архиепископ Амвросий (Ключарев)

Поучение произнесенное в церкви св. Великомученицы Варвары при Харьковском женском епархиальном училище, 4 декабря 1882 года.

Об особенных нравственных свойствах детей

«Оставите детей, и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть царство небесное». (Мат. 19, 14).

По-видимому слишком много обращается внимания на детей, когда устраивают для них такие многочисленные собрания и торжественным богослужения, в каких мы ныне участвуем. Дети – еще не совершенные люди, многого не понимают и не ценят, и потом не имеют таких заслуг, по которым бы могла быть воздаваема такая почесть им и месту их воспитания. Так многие и смотрят на вас, дети, но не такой взгляд на вас мы находим в Евангелии. Когда народ несметными толпами собирался вокруг Христа. Спасителя, чтобы слышать Его учение и просить у Него исцеления недугов, – благочестивые родители старались протесниться к Нему с детьми, „чтобы Он возложил на них руки и помолился“. Это желание их было угодно Господу: вот почему и мы в молитвах наших предоставляем вас Его любви и милосердию. Апостолы, видя, что и взрослым тесно вокруг Спасителя, говорили: зачем еще ведут сюда малых детей? Но Господь остановил их, и, повелевая до- пускать к Себе детей, произнес эти чудные слова: „таковых есть царство небесное“: Вот почему и мы относимся к вам со вниманием и заботою; так как в вас нечто особенное презирает Господь, обещая вам и тем, которые подобны вам, – царство небесное.

Какие же особенности именно в детском возрасте имеет человеческая природа, по которым этому возрасту дается такое предпочтение?

Первая прекрасная черта детей, особенно в раннем возрасте, есть неведение зла, или невинность. Она в известной степени есть и в детях не принадлежащих к Церкви Вождей и не искупленных от прирожденного нашей природе греха, но она является в полной красоте в детях усыновленных самому Богу по заслугам нашего Спасителя. Они только что приняли в крещении дар благодатного возрождения и помазания от Святого Духа; смрад соблазна и нечистота греха еще не коснулись их; они истинно дети Божии: как же им не быть близкими к Богу и любезными Ему? Таким чистым, несведущим зла существам где же и быть, как не в царстве Отца их небесного?

Невинные дети просты, бесхитростны и доверчивы. Они не лгут сами, и ни в чем не подозревают лжи и обмана. Они говорят, что думают, – ничего в себе не скрывая, потому что не имеют на это причин; они и все, что слышат, принимают за истину, полагая, что и все другие люди, такие же, как они сами. – Что же и нужно от природы человеческой для Господа, Который есть истина, как не то, чтобы люди, поставленные в такую близость к Нему, как дети к отцу, верили Ему, без противоречия принимали Его наставленья, заповеди, обетования, по совершенной уверенности, что в них заключается не что иное, как их собственное благо и счастье. Вы знаете, какое страшное крушение произошло в душе Евы от первого сомнения в истине слова Божья, навеянного ей хитростью искусителя; отсутствие этих страшных сомнений и любезно Господу в детских душах.

Дети беззаветно, всем существом своим, всем чистым сердцем преданы отцу и матери, так что из доброй воли дитя самых бедных родителей ни на кого их не променяет. В родительской любви их прибежище, ограда и и безопасность; в ласке родителей их высшее счастье; в холодности и гневе – величайшее бедствие. Это и делает детей столь дорогими и столь любезными для родителей именно потому, что их собственная любовь к детям находит в них такой полный ответь и единственно достойное этой любви воздаяние. Но любовь родительская, самая чистая и способная к самопожертвованию есть только слабый отсвет, уделенный человеческому сердцу от любви божественной; и эта черта нашей любви – находить свое удовлетворение в любви детей,– в бесконечно высшей степени принадлежит нашему Создателю, Отцу и Искупителю. Потому может ли не быть для Него приятною такая любовь с нашей стороны, как любовь детская,– искренняя, доверчивая, нежная и чистая? Поэтому-то Иисус Христос, при любви Своей к людям, при готовности принести всего Себя в жертву за спасете их, и при виде неблагодарности и озлобления, с какими преследовали Его книжники и фарисеи, хотел, говоря по человечески, как бы отдохнуть сердцем в обществе невинных детских душ, говоря: пустите ко Мне детей.

Дети хорошей семьи, благовоспитанные братья и сестры ласковы и нежны между собою. Дитя доброе, получив гостинец, не может быть им совершенно довольно, пока не поделится им с братьями, или сестрами. Ему тяжело подумать, что брат, или сестра будут лишены того, чем оно будет наслаждаться. Вина одного из детей и наказание, или лишение, которому виновный подвергается, есть общее несчастье для всех, – и вот правые дети идут к отцу, или матери просить прощенья виноватому. Какой это чистый образ той любви, которую Господь всеми средствами Своего ученья и благодати желает воспитать и сохранить в душах наших во всех наших возрастах!

Но после этих истин, столь утешительных для детей, скажем вам, дети, и ту строгую, но необходимую для вас истину, что все эти обетования о близости вашей к Богу и царствию небесному принадлежать вам до тех пор, пока вы остаетесь истинными детьми, т. е. пока вы чисты, невинны, правдивы, послушны, искренни, любящи, доколе в ваш рай, каким по истине можно назвать невинный детский возраст, не прокрался искуситель. Раннее познание зла, в виде ли лукавства, упрямства, лености, самолюбия, зависти, и, что еще хуже, нечистых мечтаний и развращения ума и воображения, есть начало изгнания вас из рая сладости, или мирного, невозмутимого счастья, какое дает человеку чистая совесть и внутреннее чувство общения с Богом и Его благодатью. Тогда вы примыкаете ко всем грешникам обрекшим себя на страдания сердца и тяжелый труд покаяния и исправления.

Заключим нашу беседу словами Спасителя, по поводу детей обращенными к взрослым: аминь глаголю вам: иже аще не приимет царствия Божия яко отроча, не имать внити в не (Мар. 10, 15). Что они значат? Ими повелевает нам Господь стремиться к очищению сердца – до детской чистоты и невинности; упроститься до их простоты и доверчивости; отрешиться от самолюбия и своекорыстия -до их искренней, непритворной и беззаветной любви и преданности, и с такими свойствами, или при таких условьях принять царствие Божие, т. е. водвориться, жить и достигать вечного спасения в Церкви, которую для нас основал Господь и в которой, как в доме родительском, обитает с нами. Любя нас бесконечною любовью, храня во всемогущей деснице своей для нас всякого рода блага и дарования, Он хочет, чтобы и мы собирались вокруг Него, как дети вокруг отца, с верою на Него взирали, с покорностью Его слушали, с любовью, с детскою стремительностью исполняли Его повеления, с сердечным доверием выражали Ему наши мысли, нужды и желания. Что же в зрелом возрасте делает нас так не похожими на детей, что усматривает в нас Господь Ему неугодное и удаляющее Его от нас? Это наше лукавое стремление к знанию с отвержением Христовой истины под шепот искусителя: будите яко бози. Это – гордое желание проверить тайны божественного откровения нашим слабым умом; это – привмешение к чистому Христову учению наших человеческих мнений; этот выбор заповедей, или обязанностей наших к Богу по нашему вкусу и произволу; это противление руководящим уставам и воспитательным правилам Церкви Христовой; эта – измена сердца, предающегося вместо Бога духа – плоти и ее наслаждениям; наконец, это упорство, с которым мы остаемся в наших гpеxoвных навыках и страстях, отвергая всякое призывание благодати к раскаянию и общению с Богом, – вот несчастные особенности наших зрелых возрастов, делающие нас столь непохожими на нас же самих, какими все мы были в блаженное время датской невинности! Господь призывает нас разрушить эти поставленные нами самими преграды, отделяющие нас от Него и Его от нас; желает, чтобы мы поняли свое духовное сиротство, возвратились к Нему в Его всегда открытые для нас объятия со слезами и воплем души истинно кающейся: Отче, согреших на небо и пред Тобою. Аминь.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle