Источник

Речь воспитанникам Харьковской Духовной Семинарии в день храмового праздника Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 1883 г.

Любезные юноши!

Помолившись вместе с вами и о вас, мне желательно оставить вам на память и добрый совет относительно вашего воспитания.

В воспитании самое трудное дело – направление свободы человеческой. С нею часто, особенно в наше время, не могут справиться воспитатели, при руководстве своих воспитанников; гибнут и сами воспитанники при неумении владеть ею. Очевидно, здесь главная часть задачи принадлежит самим воспитанникам; что может сделать воспитатель для блага человека, который имеет свободу не принять этого блага? И так, какие же условия находятся в ваших собственных руках для правильного развитая вашей свободы, от которого зависит все ваше будущее – на земле и в вечности?..

Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание и уважение к самой свободе вашей, как неоценен- ному дару Божию, которым на земле обладает один человек, и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно. Поэтому берегитесь быстро решаться на что бы то ни было, – в чем часто погрешает юность, – а привыкайте зрело обдумывать каждый шаг свой. Моисей, повторивши израильскому народу пред вступлением в землю обетованную Закон Божий, сказал: „жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое“ (Втор. 30, 19). Избери, – значит, – подумай, осмотри пути, которые предлежат твоему избранию, и вступай на тот, который ведет к жизни, а не к смерти.

Трудно и для зрелого человека в каждом частном случае с уверенностью определить, в какому исходу ведет то, или другое наше решение; тем более это трудно для молодости. Но Господь, даровавший свободу человеку при сотворении его, и восстановляющий ее после его падения, указал нам путь жизни в виде общего закона, или начала, из которого при нашем размышлении должно исходить определение каждого частного случая нашей жизни. В чем же состоит этот закон? „Чтобы ты любил – продолжает Моисей в указанном нами наставлении, – Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих“ (20). Итак, второе условие правильного направления нашей свободы есть – тщательное определение,-согласно ли принимаемое нами решение с волею Божией. А так как не на всякий отдельный, более или менее важный, случай нашей жизни тотчас можно найти ясное указание в Законе Божием, то Моисей и говорить: „прилепляйся к Нему“, т. е. входи во внутреннее общение с Богом молитвою, сердечным желанием, любовью, и Он скажет тебе волю Свою в твоем сердце и совести, и укажет путь жизни. Берегись, юноша, необдуманно поддаваться ныне обычным, шумным движениям и порывам легкомысленных сверстников, кто бы они ни были, столь же неопытных, как и сам ты; не отдавай никому своей свободы, за которую ты один отвечаешь; а в трудных обстоятельствах уединись, призови в сердце своем единого непогрешимого советника -Господа Бога твоего, и Он вразумить тебя, как поступить и кого держаться. Одно это движение души к общению с Богом мгновенно освободить твое воображение и сердце от обольщения, и твой разум от увлечения; все силы души твоей возвратятся в твое обладание и ты будешь в состоянии направлять их куда должно.

Но кроме познания воли Божией о нас, для утверждения нашей свободы непременно требуется исполнение заповедей Божиих, как уроков и упражнений для нашей воли. Чтобы показать народу, как Господь облегчил для нас этот труд познания и исполнения Его заповедей, Моисей говорит, что заповедь Божия „не на небе и не за морем“, чтобы нужно было высоко подниматься, или далеко ходить за нею, но „весьма близко к тебе слово cиe; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его“ (Втор. 11 – 12). Эти прекрасные слова имеют особенную силу по отношению к вам, воспитывающимся под кровом св. Церкви. Истинно, уста ваши, сердца ваши, ум и память ваша постоянно наполняются словом Христа Спасителя, Его Пророков и Апостолов. Не подвергнитесь осуждению, произнесенному пророком Иеремиею на сынов Израиля и Иуды, делавших злое от юности своей. „Они обратились ко Мне“, говорить пророк от имени Божия, „спиною, а не лицом; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления» (Иер. 22, 30, 33). Te же самые наставления, писанные в книгах, обращаются к вам и в живом голосе ваших наставников и начальников приближающих и применяющих учение Слова Божья к различным обстоятельствам вашей жизни, и особенно к вашему призванию. С ответственностью за вас пред Богом, пред отечеством и родителями вашими, они взяли на себя руководство вашего ума и свободы вашей: не становитесь к Богу и к ним, Его приставникам, спиною, обратив лица и сердца и уши ваши к ложным учителям и ложным учениям века. Не забывайте, что вы еще юноши, что жизнь для вас неизведанное море, что все в вас еще молодо, незрело, шатко и хрупко. Отнять у вас веру, возмутить умы ваши сомнениями, распалить сердца нечистыми вожделениями, подорвать ваше доверие в благонамеренности и опытности ваших руководителей и сделать вас орудиями чужой и злой воли, – вот цель новых непризванных просветителей современных молодых поколений. Направляйте свободу и волю вашу прежде всего не к движениям общественной жизни, для вас еще недоступной, а на самих себя, на сохранение в себе заложенных в души ваши начал жизни, и на борьбу с началами смерти. Укрываясь под кров благодати Божией, проникайтесь сознанием своей немощи и непрестанной потребности в помощи Божией, вспоминая трогательное слово пророка Иеремии: „знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим“ (Иер. 10, 23).

Наконец, ищите подкрепления воли и свободы вашей в выяснении для себя и постоянном сознании идеала, как истинного человека вообще, так и истинно полезного деятеля на том поприще жизни, какое для себя избираете. Если совершенное отвержение воли Божией ведет к смерти; то постепенное уклонение с ранних лет свободы нашей от заповедей Божиих есть и постепенное расслабление и искажение природы нашей, лишаемой силы и красоты, какие сообщает ей добродетель. Имейте жалость к самим себе. Желайте найти себя в будущем в том виде, какими может сложить и благоустроить вас правильное употребление свободы, т. е. здравомыслящими, кроткими, трудолюбивыми, любящими, и от всех любимыми; в противном же случае, при постепенном умножении в вас пороков, бойтесь оказаться – дерзкими, себялюбивыми, ленивыми, жестокими, едва терпимыми в обществе, или извергаемыми из него. А эта последняя участь постигает людей не приучающих себя к послушанию закона,-неизбежно, хотя и незаметно. Пороки развиваются в нас легче и быстрее, чем добродетели, подобно тому, как сорные травы, всегда растут скорее и сильнее, чем пшеница; а обращаясь в навыки и в страсти, пороки так же крепко захватывают свободу нашу, как силки, или сети неосторожную птицу. Спросите бродягу бездомного, обнаженного и голодного, вора заключенного в тюрьму, убийцу осужденного на каторжные работы, пьяницу валяющегося в канавах, – думал ли каждый из них в молодости, что он будет тем, чем стал в последствии? Каждый из них с грустью скажет вам: „О, нет! Как можно! “ Зачем же из доброй воли подходить к пропасти? Зачем губить свое будущее счастье, когда можно, с помощью Божию, наверное приобрести его?

Мы верим, что в вашем сознании постепенно выясняется и в вас воплощается идеал не только истинно хорошего человека, но и доброго служителя Церкви, к чему вы предназначаетесь. Воодушевляйтесь ревностно о славе Божией. о благе Церкви и отечества, о просвещении нашего все еще темного простого народа, об избавлении его от губящих его пороков и преступлений, о благоустроении его жизни. Привейте к сердцу убеждение, что только здесь, в нравственном преуспеянии народа и его благосостоянии – истинный источник радостей для пастыря Церкви и единственно верное обеспечение его собственного благосостояния и счастья. Но для этого нужно запасаться и терпением, и самоотвержением, и любовью, а не одними рассуждениями и помышлениями об улучшении своего быта.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle