Источник

IV. Времена допотопные, 2256 лет

Так сильно было упование первых человеков о грядущем Искупителе, что уже при рождении своего первенца, Каина, воскликнула Ева: «приобрела я человека Богом.» Но вопреки всех её надежд, сей Каин показал в себе высшую степень развращения рода человеческого, нуждающегося в Искупителе, и сделался убийцей брата своего Авеля, который, невинной смертью, преобразовал божественное страдание сего Искупителя. Каин возделывал землю, Авель же был пастырем овец, и верой принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, и призрел Бог на дар его, а жертву Каина отвергнул. – Здесь, при самом начале повести о роде человеческом, мы уже видим приношение жертвы, о которой не упоминалось в раю, ибо тогда еще не прогневал человек Бога; но, вместе с падением, обнаружилась нужда умилостивления, и кровь животных знаменовала божественную кровь единородного Сына Божия, которая одна только могла искупить мир от греха, сообщая таинственную силу и предобразовательным жертвам.

Огорчился Каин отвержением жертвы и, не смотря на благое предостережение Господа, который хотел, чтобы заглянул он в мрачное сердце и почувствовал свое недостоинство, позвал брата в поле и там убил его; но и после столь ужасного злодеяния, не хотел Господь смерти грешника, хотя изрекал клятву над ожесточенным. «Где Авель, брат твой?» спросил Он Каина; и услышав нераскаянный ответ: «разве я страж брата моего?» сказал: «глас крови брата твоего вопиет ко мне от земли! И ныне проклят ты на земле, которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей; когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником, и станешь скитаться по землею» – «Велико преступление мое и непростительно, воскликнул Каин, вот, Ты изгоняешь меня от лица земли, и от лица Твоего я скроюсь; буду изгнанником и стану скитаться по земле; всякий же, кто встретится со мною, может убить меня.» Но Господь сказал: «всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» и положил на нем знамение, дабы никто, встретив его, не убил, и, чтобы угрозой ещё большей казни, сделать само убийство ненавистным роду человеческому.

Авель, как пастырь и начальник пастырской жизни, есть первый образ Христа, великого пастыреначальника жизни духовной, встречающийся нам в Св. Писании: ило и он принес жертву, приятную Богу, запечатленную собственной мученической кровью, и страдал от зависти брата, как пострадал Спаситель от зависти братьев Своих человеков; как первородный брат Авеля, за его убийство, сделался изгнанником всей земли, так и первенец всех народов, Израиль, убивший Господа Иисуса, скитается пришельцем у всех народов, и носит на себе знамением кровь Христову, которую призвал на себя и детей, подобно как и кровь Авелева вопияла к Богу.

Бог даровал вместо Авеля благословенное потомство Адаму, в третьем сыне его Сифе; таким образом, от самого начала мира, уже являются два племени, одно избранное, называемое сынами Божьими, другое, идущее по стезям отца своего Каина, под именем сынов человеческих. Священный бытописатель, чтобы показать неразрывную цепь рода человеческого, от Адама до Христа, исчисляет поколение Сифово; оно замечательно долговечностью, по особенному промыслу Божию о размножении человеков, и потому, что сами жизненные силы ещё не истощились, умножением тления греховного. Адам жил 230 лет; до рождения Сифа, и потом еще семь сот до своей кончины, и жизнь Сифова объемлет 912 лет; но упоминая о его рождении, горькую истину возвещает Моисей: Адам, созданный невинным, по образу Божию, рождает, после грехопадения, Сифа, уже по виду своему и по образу, т. е. с порчей греха и тлением, которое еще более умножилось, когда сыны Божьи, т. е. потомки благочестивого Сифа, смешались в последствии с потомством Каина.

Таков ряд Патриархов допотопных, от племени Сифова: Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, коего земные годы короче нежели у других; он только 365 лет оставался в дольнем мире, но в краткие дни сии угодил Богу и, странствуя всегда пред лицом Его, более не обрелся на земле: ибо Господь живым преложил его в вечность, как некий благодатный пример того, что предстояло человеку, если бы не преступил заповеди Творца. Сын Еноха, Мафусаил, был самый долговечный из допотопных людей, прожив 969 лет; а Ламех, от него происшедший, предвидя грядущее бедствие вселенной, назвал сына своего Ноем, т. е. утешителем, ибо он должен был обновить, после потопа, род человеческий.

Моисей называет и некоторых потомков Каина, между коими произошли первые искусства. Дети Ламеха, Иувал и Фовел, изобрели, один гусли и цевницу (свирель), другой же кование меди и железа, а брат их Иовил был отцом живущих в шатрах со стадами. Когда же, от смешения сынов Божьих с дочерьми человеческими, обольстившими их красотой, возникли исполины, мужи именитые, полагавшие все упование на силу свою, Господь определил сперва время для их покаяния. Но видя, что развращение умножилось на земле и что всякий помышляет прилежно одно лишь злое в сердце своем, во все дни жизни, Господь восскорбев сказал: «истреблю от лица земли человеков, сотворенных Мною, и не только их, но и скот, и гадов, и птиц небесных, ибо Я размыслил, что их создал.» Ной же обрел благодать пред Богом. Так, на языке человеческом, выразил священный бытописатель неисповедимый совет Божий, о обновлении первобытного растленного мира, волнами потопа, как некогда и сей второй мир, по словам Апостола Петра, обновится огнем, в день суда. (11Петр. III. 7).

Милосердуя о Ное, как о грядущем родоначальнике человеков, Господь сказал ему: «время всякого человека пришло пред лице Мое, ибо земля исполнилась от них неправды; Я истреблю их с земли, и наведу на неё потоп водный, и все что есть на земле, лишится дыхания, но с тобою поставлю завет Мой.» Господь велел ему сделать ковчег, из древа негниющего, трехярусный, в триста локтей длины, пятьдесят широты и тридцать вышины, чтобы он мог взойти в него, со всем семейством и ввести с собой, по семи пар чистых животных и птиц, способных в жертву, и по одной паре из всех нечистых птиц, животных и пресмыкающихся, с запасом пищи на все время потопа, для сохранения их рода. Испытатели природы находят, что все роды животных, какие могли находиться в ковчеге, простираются только до трех сот или не много более, и когда Творец их говорит, что они войдут в ковчег, бесполезно было бы затрудняться исследованием, каким способом собрались они в одно место. Не могло ли это быть произведено тайным внушением природы или предощущением, подобно тому, как и ныне некоторые животные ежегодно совершают отдаленные странствия? Священный повествователь заключает весьма кратко: «Ной сделал все, как повелел ему Бог», дабы показать, что нет никакой трудности, в исполнении известной и непреложной воли Божьей.


Источник: Священная история / [А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - [2], IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... № 87).

Комментарии для сайта Cackle