Источник

СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ11.

О долготерпении Божием.

«Или о богатстве, благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не еедый яко благость Божия на покаяние тя ведет (Рим. 2. 4). »

Кто во дни покаяния с искреннею скорбью размышляет о грехах своих, и вообще озабочен нравственным состоянием души своей, тот не может не встретиться с мыслью о долготерпении Божием.

Много ли, мало ли, думает он, я жил на свете, но мои прошедшие годы покрыты печальною тенью беспечности, суеты и запятнаны грехопадениями. Дурные привычки умножались и укрепились, борьба с ними делается все труднее, а победа над ними становится все менее вероятною. Я скорблю и даю обеты исправиться, но я постоянно их нарушаю и тем обманываю и себя и Господа Бога, Которому даю их. Мне стыдно самого себя и страшна мысль о суде Божием. И я удивляюсь, как доселе Бог не наказал меня, не лишил здоровья, благополучия и разнообразных даров своей благости.

Смотрю на окружающее меня общество с его суетою, беспечностью и множеством совершаемых в нем преступлений, и изумляюсь тому, как Бог, всесвятый и всеправедный, оскорбляемый нарушением Его законов от бренного человека, не уничтожит во гневе Своем преступника, как мы в раздражении с ожесточением убиваем ядовитую змею или вредное насекомое.

А что делается в целом мире? Какой дым и смрад греха и всякого зла от нашей несчастной земли поднимается к небу! Я ужасаюсь при мысли – как Бог терпит не только нарушение его законов, но и величайшие оскорбления, наносимые лично Ему Самому, нашему Творцу и Промыслителю. Его оскорбляют унижения язычников, служащих тварям вместо Него, их Создателя, забвение о Нем христиан, мечтающих без Него устроить свое благополучие, хуление ученых, отвергающих самое бытие Его, всенародное уничтожение Его святого имени и богооткровенной религии от самых правителей народных и законодателей, – и Бог всемогущий и всеправедный, все это видящий и слышащий, не защищает тотчас Своей чести и славы, не казнит и не уничтожает немедленно Своих оскорбителей и хулителей.

Это по истине удивительное как бы равнодушие всеправедного Бога к оскорбительным для него делам человеческим божественное откровение называет Божиим долготерпением. И только от Самого Бога могло произойти и самое это слово, и учение, объясняющее это особенное отношение Бога к нашему грешному миру. Разум наш не может понять, как Бог всесвятыйможет с кротостью взирать на развращенное человечество и сиять солнце свое на злыя и благия, и дождить на праведные и неправедные (Мат. 5, 45)? Как может Он скрываться и безмолвствовать до того, что грешные люди перестают и думать и верить, что есть над ними Бог, праведный Судия? Какая цель таких непонятных для нашего разума действий Бога Промыслителя?

С удивительною простотой и ясностью слово Божие отвечает на все эти вопросы: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведети. Но это простое наставление, столь близкое к верующему сердцу и к требованиям нашей нравственной жизни, имеет, как все подобный изречения слова Божия, глубочайшие основания в священных догматах веры, и только при раскрытии этих оснований становится совершенно понятным и убедительным для любознательного ума, как непреложная истина. Раскроем но мере сил наших эти основания.

Что разумеется под именем долготерпения Божия? Долготерпение Божие, по учению христианскому, есть совокупное проявление и действие трех свойств Божиих: правосудия, благости и премудрости.

В основании и составе всего сотворенного Богом лежит истина. Она открывается в общем плане мироздания, законах и целях бытия, как всего мира, так и каждого отдельного существа. Исполнение каждым творением вложенных в него законов и правильное течение жизни всех созданий Божиих называется правдою, или оправданием в самой деятельности существ, преднамерений и воли о них Создателя. Эта правда весьма ясно открывается нам в неизменном течении жизни всей видимой нами природы под всесильною рукою Бога Промыслителя: „небеса поведают правду Его, говорить Псаломопевец, и все народы видят славу Его” (Пс. 96, 6); “правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая!” (Пс. 35, 7). Здесь, в мире вещественном нет противления воле Божией, все безусловно Ему покорно, и потому нет неправды и преступлений.

В ином виде является правда Божия в мире разумно-свободных существ, – как бесплотяных духов, так соединенных с телами душ человеческих. И здесь законы жизни также внедрены рукою Творца в природу тварей, но они открыты их разуму и сознанию, выяснены и предоставлены свободе для исполнения в деятельности добровольной и целесообразной. Правда Божия назидает за их исполнением и, содействуя правильному течению жизни, исправляет или силою прекращает уклонение от закона. За этим само собою следует совершенствование жизни и возвышение благосостояния в исполнителях закона, а с другой стороны – истощание жизни в его нарушителях и страдания в отчуждении от источника жизни – Бога, Все это называется в слове Божием применительно к нашему разумению благословением и гневом Божиим, наградами и наказаниями. Посему здесь правда Божия, распределяющая на совершеннейших и высочайших началах справедливости качество, меру и время наград и наказаний называется правосудием Божиим. Посему Сам Бог говорит о Себе: „Я Господь люблю правосудие» (Ис. 51,16). Исповедники и проповедники Его правды взывают к Нему и говорят о Нем: „праведен Ты Господи, и справедливы суды твои” (Пс. 118, 137); „Господь любит праведников” (Пс. 145, 8), „Господь Саваоф превознесется в суде и Бог Святый явит святость свою в правде” (Ис. 5, 16). По этой святости и верности себе правда Божия должна быть неизменчива и неумолима. Весь мир святых бестелесных духов знает эту правду и ожидает ее действий над оскорбителями Создателя, ревнуя о славе Его и вооружаясь с своей стороны гневом на противников Его. Пред этим миром должна оправдать сама себя правда Божия. Не напрасно в притче о блудном сыне Господь влагает в уста его молитву: согреших на небо и пред тобою» (Лук. 15, 18), т. е. я оскорбил грехами своими не только Тебя всесвятый, но и святое чувство правды в Ангелах Твоих. На каком же основании правда Божия отказывается от прав своих, милуя грешника?

Здесь правда встречается с милосердием, как говорить Псалмопевец: милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася (Пс. 84, 11). „Тайна сокровенная от веков и родов, говорит Апостол Павел, ныне открыта святым Его” (Кол. 2, 26). Ибо благоугодно было Отцу, чтобы во Христе обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворить чрез Него кровью креста Его и земное и небесное” (20). Итак, не только прежде падения человека, но и прежде создания его, в тайне Пресвятой Троицы предназначено было средство для его спасения. Эту тайну открыл нам и Сам Иисус Христос, когда он как Богочеловек, пред своими страданиями молился Отцу своему за верующих в Него: “Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира” (Иоан. 17, 27). Творцу угодно было по образу и подобию Своему создать разумно-свободные существа и предназначить их к вечной жизни и блаженству в общении с Ним, Творцом своим. Но по самой природе, как твари, ограниченные в своих силах, при данной им свободе они не безопасны были от падения. Поэтому, как дает нам понять слово Божие, искупительная жертва Сына Божия входила в самый план сотворения видимого мира и человека. В бесконечной любви Сына Божия готово было средство спасения могущего пасть создания под условием возврата его к Богу не прямым путем исполнения закона, а уже путем покаяния и возрождения для вечной жизни. Пред ходатаем Бога и человеков (И Тим. 2, 5), воплощенным и пострадавшим за грехи всего мира единородным Сыном Божиим, меч подъятый на грешников в деснице правды Божией опускается и поклоняются Ему небесные ревнители правды, вси Ангели Божии (Евр. 1, 6). Правда Божия дает мир искупленному человечеству и Ангелы Божии радуются на небесах о каждом грешнике кающемся (Лук. 15, 7).

В применении к жизни этих начал и оснований промышления Божия о спасении человечества действует премудрость Божия. Нам нет надобности подробно раскрывать здесь дела премудрости Божией, явленные в общем домостроительстве нашего спасения; в сохранении истинного богопознания в растленном грехом мире; в постепенном сообщении богооткровенного учения Его проповедниками в течение тысячелетий с пророчествами, чудесами и знамениями, единодушно и единомысленно, без колебаний, уклонений и противоречий, свойственных разуму человеческому; в устроении церкви и ее законов; в сохранении богоизбранной отрасли народа Божия, в которой уготовано было человеческое естество для Сына Божия; преимущественно же в земной жизни и делах Богочеловека, в чудесном распространении Евангелия во всем мире и пр. Все это известно из христианского Богословия и доступно благоговейному изучению каждого не рассеянного и заботливого о своем спасении христианина. Скажем только, что если верующий испытатель природы проникается чувством благоговения к Создателю при виде дивных и неуклонно исполняемых законов в мире вещественном: то не более ли поразительны дела Божии в восстановлении падшего, извращенного в своей свободе, погруженного в чувственность, упорного и непостоянного человека? Св. Апостол Павел, созерцая своим богопросвещенным умом эти тайны возрождения человека, в благоговейном изумлении восклицает: „о бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его?” (Рим. 11, 33).

Не менее изумительны и неисследимы пути и средства, которыми премудрость Божия от первого обетования, данного нашим прародителям, до сегодня вразумляет, склоняет, уловляет своенравного человека к покорности званию Божию и ко спасению от меча правды Божией под кровом Искупителя. Средства эти, по указаниям слова Божия, можно разделить на постоянные или навсегда данные людям, и на временные, т. е. употребляемые по особенным потребностям того, или другого народа, и даже каждого отдельного человека.

Первое из постоянных средств есть увещание к познанию и исполнению Закона Божия. Что сказал Моисей народу Израильскому во Второзаконии, то осталось заветом навсегда и разъясняется во всем священном Писании: „положите на сердца ваши все слова, которые я объявил вам сегодня и завещайте их детям вашим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего, ибо это не пустое для вас, но в этом жизнь ваша» (Втор. 32, 46 47). И история свидетельствует, что при усердии народов к познанию и исполнению воли Божией Бог посылает им способных проповедников, правителей и руководителей народов, обладающих истинною мудростью и духом ревности о Боге и Его законе; как и наоборот, вследствие невнимания народов к слову Божию является оскудение в проповедниках истины и преобладание учителей ложных. В этом отношении мы находим знаменательное указание у пророка Амоса: „вот наступают дни, говорит Господь, когда Я пошлю· на землю голод, не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слова Господня. И будут ходить от моря, до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня и не найдут его” (Ам. 8, 11–12). Как близко к нашему времени это пророческое слово! Ныне некоторые христианские народы, утратившие истинное исповедание веры и удалившиеся от истинной церкви «ходят от моря до моря», ища правоверия, и находя только себе подобных, в отчаянии, как слышно, начинают сами сочинять новохристианскую веру.

Навсегда же даны в слове Божием предостережения и угрозы противникам воле Божией, могущие пробудить всякого человека, у которого не потеряна совесть и не утрачено в плотской жизни чувство истины. Моисей говорил Израилю, вручая ему закон Божий: „жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30, 19). „Я подъемлю к небесам руку, говорить Господь, и клянусь десницею Моею и говорю: живу Я во век! Когда изострю сверкающей меч Мой и рука Моя приимет суд, то отомщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам» (Втор. 32, 36). Это дал нам понять и Спаситель наш, говоря о Галилеянах, убитых Пилатом и Евреях, задавленных при падении башни Силоамской: „не думаете ли вы, что они грешнее всех Галилеян и живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибните” (Лук. 13, 2–5.)

Указаны в книгах пророческих на все времена и пороки, наиболее возбуждающие гнев Божий на царства и народы. Это, – умножение безверия и нечестия, гордыни и самонадеянности, корыстолюбия и жестокосердия, преобладание грубой чувственности, особенно же роскошь и утонченное сладострастие. Эти признаки приближения гибели задолго указаны в царствах Вавилонском, Ассирийском Египетском и в самых царствах Еврейских, – Иудейском и Израильском. Но так как нравственное расслабление народов выражается преимущественно в распущенности изнеженности женщин, то пророки гремели против них с особенною силою: „Женщины беспечные! – говорил Исаия женам Еврейским, – встаньте, послушайте голоса моего, дочери беззаботные! приклоните слух к словам моим” (Ис. 32. 8). „В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и луночки, серьги и ожерелья и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные... И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка... вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне” (Ис. 3. 18–24).

