Источник

Слово в Неделю пред Рождеством Христовом.

О чадородии.

И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся и наполните землю и господствуйте ею. (Быт. 1. 28).

Это заключительное слово, сказанное Творцом мира о первозданных людях, по завершении всего творения, имеет для всего человечества особенное значение. Оно указывает на высокое достоинство человека, и потому если не в письмени Божественного Откровения, то по устному преданию было сохранено во всех главнейших религиях древнего мира, а смысл его был усвоен и раскрыт лучшими мыслителями всех времен, изучавшими природу и человека. Превосходство человека пред всеми существами, наполняющими землю и власть его над ними приобретаемая силою разума для всех людей с течением веков так стали очевидны, что он бесспорно был признан господином природы. Это сознание высокого достоинства человека не только с особенною силою убеждения, но даже с преувеличениями, а нередко и с некоторою гордостью высказывается и в наше время людьми науки в виду больших успехов естествознания.

Но не это составляете главное понятие взятого нами изречения священного бытописателя, а указание источника жизни всего человечества в творческом благословении: раститеся и множитеся и наполните землю. Земля указана, как место рождения и размножения рода человеческого, а господство над природою, как средство развития высоких сил и способностей дарованных людям. Всякому растению и всякой „душе живой“ Творец дал благословение и силу сеять семя и производить потомство „по роду своему“ (Быт.1, 11–25), т. е., согласно с назначением каждому своего места и своего дела в ограниченном круге земной жизни; но человеку „по роду его“ запечатленному образом Божиим, и получившему богоподобную природу предназначены первоначальные только жизнь и развитие среди природы видимой, а затем восхождение в мир духовный, в вечные селения его Создателя, и Отца. Очевидно, здесь Божественное Откровение указывает потомкам Адама не только на высокое их предназначение, но и на обязанность с должным вниманием хранить в себе творческую силу чадородия и воспитывать свое потомство согласно с волею Божиею и предназначением человечества.

Воспитанием детей ныне все озабочены в виду общего упадка нравственности в народах христианских, но на законные требования природы и предостережения Божественного Откровения относительно чадородия недавно только лучшие умы христианского мира обратили заботливое внимание, с изумлением заметив вырождение поколений и даже прекращение прироста населения у некоторых народов. Теперь стали отыскивать причины и придумывать средства к устранению этих новых зол, постигающих современное человечество. По милости Божией в общем населении наш народ растет и умножается, но в некоторых родах и семействах вырождение, или упадок сил и дарований замечается и у нас, а на причины того и другого не обращается должного внимания.

Изложим с некоторою подробностью учение слова Божия о великом творческом даре чадородия и со всею откровенностью и свободою, какой требует истина, не опасаясь упреков и порицания, раскроем те язвы, которые вносят болезненные повреждения и искажения в великое родословное дерево человечества.

Творец мира не только преподал благословение чадородия первым человекам, но последующими законоположениями и действиями своего промышления в роде человеческом всегда охранял поток его жизни от возмущения и загрязнения, и устранял препятствия к его правильному течению, сколько это было возможно при свободе человека, поврежденного грехом и склонного к злоупотреблениям.

Прежде всего Бог основал человеческое семейство, оградив его с самого начала законом о нерасторжимости союза между мужем и женою, так что они должны составлять „одну плоть“, и разрыв между ними должен уподобляться рассечению пополам живого человека (Быт. 2, 24). В последствии, как сказано Иисусом Христом, ради жестокосердия людей по преступности их дозволен развод, но только для ограждения блага и чести семейств от порока прелюбодеяния, посредством отсечения от союза недостойной половины супружеской четы (Мат. 19, 8).

Прекрасны черты благословенного супружества по изречениям слова Божия. Положение жениха и невесты изображается как светлое и радостное. Жених в притче о десяти девах встречается с торжеством и со светильниками при вступлении в дом своей невесты (Мат. 25). Невеста представляется в блеске молодости, украшенною нарядными одеждами: так св. Иоанн Богослов в Откровении описывает красоту небесного града Иерусалима. „И увидел я, говорит он, святой город Иерусалим новый сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего“ (Апок. 21, 2). Даже радость друзей жениха, сопровождающих его, взята как образ для объяснения состояния Иоанна Предтечи по отношению к Иисусу Христу: имеяй невесту жених есть: а друг жениха, стояи послушая его радостию радуется за глас жениха (Иоан. 3, 24). Торжество брачное освящено присутствием Христа Спасителя на браке в Кане Галилейской, и даже благоприличное веселие благословлено Господом чрез чудесное претворение воды в вино (Иоан. 2). А мужу и жене дано понять, что чем взаимная любовь их крепче, чище, разумнее и попечительнее друг о друге, тем она согласнее с волею Божиею. Высочайший идеал ее указан в силе и возвышенности любви Божией к ищущей его душе человеческой по слову пророка: „как радуется жених о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой“ (Ис. 62, 5). Разумеется, здесь указана радость супругов в чувстве взаимной любви не в смысле только плотских наслаждений, но о взаимном утешении душевными дарованиями друг другу, нравственною красотою и в содействии друг другу к достижению совершенства духовного. Апостол Павел в этом духовном союзе супругов указывает еще высшую черту взаимного попечения друг о друге с самоотвержением, с трудами и страданиями, по образу любви Иисуса Христа к Его Церкви: „мужи, говорит он, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее“ (Еф. 5, 25). Но что Господь милостиво взирает и на естественные радости в чистой супружеской жизни, это видим из некоторых снисходительных постановлений даже строгого закона Моисеева. Так, было предписано, что если в ополчении Израильтян, уже вышедшем на войну, окажется жених, оставивший дома свою невесту, отпускать его, чтобы он не лишился ее, и не взял ее другой (Втор. 20, 7). Также поведено было, чтобы новобрачный, во время выхода Израильтян против врагов, оставляем был на год дома, ради живости нового союза и привязанности жены: да увеселяет жену свою (Втор. 24, 5).

Но, очевидно, главною целью установления супружества было чадородие, облегчаемое утешениями семейной жизни. Так понимает это и Православная Церковь. В молитвах при совершении таинства брака, призывая благословение Божие на мирное и благочестивое сожитие супругов, она главным образом молит о даровании им потомства, как Аврааму и Сарре, Исааку и Ревекке, Иакову и всем патриархам. Этому отвечает и естественное желание неиспорченных супругов иметь детей. Мы знаем из Библии, как горячо желали иметь их праведные супруги и молились о даровании их, как Анна, мать пророка Самуила, родители Св. Иоанна Предтечи и самой Матери Божией, и как Господь по молитвам их снимал с них поношение безчадства, которое народом еврейским признаваемо было за знамение гнева Божия. Особое промышление Божие об избранных семействах мы видим в охранении потомства Авраама и Давида, от которых должен был произойти Искупитель мира, как это изображено в родословии Иисуса Христа у Евангелистов Матфея и Луки. То же попечение Божие о продолжении рода человеческого доказывает и любовь к детям, вложенная Богом в сердца родителей. Указанием на эту любовь Сам Бог объясняет любовь Свою к нам и попечение о спасении нашем. Так говорит Бог чрез пророка Исаию: „Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла (что очевидно признается противоестественным): то Я не забуду тебя“ (Ис. 49, 15). О любви матерей, выносящих муки рождения, говорит Иисус Христос: „жена, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, не помните скорби от радости, потому что родился человек в мир“ (Иоан. 16, 21), и о любви отцов: „есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? Или, когда попросит рыбы, подал бы ему змею?“ (Матф. 7, 9–11). Весьма утешительное изображение благословенного Богом семейства мы находим у Псалмопевца: „ты будешь есть от трудов рук твоих; блажен ты и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви вокруг трапезы твоей. Увидишь сыновей у сыновей твоих! Так благословится человек, боящийся Господа“ (Пс. 127). И все это оправдывается опытами жизни. Посмотрите на добрых родителей. Мать без ропота проводит бессонные ночи и ухаживает за детьми; отец неустанно трудится для их прокормления и воспитания; оба болеют о них, когда они в чем – либо несчастны; оба утешаются пробуждением разума и ласками их в детстве, а при возрасте успехами их в жизни и задатками дарований и добродетелей для возвышения их рода; оба, наконец, надеются в старости найти в них для себя опору, а по смерти своей молитвенников за них пред Богом. Нам довелось слышать от одного разумного и благочестивого отца семейства: „нет выше радости на земле, как радость о добрых детях“.

Из этого учения слова Божия о чадородии и его условиях мы повторим три основные черты, необходимы нам для разъяснения и оценки современных уклонений от преднамерения и воли Творца нашего относительно продолжения рода человеческого. Почему люди, предназначенные к вечной блаженной жизни не созданы, как бесплотные духи, мгновенно в таком числе, какое бы угодно было определить Творцу их, а должны размножаться путем рождения от предшествующих поколений, – это тайна, не открытая нам в слове Божием, так же как и причина соединения духа человеческого с телом. Есть о том и другом гадания у христианских мыслителей, но мы предпочитаем в настоящем случае последовать наставлению Премудрого: высших себе не ищи, и креплъших себе не испытуй, а яже ти повелено, сия разумевай (Сир. 3, 21). А повеленное нам ясно.

Во – первых, Творец наш, создав нас по образу Своему, будучи Сам любовью бесконечною, вложив и в наши сердца чувство любви к подобным нам людям, преимущественные предметы этой любви указал нам в детях наших, как существах ближайших к нам, происходящих от нас самих, составляющих часть нашего бытия. И в этой любви к детям нашим столько для нас питательной, сколько и для них благотворной, Он открыл и для Себя Самого, для удовлетворения собственной любви к разумным тварям источник приобретения новых членов Своего святого царства, вновь являющихся и постоянно прибывающих. Иисус Христос привлекал к Себе детей не для того только, чтобы верующим в Него указать в них образ простоты и чистоты сердца, но Он ласкал их, обнимал, благословлял потому, что они сами были ему любезны, потому что Он в них видел наследников того царства, где Ангелы их на небесах видят Лицо Отца Небесного (Матф. 18, 10). Нельзя без удивления и благоговейного страха подумать об этом божественном законе и об этой высшей цели чадородия, когда отвлечем свои мысли от зрелища человеческих заблуждений и преступлений в применении его к жизни.

Далее, – вложив в сердца мужа и жены взаимное влечение друг к другу и благословив радости и утешения семейной жизни, Творец в этом самом союзе положил залог и обеспечение продолжения поколений. Как не могут прекратиться супружества, так не прекратиться и размножение людей. Мысль о детях, заслоняемая на время в супругах пылкостью первых проявлений их взаимной любви, внезапно возникает в них по некоторому тайному сознанию, что союз их еще не полон, что сердце требует дальнейшего закрепления его в рождении детей и сосредоточении на них и в попечении о них взаимной любви отца и матери. Что это верно, что это есть голос самой природы, – свидетельствует радость в добрых семействах о появлении первенцев.

Наконец, – естественная любовь родителей к детям, доходящая в неиспорченных сердцах до самоотвержения, обеспечивает вскормление, сохранение и воспитание нарождающихся поколений. Здесь, как мы сказали, воля Божия относительно чадородия наиболее ясно свидетельствуется самою природою и опытами жизни. Замечая, как родители глубоко страдают при виде голодающих, больных, или несчастных детей, как сами себе отказывают во всем, чтобы удовлетворить их; – зная, как отцы трудятся для своих семейств и умирают за них на полях брани, как матери бросаются в огонь и в воду для спасения своего дитяти от гибели, – зная все это, мы не можем не видеть совершенного согласия природы с Божественным Откровением; не можем не убедиться, что единая святая воля Единого Законодателя, как запечатлена в природе нашей, так и подтверждена и изъяснена нам в слове Его. Какое же отношение этот закон чадородия, вложенный в природу человека, имеет к общему закону всей земли, по которому все твари от растений до совершеннейших животных сеют семя и производят потомство „по роду своему?“ Очевидно, они, преемственно рождаясь и продолжая свои поколения, в этом общем движении к одной цели, сопровождают господина всей земли, – человека, с тою разницею, что их поколения. умирая, безвозвратно падают в землю, а человек через телесную смерть переступает в другой мир для жизни вечной. Долго ли продлится действие этого закона и когда закончится нарождение людей, или иначе сказать, долго ли просуществует этот видимый мир, – это знает Отец небесный един (Мат. 24, 36).

Обращаясь к мысли о том, как законом божественным писанным, в виду повреждения грехом природы человеческой, выясняется и охраняется закон естественный, мы невольно вспоминаем слова св. Иоанна Богослова: заповеди Его тяжки не суть (1Иоан. 5, 3). Спрашивается: попрано ли, подавлено ли какое-либо высокое чувство сердца человеческого законоположениями слова Божия, вошедшими в правила христианского нравоученья? Не говорят ли они о любви между женихами и невестами, о счастье супругов, о семейных радостях, об охранении достоинства и чести родов и поколений, о размножении народов? Только в несчастной склонности сердца человеческого к своеволию, только в стремлении вырваться из границ, положенных законом Божиим ради страстных увлечений и плотских наслаждений, мы можем найти объяснение тех уклонений от законов семейной жизни, какие на собственную погибель позволяют себе христиане нашего времени, возгордившиеся внешнею образованностью.

Чем иным можно объяснить нетерпеливое желание некоторых народов западной Европы заменить христианский брак, благословляемый Церковью, так называемым гражданским, если не стремлением совершенно освободить свою совесть от напоминания закона христианского о хранении верности, чистоты и целомудрия в супружеской жизни? Когда люди с своим собственным гражданским законом в руках сами могут заключать браки и расторгать их без мысли о Боге и без страха ответственности перед судом Его: тогда и перед людьми, и перед детьми, происходящими от таких браков, стыдиться нечего; все, даже и оставление детей без попечения отца или матери при разводах, поставлено на законную почву, и не имеет ничего заслуживающего порицания. Как же нашим слепым подражателям Европы не желать подобных законов? При них не будет этих церковных правил, запрещающих браки в близком родстве, стесняющих произвольные разводы, предписывающих крещение и христианское воспитание детей. Для них не важно, что сама природа восстает против нарушения ее законов, производя золотушных и глухонемых детей от браков в близком родстве, что дети без христианского воспитания становятся грубыми язычниками, что произвольные разрывы супружеств разрушают в конец эти естественные гнезда, называемые семействами, и предназначенные для размножения, охранения и воспитания птенцов рода человеческого. Но у нас замечается нечто еще худшее, чем борьба в Европе за гражданские браки: у нас люди свободно сошедшиеся, без разрешения всякого закона, не краснея живут вместе, выезжают, принимают гостей и развязно говорят: „мы живем в гражданском браке“.

Та же необузданная страсть к плотским наслаждениям побуждает многих зрелых людей проводить до конца холостую жизнь, или вступать в брак слишком поздно. Конечно, в этом отношении всякий свободен распорядиться собою по своему усмотрению; но что говорит закон? Он указывает только два состояния для совершеннолетних людей: девство, – по природному расположению, или свободному подвигу для высших целей жизни и для более свободного служения спасению людей (Мат. 19, 12), – или же законное супружество, заключаемое в свое время по слову Апостола: „в избежание блуда каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа“ (1Кор. 7, 2). Среднего здесь ничего нет. Кто не ведет жизнь чистую, девственную, тот ведет распущенную и преступную. И вот от этих холостых людей (вместе с нарушителями супружеской верности) наполняются воспитательные дома незаконными детьми и канавы – подкидышами; а поздние супруги, развратившись сами в холостой жизни, потом развращают и своих жен, вносят в семейства болезни и рождают детей слабосильных и бездарных, подготовляя таким образом то вырождение народов, которым ныне озабочены благонамеренные служители науки.

Необычно и тяжело на церковной кафедре разбирать те мысли и выражения, которыми оправдывают себя люди, избегающие законного супружества. Но когда открыто нарушаются законы и порицаются правила христианской нравственности, мы по примеру древних отцов Церкви должны также открыто защищать их и обличать заблуждения. Нас могут упрекнуть в том, что мы повторяем в храме насмешливые и неприличные выражения этих порицателей христианской семейной жизни; но эти выражения произносятся ими и вне храма в христианском же обществе, которое само по себе есть Церковь, между членами ее, которых слово Божие называет „живыми храмами Божиими“ (2Кор. 6, 16). Поэтому, если там употребляются эти выражения на соблазн слушающим: то здесь нужно разбирать и обличать их ложь и неприличие для предостережения добрых христиан. Если мы в обыденной жизни по привычке равнодушно выслушиваем подобные выражения: то здесь, при добром настроении и пробуждении нашей совести, мы скорее устыдимся притупления нашего нравственного чувства и растления наших нравов.

Говорят: „ныне трудно найти хорошую жену: это лоторея, в которой нельзя надеяться получить выигрыш“. Сколько легкомыслия и несправедливости в этом, так часто повторяемом выражении. Во-первых, это ложь и оскорбление наших соотечественниц. Народ наш, по милости Божией, не так развращен, чтобы в среде его нельзя было найти добрую супругу. Многие тысячи христианских браков, заключаемых у нас ежегодно, свидетельствуют, что не редкость у нас добрые девицы и честные юноши, из которых составляются счастливые супружества и благочестивые семейства. Эта фраза есть изобретение людей нового времени; следовательно, она относится и к невестам их круга. Спрашивается: зачем же вы, проповедники новых учений, так развратили умственно и нравственно современных девиц, что не надеетесь найти между ними добрую жену? Виноваты в этом вы сами; не оправдывайте этим своей беспорядочной жизни. Кто действительно убежден в испорченности современной женщины и желает иметь добрую супругу, тот пусть вспомнит из начальных уроков Закона Божия, как Авраам для Исаака и Исаак для Иакова, опасаясь женщин Ханаанских, брали невест в своем племени, где сохранилась вера в Бога истинного. Ищи жену не из дочерей ханаанских нашего времени, а в добрых христианских семействах, христианского воспитания, – и будешь с выигрышем.

Говорят: „я не люблю семейных неприятностей и забот, ухаживания за больными, крика детей и проч.“. Спрашивается: что же вы любите? Вам чужда законная, верная, бескорыстная супружеская любовь, вам не желательно пробуждение в вашем сердце родительских чувств, которыми счастливо человечество, которые движут всякое создание Божие, всякую маленькую птичку к продолжению рода своего, в исполнение воли Создателя. Вы любите свободу в удовлетворении всех своих плотских желаний, вы любите проживать все свои средства единственно для своих удовольствий; вы, как человек, свободный, с самодовольною улыбкою смотрите на заботы своих сослуживцев и знакомых, подвергающих себя лишениям для прокормления семейств и воспитания детей. Итак, если нет в вас стремления к жизни девственной, если нет у вас непреодолимых препятствий ко вступлению в законный брак: не оправдывайте себя софизмами и красными словами; вы эгоист, исключение из рода человеческого.

Но есть возражения против своевременного супружества, более честные и по-видимому основательные. Говорят: „ныне так трудно прилично содержать семейство, и особенно так дорого воспитание детей“. Что можно сказать на это? Трудно идти против направлений в образе мыслей и порядка жизни, складывающихся веками и обнимающих целые народы, и тем более против обычаев, получивших силу закона, хотя время и обнаруживает их крайности, внутреннюю ложь и нравственный вред. К несчастью, на основании их обсуждается и даже во имя их отвергается и сознаваемая истина. И на убеждения обратиться на истинный путь отвечают: „невозможно, потому что все так думают и все так живут“. Но обращайтесь к истории. Было ли когда-нибудь время, чтобы христиане не встречали никаких препятствий и затруднений в исполнении воли Божией? Поставьте в своем уме и совести заповеди Божии выше всяких учреждений и обычаев человеческих, стремитесь прежде всего к исполнению их, и тогда Бог будет за вас, и раздвинутся пред вами все препятствия к благоустроению вашей жизни, по слову Апостола, сказанному во время кровавой борьбы христианства с язычеством: сия есть победа победившая мир, – вера ваша (Иоан. 5, 4). Почитайте „приличною“ не такую жизнь, которая давала бы вам видное положение в этой легкомысленной толпе, гоняющейся за всякими новинками и удовольствиями, а такую, которая бы соответствовала твердости ваших нравственных правил и вашим средствам, которая своею правильностью и отчетливостью приобретала бы вам уважение разумных людей и давала вам спокойствие духа, даже при недостатках, и надежду на лучшее будущее под кровом Промысла Божия. Сохраняйте до брака целомудрие, отвергая с презрением лукавые советы, противоречащие вековым опытам христианской жизни, будто это вредно для молодых людей, – и вы будете иметь даровитых детей, которым не откажут в образовании. Дайте им с детства чрез соблюдение уставов Церкви твердое христианское настроение, чтобы они были благочестивы, честны, воздержны, скромны, трудолюбивы, почтительны; тогда все отдадут им предпочтение пред теми образованными людьми, которым ныне нельзя доверить казенного или хозяйского сундука. Скоро честность будет дороже образования. Приучайте детей ваших больше к умеренности и даже лишениям, с которыми всегда можно встретиться в жизни, нежели к удовольствиям, которые не для всех доступны. Тогда почва под вами будет тверда, и испытания, какие приведется вам встретит в жизни, вы примете от руки Божией с верою, что любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28). А дарование детей, – кому много, кому мало, – это дело Божие, в Его же руках жизнь и судьба каждого из них. Они больше Божии, нежели ваши; Он любит их больше, чем вы. Доверьте же их Ему и не отнимайте их у Него вашим неверием, вашим небрежением, и вашими пороками.

Но вот о чем нельзя говорить с церковной кафедры,– это о преступлениях, которые ныне многими совершаются с целью не иметь детей, или иметь их меньше. И ради чего совершаются эти преступления? Ради избегания болезней рождения, ради собственного покоя и безпрепятственности в удовольствиях, для избегания необходимости разделить кусок хлеба с детьми, которые могут родиться, и из опасения трудов при их воспитании. Эти преступления знают те, которые им научают и помогают в их совершении; знают те, которые совершают, и те, которые тайною и мнимою безнаказанностью соблазняются к их совершению. Всем этим преступлениям принадлежит одно имя: детоубийство. Но наш век идет дальше. Оказались философы, называемые пессимистами, которые, не находя выхода из бедствий жизни, порождаемых ложными учениями и крайним разливом плотских страстей, начинают проповедовать, что не стоит жить и всему роду человеческому, что надобно желать его прекращения…

Так постепенно и незаметно народы христианские, теряя веру в Спасителя нашего Господа Ииcуса Христа и послушание святым Его заповедям, ниспадают в бездну зла и отчаяния, в которой погрязал древний образованный мир языческий, и из которой Иисус Христос извлек человечество. И вот теперь, когда нам можно было бы радоваться, что наступило время, для нашего народа его веру, которую он хранил по преданию в простоте сердца, и то благочестие, которое он содержал по доброму навыку, – осветить знанием и ввести в разумные убеждения, – теперь именно и приходится трепетать за его будущность. Молитесь, православные христиане, верные заветам нашей святой Церкви, да укрепит Господь в борьбе с заблуждениями и пороками века наших правителей, да вразумит и умудрит наших учителей и писателей, и да охранит своею благодатью сердца наших детей, наших юношей и девиц.– Аминь.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle