архиепископ Амвросий (Ключарев)

СЛОВО НА НОВЫЙ 1900 ГОД

О преданности воле Божией.

«Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне. (Пс. 36, 5 – 6). »

Всем известно, как у нас люди светские и особенно образованные, встречают новый год. Еще накануне учреждаются вечерние собрания и пиршества. На этих собраниях в полночь, в наступление первой минуты нового года, с бокалом в руках поднимаются радостные возгласы, приветствия, благожелания; произносятся речи, в которых восхваляются успехи прошедших лет и предрекаются будущие. Обещается торжество науки, умножение государственного богатства, развитие промышленности, улучшение общежития, уничтожение бедности и преступлений и пр. Если все это высказывалось с громкими восклицаниями при наступлении каждого нового года, то, конечно, еще громче и шумнее было возглашаемо при наступлении нового двадцатая столетия. Эти громкие обещания всемирного благоденствия в наступающем столетии задолго были провозглашаемы, в сочинениях всех образованных народов; поэтому очень естественно, что вчера они были с увлечением повторены и нашими проповедниками всемирного прогресса.

А нам, слушателям Церкви Христовой, как и всем изучающим жизнь человеческую с внутренней, духовной ее стороны и обсуждающим ее по началам христианским, при виде этих торжеств, светлых надежд и радостных обещаний и ожиданий, становится страшно. Почему? По причинам самым основательным, по опытам самым убедительным, по предчувствиям самым тревожным.

Слабость природы человеческой и недолговечность нашей жизни слишком известны; заблуждения нашего ума и уклонения человеческого знания на ложные пути в разные столетия неопровержимо доказаны историей; неизвестность для нас будущего и неспособность прозревать его всем понятны; современное неверие и развращение не язычников только, но и христианских народов у всех на виду; а повествования о падении великих народов и сильных государств от развращения и пороков повторяются детьми на уроках истории. При размышлении обо всем этом нам хочется сказать шумно приветствующим наступление нового столетия: „остерегитесь, войдите в себя, сознайте свою слабость и ограниченность своих сил, вдумайтесь в современное течение жизни, оцените как должно обольстительные обещания современной науки, поймите разрушительную силу зла и порока, всмотритесь в современные бедствия народов, утративших веру и нравственные начала жизни, и умерятся ваши восторги. Дрогнет ваше сердце, и вы со страхом посмотрите в будущее, как приморские жители смотрят в темную ночь на бушующее море и думают о бедных пловцах и об опасностях, угрожающих как утлым людям, так и великолепным кораблям, устроенным по всем правилам современного искусства, но одинаково бессильным пред силою разъяренного моря».

Иную картину представляет нам общество верующих и истинных христиан. Они, задумчивые и сосредоточенные, не с шумом и смехом, а с скромностью и благоговением спешат пред наступлением нового года не в светские собрания, а в храмы Божии. Они вспоминают прошедший год не с гордостью и самовосхвалением, а с благодарностью за дарованные им блага и за Божие долготерпение к их согрешениям. Они надеются на будущее не по обещаниям сомнительного человеческого знания, не по скопленным богатствам, не по силе оружия и военной науки, не по изобретательности и проницательности умов человеческих, а по явленным в веках опытам всеблагого и премудрого промышления Божия о народах благочестивых, наконец, – по непреложным обетованиям Божиим и по дарованному им праву упования на неизменную любовь и всемогущую силу Живого Бога, благоволившего назвать Себя Отцом их. Итак, эти достойные люди не на хрупких человеческих подпорах утверждают свое будущее благополучие, а на преданности воле Божией, которая именуется в Слове Божием благою и совершенною (Рим. 12, 2). Эта совершенная преданность и покорность водительству Божию в нашей жизни проявляется у истинно верующих не в нарочитые только дни, но постоянно, и обнимает все существо, всю деятельность и все надежды христианина.

Прекрасно изображает ее пророк Давид в приведенном нами изречении: „предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень», т. е. иди путем твоей жизни пред очами всевидящего Бога, соображай дела свои с его волею, и все представляющиеся тебе недоумения Он разъяснит, все затруднения он победит и твою сердечную веру, твои труды во славу Его, невидимые людям, а иногда унижаемые ими, Он откроет в свое время „как свет, бывший под спудом, и „правду», или правоту твоих мыслей и дел, в утешение твоим братьям и в обличение врагов, явит миру, как яркий „полдень».

Точное учение о преданности воле Божией подробно и ясно преподано нам в Божественном откровении. Прежде всего, мы видим, что воля Божия в нем разделяется на известную и постигаемую умом нашим и на таинственную или на время, или навсегда, и совершенно для нас непостижимую. Так св. апостол Павел учит нас: „испытывайте, в чем состоит воля Божия” (Ефес. 5, 17), т. е., старайтесь с усердием познать, чего от вас требует Бог, и что нужно для вашего спасения, не только по отношению ко всем людям, но и в частности для каждого из вас, по вашему нравственному состоянию. Так, нам известно, что мы сотворены для блаженства в общении с Богом и после грехопадения искуплены крестною жертвою Сына Божия; но неизвестно, в какой мере каждый из нас удостаивается милости и благодати Создателя и Искупителя нашего, и близко или далеко от нас прощение грехов наших и помилование. Нам известно, что праведникам и покаявшимся грешникам обещана вечная блаженная жизнь, но в каком виде, в какой мере, в каком месте, это неизвестно, кроме того, что истинные последователи Христовы будут подобны Ему: не у явися что будем, вемы же, яко егда явится подобни Ему будем (1 Иоанн. 3, 2). Нам известно, что люди добродетельные награждаются и в земной жизни благосостоянием и счастьем, но неизвестно, не есть ли наше благосостояние, при скудости нашей веры и добродетелей, окончательное воздаяние за малое добро, соделанное нами и не составляющее заслуги достойной вечного блаженства, как указано в притче Спасителя о богаче и бедном Лазаре (Лук. 16, 25). Мы знаем, что за грехи люди наказываются и в здешней жизни бедностью, болезнями и другими бедствиями, но не знаем, не есть ли посылаемая нам скорбь средство, употребляемое Промыслом Божиим для испытания добродетельных и исправления грешников. Очевидно, что понятное для нас преподано нам для наставления и исполнения, а таинственное – для нашей веры и указания пути к вечной жизни и предназначенному достойным совершенству и блаженству.

Каким же образом это учение прилагается к нашей жизни и оправдывается в ней? Убеждением в истинности и благотворности известного, и происходящею отсюда уверенностью в непреложности и достоинстве неизвестного. Пророк говорит: „предай Господу путь твой”. Нельзя предоставить себя проводнику или руководителю неизвестному и неблагонадежному, как современные ученые отдают себя в волю таких же ограниченных людей, как они сами, или бессознательному движению в развитии жизни слепой мировой материи и силе, которая слепее их самих. Верующий в Бога, познаваемого из Его откровения, знает, что каждое слово Его истинно, каждое дело свято и совершенно, каждое обетование неизменно и непреложно, и каждая заповедь или правило деятельности благотворно. И так как путь нашей жизни проходится в свободной деятельности нашей внутренней и внешней, то каждое наше действие есть шаг на этом пути и приближает нас к цели, если верно направлен, или удаляет от нее, если уклоняется в сторону. Отдай или предоставь себя водительству Божию в познании истины и в совершении добрых дел по Его заповедям, тогда каждый шаг твой будет верен и весь путь твой „Бог совершит». Нам нет нужды объяснять здесь подробно, что только Слово Божие преподает нам истинное учение о Боге, о нас самих и нашем предназначении, и что только заповеди и уставы божественные направляют жизнь нашу на истинный путь. Довольно для настоящего случая указать на различие в деятельности, нравах, обычаях и судьбах верующих и неверующих в Бога и Его святое учение. Всмотрись каждый в себя и увидишь, есть ли в душе твоей свет несомненной уверенности в истине твоих убеждений, есть ли мир в сердце и совести, есть ли самонаблюдение в искушениях и твердость в соблюдении правил чести и честности, есть ли у тебя сознание правоты перед ближними и права на их уважение, есть ли, наконец, с умножением лет жизни умножение ревности и сил для совершения добрых дел и чувство душевного спокойствия при мысли о смерти? У доброго христианина все это есть, и все, по мере его бдительности над собою и усердия к исполнению воли Божией, у него приумножается и возрастает. Он сознает, что рука Божия ведет его путем верным и прямым. Не знаем, что в этом роде чувствуют образованные и беспечные празднователи начала нового года и столетия. Думаем, что обещая всяческие блага себе в будущем, они недовольны собою в настоящем.

„Передай Господу путь твой и уповай на Него». Куда ведет путь, проходимый верующим под руководством Божиим? К Нему же, к Богу. Следовательно, чем дальше и тверже он идет, тем ближе становится к Богу. Ему дается созерцать умом величие Божие и ощущать в сердце благодатное Его присутствие. Ему представляется много опытов помощи Божией во внутренней его деятельности и во внешних обстоятельствах жизни, когда он встречался с затруднениями, по видимому, непобедимыми и оставался беспомощным и одиноким. Поэтому для него совершенно понятно наставление: „и уповай на Него». Он сам Божий, и Бог его; он приближается к Богу, и Бог приближается к нему; он исполняет волю Божию, и Бог готов исполнить его благие желания и прошения, так как Он, по слову Божию, волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит и спасет я. (Пс. 144, 19). Таким образом, путем, начатым от ясных и всем понятных требований воли Божией, человек силою упования входит в область высшую, таинственную, где действует всемогущая сила Божия и проявляется премудрость Божия в мере превышающей человеческое разумение. Но здесь при устрашающей неверующего темноте, верному исполнителю воли Божией светит вера, а при взгляде на неизвестное будущее ободряет упование, что Бог, верный в руководстве человека по пути известному, будет верен во всех Своих обетованиях о благах жизни, мало нами постигаемой, небесной, вечной. Поэтому душа преданная Богу и обращается к Нему с таким дерзновением и уверенностью: „возлюблю Тебя Господи, крепость моя, Господь твердыня моя и прибежище мое, избавитель мой, Бог мой, скала моя, на Него я уповаю, щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс. 17, 2 – 3).

„Уповай на Него, и Он совершит и выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень». Путь земной жизни нашей собственно должен быть один, прямой и ясный, ведущий к вечному блаженству за гробом. Таким он изображается в Слове Божием, но, по нашим заблуждениям, грехам и немощам, он чрезвычайно осложняется и затрудняется. Уклонение в стороны, препятствия, недоумения, колебания, наконец, утомление и изнеможение, все это делает путь наш трудным и опасным до такой степени, что мы весьма часто совсем теряем его из виду и идем, сами не зная куда, как слепые. Как же Бог совершит все, что нам нужно для безопасного прохождения этого пути и при нашей расслабленной свободе, удобопреклонности ко злу, множеству встречаемых нами соблазнов, при силе овладевающих нами страстей и растрате дарованных нам сил естественных и благодатных? Все Бог совершит; все доброе в нас восстановит, все утраченное возвратит и восполнит, все искаженное и искривленное исправит, все нечистое в нас очистит и оскверненное освятит, только „предай Ему путь твой и уповай на Него».

Укажем несколько частных случаев или особенных нравственных состояний из нашей жизни, в которых наиболее требуется наша преданность воле Божией и упование на Его благое промышление.

Глубока душа наша, таинственна жизнь ее, и обозрение ее во всей полноте недоступно нашему сознанию. В ней гнездятся порочные побуждения и влечения, укореняются страсти незаметно для нас самих, среди житейских дел, и только общее ощущение недовольства собою и своею жизнью дает нам понять, что не в порядке душа наша. Редкие проблески совести, как молния в темную ночь озаряют та мгновение наш путь, вздрагивает наше сердце при воспоминании о смерти и суде Божием, но мирская суета снова сгущает мрак в душе нашей. Вот минуты, когда со всею силою веры и упования должно молиться Богу, ведущему наши тайны и прозирающему в глубину сердец наших: „испытай меня, Боже, говорит пророк, и узнай сердце мое; испытай, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (Пс. 138, 23–24).

Тяжелы последствия многолетних греховных навыков и страстей. И во дни раскаяния и сознания нашего развращения и опасности погибели мы не находим в себе сил для исправления, грех возобладал нами; даем обеты и изменяем, начинаем борьбу и, как подстреленные, падаем в изнеможении. Оставить ли безуспешную борьбу? Не доживать ли век, пользуясь остатками сил для земных радостей и порочных наслаждений? Нет; нужно просить Отца небесного, видящего наши страдания, не отвергающего наших добрых начинаний и только ожидающего наших слез покаяния, нашей преданности Его воле и наших скорбных воплей к Его милосердию и любви: „помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; изсохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. Истощились в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои изсохли» (Пс. 30, 10 – 11).

Путь земной жизни нашей с внешней ее стороны также обставлен законами, указанными природою по воле Божией и требующими от нас подчинения и исполнения. Таковы: происхождение, воспитание, воля родителей, требования начальства, права и повеления верховной власти. Всем этим указывается нам ясный путь, как торная дорога для путешественника. Поэтому уклонения, произвольные переходы из одного состояния в другое, скачки, делаемые нами по тщеславным и горделивым побуждениям, не безопасны. Но и при нашем внимании к естественному призванию и при осторожности нам встречаются великие затруднения, каковы: неудачи, внезапные несчастия, происки соперников и врагов, обеднение, болезни и проч., так что нередко овладевает нами уныние, а иногда в сердце поднимается и ропотливость на горькую судьбу нашу. Здесь также на пути нашем становится для нас темно и направление жизни нашей непонятно. Но если путь наш открыт пред Богом, и мы, по совести, не чувствуем себя виновными ни в произвольных и неосмотрительных переменах в нашем состоянии, ни в противлении повелениям власти и в горделивой разборчивости по отношению к поручаемым нам делам и занятиям; то терпеливое выжидание воли Божией, при сознании наших невольных ошибок и раскаянии, наконец, упование на ее благопромыслительные указания и помощь, составляют для нас столь же верное ручательство за перемены к лучшему, как и благодатная помощь в нашей нравственной жизни. “Призови Меня в день скорби, говорит Господь, и Я избавлю Тебя, и ты прославишь Меня» (Пс 49, 15). Кто есть человек боящийся Господа, Ему укажет Он путь, который избрать. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им” (Пс. 24, 12 – 14).

Люди, встречающие новолетие по светскому обычаю, справедливо высказывают благожелания не только собеседникам, но и всему отечеству нашему, так как наше благоденствие зависит от его благосостояния. Так и церковь молится ныне с особенными прошениями о Царе, о всем народе нашем и даже о мире и благосостоянии всего мира. Но сколько бесплодны одни словесный выражения наших благожеланий, столько сильны и плодоносны молитвы к благопромыслителю Богу каждого о себе и всех за всех. Пожелаем, чтобы каждый христианин усвоил себе молитву пророка: „испытай меня Боже и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный!» Пусть каждый гражданин об этом просит, тогда пресекутся соблазны, обиды, преступления против ближних; пусть просит судья: тогда прекратятся пристрастные приговоры и восторжествует правосудие; пусть просит писатель: тогда проникнет в его сердце страх за вольные и противохристианские мысли; пусть просит правитель: тогда он будет свободен от самонадеянности и торопливых опытов заменить вечные богоучрежденные начала государственной жизни измышлениями последних дней и проектами незрелых умов. Как воплощение законов творческих в жизни природы составляет неизменные начала порядка в действиях каждого рода созданий и всех вместе и сохраняет эту дивную гармонию и красоту всего видимого мира, так утверждение в душах наших законов нравственных, установленных божественною премудростью, обеспечивает правильную деятельность наших сил, должное направление нашей свободы и наше общее преуспеяние. Мы ежедневно молимся: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.

