Источник

Слово 24

Глава 70. О достоверности виденного Апостолом

Откр.22:8–9. «И аз Иоанн видех сия и слышах: и егда слышах и видех, падох поклонитися на ногу Ангела показующаго ми сие. И глагола ми: виждь, ни: клеврет бо твой есмь и братии твоея Пророков, и соблюдающих словеса книги сея: Богу поклонися».

И это есть свойство Апостольской души, ибо, как сделал в Евангелии, сказав: и видевый свидетельствовал, и вем, яко истинно есть свидетельство его (Иоан. 19:35), так и здесь, сказав, что сам он слышал и видел предсказанное, сим удостоверяет о виденном. Показал же и благоговение Ангела, изобразившего видение, что не принял он поклонение от сораба, но мудро отнес его к общему Владыке.

Глава 71. О том, что повелено было не запечатлевать, но возвещать откровение

Откр.22:10. «И глагола ми: не запечатлей словес пророчествия книги сея: яко время близ есть».

Передавая доселе речения Ангельские, к лицу Владыки Христа переходит теперь, говоря: не запечатлей словес пророчествия. И подлинно, книга достойна чтения верными. Ибо и наказанием, уготованным грешникам, и покоем, обещанным святым, руководит читающих к истинной жизни.

Откр.22:11–12. «Обидяй да обидит еще: и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще, и святый да святится еще. И се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его».

Сказал сие не как одобряющий неправду и скверну, да не будет сего, но как сохраняющий непринужденность разума, как бы и то сказал: пусть каждый делает, что ему нравится, я не принуждаю произволения. Показывая же, что за всяким действованием следует соответственный ему конец, сказал: гряду воздати коемуждо по делом его.

Откр.22:13. «Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, первый и последний.»

Алфа и Омега показывают, что и по началу нет ничего старее, и конца не будет Божеской власти и царству. Много уже раз и выше было говорено, что и Христос есть Алфа по Божеству, и Омега или последний по человечеству.

Откр.22:14. «Блажени творящии заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град».

Поистине, достойны ублажения исполняющие заповеди Божии, ибо будут иметь власть успокоиться в непрестающей жизни, на древе жизни – Христе Боге нашем, и наслаждаться созерцанием Его, когда уже никакая лукавая сила не будет препятствовать тому. И Апостольскими вратами, т.е. их учением войдут они в вышний град дверью истинной, не прелазя инуде, как пастыри наемники, не вводимые Привратником жизни.

Откр.22:15. «Вне же псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всяк любяй и творяй лжу».

Псы же – не только бесстыдные и неверные и вообще злые делатели, которых оплакивал Апостол, но и те, кои по крещении обращаются на свою белевотину. Почему вместе с блудниками и убийцами и идолослужителями отчуждены будут от вышнего града.

Глава 72. О том, что Церковь и в ней Дух ожидают славного явления Христова, и о клятве, которой подвергаются повреждающие книгу сию

Откр.22:16. «Аз Иисус послал Ангела моего засвидетельствовати вам сия в церквах».

И здесь показывается достоинство Владыки, посылающего Ангела. А слово: свидетельствовать (μαρτυρῆσαι) поставлено вместо засвидетельствовать (καμ αρτυρῆσαι).

«Аз есмь корень и род Давидов».

Корень Давида Христос как Бог, а род его, как пo плоти происшедший от него.

«И звезда светлая (утренняя) денница».

Звезда светлая утренняя – Он же самый, как заутро воссиявший нам Тридневный; и в утро общего воскресения, имеющее быть после ночи настоящей жизни будет светить святым, руководя их к нескончаемому дню.

Откр.22:17. «И Дух, и невеста глаголют: прииди, и слышай да глаголет: прииди».

Невеста – Церковь, и в ней Дух взывают в сердцах наших: Авва Отче, и призывают пришествие Единородного Сына Божия и всякий верующий, слыша чему научен, молит Богу и Отцу: да приидет царствие Твое.

«И жаждай да приидет, и хотяй да приимет воду животную туне».

И жаждай да приидет. Нужна жажда к питию жизни для прочного обладания приобретенного. Особенно же потому, что и дар подается не тем, кои хотя и трудятся несколько, но не представляют достойного величия дара, а тем, кои приносят разум благий и разожженный паче злата и сребра, равно и телесный труд.

Откр.22:18–19. «Сосвидетельствую бо всякому слышащему словеса пророчества книги сея: аще кто приложит к сим, наложит Бог на него язв написанных в книзе сей. И аще кто отъимет от словес книги пророчествия сего, отъимет Бог часть его от книги животныя, и от града Святаго, и написанных в книзе сей».

Страшна клятва на извращающих Божественные Писания, потому что дерзко и их безрассудство, способное отлучить дерзновенных от благ будущего века. А чтобы не потерпели сего мы, свидетельствует он нам слушающим, чтобы ни прилагали, ни отнимали, но особенности Писания почитали достовернее и честнее аттических синтаксисов и диалектических силлогизмов. Ибо и у них, если кто находит многое несообразное с истиной, отсылается к достоверности пиитов и их писаний. А каково расстояние между знаменитостями их и нашими, трудно и в уме представить. Думаю, это расстояние больше, чем между светом и тьмой.

Откр.22:20–21. «Глаголет свидетельствуяй сия: ей, гряду скоро: Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь».

И я, говорит, свидетельствующий о сем, говорю: к Тебе, жизни, иду я, и Сам Ты прииди, Господи. И иначе может быть сказано сие от лица Христа: свидетельствуяй о сих, т.е. Я, свидетельствуемый, приду скоро. А последующее – от лица Апостолов: гряди, Господи Иисусе Христе. Ибо вожделенно для святых пришествие Христово, как имеющее воздать им многоразличную мзду. Почему и настоящая книга свята и богодухновенна, как ведущая читающих ее к блаженной участи. И изложим цель ее, для всех полезную в немногих словах: из сказанного о семи церквах научаемся терпению в искушениях и ревности в благоделании, и иным видам добродетели. Отсюда можно заключить, что выше всего на земле то, чтобы чистым оком души созерцать Божественную славу на небеси, не самую Божественную сущность, но явление Божественное, изображаемое или разнообразием драгоценных камней, или видом многоцветной радуги, или иными какими-либо изображениями Божественных домостроительств. Узнаем еще и об окружающих Бога бесплотных силах, и угодивших Господу во плоти, о громах, и молниях, предшествующих Божественному пришествию. И о том, что невозможно уразуметь книгу Божественных судеб, запечатленную семью печатями Духа, и получившую через Агнца Божия раскрытие того, что было от пришествия Его до скончания; узнаем же и доблести мучеников, и о двояком наказании неверных, и о плодоношении Евангельского сеяния, и об отпадении малодушных и немужественных, и о том, как святые желают второго Христова пришествия, и о ниспослании бедствий перед антихристом, и о том, на что покусится он против Христиан. Кроме сего можем узнать отсюда, сколь честны Богу святые, так что отлагается наказание нечестивых, пока не сделаются они через печать известны наказующим Ангелам. Отсюда же узнаем, что в последние времена будут посланы на землю семь язв, чтобы по множеству их обратили мы внимание на свое обращение и на молитву к Богу, чтобы не быть нам искушенными от них. И показывается человеколюбие Ангелов, держащих Евангелие и проповедующих его находящимся на земле, также твердое и мужественное состояние души тех святых, кои при конце придут обличить лжехриста. Показывается также разрушение Иерусалима и истребление языческих народов, и благодарение вышних сил за сие, и гонение на Церковь, и попрание диавола, и пришествие антихриста и обольщение лжепророка, и многочисленность спасаемых видна здесь, и падение Вавилона, и всемирной нивы жатва, и обрезывание гроздов горечи, и чистейшее состояние святых, подобное стеклянному морю, из семи фиал излияние гнева Божия на землю, и море, и реки, и прочие стихии, причиняющее беды за зло людей, и помрачающее престол зверя, а окружающим диавола путетворящее переход через Евфрат и обличающее их бессилие, и наводящее на мир всеобщее колебание перемены настоящего; когда город, блудный и зверообразный, и на диаволе успокаивающийся, получит приличное ему поражение. После сего премирные силы воспевают Бога, Церковь же, вышний Иерусалим, соединяется со Христом теснейшим единением и истаптывается точило гнева. Духовной же вечери за оскудением причащаются Ангелы и равноангельные человеки, когда преданы будут геенне антихрист и его содейственник. Отсюда можно узнать и о связании диавола и разрушении его на время, и отослании его на погибель, и о блаженстве святых мучеников, царствующих со Христом прежде пришествия антихриста, после коего диавол, будучи разрешен на малое время, и возмутив Гога и Магога, будет наказан вместе с ними, когда откроются книги соделанного каждым и книги жизни, и одни получат смертъ вторую, другие удостоятся вышнего Иерусалима и уневещения Христу. Из сей Божественной книги от Ангела, насколько возможно, о размере вышнего града со стенами, и вратами, и основанием, и о протекающей там Божественной реке Духа, потому что не можем изобразить благолепие вышнего или бесконечную славу. К сей обращая нас, Божественный Богослов повелевает говорить: гряди, т.е. дарующий то, что уготовал святым. Нам же желающим сего, созерцанием и наслаждением воспламеняющим в себе желание соблюдать заповеди Божии, да будет возможно стяжать сие в долготерпении, и кротости, и смиренномудрии и чистоте сердца, от чего рождается постоянная и невозмущаемая молитва, представляющая ведущему тайная – Богу ум очищенный от всякого земного помышления и нерастленный диавольской лестью и приражением. Ибо обольщающий враг при возношениях сердца к Богу желает прелюбодейно примешиваться к нему, посевая тлетворные семена, отторгающие его от Божественного единения, дабы в поучении его не разгорался огонь попаляющий его искушения. Ибо Бог наш есть огонь поядающий, и душу, чисто и безмятежно беседующую с Ним, хотя бы и охладела она от грехов, соделывает теплой и приемлющей огонь палящий, как и солнце, сильно освещающее стеклянный сосуд, наполненный водой, вводит туда огонь посредством нагревания и преломления лучей. И мы да покажем себя Солнцу правды чистым как стекло, храмом Духа, а не глиняным или скудельным, не способным принять Божественный луч. Бог же, всем хотящий спастися и в разум истины приити, всем сияет невозбранной благодатью Своего света, сообщает же каждому по мере чистоты духовных очей. Его да сподобит нас искренно принять, Всемилосердый, плотью за нас пострадавший Христос Бог наш, Которому подобает всякое славословие, честь и поклонение со Отцем и Животворящим и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Источник: Андрея, архиепископа Кесарийского толкование на Апокалипсис вновь переведенное с греческого П.М.Б. / [перевод с греческого прот. Михаила Боголюбского]. - Москва : Тип. насл. Гурьяновых, 1884. – 239 с.

Комментарии для сайта Cackle