профессор Алексей Степанович Павлов

73. Около 1452 г. Послания митрополита Ионы: I) вятским воеводам и всем Вятчанам, с убеждением их покориться великому князю, прекратить грабежи и разбои и возвратить полон; II) вятскому духовенству, с предписанием наставлять мирян в христианских обязанностях

Из сборника графа А.С. Уварова № 512 (прежде Царского № 366), л. 318–323. Изданы были, по той же рукописи, в I-м томе Актов Исторических под № 261.

I.

От Ионы, митрополита киевского и всея Руси, на Вятку и во всю вятскую землю, воеводам земским Якову Пугвину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманам, и подвойским, и боярам, и купцам, и житьим людям, и всему нарицающемуся именем христианству тамошней земли. Не вемы убо, како вас нарещи: зоветесь именем христиане, а живете делающе злое, горше нечестивых, ни по христианству, ни по крестному целованью, ни по божественному писанию православной истинной христианской веры: святую соборную апостольскую церковь русской митрополии обидите, и законы церковные старые разоряете, а зався своему господарю, великому князю, грубите и приставаете к его недругу, и издавна и с поганством соединяющеся, и с отлученным от Божьей церкви с князем Дмитрием с Шемякой, приходили есте многажды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич, а через крестное целование, целовав животворящий крест у князя у Дмитрия у Ивановича у Ряполовского, у Глеба у Семенова трижды крест целовав, у Олександра у Мякинина дважды крест целовав, на великого князя добро, да то крестное целование забыв, да зався изменяюще, и христианство губите, и с теми христианскими губителями и сами собою вотчину его воюете беспрестанно, христианство губите убийством и полопом и граблением, и церкви Божьей разоряете и грабите все церковные священные приходы, кузнь, и книги, и колокола, и все творите злые и богомерзкие дела, якоже поганые. И ныне ново, сими часы, воевала есте великого князя вотчину, Сысолу, и Вымь, и Вычегду, да людей есте православного христианства много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и в хоромы насаживая, мужей, старцев и малых деток, бесчисленно пожигали, а иным очи выжигали, а иных младенцев на кол сажая умертвляли, подобяся злочестивому губителю и христианам убийце Ироду; а полону есте взяли более полутора тысяч душ; да которой ныне себе держите, а иных в поганство продаете и в дары даете; да от того от своего злого дела не престанете, а своему господарю, великому князю, зався грубите, а челом ему за свою грубость не бьете. Но как Бог своим милосердием положил на сердце великому господарю, великому князю, вас еще жаловал, а и нашего смирения послушал, как есмь его богомолец о вас молил его, с многими слезами, и с мольбой, и с благословением, по своему святительскому долгу: и великий господарь, великий князь, и до сих мест вам терпел, вас не казнил, ожидая от вас вашего челобитья и покаяния, от злого вашего дела престатья; ино от вас так и нет управления. И аз, его богомолец, уже то конечное, послал есмь к вам сего своего старца, кинешемского игумена Нафона, с сею своей управой и кроткой грамотой и со своими речами, вас жалуя, чтобы есте от своего злого дела престали, а своими бы есте душами не погибли ныне временно, а в будущем оном веке не были есте в бесконечной оной муке: церковь бы есте Божью держали по христианству, по старине, честно; а господарю бы есте своему, а нашему сыну, великому князю, за свою злую створенную к нему грубость, челом побили; а грабежи бы есте все церковные отдавали, и полон бы есте весь отпущали бесхитростно, а по сы бы есте часы от своего злого дела престали. И послушайте, ино еще на вас будет милость Божья и нашего смирения благословение, а великого господаря, великого князя, жалованье, по вашему к нему исправлению; а не послушаете нас, а своему господарю, великому князю, челом не побьете и к нему не исправитесь во всем без хитрости, ино не будет на вас милость Божья и пречистой его Богоматери и всех святых молитвы, и нашего благословения, и ныне и во все бесконечные веки; а та кровь христианская вам отольется: то вам все от себя прийдет. А речами своими, с сим своим старцем, тоже есмь к вам приказал. Писан…

II.

От Ионы, митрополита киевского и всея Руси, на Вятку и во все вятские города и в волости, и в погосты, и в села, и во все вятские места, игуменам, и попам, и дьяконам, и черноризцам, и всему нарицающемуся тамошнему священству. Не вемы убо, како вас нарицать священники, от кого имеете поставление и рукоположение, и духовное наказание, и поучение божественных и священных правил святых Апостолов и святых богоносных Отцов и всего божественного писания православной христианской истинной веры? Евангельских и апостольских и отеческих поучений сами не требуете, и живуще небрежливо, и сами идете в погибель и в будущую оную вечную и в бесконечную муку; зовущися священники и учителя христианские, а преже всех о своих душах нерадяще и ни священства своего не знающе, ни того не поминающе реченного глагола, какову подобает священнику быть, якоже речеся: «идеже желают ангелы приникнуть, у страшного престола Христова предстояще». И како мы непотребны о том не потрепещем и вменяем то себе запросто? а имамы о том осуждение приять вечно. Да еще души христианские препущаем в вечную муку, не наказующе их, ни от злого жития но уимающе, якоже слышим, како тамошние ваши духовные дети незаконно живут, поимающе жен до пяти, до шести, до семи, а вы их благословляете и приношение от них приемлете, что есть Богу мерзко: и како они животворящего креста целование изменяют, и с отлученными от Божьей церкви и с погаными и с нечестивыми человеками совокупляются, и православное христианство губят убийством и граблением и всеми злыми делами неисчетно, и святые Божьи церкви разоряют и грабят, а зовущесь христиане, а творяще злые дела, горшe поганых. И от сего времени зовущиеся священники, игумены, попы и дьяконы, и чернецы, аще не познаете своего святителя и настоятеля, и не покаетесь от своих злых прежде содеянных и горьких дел, а детей своих духовных не имеете наказать и от лукавых дел не имете уимать: и наше смирение, по Божьему повелению и по божественных и священных правил запрещению, имеет вас не священники, но и тягость духовную церковную на вас и неблагословение накладаем, доколе приидете в чувство и в чистое к Богу и к нашему смирению истинное покаяние. А те ваши духовные дети, зовущеся христиане, а поганые дела делающе, тако же, аще ся не покают, а от своих злых прежних дел не престанут, ни господарю своему, великому князю, челом не добьют, а грабежей церковных не отдадут, а полону, христианских душ, бесхитростно не отпустят всех: и наше смирение, и со всем нашим священством, имеем их неблагословенных, и от Божьей церкви, от православного христианства, отлученных временно же и будуще, дóндеже к Богу чисто покаются и исправятся во всем без лукавства.


Источник: Памятники древнерусского канонического права: Ч. 1 : (Памятники XI-XV в.) / [Ред. А. С. Павлов]. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908.

Комментарии для сайта Cackle