Вы громко и шумно выражаете желание нашему отечеству и государству твердости, богатства, силы и международного величия. Желания самые законные. Но то же желание добра родине иначе и смиренно высказывает пророк: помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих (Пс. 142, 5). Α свидетельство лет древних удостоверяет, что Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей и отметает советы князей. Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Блажен язык, ему же есть Господь Бог его, люди яже избра в наследие себе (Пс. 32, 10, 16, 12). Только правда народа верного Богу сообщает силу его оружию и научает должному употреблению его государственного богатства. В великие времена народных потрясений и переворотов, во времена крушения одних царств и возвышения других, правда людей, которые избрали Бога в Руководителя и Помощника себе и которых Бог избрал Себе в наследие, является „как свет, и величие их, как полдень». Всем народам и царствам, без разбора, современное учение о прогрессе обещает равно благоденствие при помощи, так называемой, культуры и цивилизации. Но ранее появления в мире людей ученых всех родов и именований, от имени Искупителя и Богочеловека объявлено человечеству обетование о всех благах не только на все века, но и на всю вечность – под одним великим именем спасения. Ранее господства над природою силы знания дано Творцом непосредственное владычество человека над нею тот час по его сотворении, и после утраты его, в падении, возвращается в царстве Христовом истинно верующим, по силе молитвы и чудодействующей благодати Духа Святого. Вернее обещаний науки о полном владычестве человека над природою в будущем дана христианам действительная власть продолжать и держать в своих руках самое бытие мира. Что значит это пророчество Спасителя: Сын человеческий пришед обрящет ли веру на земли (Лук. 18, 8) и другое: за умножение беззакония изсякнет любы многих (Мф. 24, 12)? Они означают то, что замедлит Господь Иисус Христос второе пришествие Свое, если не исчезнут в роде человеческом вера и любовь, что на поле святой церкви Его не придут ангелы для окончательного разделения пшеницы и плевел, чтобы первую собрать в житницу, а последние на сожжение, доколе являются, живут и преуспевают истинные ученики Христовы, подвижники веры и любви, доколе не войдут в царство Божие последние из спасаемых (Мат. 13, 30).

Итак, братия, желайте друг другу во дни новолетия не только благ внешних, но по преимуществу преуспеяния в вере и благочестии. Молитесь об отечестве, чтобы не оскудевала в нем сила нравственная, составляющая основание силы вещественной, сила добродетелей, привлекающая к нему племена не ведущие имени Христова и уважение всех христианских народов. Молитесь с церковью о всем мире, чтобы свет Христова учения и благодати Божией озарял его во всех пределах и у всех народов, как всех озаряет солнце своим светом и оживотворяет все живущее своею теплотою. Вот христианские благожелания ближним на все новые годы и столетия. Аминь.



Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 4. - 1902. - [4], 371 с.

Вам может быть интересно:

1. Собрание сочинений. Том 3 – Слово в неделю Православия и в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1886 года. архиепископ Амвросий (Ключарев)

2. Споры об Апостольском символе – Разбор попыток некоторых ученых доказать, что Константин Великий не был христианином профессор Алексей Петрович Лебедев

3. Из Румелии – Ахриды. 3 июня 1865. Четверток. архимандрит Антонин (Капустин)

4. Полное собрание сочинений. Том I – Б) Слова воспитанникам духовной школы митрополит Антоний (Храповицкий)

5. «Да воскреснет Русь Православная!». Пасхальное послание 1940 года митрополит Анастасий (Грибановский)

6. Религиозные сомнения наших дней. Т. 1 – Погребение или сожжение? протоиерей Александр Введенский

7. Памяти прот. А. В. Горского профессор Николай Александрович Заозерский

8. Предполагаемая реформа церковного суда – X. ДОПОЛНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ВЫПУСКУ архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

9. Преподобный Амвросий – Глава XII. Заключение иеросхимонах Сергий (Четвериков)

10. Слова и речи. Том I – Слово в неделю ваий митрополит Никанор (Клементьевский)

Комментарии для сайта Cackle