Слово 3-е
Сочинение прп. Анастасия Синаита «Слово 3-е» является важным богословским и аскетическим трактатом.
Центральная тема – обличение еретических учений, в первую очередь монофелитства и моноэнергизма. Прп. Анастасий подчеркивает важность сохранения православного догмата о двух природах во Христе и, следовательно, о двух волях и двух энергиях. В своей аргументации он опирается на Священное Писание и труды отцов Церкви.
В сочинении также звучит призыв к удалению от греха, исполнению заповедей Божиих и постоянному духовному совершенствованию. Благочестие рассматривается как необходимое условие для познания истины и пребывания в истинной вере.
Из предисловия переводчика. Преп. Анастасию Синаиту (VII в.) принадлежат несколько слов об образе Божием. Первое из них под именем Григория Нисского помещено среди его творений. См. MPG. t. 44, col. 1327. Печатаемый здесь первый отрывок представляет, очевидно, часть второго слова. Далее предлагается здесь в переводе третье слово почти полностию (без конца только). Вслед за ним помещен еще один отрывок, неизвестно из какого слова. Настоящий отрывок, представляющий перевод с греческого (MPG. t. 89, coll. 1144–1150), надписан именем Анастасия, патриарха Антиохийского. Но от последнего не сохранилось слов об образе Божием. Содержание этого отрывка весьма близко подходит к дальнейшему 3-му слову, в котором Анастасий Синаит, ссылаясь на предыдущие слова свои об образе (см. ibid. col. 1160 CD), не только высказывает аналогичные мысли и проводит один и тот же основной предмет содержания (стремясь доказать отображение в человеке, как образе Божием, двух естеств Христа, двух воль и двух действований), но и буквально приводит выдержку из настоящего первого отрывка (ibid. coll. 1161 C – 1164 AB; ср. coll. 1148 D – 1149 ABC). Отсюда ясно, что автором этого отрывка является также Анастасий пресвитер – Синаит.
В этом слове составитель объясняет повод, по которому им составлены два слова об образе. Выясняет также и причину, откуда ведет начало движение о действованиях и волях (во Христе). Затем по порядку показывает, кто благочестиво и кто неправо учит о них во Христе.
Благоразумные врачи и опытом умудренные знатоки, стремясь к (приобретению) терапевтических познаний, не прежде применяют свои противоядные средства, пока по исследовании, не изучат ближайших и коренных причин (болезней). Таковым же, конечно, образом и желающие основательно и легко истребить и искоренить губительные и тлетворные недуги ересей должны прежде поколебать коренные и как бы фундаментальные устои их, и разоблачив и основательно опровергнув их, тогда уже, как весьма хорошо исследовавшие (их), они легко и весьма хорошо могут и лечить их.
«Не суть речи их, ниже словеса, их же не слышатся гласи их, но во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Пс.18:4–5), – я говорю о тех военных отрядах, Персидских и Римских войсках, когда победное знамение креста, при помощи Божией, возвращено было с царем Ираклием в Иерусалим. Этот именно скиптроносец Римского в то время царства Ираклий, совершая поход во внутренние страны Халдеев и Персов, по направлению к Антиохийскому городу, встретился е неким Афанасием, глаголемым патриархом ненавистной Яковитской иерархии, человеком искусным в речах и коварным по природному лукавству Сирийцев. Царь, обратившись к нему с речью о вере в два естества во Христе, обещал, что если он согласится с ним и примет Св. Халкидонский собор, то поставит его патриархом тамошней святой кафолической Церкви. Итак, по притворству или по другому какому соображению Афанасий принял собор, исповедав во Христе два соединенных естества. Согласившись на это, он спросил царя о действовании и волях, как их нужно исповедовать, во Христе–двойственными или едиными? Поэтому царь, встревоженный новостью вопроса, так как, действительно, его еще не возбуждали в наши дни, пишет об. этом (письмо) Мартину, папе Римскому, равно и Сергию, епископу Константинопольскому. И папа ответил ему согласно преданию Св. Отцов, говоря, что где познаются две природы, созданная и вместе несозданная, там безусловно необходимо, чтобы они имели две естественные их особенности: именно – две воли и два действования, потому что у кого воля и действование одно, у того, конечно, и природа оказывается одна, а не две. Эту именно мысль заключало в себе письмо Мартина.
Сергий же Константинопольский, так как, по общепринятому мнению, он был родом Сириянин и потомок Яковитов, дал ответ Ираклию в противоположном Мартину смысле, исповедав одно естественное хотение (волю) и одно действование во Христе. Итак, царь, получив письма от обоих, склонился более на сторону мнения Сергия, каковое и Афанасий, как известный коварный человек, радостно принял с распростертыми руками, потому что где сказано об одном действовании, там естественно предполагается и одна природа. Затем папа (патриарх) Кир посылается в Александрию, и сам также устраивает там через Феодора Фаранита ту «водяную унию» (ὑδροβαφῆ, ... ἕνωσιν) или лучше одно пустое дело (κένωσιν), [для которой] тот и другой написали там об естественном во Христе действовании. И так как они после этого всецело последовали (этому заблуждению) во вред Антиохийцам и Александрийцам, то великое поношение понес Халкидонский собор и вселенская Церковь. Ибо единомышленники Иакова в Сирии и ученики Феодосия в Александрии хвастались, говоря, что не мы-де вступили в общение с Халкидонским собором, но скорее Халкидонский собор с нами, исповедав через одно действование одно естество во Христе.
Услышав об этом, Ираклий устыдился, но не пожелал оставить собственного мнения, а, с другой стороны – не выносил и упрека. Тогда именно, задумав сделать нечто важное, он издает так называемый эдикт, содержащий (в себе повеление), чтобы не исповедовать во Христе ни одного, ни двух действований. Прочитав этот эдикт, единомышленники Севера стали поносить вселенскую Церковь в харчевнях и банях, говоря: последователи Нестория, Халкидоняне, сперва было образумились, обратившись к истине и соединившись с нами в вере в единое естество Христа чрез (исповедание) одного действования (в Нем), a теперь, отвергнув то, что было правильно установлено, они погубили и то и другое, не исповедуя во Христе ни одного, ни двух действований.
Слыша и видя это, Мартин, предстоятель Римской церкви, и не вынося такого позора и поношения Церкви, составил в Риме собор из большинства святых епископов, открыто исповедав на нем, на основании свидетельств Св. Отцов, два нераздельных во Христе свойства, т. е. божеское и человеческое хотение Его и действование. После этого скончался Ираклий, Мартин подвергся изгнанию со стороны внука Ираклия, и вскоре восстал пустынный Амалик, поражая нас, народ христианский.
To было первое ужасное и неисправимое поражение Римского войска: я говорю о кровопролитии при Габифе, Гиермухе и Дафемоне, за которым последовали плен и сожжение Палестины, Кесарии и Иерусалима, потом гибель Египта и одно за другим – пленения и непоправимые опустошения областей Средиземья, островов и всей Римской земли. Но и тогда не пришли в чувство Римские начальники и властители, но послав за главными деятелями на Римском соборе, они употребили против них отрезание языка и отсечение рук. Что же? За это нам последовало от Бога возмездие: почти совершенная гибель в Финикии Римского войска и похода и при нашествии (неприятеля) снова опустошение всех христианских стран и народов, которое не прекратилось до тех пор, пока гонитель Мартина не погиб от меча в Сицилии. Сын же его благочестивый Константин через Вселенский собор объединил святые Церкви, согласно (учению) Св. Отцов исповедав во Христе Господе нашем божеское и вместе человеческое хотение (волю) и действование. Этот священный собор, принятый Богом, как жертва благоприятная и как фимиам Аарона, отсрочил погибель нашего народа на двадцать лет, меч врагов обратил против них же самих, страны успокоил, море сделал удобным для плавания, воспрепятствовал пленениям и всей Римской (империи) даровал покой, отдохновение и долгий мир. Но всего этого не уразумели и не поняли легкомысленные, ходя во тьме, и в корчмах и банях, перед девицами и любовницами понося нас и говоря, что учащие о двух хотениях (волях) во Христе, признают, конечно, одно – доброе, а другое – злое, одно – божеское, а другое – дьявольское. В самом деле, как возможно вообще говорить, по их словам, о человеческом хотении во Христе, когда Апостол говорит, что «хотение плоти (мудрование плотское) не покоряется закону Божию» и: «хотение плоти – вражда на Бога» (Рим.8:7), и: «бехом иногда и мы непокоривы, творяще хотения плоти» (Перифр. Тит.3:3); «хотение бо плоти (мудрование бо плотское) смерть» (Рим.8:6)?
Эти и подобные речи изрыгают против нас враги истины, как псы, кони или мулы, у которых нет разума, клевеща на нас, как будто мы признаем во Христе два лица и две ипостаси, и две именно раздельных, и две противоположных свободы (ἐξουσίας) и отрицаем наименование Богородица, и учим, что все в Нем двойственно и раздельно, проповедуя два действования в Нем – доброе и злое. Этими пустыми речами и клеветами они повредили народам, разделили церкви, возмутили страны, оскорбили веру, разъединили священников, привели в заблуждение монахов, запятнали начальников, и все потрясли: всякий город, всякую деревню, всякую епархию, воздвигнув гонения, оскорбления, розыски, притеснения, изгнания, штрафы, каких даже ариане не воздвигали против Церкви. Они питают к нам такую ненависть, какой не питают ни к иудеям, ни к самарянам, ни к маняхеям, ни к еллинам, ни к отступникам. Они предпочитают для себя жить и обращаться с идолопоклонниками, чем с нами, признающими во Христе нераздельно два свойства. Они считают за лучшее молиться вместе с иудеями, чем с нами, исповедующими во Христе нераздельно божеское и человеческое хотение (волю) и действование, не желая, скорее же не в состоянии будучи различить, что такое есть божеская и несозданная воля и что такое есть богозданная и богодарованная воля нашей разумной души, чрез каковую волю образуется добрая и богоугодная воля, и, наоборот, что есть плотская, т. е. дьявольская и вещественная воля, которую божественный Апостол и все (Св.) Писания порицают и отвергают.
Что грех Павел часто называет плотью, послушай его (самого), когда он говорит, что «плоть и кровь Царствия Божия не наследят (наследите не могут)» (1Кор.15:50), и: «сущии во плоти Богу угодити не могут» (Рим.8:8), и: «сеяй в плоть от плоти пожнет истление» (Гал.6:8), и: «аще по плоти живете, имате умрети» (Рим.8:13). Плотью он называет грех, а не природу нашей плоти. Ибо иначе окажется, что он оскорбляет Христа, говорящего: «Осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща» (Лк.24:39). Итак, плотская воля (хотение) чужда и несвойственна Христу, как определили Св. Отцы, и плотское, страстное, греховное действование, но не то, которое свойственно природе, не богозданное, не то, которое по образу и подобию Божию – непорочное и неукоризненное естественное хотение и действование.
Но те, которые поистине находятся под воздействием дьявольского действования, неистовые на разжигание и распыление плоти, порабощенные плотским хотением, сквернящиеся и оскверняемые, не будучи в состоянии различить, что есть привнесенная и злая воля и противоестественное действование, и что такое богонасажденная и богодарованная, естественная воля души, способная мыслить и желать, и что такое опять ея жизненное и связанное с телом действование, как истинные ученики Манента, порицают волю богозданного естества человеческого, порочат, как манихеи, богозданную нашу плоть, оскорбляют животворящее, богодарованное наше действование, поносят наше разумное богодарованное желание, через которое, стремясь к божественному, мы достигаем спасения, – всем своим учением (таким образом) укоряя Творца.
Если бы врожденная воля души была злою, то как бы Давид мог сказать: «Волей моей исповемся Богу» (Пс.27:7). В самом деле, как вообще душа могла бы желать чего-либо божественного, если бы не имела разумного желания? Или как бы она могла помыслить (νοήσει) о чем-либо лучшем и духовном (τι ... νοερῶν) или проявить (то) в деятельности, не имея умного действования (ἐνέργειαν νοεράν), через каковые два свойства ясно отображается в ней образ и подобие Божие? Для того ведь только нами и написаны предшествующие слова об образе, чтобы показать, что в человеке, как бы в некотором подобии и образе, находится не только предизображение двух во Христе сущностей, но и предначертание, как бы в некотором неясном образе, двух неукоризненных воль и действований. В самом деле, почитать отца и матерь, и любить братьев и родственников свойственно человеческой природе и есть (проявление) естественной и неукоризненной воли души. Оставить же и отречься ради Бога от отца и матери, и братьев поистине есть достойное похвалы (проявление) божественной и сверхъестественной воли. Вот две неукоризненных воли: одна – согласная с естеством, человеческая, другая же – сверхъестественная, божественная.
Итак, когда ты видишь Иисуса подчиняющимся и служащим, как говорит Лука (Лк.2:51), Иосифу и Своей Матери, подбегающим и обнимающим, как дитя, руки и святое лоно Ея, без колебания скажи, что Он делает это по воле и расположению, (врожденным) нашей природе, показывая через это, что Он является совершенным (человеком) и единосущным нам по человечеству во всех отношениях, кроме одного только греха, как говорит Павел. Когда же, напротив, Он говорит Матери: «Что Мне и Тебе, Жено?» (Ин.2:4) и: «Кто есть Отец Мой или Мати (Моя), аще не творяй волю Пославшаго Мя?» (Перифр. Мф.12:46–49), то здесь Он научает нас божественной и сверхъестественной воле. Ибо ради нас Он все соделал и совершил, Сам будучи совершенным и всесовершенным во всем, всегда пребывая в gолноте; другое же наиболее точное положение говорит, что через мыслящую, совещающуюся и размышляющую волю разумной души во образе раба Христос исполнил послушание и волю Отца, заповедь, предписание и закон. С другой стороны, через живую и животворящую, богодарованную, духовную энергию (действование) ее, т. е. души, Бог–Слово содержал, животворил и взращал собственное тело согласно норме и закону, данному Им разумной душе, дабы она животворила, содержала, взращала и двигала телесную природу. Отсюда не по чему-либо другому она и душой (ψυχή) называется, как от слова «дуть» (ψύχειν), т. е. животворить тело. Поэтому и «издыхать» (ἀποψύχειν), значит «умирать», равно как, наоборот, – «вздыхать» (ἀναψύχειν) значит «жить».
