архиепископ Амвросий (Ключарев)

Речь произнесенная 2-го октября 1888 года в Харьковской Благовещенской церкви пред закладкой нового храма того же имени.

Храм для православного христианина – великое утешение; а построение нового храма – великая радость. В течение девятисотлетней истории православия в нашем отечестве мы видим, что по мере заселения наших обширных степей и лесов, как только собиралось где-нибудь значительное количество жителей, первою заботою их было – построение храма. Как скоро город становился многолюднее, – умножались храмы; а если он благоустроялся и богател, то старинные тесные храмы заменялись новыми, более просторными и благолепными. Так умножились у нас храмы, и вот они сияют ныне, как звезды на небе, на необъятном пространстве нашего отечества.

Наш город по милости Божией, растет и расширяется, и мы радуемся, видя, что и наши сограждане, верные духу Православия и преданиям предков, с умножением населения умножают храмы, стремясь их обширностью удовлетворить духовным потребностям жителей, а великолепием выразить свою благодарность благодеющему нам Богу.

Но построение храма есть служение Богу, следовательно, дело святое, требующее с нашей стороны особого внимания

и соответствующих его важности душевных расположений. Только при условии чистоты наших намерений и чувствований дело наше может быть благоугодно Богу, и только при охранении себя от всяких помыслов, намерений и действий, вредящих христианскому настроению духа, мы можем надеяться на благословение Божие и Божию помощь в начинаемом святом деле.

Дело великое предприняли вы, братия; храм вами задуманный будет весьма обширный и многоценный. Соберитесь же, – не говорю со средствами, в них, по милости Божией, у вас не будет недостатка, – но главным образом с добрыми душевными расположениями, чтобы дело ваше не только шло успешно, но было и Господу благоугодно и для вас спасительно.

Прежде всего проникнитесь благоговением к Богу и смирением пред Его величеством. Не допускайте в себе горделивого самоуслаждения тем, что вы приносите на храм большие пожертвования, а молитесь, чтобы Господь милостиво принял ваши приношения; не ищите славы перед людьми тем, что вы созидаете великолепный храм, а просите Бога, чтобы Он удостоил совершить, освятить его в жилище Себе и в место обитания благодати Своей. Ни великая жертва, ни обширный храм не могут быть угодны Богу без благоговения и любви к Нему. Он Сам внушает нам это через пророка: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих. K ий дом созиждете Ми, или кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя (Ис. 66, 1–2). И так, при мысли о бесконечном величии Божием наш удел – сознание нашего ничтожества и глубочайшее смирение. Да будет первым и основным движением вашего духа чувство, с которым царь Давид задумал построение первого храма Богу истинному. Овладев бывшею во власти язычников горою Сионом, и устроившись по-царски в Иерусалиме, он смущался и скорбел, видя Кивот Завета, место присутствия Бога Израилева, в бедной скинии: „вот говорит он пророку Нафану, я живу в доме кедровом, а Кивот Божий находится под шатром “ (2Цар.7, 2). Ваше богатство, ваши удобства жизни, ваши красивые дома и нарядные одежды должны побуждать и поощрять вас к благоустроению и украшению храмов; думайте как царь Давид: „дом у меня обширный и великолепный, а церковь, куда я прихожу предстать пред Лице Божие и мала и убога; я ем и пью из дорогих сосудов, а Чаша жизни, к которой я приступаю, и все сосуды в храме, – бедны и не благолепны; я одеваюсь сам и одеваю семейство мое в роскошные одежды, а ризы священнослужителей, приносящих за меня Богу искупительную жертву, и ветхи и не благовидны“. При таком расположении духа вам совестно будет вашей роскоши, и вы поймете, почему благочестивые предки наши в таком обилии жертвовали в храмы и золото, и серебро, и драгоценные камни; по духу смирения они почитали все это излишним для себя, и только в храме находили достойное место для всех драгоценностей.

Из этого чувства благоговения к Богу и к Его святому храму происходит и то усердие к сооружению храмов, которым искони отличаются, еще не испорченные духом времени, наши православные христиане. Усердие, питаемое верою, есть чувство, обильное благими плодами. Оно охраняет богатого от того сухого и тупого расположения сердца, при котором он жертвует только в след за другими, от стыда пред людьми; охраняет и от той опасливости, с которою он иногда и при добром движении оглядывается назад с боязнью, как бы не дать лишнего, не обездолить себя и свое семейство. Не бойся, брате, Бог в долгу у тебя не останется. Всё, что у тебя есть, Он дал, и всё, что ты дашь во славу Его святого имени, Он возвратит тебе сторицею своим всесильным благословением на дела твои. Правда, и в делах благотворения христианское благоразумие требует осмотрительности, но не надобно простирать ее до забвения той истины, что Бог заботится о нашем благе больше, чем мы сами, и что служение Ему есть надежнейшее средство к упрочению нашего благосостояния. Усердие спасает и не богатых людей от того равнодушия к сооружению храмов, при котором многие из них совершенно устраняются от этого святого дела, оставляя его одним богатым. И ты, не богатый, приходский храм считаешь своим, и он признает тебя ему принадлежащим: в нем ты возрожден и усыновлен Богу, в нем получил благословение на семейную жизнь, в нем принимаешь участие в святых праздниках, на приносимые в нем Церковью молитвы ты возлагаешь надежды и по кончине своей; люби его и с любовью заботься об его украшении. Принеси на сооружение храма свое не многое, но с усердием, вспоминая две лепты евангельской вдовицы, которую Сам Господь указал не только для вразумления богатых, но и в пример бедным, чтобы и они не лишали себя участия в служении славе Божией и в заслуге отсюда происходящей. Каких людей больше в мире, – богатых, или не богатых? Конечно последних; но в их именно руках во множестве малых состояний и приношений заключается и сила государства и обеспечение церковных нужд. Из множества малых монет составляются великие суммы. И так, несите в храм с усердием малое, чтобы собралось в нем великое. Усердие изобретательно. Оно недостающие денежные средства заменяет личным трудом как мужским, так и женским. Прекрасную картину в нравственном отношении представляют нам наши крестьяне, когда при построении своего сельского храма они, – и старый, и малый, несут и везут, и лес, и песок, и кирпичи, и все, что нужно, и что могут, к месту церковного здания. Как пчелы малыми каплями сносят в улей и скопляют в нем в большом количестве душистый мед, так и они своими убогими, но многочисленными приношениями созидают и украшают свой храм, радуясь на него, как на свое сокровище. Мы видели опыты усердия и иного рода: богатые мужчины и женщины, желая личным трудом хотя мало послужить сооружению храма, приходили в сумерки к новостроящемуся зданию, носили на плечах своих кирпичи на подмостки, и перекрестясь уходили домой с теплым чувством сердца, дышащего любовью к Богу.

Особенное внимание прихожане, созидающие храм, должны обращать на сохранение дружелюбия, согласия и мира между собою. Бог наш есть Бог любви и мира. Господь Иисус Христос в последней беседе Своей пред крестною смертью сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан. 14, 27). Этот мир преподает всем устами священнослужителя св. Церковь при каждом богослужении, давая нам понять, что только в мире и тишине духовной, освобождающей нас от волнений и страстей, зреет всякий плод духовный. В распоряжении мудрого храмоздателя царя Соломона мы видим указание на то, в какой благоговейной тишине должно происходить сооружение храма. Все работы, соединенные с шумом и стуком, он повелел производить вдали от строящегося здания, а в стены храма класть уже обтесанные камни; „ни молота, говорит бытописатель, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при построении его“ (3Цар. 6, 7). Так да будут удалены от вас, братия, всякое превозношение, всякое соперничество, все разногласия и споры. Мы видали своими глазами, как подобные нестроения задерживали святое дело храмоздания, как начатые храмы подолгу стояли неоконченными от разномыслия прихожан, своим печальным видом, как живым упреком, давая всем знать о внутреннем расстройстве приходского общества. Если Господь называет блаженными всех миротворцев, и тех, которые прекращают вражду, вредящую благосостоянию людей, – то тем более блаженны устраняющие и прекращающие всякие не мирные движения сердец в деле Божием.

Запаситесь, братия, этими святыми чувствованиями, как духовным, но более вещественного драгоценным капиталом, для благоуспешного созидания вашего храма. Призываю на вас Божие благословение. Да примет Господь милостиво ваш труд и ваши жертвы, да воздаст вам по молитве Церкви вместо временных вечная, вместо земных небесная и да удостоит всех вас видеть окончание начинаемого храма и возрадоваться радостью о Господе при его освящении.


Вам может быть интересно:

1. Собрание сочинений. Том 3 – Речь произнесенная в Церкви Харьковского Университета, по случаю престольного праздника Св. Антония Великого, 17 января 1889 г. архиепископ Амвросий (Ключарев)

2. Слова и речи – 360. Речь к Преосвященному Леониду, новорукоположенному Епископу Дмитровскому святитель Филарет Московский (Дроздов)

3. Речь Преосвященного Анастасия : [Передача церковно-приходских школ в ведение училищных советов] епископ Анастасий (Александров)

4. Sermons – Memory Of Death Антоний, митрополит Су́рожский

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иорам – один из священников профессор Александр Павлович Лопухин

6. История запрещенных книг на Западе. Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох профессор Алексей Петрович Лебедев

7. Библейская энциклопедия – Асареел архимандрит Никифор (Бажанов)

8. Послания – Послание 265(453). Чаду Иоанну преподобный Феодор Студит

9. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Феодосий, Игумен митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle