архиепископ Амвросий (Ключарев)

Воззвание к Харьковской пастве о помощи соотечественникам, бедствующим по случаю бывшего в 1892 году неурожая.

Из многих губерний России идут к нам печальные известия о бедствиях, постигших жителей, вследствие неурожая. Разумеется, больше всех страдают в этом случае люди бедные. Они всегда живут в нужде, а теперь терпят и решительный голод. Поэтому неотложная христианская обязанность помогать неимущим получает для нас в настоящее время особенное значение и требует с нашей стороны наиболее ревностного исполнения.

Но кроме общего долга человеколюбия, есть для нас ныне и другие сильные побуждения к исполнению этой обязанности. Голод, поражающий миллионы людей, есть общественное бедствие; а общественные бедствия, по учению Церкви, посылаются Богом за грехи народов для их вразумления. Кроме учения Слова Божия, еще два средства употребляются промыслом Божиим для направления людей на путь истины и добродетели: первое – милости и благодеяния Божии, а второе – знамения гнева Божия, каковы – войны, повальные болезни, землетрясения, наводнения, засухи и проч. Оставим неверующим объяснять все эти бедствия одними естественными причинами и бороться с страшными силами и стихиями природы скудными человеческими средствами. Для нас природа есть царство Творца ее и Вседержителя Бога. В Его всемогущих руках все ее силы, и Его промышлением все они направляются ко благу человека. Его благостию открываются в недрах природы неисчерпаемые источники средств для нашей жизни, благосостояния и утешений; Его гневом за грехи наши и для нашего вразумления и наказания заключается небо, потрясается земля, изсыхают источники, умирает растительность, прекращается жизнь. Нам надобно помнить глас Божий, изрекший суд над землею и человеком после первого его грехопадения: проклята земля в делех твоих, терния и волчцы возрастит тебе (Быт. 3, 17). Иисус Христос снял с земли и с человека это проклятие; в вере, молитве и исполнении Его заповедей. Он дал нам ключи ко всем сокровищам природы, но собственные грехи наши возвращают действие этой клятвы и все бедствия за нею следующие. Итак, настоящим бедствием Господь дает нам понять, что любовь Его нами оскорблена, что долготерпение Его истощается, что Его правда требует удовлетворения. После бесчисленных благодеяний Божиих и чудес, явленных нам в последнее время, и нами неоцененных, и нас невразумляющих, нам надо было ждать и знамений гнева Его, к каким, по указаниям древних пророков, принадлежат особенно меч и глад (Ис. 51, 19. Иерем. 14, 16). И можем ли мы отрицать, что ныне гладом наказует нас Господь за распространение у нас неверия и заблуждений, за нашу гордость, самонадеянность, за пренебрежение к уставам Церкви и за открытое развращение нравов?

Что голод ныне у нас неповсеместный, что когда в одной полосе России оказался тяжкий неурожай, в другой его не было и даже, когда в одном селении посевы погибли, в другом рядом хлеб уродился, – это не освобождает никого от ответственности за общие грехи наши и от обязанности покаяния. Сознаемся все в беззакониях наших и покаемся. Вспомним слова Спасителя, сказанные иудеям надеявшимся на свою праведность и не вразумлявшимся чужими бедствиями: „думаете ли, что те осьмнадцать человек, на которых упала башня Силоамская, и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13, 4. 5).

Итак, в чувстве раскаяния в общих грехах наших найдем для себя и особое побуждение к облегчению участи бедствующих ныне от неурожая. В Писании сказано: грехи твоя милостынями искупи и неправды твоя щедротами убогих: негли будет долготерпелив грехом твоим Бог (Дан. 4, 24). Оставим отговорки, под которыми некоторые любят укрываться от обязанности жертвовать бедным: „ныне, говорят, для всех времена трудные; я сам беден; у меня свое семейство и т. под.“. Но и нищий может поделиться с ближним собранною им милостынею и бедный может что-нибудь найти у себя, если позаботится. Св. Иоанн Креститель пред пришествием Христовым побуждал иудеев к покаянию страхом отчуждения от грядущего царства Мессии и говорил: уже и секира при корени древа лежит (Мат. 3, 10), и в то же время указывал на подвиг благотворительности, как на средство спасения: имеяй две ризы, да подаст неимущему: и имеяй брашна такожде да творит (Лук. 3, 11). Кто не в силах войти в совершенный подвиг благотворительности, чтобы с самоотвержением делиться с бедными последним, тот делай, что может. Для облегчения настоящего бедствия будет достаточно, если мы на этот тяжелый год только откажемся от новой роскошной одежды, за столом от лишнего блюда и дорогого вина, от суетных увеселений, от вечеринок и напрасных трат для приема гостей, словом, если упростим нашу жизнь. Мы хотим, чтобы у нас были средства для благотворения при удовлетворении всех наших прихотей. Нет конца прихотям у людей плотских и сластолюбивых; нет у них и средств для милостыни. Христианское учение не полагает благотворительности в бросании бедным того, что себе не нужно, как ныне у нас входит в обычай, а указывает ее в самоотвержении и духовном искусстве отыскивать излишнее при удовлетворении собственных потребностей, в духовной нищете, целомудрии и смиренномудрии. Таким способом благотворения достигаются две цели: находятся средства для помощи бедным и средство для предотвращения гнева Божия и наказаний за грехи исправлением жизни в духе покаяния и преклонения себя под крепкую руку Божию (1Пет. 5, 6).

Св. Апостол Павел указывает и порядок сбережения для пожертвований в пользу бедных: „в первый день недели, говорит он коринфянам, каждый из вас пусть откладывает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сбора, когда я приду» (1Кор. 16, 2). Еженедельная забота сберечь и отложить что-нибудь у себя к воскресенью для бедных, – какой верный способ из малых сбережений составить великие суммы для бедных при миллионах верующих и чтущих день воскресный посещением богослужений! Святейший Синод, применяясь к этому апостольскому наставлению, повелел в церквах обносить кружки для бедствующих от неурожая в след за кружками церковными. Итак, нужно только помнить предстоящий праздник, к празднику сберечь в неделю что можно, и помолившись Богу в храме, опустить жертву в кружку для страждущих от голода. При этой мысли и заботе, и у бедного ремесленника получающего в конце недели от заказчиков расчет за свои изделия, окажется мелкая монета, которую можно будет взять с собою в церковь; а у людей более достаточных найдутся монеты и более крупные.

Итак, помолимся по наставлению Св. Синода о прекращении постигшего нас бедствия, и начнем с нынешнего дня по его указанию и наши еженедельные приношения.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 5 : (Дополнительный). - 1903. - VIII, 494 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle