архиепископ Амвросий (Ключарев)

Жажда слова Божия в простом народе.

Перед прошедшим великим постом одна благотворительная особа пожертвовала для бедных моего прихода 75 экземпляров Евангелия в русском переводе. Мне хотелось, чтобы эти книги достались не только истинно-бедным людям, но и людям надежным, которые бы сделали из них надлежащее употребление. Для этого я решился раздавать книги в великий пост по пятницам, при исповеди, так как в это время лучше можно узнать не только нужды, но и склонности и духовные потребности бедных. И вот что я заметил при этой раздаче экземпляров Евангелия бедным людям.

Бедные принимали Евангелие с такою радостью и благодарностью, что это меня трогало до слез. Не было никакой надобности объяснять им божественное достоинство Евангелия и пользу чтения его; они все это хорошо знают из употребления Евангелия в храме. Только от многих на вопрос: желал бы ты читать Евангелие? слышны были такие ответы: „как не хотеть читать Евангелие? Да грамоте не знаю». Или: „с радостью читал бы, да книги нет, где нам, бедным лицам, покупать книги!» Когда я давал грамотным Евангелие от неизвестной благотворительницы, они спрашивали ее имя и, обещая молиться за нее, тут же прибавляли: „дай ей, Господи, доброго здоровья!» Один молодой крестьянин, недавно овдовевший и оставшийся с четырьмя малолетними детьми, чрезвычайно упал духом и был так печален, что во время исповеди несколько раз слезы ручьями вырывались из глаз его. Я говорю ему: тебе хорошо бы теперь читать духовные книги; ты бы нашел в них себе утешение. Знаешь ли ты грамоте? – „Знаю, батюшка: у меня есть псалтирь и я каждый день читаю ее».– А Евангелия нет у тебя? „Нет, батюшка». – Вот я тебе дам Евангелие на русском языке. Чтения псалтыри ты не оставляй, но читай и Евангелие, если можно, каждый день утром понемногу, а то по праздникам, после обедни. Ты увидишь, как Господь облегчит твою скорбь, и наставит тебя, как тебе жить и на что решиться после потери жены. При этом не забывай и молиться. – Он со слезами на глазах взял книгу в руки и так стремительно бросился мне в ноги, что я не успел удержать его. Молодой еврей, крещенный десять лет назад, человек очень скромный и благочестивый, на вопрос мой: читал ли ты Евангелие?– отвечал: я не умею читать и не понимаю по-славянски.– А по-русски читаешь? – „Читаю».– Я тебе дам Евангелие на русском языке. Будешь ли читать его? – Он с душевным волнением отвечал: „Как не читать!? Каждый день буду читать». И он порывался поклониться мне в ноги. Трактирные служители, даже, мастеровые, люди наиболее испорченные в настоящее время, с видимою радостью брали Евангелие, давая твердое обещание читать его. Быстро распространился в приходе слух, что священник раздает бедным Евангелие. Некоторые сами стали просить его, а бедные женщины говорили: „батюшка, у меня мальчик грамотный; пожалуйте и мне Евангелие». Наконец, дети стали прибегать и в дом к священнику и просить: „пожалуйте, батюшка, и мне зелененькую книжку“. Надобно было иметь многие сотни экземпляров Евангелия, чтобы удовлетворить всех.

Некоторые из моих прихожан, не считавшие себя совершенно бедными, совестились брать книги даром и спрашивали: что книжка стоит, с тем, чтобы отдать за нее деньги. Надобно было видеть их удивление, когда я говорил им, что книжка стоит 20 коп.“. „Евангелие стоит 20 коп.? – Как же мы до сих пор этого не знали. Мы бы давно за последние деньги купили его». – Это еще не мудрено, что простой народ и особенно бедные люди не знают, что ныне можно приобрести Евангелие за 20 копеек, но вот что меня удивило: люди достаточные, даже из чиновников, после исповеди, не выходя из церкви, присылали ко мне за ширмы, где я исповедовал, причетника просить Евангелие. Они поручали передать мне, что охотно отдадут за книги деньги, что им очень хочется почитать Евангелие теперь после исповеди, что они совсем не знали о том, что есть Евангелие на русском языке. Я давал им Евангелие с условием, чтобы они немедленно купили для себя новые экземпляры, а эти книги отдали бедным по своему усмотрению, так как они назначены для бедных. Ясное дело, что народ наш, не читая газетных объявлений о выходе новых книг, совсем не знает о новом переводе книг священного Писания и о том, как легко в настоящее время иметь их. На ком лежит обязанность объяснить это народу? На нас – священниках. Для нас не тайна, что не только в деревнях и маленьких городах, но даже в Москве из ста квартир, в десяти не найдете Евангелия. Видя, с какою жаждою народ принимает священные книги, я пришел к мысли, что каждому священнику непременно нужно иметь у себя в доме небольшой запас книг Нового Завета и при удобных случаях предлагать их прихожанам. Нашему народу, не привыкшему к чтению, занятому делами житейскими, надобно только напомнить об обязанности христианина иметь в доме и читать слово Божие; он с благодарностью примет и напоминание и книги. Можно с уверенностью сказать, что если священник не поленится говорить почаще с прихожанами о чтении слова Божия, то книги у него не залежатся и в накладе он не останется.

По случаю раздачи Евангелия бедным в прошедший великий пост я так настроился говорить с исповедниками о чтении Евангелия, что почти всем, у кого нет его, советовал купить и читать его. Все соглашались, что не иметь Евангелия в доме – важное опущение, просто грех. Многие, в виде эпитимьи, вместо обычных поклонов, охотно соглашались в урочное время читать Евангелие. Но замечательно, что ни от кого, не исключая и крестьян, я не слыхал возражения: зачем я предлагаю Евангелие на русском, а не на славянском языке? Некоторые говорили только, что у них есть Евангелие славянское и что они привыкли уже читать его, но против русского перевода никто не восставал. Напротив, многие крестьяне признавались, что в их сельских школах по церковному читать их не учили и что они рады иметь Евангелие гражданской печати.

Май, 1863 года.



Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 5 : (Дополнительный). - 1903. - VIII, 494 с., 1 л. портр.

Вам может быть интересно:

1. Собрание сочинений. Том 3 – Слово на Новый 1890 год. архиепископ Амвросий (Ключарев)

2. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Плач схиархимандрит Иоанн (Маслов)

3. Споры об Апостольском символе – Голос протестантского ученого в защиту Константина Великого профессор Алексей Петрович Лебедев

4. Из Румелии – Гречанн, 4 июня 1865. Ночь. архимандрит Антонин (Капустин)

5. Религиозные сомнения наших дней. Т. 1 – Заключение протоиерей Александр Введенский

6. Предполагаемая реформа церковного суда – III. УЧЕНИЕ, ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ПОСТОРОННИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ЕПИСКОПА архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

7. Служба в честь византийского императора Никифора Фоки профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

8. Новые материалы для изучения религиозно-нравственных воззрений Н.В. Гоголя Николай Иванович Петров

9. Полное собрание сочинений. Том I – Б) Слова воспитанникам духовной школы митрополит Антоний (Храповицкий)

10. Об отношении христиан II–III столетий к искусству профессор Александр Петрович Голубцов

Комментарии для сайта Cackle