Кроме этих общих средств, которыми премудрость Божия предупреждает навсегда все человечество от опасности подвергнуться суду правды Божией, ею употребляются особые, согласные с потребностями времени, предупредительные меры для вразумления грешников. Таковы пророческие предостережения. Сам Иисус Христос указал на пророчество Ионы, сказанное Ниневитянам: „еще три дня и Ниневия разорится”. Ниневитяне покаялись, но знаменательно наставление, данное по этому поводу не веровавшим в него Иудеям: „они покаялись от проповеди Иониной, но вот здесь больше Ионы (Мат. 12, 4и). Этот Больший Ионы, – Спаситель наш с вами; Он дал обетование, что в церкви Его не будет недостатка в пророках, способных предупредить грешников при угрожающих им опасностях: „на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян, 2, 18). Нужно только „сынам века сего” не чуждаться современных им истинных рабов Божиих, трудящихся в деле своего спасения; и между ними всегда найдутся истолкователи истинного значения современных явлений жизни и попечительных советников относительно угрожающей опасности кары Божией.

К предостерегающим действиям любви Божией относятся также посылаемые в разные времена общественные бедствия, каковы: моровые поветрия, голод, страшные землетрясения, нашествия врагов, как свидетельствует история. Ныне все это объясняется естественными причинами. Эти объяснения верны в том отношении, что бичами в руке Божией вразумляющими грешников являются силы природы и естественные действия людей, как например, завоевателей; но эти самые силы вообще действуют спокойно и направляются не на гибель людей, а служат ко благу исполнителей воли Божией. Но что они выходят за назначенные им пределы и становятся орудиями наказания людям за беззакония по манию Божию, об этом свидетельствуют бесчисленные памятники и учреждения в христианском мире в воспоминание прекращения народных бедствий по раскаянию и молитвам верующих. Как страшная черная туча стоит на горизонте, пока еще в отдалении от нас, индейская чума. Мы слышим успокоительные речи, что нам нечего ее бояться, что против нее найдены средства. Мы желаем, чтобы надежды науки оправдались, но мы знаем из истории такие опыты распространения чумы и холеры, когда не достает врачебных средств и у врачей опускаются руки, когда Ангел смерти тысячами поражает людей. Гордость есть проводник в общества человеческие казней правды Божией. Лучше „смиримся под крепкую руку Божию” (1Петр. 5, 6) и отведем грозящую нам тучу покаянием и молитвою.

Такая же „глубина премудрости и разума Божия” является в попечении премудрости Божией о каждом отдельном человеке, как и о целых народах. В притче Спасителя об одной неплодной смоковнице, мы как на картине видим, так сказать, борьбу милосердия с правдою Божией. „Я третий раз прихожу искать плода на этой смоковнице, говорит господин виноградника виноградарю, и не нахожу. Сруби ее, на что она и землю занимает? В ответе виноградаря мы слышим голос Искупителя нашего, единого Ходатая за грешников: „Господин, говорит Он, оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу гноем, – не принесет ли плода. Если же нет, то в следующий год срублю ее» (Лук. 13, 6–8). Из слова Божия и от великих учителей христианской жизни мы узнаем средства, употребляемый Премудростью Божиею для спасения каждого человека, но к кому, когда и в каком виде они применяются, – это тайна, известная Богу, и отчасти постигаемая только теми из христиан, которые наблюдают за собою и событиями своей жизни, и видят в них направляющую их руку Божию. Присущая каждому возрожденному человеку, никогда не покидающая его благодать Божия, пробуждающая и просветляющая его совесть, и научающая его молитве Отцу небесному (Рим. 8, 15); дарованный каждому Ангел хранитель, защищающий от опасностей и искушений; направление жизни промыслом Божиим наиболее благоприятное для спасения каждого; несчастья, болезни и радости жизни; встречи с людьми благочестивыми; долголетие, даруемое для окончания добрых дел, или для покаяния; даже попущение тяжких падений для смирения, как Давиду и Апостолу Петру, и многое, чего мы и представить не можем, направляется премудростью Божией к нашему вразумлению и спасению, пока мы не оставим без внимания всех средств попечения Божия о нас и доколе не исполнится мера долготерпения к нам Божия.

Что есть мера долготерпения Божия, об этом ясно говорит нам Священное Писание. В нем указаны даже признаки наполнения этой меры, но когда настанет для грешников решительный час суда Божия,– это ведомо единому Богу.

Когда народ Израильский из пустыни Аравийской приближался к земле обетованной, то было объявлено Богом, что народы, населявшие эту землю, как нетерпимые по своим беззакониям предназначены к истреблению. Но за четыреста лет до этого времени сказано было Богом Аврааму, что „мера беззаконий Аммореев еще не наполнилась» (Быт. 14, 16). Пока Евреи в Египте и в пустыне трудами и страданиями приготовлялись к занятию земли обетованной, Бог ожидал еще некоторого добра от нечестивых народов, давал им время совершить его и ради этого отсрочивал казнь. Иудеям в предведении угрожающих им отвержения и разрушения Иерусалима Господь говорил: „О род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» (Лик. 9, 41). Во время торжественного входа в Иерусалим, приближаясь к нему и смотря на него Господь заплакал и изрек известное пророчество о страшном разрушении его (Лук, 19–41– 44). И через тридцать шесть лет по произнесении этого пророчества страшный суд над градом и народом Божиим совершился. Как велика мера Божия долготерпения, мы видим из беседы Господа с Авраамом в виду Содома и Гоморры, предназначенных к разрушению. Со страхом и смирением Авраам спрашивал Господа, пощадил ли бы Он эти города, ради праведников, если бы их нашлось в них человек пятьдесят, сорок, тридцать, двадцать, десять? Господь отвечал, что пощадил бы и ради десяти. Авраам не посмел большеспрашивать, и вот четыре человека угодных Богу, – Лот с женою и двумя дочерями, – выведены были Ангелами из Содома, а нечестивые города погибли (Быт. 18, 23–32).

Суд правды Божией над отдельным человеком мы видим на несчастном царе Израильском Сауле. Он был отвергнут Богом за неисполнение Его повелений, за мрачное уныние под влиянием злого духа, не облегчаемое молитвою и помощью Божией и покаянием, за преследования Давида, за предвиденное Богом обращение его к волшебнице, отчаяние и самоубийство. Пророк Самуил скорбел об отвержении Саула, но Сам Бог долготерпеливый сказал ему: „доколе ты будешь печалиться о Сауле, которого Я отверг?” – и послал его помазать Давида на Царство (1 Цар. гл. 16).

Соберем, братия, воедино признаки наполнения грехами нашими чаши долготерпения Божия, какие указывает нам слово Божие, и проникнемся страхом отвержения от Бога и вечной погибели. Вот они: не прекращаемое коснение во грехах, лишающее нас нравственной силы для исправления с помощью благодати Божией, нерадение о совершении добрых дел, которые могли бы оказать противовес нашим порочным навыкам и укрепить нашу волю для борьбы с грехом, утрата сердечной веры в Бога и молитвы, наконец так распространенное в наше время восстание против Бога и Его религии, ожесточение и отчаяние в несчастьях. Кто знает, в каком мы находимся нравственном состоянии, как велико наше развращение, искажение души, и бесплодие в добродетели, и наконец, как велика сумма зла, накопившегося от грехов наших вокруг нас? Не лежит ли секира при корени древа нашей жизни и не близко ли его посечение? (Мат. 3, 10). Наша надежда в одном смиренном сознании нашей греховности и уповании на беcконечное милосердие Искупителя нашего Иисуса Христа. Перед нами крест Его, -орудие нашего спасения. Прии дите призывает Давид, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господом, сотворившим нас (Пс. 94, 6) Аминь.

* * *

11

Произнесено в Харьковском Кафедральном Успенском соборе в 1897 г.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 4. - 1902. - [4], 371 с.

Комментарии для сайта Cackle