Крестная премудрость и сила
Спаситель наш И. Христос в начале Своего служения роду человеческому в беседе с Никодимом сказал: „Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Hero не погиб, но имел жизнь вечную“ (Ин.3:14–15). На Голгофе исполнились слова Спасителя: злобою и враждою людей безгрешный Богочеловек вознесен был на крест. Умирая ради спасения людей, Господь не оставившим Его в часы страданий – Своей пречистой Матери и возлюбленному ученику Иоанну – оставляет предсмертное завещание. Иисус, повествует св. Евангелист Иоанн, увидя стоящих при кресте Матерь и ученика, которого любил, говорит Матери Своей: жено! се Сын твой. Потом говорит ученику: се мати твоя. Родственная любовь Богочеловека поручает Свою Пречистую Матерь возлюбленному ученику, устанавливая между ними отношения матери к сыну и сына к матери. И с этого времени ученик взял к себе Богоматерь и своею сыновнею любовью и попечениями о ней выполнил закон, принесенный на землю Божественным Учителем, закон о любви, которая, начинаясь с близких родных, простирается на всех людей.
Заповедь о любви к родителям и ко всем людям дана была в Ветхом завете, но явилась новою с пришествием Христа Спасителя. „Заповедь новую даю вам, сказал Спаситель Своим ученикам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. Эту новую заповедь Спаситель не раз повторял в прощальной беседе с учениками, как Свое предсмертное завещание, неисполнение которого не только подвергает ответственности, но и лишает благ, дарованных Завещателем. До пришествия Спасителя люди знали заповедь о любви к Богу и ближнему, к которой сводится все богооткровение учение (Мф.22:40), но, зная; не понимали эту заповедь, потому что мало выполняли в жизни. Знать закон и его не выполнять – значит его не понимать. „Только делая, осуществляя на деле, можно понимать“. Сын Божий выполнил заповедь о любви к Богу и ближним в Своей жизни и в особенности в Своей крестной смерти и Своим примером раскрыл Божественное учение о любви, как великой премудрости Божией и как силе Божественной. Эта премудрость выше всякой земной премудрости, потому что открывает тайну, сокровенную от вечности в Боге, но доступную не для всех мудрых и ученых, но для всех, кто искренне верует в Спасителя и исполняет Его божественные повеления. Она выше всякой премудрости человеческой, потому что она есть не учение, а и великая божественная сила, созидающая жизнь человека здесь на земле и на небе. Одно знание не делает людей премудрыми и мало устраивает их жизнь по закону, потому что не дает сил исполнять закон. Люди знали закон Божий, но враждовали против Бога, не исполняя Его заповедей, данных Богом по любви к людям и для их блага. Люди знали свое кровное родство; знали, что они все – творения одного Творца, но враждовали между собою подобно зверям, поставляя свои личные интересы и страсти выше вложенного в природу человека стремления к деланию добра для общего блага. Старания мудрых правителей соединить людей и водворить среди них мир внешнею силою и законами, попытка ученых объединить всех общим учением не достигали своей цели и не прекращали вражды на земле. Вражда людей с Богом и ближними удаляла их от Источника жизни, от Отца светов, от Которого исходит всякое даяние благо и всяк дар совершенный, и низвергала в пагубу и тление. Любовь Бога Отца посылает в мир Единородного Сына, а любовь Сына служит спасению рода человеческого, снисходя даже до креста и погребения. Любовь божественная распинаемая на кресте, убивает вражду, как противную действующему во всем мире, земном и небесном, закону любви, и обличает безумие гордых знанием закона книжников и законников, которые осудили как злодея, не имевшего ни одной вины и умертвили того, в ком видели Источник жизни и Победителя смерти. И кто из людей, не утративших человеческое чувство, мог уйти от креста с чувством вражды и злобы? С чувством злобы приходили многие на Голгофское позорище, но уходили, бия себя в грудь. Открывшаяся при кресте великая премудрость учила, что Бог не отделяет Себя от людей, но всех привлекает к Себе, не отделяет Себя на кресте даже от злодеев, что тайна искупления кровью соединяет небесное и земное, совершенное и несовершенное, безгрешное и грешное. Распинаемая на кресте божественная премудрость учила, что любить – значит не только жить для других, но в общении со всеми другими.
Но недостаточно было, чтобы открытая на кресте божественная премудрость просветила омраченные враждою ум и сердце людей, явила силу божественной любви, победившей мудрость змея. Нужно было, чтобы спасение людей, совершенное на кресте, воспринималось ими и действовало в них как сила Божия. Евангелист Иоанн повествует, что когда на Голгофу пришли воины, чтобы перебить голени распятым для ускорения их смерти, то перебили голени у двух распятых разбойников, но, „видя Иисуса уже умершим, не перебили Ему голени, но один из воинов копьем ребра Ему пробил“, и вдруг истекла кровь и вода. Это сверхъестественное событие, обратившее особенное внимание самовидца события и им засвидетельствованное, как несомненно истинное, свидетельствует, „что тело Богочеловека с самой минуты смерти стало входить в то состояние, которое окончилось воскресением Его в новом прославленном, одухотворенном виде“1. Смерть Иисуса Христа была животворящею: „распростерт на древе собрал всех людей, в ребра же прободен живоносное всем оставление источаеши, Иисусе“. Из тела Спасителя истекла животворящая кровь, пролитая по любви и соединяющая нас с Источником жизни и любви, кровь безгрешная, уничтожающая силу греха и его следствие – тление.
До пришествия Христа Спасителя все человечество томилось духовной жаждою, порождавшее уныние, тоску, взгляд на человеческую жизнь, как на бесцельную игру, в которой человек выходит на сцену сыграть свою роль и уходит со сцены, чтобы уступить место другим. Эта жажда не удовлетворялась ни наукою, ни искусством, ни грубыми удовольствиями на обильных пиршествах, где люди опьяняли себя вином, в цирках, где опьяняли себя кровью людей и зверей, где человечество свидетельствовало о себе делами, что началом жизни и образованных народов было положение: человек для человека волк.
Спаситель, страдавший на кресте тяжкими не телесными только, но и душевными муками, взявший на себя все зло человеческой жизни, всю горечь греха, воскликнул: „жажду“, и в этом Его предсмертном вопле выразилась духовная жажда всего человечества. Постоянная духовная жажда человечества, всегда ограниченного и несовершенного, всегда греховного, удовлетворяется любовью Сына Божия в таинстве Его Тела и Крови – Божией премудрости и вместе с тем и силе. „Тайноводящи други своя, душе-питательную уготовляет трапезу, бессмертия же воистину мудрость Божия растворяет чашу верным“ (канон в в. четверток). Тело Богочеловека, страдавшее на кресте, и Кровь, пролитая Им за грехи людей, обновляет растленную грехом человеческую природу, питает душу и тело человека и, изменяя тленное в нетленное, служит напутствием в жизнь вечную. „Биен был еси, ноне разделился еси, Слове, ея же причастился еси плоти: аще бо и разорися Твой храм во время страсти, но и тако един в составе Божества и плоти Твоей, во обоих потому что един еси Сын, Слово Божие и человек“, исповедует церковь в каноне на великую субботу.
Спаситель умерщвлен был плотью, но, пребывая нераздельно Богом и человеком, ожив духом (1Пет.3:18), оживил Свое тело, причем таинственно изменились его свойства. Получая залог бессмертия в таинстве животворящих Христовых таин, душа человека оживает и получает способность из разрушенного смертью тела образовывать новое тело, ей свойственное. Тело Спасителя в церковной песни называется „зерном двоерасленным, естествожизненным“, которое „в бока земная сеется со слезами днесь: но прозябше, мир радостно сотворить“ (непорочны в великую субботу, 2 ст.). Как из гнившего в земле зерна присущая ему сила созидает новое растение, свойственное зерну, так и душа, оживотворяемая животворящими тайнами Господа Иисуса Христа, „даровавшего нам нетление плоти, оживляет и тело для жизни в новой форме существования2. Божественная премудрость и сила, которых мы причащаемся в таинстве Его Тела и Крови и будем истее причащаться в невечернем дне царствия Его, открывает великую тайну и жизни и смерти. Земная жизнь человека с его превратностями и скорбями, болезнями и постепенным разрушением тела жизненным процессом организма, тайна, мало понятная для ума, постигаемая в тайне искупления смертью Богочеловека как приготовление к жизни безболезненной, нестареющей – к жизни вечной в общении с Искупителем, сообщит жизнь и нашему смертному телу. Страшная тайна смерти, когда душа отделяется от тела, от условий земного существования, переходит в иное бытие, неизвестное и непостижимое для ума, непонятное и для чувства, объясняется смертью Богочеловека, изменившего смерть в переход (преставление) от тленного к нетленному, от временного сна к жизни в общении с Источником жизни и бессмертия – к жизни вечной. Крестная смерть Спасителя и погребение Его живоносного тела в новом гробе были животворящими потому, что за смертью последовало Его трехдневное славное Воскресение. После Воскресения Христова люди умирают, погребаются, но погребаются, подобно Спасителю, в новом гробе, в котором тленое переходит в нетленное и совоскресают со Христом. „Воскрес Христос, и жизнь жительствует“, восклицает богопросвещенный проповедник Христова Воскресения. „Воскрес Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востал из мертвых, начаток усопших бысть“.
В сознании значительной части современного образованного общества великая крестная премудрость и сила Христова слабо мерцает как неугасимая лампада. Эта неугасимая лампада горит перед иконою Божией Матери, вделанною в стену церковной ограды. Лика Богоматери не разобрать и лампада горит вне церкви, а не в церкви, где будто бы замерла всякая жизнь. Порой еле мерцающий огонь лампады разгорается на короткое время в яркое пламя. Вся Россия в пасхальную ночь. пусть только в одну ночь, озаряется нездешним потусторонним сиянием. В ночь вся спящая, омертвевшая Россия, царство теней, утверждает свое бытие, победу жизни над смертью“3.
Почему свет Христова Воскресения сияет только в пасхальную ночь? – ответа на этот вопрос не дается. He заключается ли эта причина не вне нас, а в нас самих? He пoтому ли, что современным научным образованием, преподаванием несогласованных наук, ум не образуется, не приводится к единству, но расточается, разменивается на мелочи, теряет способность во многом усматривать единое и делается неспособным к восприятию единой спасительной премудрости Божией? He потому ли, что эта премудрость усвояется холодным умом, но не сердцем, которое сообщает тонкость, проникновенность и широту уму? He потому ли, что, поставляя признаком правильной веры неизменное хранение богооткровенной истины в уме и слове, данную Владыкою премудрость не обращают к деланию благих дел, уподобляясь рабу ленивому и лукавому4. He потому ли, что, полагая силу в знании, не ищут божественной силы в таинстве Тела и Крови Господа и это великое и спасительное таинство, установленное Спасителем пред крестными страданиями для всего мира и на все времена, смешивают с церковными обрядами, разнообразными только средствами подготовляющими человека к принятию спасительной силы Божией в таинстве?
Народу богоизбранному любовь Бога дала великое, но и последнее преимущество видеть во плоти Сына Божия и быть с Ним в постоянном жизненном общении. Но иудейские книжники и законники не захотели стать сынами сиявшего светом Божественным Сына Божия, потому что не хотели признать несовершенство своего знания буквы закона, и гордостью закрывали для себя свет учения Божественного Учителя, считая себя светом для находящихся во тьме (Рим.2:19) Спаситель сказал иудеям: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма. Веруйте во свет, да будете сынами света (Ин.12:35–36). Свет, сиявший в Палестине среди иудеев, „от гроба плотски всем воссиял», – сияет в основанной Христом Церкви, где Он прибывает до скончания века телесно.
Иудейские книжники не видели света Богочеловека, сиявшего среди них, потому что покрывало лежало на сердце их при чтении Моисея и лежит доныне. Но когда они обращаются к Господу, то покрывало снимается. Господь есть Дух, а где Дух Господень, там и свобода (2Кор.3:15–17). Христианская свобода не освобождает многих и из христиан от рабства человеческого самомнения, которые, считая еще несовершенное познание Христовой истины вполне совершенным, не считают нужным для себя возрастание в премудрости и силе Божией.
Люди отвлеченного ума в древнее время и в нынешнее смотрели на учение Христа Спасителя, как на учение духовное и стремились превратить его в духовное служение истине и добру. Но христианство не духовно, a жизненно, реально; жизнь, а не одно учение, и самое новозаветное писание, по словам одного нашего богослова „если позволительно так выразиться, в своем роде материалистично“5. Люди ищут истинной мудрости в книгах старых и новых, но книги только путь к постижению истины и то отчасти (1Кор.13:9). Истина есть вместе и жизнь, потому что без осуществления истины нельзя познать истину, а истинная жизнь есть совершенная любовь. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор.13:8). Одна только любовь, имеющая жизненную силу созидать (1Кор.8:1), вечна, и постижение и усвоение любви, открытой в премудрости крестной, ведет человека в царство вечности.
Путь к истине, истина и жизнь сообщаются единением человека с Спасителем мира, Который есть Путь, Истина и Живот, Мудрость и Слово Божие и Сила, единением не в мыслях и чувствах только, но единением в таинстве Его Тела и Крови, в котором воплощено слово крестное.
Для гордой еллинской премудрости, которая несовершенное человеческое знание ставит выше всякой другой премудрости – слово крестное было и остается безумием. Для гордости иудейской, которая в проявлениях божественной силы в мире видит средства для утверждения внешнего могущества, возвышения над другими людьми – слово крестное есть соблазн. Но для Еллинов, смиренно ищущих мудрости, и иудеев, с духом сокрушенным ищущих чуда для освящения, искупления, праведности, слово крестное – Божия сила и Божия премудрость (1Кор.1:22–24).
* * *
Толковое Евангелие арх. Михаила, III книга, стр. 591.
Один английский ученый пишет: хотя разрушение семени (в земле) не похоже на полное разложение тела после смерти, тем не менее, между этими двумя процессами существует сходство в том, что там и здесь та живая энергия, которая образовала тело семени и та бессмертная душа, которая созидала от зачатия до смерти естественное тело человека, не погибнет, но сохранит силу созидать для себя телесную форму, форму специально свою собственную. Воскресение тела. Пер. С. Зверинского.
Д.В. Философов. Неугасимая лампада. Москва, 1812 г.
В службе в страстную седмицу церковь, в своих чтениях и песнопениях, раскрывая тайну искупления, притчею о талантах научает, что Господь вверяет душе свою спасительную силу и премудрость не для хранения только, но и для обращения в жизни. «Хранить – значит отдавать гниению, застой есть разрушение». Феодоров. Философия общего дела. Стр. 97.
Богословский вестник. Январь 1912 г. стр. 45. Оговорка не излишняя, потому что есть ученые книжники, которые имеют склонность словам и выражениям придавать не тот смысл, какой в них заключается, и есть служители смертоносной буквы, которые соблазняются словом, не разумея надлежащим образом его смысла.