбу. Русск. Ист. Библиот., т. VИ, стр. 516.

135

еже чтити дни страстьныя и въскесенья до конца Л.

136

то тех бо три неделе възбраняет Л. Дальнейшее до слов: «любо си боудоуть и в говеньи» – пропущено.

137

сблюлися (без не) Л.

138

и дает причящение Л.

139

достойно исправили Л.

140

то давайте им Л.

141

до (sиc) грехы собе приемлет Л.

142

Блюдитеся сего, братие, не давати без исъправы Л.

143

оле Л.

144

Изложенные в этой статье наставления касательно супружеских отношений в продолжение великого поста во многом оказываются почти буквально сходными с ответами, данными епископом Нифонтом Кирику (ср. отв. 57, 72 и 77) и в особенности – Илье, по всей вероятности, автору настоящего поучения, когда он был еще приходским священником в Новгороде; (см. отв. 21-й, где стоят слова, повторенные теперь архиепископом Ильею: «во своей бо жене нетоуть греха»). Последнее наставление – о причащении холостых – довольно близко подходит к ответам, данным Кирику Климом (вероятно, митрополитом Климентом Смолячичем) и Нифонтом (см. отв. 30; ср. 67 и 68).

145

Статьи этой нет в Л. Замечания о ней см. в предисловии к настоящему изданию.

146

в свят день к болю Л.

147

крестити Л.

148

то и слоужбоу оставите Л.

149

подобно есть Л.

150

небрежением из Л.

151

тако нет в Л.

152

Этой статьи нет в Л.

153

Такое начертание нужно читать Христоса.

154

Слова: И блаженый митропомитъ... милостыни не боудеть опущены в Л.

155

възбраняйте Л.

156

творити Л.

157

добытка Л.

158

подобно Л (без то впереди).

159

бы нет в Л.

160

зло емоу Л.

161

есть прибавл. Л.

162

иже Л.

163

рукою Божиею Л.

164

браните Л.

165

а от праведнаго Л.

166

хотя мало сътворят Л.

167

мнитъся Л.

168

цате Л.

169

много прибав. Л.

170

Такое же запрещение находится: 1) в постановлениях владимирского собора 1274 г. (Р. И. Б., т. VИ, стр. 99); 2) в древнем святительском поучении новопоставленному священнику (там-же, стр. 105) и 3) в выписке из Молитвенника митрополита Киприана, помещенной в конце русского индекса «отреченныхъ» книг (стр. 794–795).

171

«Третий олтарь» есть, конечно, та часть олтаря, которая у Греков называется диаконикомъ, а у нас – ризницею (с правой стороны от главного или «великаго» олтаря). Та же часть олтарного пространства, где совершается проскомидия, в Новгороде носила, кажется, отличительное название «малаго» олтаря. Так по крайней мере называет ее тот же архиепископ Илья в своем постановлении, изданном вместе с белозерским епископом. Р. И. Б., т. VИ, стр. 76.

172

ся мы принимаем за сокращенное или испорченное сии (ван. пад. множ. ч. женск.).

173

Статей 23-й и 24-й нет в Л.

174

срамляющеся Л.

175

а того деля, ци бы не исправившеся померли Л.

176

Досюда нет этой статьи в Л.

177

В Л. место это читается так: а сами бо весте, оже всего лоутьче есть, что чл҃к чисто покаяние имеетъ; а бесоу то есть злее всего».

178

тако нет в Л.

179

родителя своя Л.

180

Бога Л.

181

и҅ нет в Л.

182

не свесть Л.

183

на нас Л.

184

милости, ни мира Л.

185

но Л.

186

аже превшеся Л.

187

оже нет в Л.

188

В основном списке: наречеть; исправлено по Л.

189

възбранивати Л.

190

претит вы Л.

191

ибо Л (вместо Вы бо).

192

яко Л.

193

бес оучини Л.

194

и оумрачи я (вместо и отлучен бе чину своего).

195

поноужайте Л.

196

о гресех Л.

197

святый Иоан в еуангелъи Л.

198

Следуют заключительные слова: Богоу нашему слава ныне и присно и

в векы вехомъ, аминь.

199

Местоимение 1-го лица в русской форме я и яз встречается уже в Мстиславовой новгородской грамоте 1128 – 1132 гг. См. Историческую Христоматию церковно-славянского и древне-русского языка Буслаева, 1861, стр. 345 – 348.

200

В рукописи како; исправлено по предыдущему примеру в этой же самой статье («кака любо вещь»).

201

Ср. в статье 14-й выражение: «Аз бо ялся по се великое дело».

202

В рукописи: не далече.

203

Может быть, в оригинале стояло: «и да имете мя в святоую вашю молитвоу».


Источник: С.-Петербург. Типография В. С. Балашева, Екатеринин. кан., д. 80. 189

Комментарии для сайта Cackle