Подобно тому, как мы показали уже образ двоякой природы Христа и (двоякой) также воли в происшедшем от Него, по Его образу и подобию составленном (из двух природ) человеке; так опять же, как бы в некотором образе и символе, в человеке – говорю – усматривается и некоторое двойное отображение действования во образ и символ (действований) Христа . В самом деле, как Божество Его, будучи деятельно, действовало и богомужно (θεανδρικῶς), и (только) божески (θεϊκῶς) на небе, прежде восприятия тела, как беспредельное и неограниченное телом; так точно и душа, будучи по образу и подобию невидимого Бога – Слова, действует, с одной стороны, душемужно (ψυχανδρικῶς), т. е. душевнотелесно, во образ богомужнодействующего Христа. С другой стороны, в весьма многих случаях она действует и душевно только, без содействия ей со стороны ее обиталища – тела, во образ невидимого Бога–Слова, много невидимо совершившего и совершающего на небе и на земле, чрез неограниченное Его и всемерное божественное действование. Так, любовь к Богу осуществляется чрез одно только душевное действование, не нуждаясь для этого в содействии тела; подобным образом и вера есть показатель одной только психической энергии; точно также и надежда совершается одною только психической энергией; равно как и смиренномудрие действуется и поддерживается через энергию души. И вообще говоря, все необходимые [для спасения] духовные добродетели, корень, мать и основание которых есть чистота сердца, совершаются при помощи одной только духовной энергии нашей разумной души, не нуждаясь для своего выполнения в теле. Поэтому и увечные, и больные, и неподвижные телом через эти добродетели посредством душевного действования могут благоугодить Богу. Двойственность нашей энергии в особенности обнаруживается у нас во сне. Ибо в то время, как телесные чувства как бы замирают и почти бездействуют, духовная и разумная энергия души обходит все неусыпно и неумолчно. Иначе каким образом, отделившись от тела во время смерти, разумная душа продолжает существовать, как не чрез свою духовную, жизненную и вечно живую энергию?
В особенности же души праведных как ныне восхваляют Бога? Какой энергией они воспринимают от Него озарение? Как молятся за мир? Ведь каждая [часть человека] соответственно своей природе имеет и свойства. Так, тело, созданное из инертной, мертвой, неподвижной, бесчувственной земли, во время смерти делается мертвым и бездушным, бесчувственным и неподвижным, и совершенно бездеятельным, согласно божественному изречению, сказанному Адаму относительно тела: «Земля если, и в землю, яко земля, отыдеши, из неяже создан еси» (Перифр. Быт.13:19). Душа же произошла не из земли, и не из воздуха, не из воды, не из огня, не из света, не от солнца, не из облака и не из другой какой-нибудь субстанции или тварной сущности, видимой или умопостягаемой, но из самой пречистой, вечной, непостижной, неизъяснимой, невидимой, безобразной, бессмертной, нетленной, неосязаемой, непреходящей и бестелесной природы Бога получила творение и происхождение, через оное божественное вдуновение, наша богообразная, богодарованная, богоподобная и богозданная душа, происшедши как бы из некоего источника жизни живой и животворящей, будучи сотворена светом, как бы из сокровищницы света, исшедши через уста Божии и родившись как бы из некоего океана вечного аромата, как веяние благоухания, и вселившись в Адаме. Осмелюсь сказать, что наша разумно-словесная душа передана нам от Творца всего Бога–Слова, будучи вдунута в нас из (Его) пречистых уст, внедрена в наше сердце из Божия сердца, одушевлена в нас из Божией души, одарена в нас умом из ума Божия. Поэтому, как происшедшая и рожденная от Самого неподвижного Бога чрез уста (Его) и божественное вдуновение, она пребывает приснодвижной и одна только из всей твари является по образу и подобию Божию, и (так ) называется, как отображающая в себе по благодати свойства божественной природы, разумею – непостижимость, невидимость, бестелесность, безобразность, чистоту, бессмертие, вечность, нетленность, самовластие, безгрешность, животворность, мудрость, духовность, творчество.
В самом деле, как Бог из земли сотворил человека, так и человек от жены по благодати творит человека; и как при первоначальном творении человек имел тело из земли, душу же рожденную от Самого Бога, так и теперь тело образуется из женской плоти (γῆς) и крови, душа же неизреченно передается через семя, как бы через какое вдуновение. Поэтому о творении ангелов, Херувимов и Серафимов сказано: «Той, т. е. Бог, рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Пс.32:9), о творении же человека, являющегося по образу и подобию Божию, – не так, но тело его образовал Бог Своими собственными и божественными руками, душу же, как невидимую, от совершенно невидимой души Своей Он произвел через вдуновение и, как думает Григорий, создал из Себя Самого, а не вложил ее в нас из того, что вне Его.
Итак, если душа произошла из уст дыхания Божия, то не из дыхания ли Божия произошли вместе и все существенные свойства души, т. е. мышление, ум, воля, действование и способность животворить, с уничтожением которых не может существовать и быть познаваема разумная душа? Ибо подобно тому как тело составляется и слагается из стихий, так и душа через собственные ее свойства и особенности составляется и познается и, как разумно-словесная, отличается от бессловесных. В самом деле, только по уму, мышлению или совещанию и воле человек отличается от бессловесных; почти во всем же прочем, и, в особенности, в телесных свойствах, он является причастным, подобным и единосущным бессловесным. Ибо и они имеют бытие из этой же самой земли, откуда произошло и наше тело, имеют гнев, движение и душу неразумную (бессловесную) и безвольную, имеют жизнь, голос, дыхание, плоть, кровь, влагу и кости и все, что есть в нашем теле; они имеют и память, как сказал Бог Иову, имеют аппетит, голос и жажду, усталость и пот, и все наши телесные свойства; не имеют же только происшедших от Бога способностей нашей бессмертной души: разумной, мыслительной и совещательной.
Теперь посмотри со мной на слепоту и заблуждение еретиков. Все прирожденное бессловесным они без исключения признают во Христе, именно – тело, материю, тление, влагу, кровь, слезы, слюну, кости, кал, мочу, голод, жажду, утомление, пот, смерть, омертвение, что по природе в действительности чуждо и недостойно Бога, как свойственное скотам, зверям и пресмыкающимся. Свойства же разумной и бессмертной души, которая суть по образу и подобию Божию, происшедшая из пречистых Его уст и имеющая, так сказать, некоторое сродство по благодати и подобие с Богом, – все это, через что вся наша человеческая природа оживотворяется и спасается, нечестивцы отказываются исповедовать во Христе, как зло. Ведь с отнятием жизненной и животворящей энергии (действования) нашей души, когда тело отделяется от содержащей и оживотворяющей его душевной энергии, человек тотчас подвергается смерти. Когда же, наоборот, разумная душа наша лишается желательной и вожделенной ее силы, тогда она ничем не отличается от бессловесной и неразумной души коня.
В самом деле, каким образом душа могла бы благоугодить Богу, как не через желательную и деятельную ее силу и движение? Как она могла бы исполнить волю Божию, как не через свою врожденную и естественную волю? Эту последнюю мы часто находим в Писании под разными именами, именно она называется доброй волей (ἀγαθὸν θέλημα), сильным желанием (ἐπιθυμία), любовью (ἀγάπη), сильным влечением (ἒρως). Если нужно, мы не замедлим и краткие свидетельства привести. Итак, говорится, что «волю θέλημα) боящихся Его сотворит (Господь)» (Пс.144:19); «в законе Господни воля (блаженного мужа)». (Пс.1:2); «имже образом желает елень на источники водные, сице желает (ἐπιποθεῖ) душа моя к Тебе, Боже» (Пс.41:2); «желает и скончавается душа моя во дворы Господни»; «возжелах спасения Твоего, Господи» (Пс.17:2). Относительно же любви (περὶ δὲ ἀγάπης): «Возлюблю (ἀγαπήσω) Тя, Господи, крепосте моя». (Пс.17:2); «возлюбих, яко услышит Господь» (Пс.114:1); «коль возлюбих закон Твой, Господи» (Втор.6:5); «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея» (Мф.22:37). Итак, как может возлюбить Господа душа, не имея в себе самой, в своем существе, естественной и доброй силы, волящей (θελητικήν), желающей (ἐπιθυμητικήν), любящей (ἀγαπητικήν) и влекущей (ἐρωτικήν)? Имея ее, Игнатий говорил, что «моя любовь (ἔρως) распята». He имеющие такового сильного влечения (ἔρωτα) и любви (ἀγάπην) к Богу, желания (πόθον) и вожделения (ἐπιθυμίαν) и волевого стремления к Богу (θελητικὴν ὄρεξιν), те, имея дьявольскую волю и исполняя хотения своей плоти, отказываются исповедывать во Хрясте, как злую, богодарованную, богозданную, богоподобную волю нашей разумной и богообразной души, и ее животворящее и связующее, Богом вдохнутое действование, без которой разумная и богодарованная, происшедшая из уст Божиих чрез божественное вдуновение душа наша не может ни пожелать, ни совершить ни одной из божественных заповедей. Если же наша разумная душа лишена доброй и богоподражательной воли и действования, то как Бог говорит людям: «Аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте» (Ис.1:19)? Каким образом душа будет творить волю Божию, если не имеет желательной и деятельной силы? Каким образом Адам, лишь только произошел, приставлен был к деланию и хранению Владычнего повеления?
Но человек извратил (свою) природу и все, конечно, человеческие свойства, – скажут вопреки нам еретики, и в виду этого недостойно и чуждо [истине] признавать во Христе человеческую волю или человеческое действование. Никак нет. Ибо не всецело извращен по естеству, т. е. изменился из нетления в тление Адам; только тело, как происшедшее и образованное из земли и превратной природы, потерпело это превращение из нетления и бессмертия, сделавшись через преступление тленным и смертным. Так именно «впавший в разбойники», будучи, как говорит Евангелие, полумертвым от их ударов, не был, однако, совсем мертвым. Ибо душа, как созданная из бессмертного и непреложного существа Бога, через вдуновение, хотя и преступила заповедь древа, однако осталась в своем нетлении и бессмертии по образу и подобию Божию, не имея нужды в существенном преобразовании, как тело, но в одном только мысленном исправлении и согласовании, не в отнятии воли, дабы она не сделалась бессловесной, и не в уничтожении энергии (действования), дабы она не сделалась мертвой и недеятельной, как существа неодушевленные.
Итак, пришедши для обновления Адама, Бог–Слово такую создал Себе душу, какую первоначально из Самого Себя через вдуновение даровал Адаму, т. е. сущую по образу Его–Бога–Слова и по подобию, как говорит Писание, всецело являющуюся по Его образу: по Его подобию имеющую бытие, по Его образу – волю, по Его образу – отпечатлевающую (в себе) энергию (действование), чистую, непорочную, неизреченную, безгрешную, не нуждающуюся в существенном преобразовании, как тело и все свойственное телу, не нуждающуюся в изменении и воссоздании собственных частей и членов, не имеющую такой воли, которая требовала бы совершенного удаления, и такой энергии, которая требовала бы упразднения. В самом деле, зачем бы требовала существенного преобразования душа, происшедшая от Бога я пребывающая в образе и подобии Божием, в особенности же душа пренепорочного Бога–Слова?
Ибо душа Адама получила бытие от Бога чрез вдуновение; душа же Эммануила получила существование в Боге, с Богом и за одно с Богом (ὁμόθεον), образовавшись ипостасно (καθ’ ὑπόστασιν) вместе с телом в пренепорочной н богоприемной утробе от Heгo, через Heгo, с Ним и в Нем, так что, если бы не дерзостно было сказать, я сказал бы, что как древле Бог–Слово из Себя Самого неизреченно произвел и создал сущность разумной души, так и из девственных ложесн в Себя же Самого вселил (ее). И какое, наконец, порицание может иметь сущность, изначала от Бога пришедшая к созданию, и ныне в Самом Боге вселившаяся, и с Богом пребывающая, я имеющая честнейшую природу и энергию, чем тогда, когда ее силы и свойства были отделены от Бога, ныне же, в силу ипостасного соединения, соединенные с Богом, и как бы богоподобные и собожественные? Если это так, то поистине – скажу опять – достойно большого смеха безрассудство еретиков, так как страсти, свойственные скотоподобному естеству превратной плоти, они признают во Христе, свойства же души, сущей по образу Его, по существу, неизменные – отказываются признавать в Нем.
А дабы не показалось, что мы рассуждаем на основании собственных соображений и измышлений, мы с Божией помощью приведем доказательства от Писания.
Заключенный в темнице божественный Иоанн Предтеча, духовными очами провидя, что, будучи умерщвлен Иродом, он имеет отыти во ад, послав двух из учеников своих, спросил Христа словами: «Ты ли еси грядый», т. е. нисходящий во ад, «или иного чаем» (Мф.11:3). Посему и Петр в соборном послании говорит о Христе, что Он «сошед проповеда сущим в темнице духовом, противльшимся иногда» (1Пет.3:19), каковое сошествие Сам Господь предвозвещает Иову, говоря: «Пришел ли еси на источники моря? в следах же бездны ходил ли еси? отверзаются же ли тебе страхом врата смертная? вратницы же адовы, видевше тя, убояшася ли?» (Иов.38:16–17). Итак, каким образом произошло это сошествие Христа во ад, пребывание (в нем) и проповедь? Бога никто никогда не видел, и не может видеть, опять же и всесвятое тело Христа после Его смерти лежало во гробе на поверхности земли. Каким же образом ад был расхищен? Какой образ видя, привратники ада пришли в ужас? Кто посетил от века связанные души умерших? Совершенно очевидно, что пренепорочная душа Владыки Иисуса Христа Бога посетила единосущные ей разумные души. Она сошла к ним с Божеством. Она расхитила узилище. Она связала тиранна и разрешила узников, воззвав к сущим во узах: «изыдите», как бы заступая место совершенного человека, состоящего из души и тела, проповедуя во аде, повелевая и расхищая разумно, как разумная, с участием воли и действования, созерцая, как умная – умных, как душа – души, как разумная – разумных, как живая – живых, как бессмертная – бессмертных, как деятельная – деятельных, как волящая – волящих. В самом деле, каким образом они могли бы принять проповедь святой души, как не через разумно мыслящую их волю? Ибо не принужденно и не недобровольно они уверовали и спаслись, и не без выбора, но добровольно, по решению воля и действием одобрения.
Сказанное мною подтверждает богоносный Григорий Богослов, так приблизительно говоря о сошествия Христа во ад в слове на святую Пасху: «Если Христос восходит на крест, взойди и ты с Ним; если Он нисходит во ад, и ты низойдя. Познай тамошние таинства, двоякое сошествие; всех без исключения, явившись (во ад), спасает Он, или и там только верующих?». Именно – не все, говорит Григорий, – души спасены во аде, но только уверовавшие во Христа по собственному выбору и воле. Ибо каким образом они могли уверовать, помимо разумной воли и действования? Как живущих вверху, на земле, во плоти и душе, Христос посетил и спас через посредство плоти и души, обновив подобное подобным, как говорит Григорий, явившись людям и говоря им, как видимым, посредством видимой природы, так и свободные от тел души посетил пречистой душой, свободной от тела.
Если же пречистая душа Господа безвольна, то ясно, что она подчинилась Богу-Слову недобровольно, наподобие бессловесного (существа), как пустословит Аполлинарий; если она была безвольна, то весьма ясно, что она сошла во ад наподобие какой-то неразумной и несмысленной звезды или облака, и через Божество, как бездушный и бессловесный орган, говорила и проповедовала, не имея, сообразно естеству души, ни внутреннего слова (λόγον ἐνδιάθετον), ни мышления, ни размышления, ни определенной или исходящей энергии, ни местного передвижения. И через какую, наконец, энергию она отделилась от тела, оставив его мертвым, бездушным, неподвижным и недеятельным в движении членов, сама сохранив деятельные проявления энергии? Через какую энергию вышедши из темницы ада, она возвратилась в собственное тело? Ибо божественная энергия, как неограниченная и всенаполняющая, не переходит с места на место, ни перемещается из страны в страну, ни удаляется и потом снова на то же место возвращается. Если бы душа Господня была во аде безвольной и недеятельной, то, без сомнения, ей присуще было бы бессловесие и неведение, и в таком случае честнее ее окажется душа Самуила, вышедшая из ада по некоторому устроению, говорившая с Саулом и предсказавшая ему на другой день смерть – его самого и его детей, о чем злой дух не знал и не мог предсказать, хотя некоторые и допускают это.
В данный момент уместно привести нижеследующее изречение блаженного Афанасия о пречистой душе Господа, гласящее таким образом: «Даже и теперь еще не напрасны и не бесполезны размышления ни о божественном Слове, ни об ипостасно соединенной с Ним разумной душе; потому что сказать, что она лишена воли и желания равносильно признанию небытия ее». Слышали ль вы, поистине неосмысленные и недеятельные, что не признавать в разумной душе Господа воли и желания значит отрицать бытие ее сущности?
Итак, когда ты услышишь, этого самого святого Отца или кого-либо другого из Отцов, говорящего, что Христос устранил плотскую волю и упразднил человеческие желания, что Он стоял вне человеческих помыслов и плотских желаний, отвращался плотского действовали, то знай достоверно, что не ту волю и действование разумной души, которые – по образу и по подобию Его, и произошли из пречистых и бестелесных уст Его, Он устранил, или уничтожил, или упразднил; иначе окажется, что Он Сам разрушает, истребляет и уничтожает то, что рождено от Hero и произошло от Heгo, как злое, несогласное и противоречащее Ему. Наконец, тогда вина и упрек (в этом) падает на Heгo, как сотворившего вместе с душой злую волю и энергию. Но не так; да не будет! Итак, Христос истребил и уничтожил дьявольскую волю и сатанинское действование (энергию), которую божественное Писание, и божественный Апостол, и блаженные Отцы часто называют плотскою, из уст змея в человека вселившеюся, – волю и энергию, которая – по образу и подобию Божию и вдунута в нас из уст Божиих, потому что только она одна – богодарованная наша воля и энергия есть причина и содетельница всего нашего спасения. Ибо по свободному изволению души мы уверовали в Бога, свободной волей соблюдаем девство, свободной волей предаемся подвигу, ложу и любви, волей любим ближнего и, кратко скажу, все духовные и божественные созерцания, озарения, откровения и преспеяния, действуемые в нас от Бога, совершаются и происходят в нас чрез нашу разумную волю и энергию души.
О чем сказано нами в предыдущих словах кратко, о том скажем теперь более пространно. Итак, существуют две заповеди, говорит Господь и Апостол, в которых содержится и с которыми связана всякая заповедь и добродетель, т. е.: «Возлюбиши Господа Богa твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе» (Мф.22:37:39). Эти две заповеди относятся и действуются в душе. Ибо любовь, как говорит Дионисий, есть объединяющее и связующее (расположение) души к желаемому. Точно также блаженства Господни исполняются чрез разумную волю и энергию (действование) души, ибо изречение: «Блажени нищии духом» (Мф.5:3) относится к душевной добродетели. Равным образом и изречение: «Блажени плачущии» (Мф.5:4) исполняется чрез общечеловеческое душевное свойство и волю, так же, как и: «Блажени кротции, блажени чистии сердцем, блажени миротворцы» (Мф.5:5, 8–9). He только это, но и вера, надежда, любовь являются душевными добродетелями, а не телесными, равно как и те, которые тот же Апостол исчисляет, говоря: «Плоды Духа суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие» и т. д. Они происходят в душе чрез разумную волю и энергию.
И так как отрицающие в Господе составные свойства нашей природы, – я разумею естественную волю души и энергию, – услышав (о них), пугаются наподобие неразумных коней и мулов, то мы изложим это яснее путем как бы толкования и выяснения их силы. Воля разумной души, как кратко сказал прежде и великий Дионисий, есть сила мыслительная и желательная (стремящаяся) к соединению души с Богом, по существу, дарованная ей от Бога, посредством которой первый человек делал и хранил божественные повеления, восходя от душевного желания к деятельному исполнению заповедей Божиих». Но это – об Адаме. О Христе же Сыне (Божием) сказано, что Он добровольно воспринял образ раба (μορφὴν δούλον), т. е. существо (οὐσίαν) раба. Итак, этот образ во Христе и сущность раба в каком отношении является образом раба, по какому рабству, служению и подчинению? Разве по Владычней воле и действованию (энергии), и образу Бога – Слова, согласно безумию Ария?
Но так как чрез преслушание первого человека мы – люди – стали грешниками, когда Адам ослушался заповедей Божиих, то ради этого Христос через Свое собственное послушание соделал нас праведными, во образе раба исполнив те повеления, которых раб не соблюл изначала. Ибо как смерть, которой повинным сделался раб, Владыка вкусил (ἐπλήρωσεν) чрез смертный образ раба, послушлив быв до смерти крестной; так и преслушание закона и воли Божией, пред которыми повинным сделался раб, во образе раба изгладил и восполнил Владыка. Поэтому Он и говорил: «Снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю (пославшего Мя) Отца, и да исполню дело Его, и сохраню заповеди Eгo» (Ин.6:38; 4:34; 12:49–50). Это соблюдение заповедей Божиих и эту волю пославшего Его Отца в отношении к какой воле, лучше же – посредством какой воли совершил Христос, если во образе раба Он совсем не имел воли разумной души? Ибо в отношении к Божеству есть одна владычественная и повелевающая воля Отца и Сына. Итак, какая же воля Христа исполнила божественную волю? Ясно ведь, что иная есть повелевающая воля, а иная подчиненная и повинующаяся. Следовательно, если Он совершил служение по Божественной воле, то, разумеется, и по Божественной природе Он был рабом и слугой, согласно измышлениям ариан. Сейчас я и попытаюсь уяснить это... (caetera desiderantur).
