архиепископ Амвросий (Ключарев)

Слово на Новый 1883 год.

О молитве за отечество.

При наступлении нового года все мы чувствуем потребность молить Господа о продлении нам Его милостей, которыми пользуемся, и о ниспослании новых, в которых нуждаемся. Но прежде всего, разумеется, мы должны молиться о дарах духовных, необходимых для нашего спасения, а затем уже и о благах земных. Последние по роду молящихся, по разнообразию наших состояний, по различным обстоятельствам времени чрезвычайно разнообразны; но важнее всех их для нас должны быть нужды нашего отечества; так как только при его безопасности и благосостоянии возможно удовлетворение наших личных потребностей земных. Итак, первая молитва наша о благополучии земном на наступающей новый год должна быть молитва за отечество. Как нужны, особенно ныне, молитвы наши за отечество, это доказывать нет надобности: сердце замирает при мысли о том, какие бедствия постигли его в последнее время, и какие тяжелые годы оно переживает.

Укажем побуждения, которые могут расположить нас к этому особому роду служения отечеству.

Все мы любим наше отечество, мы страдаем за Благочестивейшего Государя нашего, принявшего царство при таких страшных и трудных обстоятельствах. Мы желаем послужить Царю и Отечеству от всего сердца; но многие ли из нас имеют столько способностей и такой широкий круг деятельности, чтобы могли сделать для отечества что-либо заметное, осязательно влияющее на его благоустройство? У большей части из нас вся деятельность ограничивается тесным кругом наших собственных нужд и ближайших обязанностей, и только у людей стоящих на государственной и общественной службе, и то в должностях высших, есть возможность оказывать видные услуги отечеству. Но вот средство влиять на благосостояние отечества для всех доступное, самое верное и могущественное, – это молиться за него. Здесь не имеют значения наша безвестность, бедность, недостаток способностей и образования: лишь бы не угасала в душах наших вера в Промысел Божий, лишь бы сердца наши горели любовно к отечеству, лишь бы этою любовью была согреваема наша молитва, – плод будет и очевидный и осязательный. Отец Небесный видяй в таине, по слову Спасителя, этот духовный труд наш для блага отечества, воздаст нам яве (Мат. 6, 6), его умиротворением и благоустройством. Так всегда в прежние времена молились за отечество наши иноки-подвижники и благочестивые граждане, и молитвы их привлекали с неба силу Божию, побеждавшую врагов, и благость Божию, прекращавшую общественные бедствия.

Мы должны молиться за отечество не только в храмах и дома утром и вечером, но везде и всегда, по слову Апо- стола: непрестанно молитеся (1Сол. 5, 17). Что это значит? Это значит хранить в уме и сердце сознание и живое чувство всецелой зависимости царств человеческих от воли Царя царствующих и постоянной потребности для блага народов в благом промышлении и попечении о них Владыки вселенной, по слову Писания: влдеет Вышнний царством человеческим (Дан. 4, 14). Ныне люди состояние на службе отечеству, и особенно близкие к делам государственным и общественным, вообще слишком много надеются на себя, на успехи современного просвещения, на новые начала общественной жизни и государственного управления, забывая, что все самые мудрые человеческие начинания для устроения блага народов хороши и сильны только при согласии их с волею Божию и при Божием благословении и содействии. Трудно устроить благосостояние и одного человека при его свободе и всем нам известной несчастной склонности вредить самим себе; еще труднее устроить счастье большой семьи: во сколько же раз труднее устроить и охранить благосостояние многомиллионного царства? Наконец, во сколько раз эта трудность увеличивается, когда благосостояние великого государства потрясено распространением неверия и рознью в воззрениях и убеждениях среди руководящих классов народа, умножением пороков и преступлений в народных массах, неуважением к закону и власти и наконец кознями крамольников, не останавливающихся даже пред цареубийством? При всех познаниях в мореплавании для cпaceния самого крепкого корабля во время сильной бури самый опытный кормчий единственно верным средством признает молитву, о помощи к Тому, Кому „и ветры и море повинуются“ (Мат. 8, 27). Так, от внутренних ли повреждений среди океана общечеловеческой жизни расшатывается корабль великого царства, от внешних ли бурь политических грозят ему тяжкие удары и потрясения, – при всех усилиях человеческих к его спасению одна верная надежда на Благопромыслителя Бога. Он один средствами Ему известными вразумляет заблуждающиеся и развращающиеся народы, Он наставляет правителей, Он сообщает силу и действие принимаемым ими мерам. Святая Церковь преподает православным Царям через священное миропомазание благодать Св. Духа именно потому, что для благоплодного управления царствами мало одних сил человеческих. Причастниками этого помазания, или его благодати посредством молитвы должны быть и все те, с кем Царь разделяет свою священную власть для блага царства. Поэтому всякому государственному и общественному деятелю при всяком новом мероприятии потребна молитва: помоги мне, Господи! И все мы, при желании блага отечеству, при виде усилий Царя и Его сотрудников к устроению этого блага, непрестанно должны обращать к ним наши молитвенные благожелания: помоги им, Господи! Так Израиль вместе с царями и правителями в трудные времена взывал к Господу Богу своему: Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего (Пс.43, 27).

Если бы мы приняли к сердцу, как должно, это церковное учение о молитве за отечество и вошли с усердием в этот труд духовный, – какое благотворное влияние оказал бы он на весь строй наших мыслей и склонностей, и на самые дела наши! Становясь на молитву, говорят св. Отцы, христианин становится на суд пред Богом, т. е.пред лицом Всесвятого и Всевидящего, потрясаемая страхом совесть наша обличает нас в наших преступлениях и пороках. Поэтому и при молитве за отечество, чем живее мы стали бы представлять себе его недуги и грозящие ему опасности, тем яснее, возникали бы в нашем сознании и памяти наши проступки в отношении к отечеству и упущения в исполнении наших обязанностей к нему и согражданам нашим. Отрезвились бы нравственно и мы, служители Церкви, нерадящие о духовном просвещении народа, и воспитатели юношества, легкомысленно подрывающие веру в молодых поколениях, и служители правосудия, колеблющие весы его по ложным воззрениям, или корыстным целям, и блюстители государственных и общественных интересов, направляющие их в свою личную выгоду, и торговцы и промышленники, развращающие народ ради собственного обогащения; всех нас как молния озарила бы мысль: итак, мы, – все мы сами виновны в наших общественных бедствиях и опасностях, грозящих нашему отечеству!

Чрезвычайно трогательны свидетельства слова Божия о том, как скоро склоняется милосердие Божие к народам, во дни бедствий, исповедующих свои грехи и молящихся о помиловании. В книге Судей читаем, что Израильтяне за уклонение к идолопоклонству были отдаваемы Богом во власть соседних народов, но „жалел их Господь“, говорит бытописатель, „слыша стон их от угнетавших и притеснявших их“ (Суд. 2, 18), и в одно время подобного порабощения, как скоро они „отвергли от себя чужих богов и стали служить только Господу, не потерпела душа Ею страдания Израилева“ (8, 16). И нас разве не жалеет Господь? Разве мы не Его народ? Разве наше отечество не есть хранилище святой Его Церкви? Разве наша история не свидетельствуете, как история народа Израильского, о чудных действиях промысла Божия в спасении от „угнетавших“ нас, в возвращении и возвышении отечества нашего из мелких и разрозненных княжеств в беспримерно обширное государство? Оставив самомнение и гордость, обратимся ко Господу со смиренною молитвою о помощи,-и не „потерпит душа Его“, чтобы темные крамольники убивали и оскорбляли Царей наших и возмущали мир нашего отечества, или чтобы завистливые соседи посягали на наше достояние. Мы чувствуем, что при развращении умов и умножении неверия и пороков между нами у нас нет мужей с духом и силою Илииною (Лук. 1, 17), которые потрясали бы сердца наши словом обличения и страхом суда Божья: в подобных обстоятельствах в течение многих лет бывали и Израильтяне, но в одно подобное время „возопили сыны Израилевы ко Господу, и послал им Господь пророка (Суд. 6, 7, 8), который напомнил им благодеяния Божии им оказанные и волю Божию, и затем последовало избавление от бедствий“. Мы скорбим, видя у себя скудость в людях сильных дарованиями и характерами, какие были в прежнее время в нашем отечестве, и горько плачем, замечая, что и те, которые у нас появляются, прежде времени умирают. Это горе испытывал и Израиль во дни заблуждений и бедствий, но в одно время при подобной скудости в людях сильных „возопили сыны Израилевы ко Господу, и Господь воздвигнул им спасителя“ (Суд. 3, 15). Аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю (Иоан. 14, 13), обещал нам Господь верный в своих обетованиях (Евр. 10, 23), но для этого нам нужно, как нужно было и Израилю, оставить наших идолов и обратиться к Богу истинному. Оставьте обоготворение разума под видом безусловной веры в человеческую науку в ущерб вере в Божественное Откровение, оставьте рабское служение плоти в виде роскоши постоянно возрастающей и всевозможных удовольствий, убивающих в вас жизнь духовную; оставьте поклонение золотому тельцу, питающее в вас самонадеянность и погашающее в сердцах ваших чувство зависимости от Бога и упования на Него; „смиритесь под крепкую руку Божию, и вознесет вас в свое время“.(1Пет. 5, 6).

Ты, милосердый Господи, удостоил на земле нашей и в народе нашем утвердить святую православную Церковь и место благодатного обитания Твоего; Ты возвеличил царство русское великою силою и славою; Ты являл в трудные времена предкам и отцам нашим многие знамения Твоей чудесной помощи и покровительства! Не отринь и нас за грехи наши и за неверность многих из нас высокому призванию нашему и заветам отцов наших, но вразуми нас и возврати к чистоте веры, к исполнению заповедей Твоих, к подвигам благочестия и добродетели, да оплакав слезами раскаяния печальные дни заблуждений наших, восстанем в силе духа и веры к исполнению судеб Твоих, указанных Тобою великому отечеству нашему. Аминь


Вам может быть интересно:

1. "Мы не должны бояться никаких страданий…". Творения. Том I – Сборник планов и конспектов бесед и проповедей Епископа Аркадия священномученик Аркадий (Остальский)

2. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 4. Славяно-русский пролог, Ч. 2. Январь-апрель – I. Житийные чтения Пролога на Господские и Богородичные праздники и на дни памяти святых вселенской церкви, русских и обще-славянских профессор Александр Иванович Пономарёв

3. Собрание сочинений. Том 5 – Пастырское увещание. Божиею милостию смиренный Амвросий Архиепископ Харьковский и Ахтырский православным христианам Харьковской... архиепископ Амвросий (Ключарев)

4. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – XI. Спас на бору Андрей Николаевич Муравьёв

5. Памятники древнерусского канонического права – 109. 1478–1488 г. Повольная грамота тверского епископа Baccианa митрополиту Геронтию, на все дела церковные, совершаемые соборно профессор Алексей Степанович Павлов

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Виктор, епископ антиохийокий профессор Александр Павлович Лопухин

7. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 5 – Указатель цитат из Священного Писания профессор Алексей Иванович Сидоров

8. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

9. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иона, Иеромонах митрополит Евгений (Болховитинов)

10. Библейская энциклопедия – Шагацима архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle