Азбука веры Православная библиотека История Церкви Введение в историю Церкви - Часть 2 - Обзор историографии по общей истории Церкви - Учебное пособие
Распечатать

В. В. Симонов

Введение в историю Церкви – Часть 2 – Обзор историографии по общей истории Церкви – Учебное пособие

Часть 1 →

Содержание

Введение

Раздел 1. Зарубежная историография общей истории Церкви (основные этапы развития) Глава 1. Историко-церковные исследования (общие работы) § 1. Начало историографии церковной истории как науки § 2. Историко-критическое направление § 3. Новотюбингенская школа § 4. Либеральная историография § 5. Учебная литература § 6. Мифологическая теория § 7. Критика либеральной школы § 8. Религиозно-историческая школа § 9. Католическая историография конца XIX – начала XX в. § 10. Э. Гиббон и начало англиканской историографии церковной истории § 11. Историография церковной истории в XX в. § 12. «Теория цивилизаций» и церковная история § 13. Культурно-историческая школа § 14. Разработка церковной истории христианского Востока § 15. «Истории папства» § 16. «Истории христианства»: синтетический подход к церковной истории § 17. Греческая историко-церковная и богословская наука Нового и Новейшего времени § 18. Историография истории Армянской Апостольской церкви § 19. Библиографии и справочная литература по церковной истории § 20. Энциклопедии Глава 2. Патрологические исследования § 1. Ранние патрологические систематизации § 2. Патрологическая систематизация и христианская археология в XIX – начале XX в. § 3. Серийные издания патрологических источников и развитие патрологии в XX в. § 4. Патрология как «история духовности» § 5. Патрологические исследования в новогреческой историографии § 6. Справочная и библиографическая литература по патрологии Глава 3. Изучение истории канонического права § 1. Толкования § 2. Право и вера (влияние протестантской теологии) § 3. Проблема богословского обоснования канонического права § 4. II Ватиканский собор и развитие канонического права § 5. Изучение византийского канонического права § 6. Изучение канонического права в рамках «историй Вселенских соборов» Глава 4. Изучение истории христианского богослужения § 1. Систематизация источников и литургические толкования § 2. «Литургическое движение» и историческая школа в литургике § 3. Литургическая реформа II Ватиканского собора и развитие литургических исследований § 4. Изучение отдельных аспектов богослужения западной и восточной традиций § 5. Издания литургических памятников в конце XIX–XX в.; справочная и библиографическая литература § 6. Изучение восточнохристианской литургической традиции Глава 5. Изучение проблем взаимодействия Церкви и общества § 1. Протестантское богословие и изучение социальных историко-церковных проблем § 2. Католическое богословие в процессе разработки социальной концепции Католической церкви § 3. Проблема «теологии освобождения» Раздел 2. Отечественная историография общей истории Церкви Глава 1. Библиографические и справочные издания Глава 2. Общие курсы и работы по отдельным проблемам истории Церкви § 1. Изучение общей истории Церкви в духовных учебных заведениях § 2. Изучение общей истории Церкви в светских учебных заведениях § 3. Историко-церковные исследования в русской зарубежной историографии после 1917 г. § 4. Историко-церковные проблемы в отечественной историографии советского периода § 5. Изучение истории Поместных Православных Церквей Глава 3. Патрологические исследования § 1. Российская патрология до 1917 г. § 2. Патрологические исследования в русской эмиграции § 3. Отечественные патрологические исследования в советский период и в первые десятилетия после революции 1991 г. Глава 4. Изучение истории церковного права § 1. Развитие историко-канонических исследований в России в XIX – начале XX в. § 2. Исследования церковного права в русской эмиграции § 3. Современные российские историко-канонические исследования Глава 5. Изучение истории христианского богослужения § 1. Начальный этап русских историко-литургических исследований: сбор и систематизация источников § 2. Историко-литургические исследования в русском зарубежье § 3. Литургические исследования в России в советские и первые постсоветские десятилетия Раздел 3. Христианская, церковная и византийская археология: историография XV – начала XXI в. Глава 1. Западноевропейская научная традиция § 1. Труды по истории христианской археологии § 2. Христианская археология от истоков до середины XIX века 1. ХV–ХVІІ века 2. XVIII век 3. Первая половина XIX века § 3. Христианская археология как историческая наука 1. Католическая традиция 2. Протестантская археология 2-й пол. XIX – первых десятилетий XX в. 3. Восток или Рим? 4. Римские научные учреждения 5. Исследования вне Рима 6. Энциклопедии и словари 7. История искусства и археология в Вене 8. Боннская школа: «Античность и христианство» 9. Археологическое изучение византийского мира 10. Вклад эмигрантов 11. Международные конгрессы по христианской археологии: начало § 4. Христианская археология после Второй мировой войны 1. Раскопки в Ватикане 2. Международные конгрессы по христианской археологии § 5. Последние десятилетия. Открытия и исследования 1. Рим. Западный мир 2. Византийский Восток Глава 2. Страны центральной и восточной Европы Глава 3. История христианской, церковной и византийской археологии в России § 1. Труды по истории христианской, церковной и византийской археологии § 2. XVIII – первая половина XIX века 1. Формирование профессиональной археологии 2. Начало полевой археологии на Юге России 3. Музеи 4. Христианские памятники § 3. Вторая половина XIX – начало XX века 1. Правительственные учреждения 2. Ученые общества 3. Изучение истории древнерусского и византийского искусства 4. Музеи 5. Церковная археология 6. Охрана и реставрация памятников 7. В Палестине 8. Русский археологический институт в Константинополе 9. Крым 10. Кавказ § 4. Советский период (1917–1991) 1. 1920–1930-е годы 2. После Великой Отечественной войны § 5. Археология и история искусства на постсоветском пространстве Рекомендуемая литература на русском языке 1. Общие работы по истории Церкви 2. Библиографические указатели. Справочная литература 3. Источниковедение 4. Историография (обобщающие работы) 5. Избранные труды по истории античности и раннего христианства 6. История канонического права 7. История догматических учений 8. История Православных Церквей 9. История Католической церкви 10. История древних Восточных церквей 11. Патрология, аскетика и агиология 12. История христианского богослужения и материальной культуры 13. Исследования по социально-экономическим вопросам 14. Археология  

 
Введение

Формально разделить церковно-историческую литературу на «источники» и «историографию» довольно сложно.

Под историографией мы традиционно понимаем в узком смысле – совокупность исторических исследований, посвященных определенной теме или эпохе (например, историография эпохи эллинизма или историография монашества), или совокупность исследований, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или немецкая историография); в широком смысле – вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю исторической науки.

В этом последнем смысле предметом историографии является история исторических концепций, т.е. систем взглядов одного историка или научной школы на исторический процесс в целом, его детерминации и телеологию1, а также на отдельные составляющие: как возникала и менялась та или иная концепция касательно отдельных фактов или периодов развития человечества или исторического процесса в целом, какое влияние она оказала на развитие исторической науки, насколько последовательно применяется при построении научной концепции система научных методов исторической науки и смежных с ней наук, каким образом и насколько полно и объективно осуществлялись отбор и интерпретация исторических источников – и т.д. Особое внимание уделяется субъективному фактору: стилистике исследований, наличию у автора определенной тенденции и зависимости этой тенденции от аудитории, которой адресуется исследование, и т.д.

Какое бы определение историографии мы ни взяли за основу, мы должны будем сказать, что авторские особенности изложения, формирующие определенную тенденцию и даже основы исторической концепции, присутствуют в исторических трудах уже с древности. Именно поэтому началом историографии часто считаются произведения греческих историков Гекатея Милетского (ок. 550 – ок. 490 до н.э.) и «отца истории» Геродота (ок. 484 – ок. 425 до н.э.).

Эта традиция исторического исследования была в полной мере унаследована авторами, создавшими и развившими литературный жанр церковной истории (historia ecclesiastica), начиная с Евсевия Памфила и его первых продолжателей. Более того, уже ранними историками Церкви при обработке собранного ими источникового материала активно применялся историко-критический метод, основы которого были заложены в древности Фукидидом (между 470–450 – ок. 399–396 до н.э.).

Так, Фукидид в своей «Истории» (1.20–22) отталкивается от того очевидного факта, что «большинство людей не затрудняет себя разысканием истины и склонно усваивать готовые взгляды», «принимать на веру от живших раньше без проверки сказания о прошлом, даже если они касаются их родины». Он отказывается верить «историям, которые сочиняют логографы (более изящно, чем правдиво), историям, в большинстве ставшим баснословными и за давностью лет не поддающимся проверке». Поэтому он ставит перед собой задачу «основательной проверки сведений», попутно отмечая, что историческое изыскание – «дело нелегкое, потому что свидетели отдельных событий давали разное освещение одним и тем же фактам в зависимости от их расположения к одной из воюющих сторон или силы памяти».

Кроме того, Фукидид уже в самом начале своего произведения формулирует определенную историософскую позицию, ради которой он и пишет свой труд – «как достояние навеки, а не для минутного успеха у слушателей»: «История» адресуется тем, кто «захочет исследовать достоверность прошлых и возможность будущих событий (могущих когда-нибудь повториться по свойству человеческой природы в том же или сходном виде)"2. И в итоге перед нами предстает не только реальный научный метод, но и научная концепция, приближающаяся в своей сути к концепции цикличности исторического процесса.

«Отец церковной истории» Евсевий Кесарийский, начиная свой труд, использует практически те же посылки, от которых отталкивался его древний предшественник. Определяя широкие задачи своего сочинения – дать изложение основных событий и проблем церковной истории от ее начала, от апостольских времен (чтобы показать «тем, кто считает, что христианство возникло не раньше вчерашнего дня... его древность и Божественность»), и до современности, – он оговаривается: «Сразу, однако, я прошу у людей благожелательных снисхождения к своей работе: я сознаюсь, что осуществить это обещание в совершенстве и полноте свыше моих сил, ибо я первый берусь сейчас за такое повествование и вступаю как бы на нехоженую и непроторенную дорогу... Не мог я найти никаких следов от людей, шедших до меня по той же дороге, если не считать самых что ни на есть мелких рассказов, в которых всякий по-своему оставил частичное повествование о пройденном им отрезке времени: словно вдалеке высоко поднятые факелы были голоса людей; словно откуда-то сверху со сторожевой вышки нам кричат и указывают, где следует идти и как направлять ход рассказа, не блуждая и в безопасности.

Все, что в их там и сям рассеянных воспоминаниях я сочту полезным для поставленной себе цели, я соберу; словно на лугу духовном, я, как цветы, подбираю у старых писателей нужные мне сведения и стараюсь представить их в историческом повествовании как нечто цельное. (...)

Я считаю эту работу своей насущнейшей задачей, потому что, насколько я знаю, ни один из церковных писателей до сих пор не потрудился такое предпринять. Надеюсь, что моя работа будет очень полезна тем, кто внимательно прислушивается к поучительным урокам истории» (Euseb. Hist. eccl. I.1.3–5; I.2.1)3.

Выверяет же историк источниковую информацию либо по архивным материалам, доступным ему (например: Ibid. I.7.13), либо на основании устных сообщений (например: Ibid. I.7.11), либо, наконец, по «истории греков» (например: Ibid. I.7.12) и другим доступным письменным памятникам, в том числе содержащим записанные «для будущих поколений» повествования «старых пресвитеров» (Ibid. VI.13.9). Даже о еретических произведениях он старается писать со слов тех, кто имеет информацию непосредственно от самих еретиков. Например, об апокрифическом «Евангелии Петра» он пишет на основании сообщений Серапиона Антиохийского, который раздобыл это евангелие «от людей, признающих его, то есть от преемников тех, кто его ввел и кого мы зовем докетами» (Ibid. VI.12.6).

Для доказательства же подлинности источников, претендующих на апостольское происхождение, Евсевий вводит, помимо древности упоминаний и стилевых особенностей, специфический критерий – богословскую безупречность.

Так, о «многословных, длинных диалогах Петра с Акиндином», которые «с недавнего времени стали приписывать» Клименту Римскому, историк сообщает: «Никто из древних о них не упоминает, и нет в них чистого апостольского правоверия» (Ibid. III.38.5); и об апокрифах, перечисляя их, Евсевий утверждает, что «эти книги никогда не удостаивал внимания ни один из церковных писателей», «да и речь их и слог очень отличаются от апостольского духа, мысли же и все учение в целом далеко не согласуется с истинным правоверием: это явно выдумки еретиков» (Ibid. ІІІ.25.6–7), на каковом основании и отвергает их подлинность. В связи с этой его добросовестностью как источниковеда для последователей Евсевия его мнение часто оказывается непререкаемым (см., например: Ніеronym. De vіr. ill. XV)4.

Таким образом, и здесь мы видим, с одной стороны, концептуальный подход к предмету исследования (представить историю Церкви как целостный исторический процесс); с другой – определенные теоретические взгляды на исторический процесс в его совокупности с намеком на цикличность, повторяемость истории, делающую полезным изучение ее уроков; и, наконец, формулировку целей исследования и использование специфических методов анализа источников.

Последователи Евсевия, хотя и часто цитируют его без ссылок, периодически проявляют к его работе отношение как к произведению литературному, а не только как к источнику фактологической информации и критикуют его, при необходимости, не столько даже как источник, сколько как исследование, содержащее субъективную авторскую интерпретацию событий и явлений.

Это же отношение к трудам ближайших последователей Евсевия выказывают их более поздние коллеги.

Вот лишь пример, касающийся историко-церковного наследия Евсевия Памфила. Евагрий Схоластик, в описании времени от Христа до царствования Феодосия в ряде случаев зависимый и от Евсевия Памфила, и от его последователей (Сократа Схоластика, Феодорита и Созомена), в начале своего труда пеняет Евсевию не по поводу фактологии, а именно в связи с тенденциозностью его «Истории», говоря о нем как о «муже чрезвычайно красноречивом во всем», который «умел убеждать читателей исповедовать наши [верования], хотя и не делал их до конца православными» (Euagr. I. Intr.)5. И если высказываются претензии в адрес Евсевия касательно правдивости его изложения, то затрагивают они не его «Историю», а другие произведения, например знаменитый панегирик Константину, в котором он, по словам Сократа Схоластика, «как в похвальном слове, заботился более о похвалах царю и о торжественности речи, чем о точном раскрытии событий» (Socrat. Hist. eccl. 1)6, что, однако, не помешало великому немецкому антиковеду Т. Моммзену высоко оценивать Евсевиеву Vita Constantini именно как исторический источник.

И в целом жанр специальной историко-церковной литературы невозможно оценивать исключительно с позиций источниковедческой объективности. Как правило, основная задача historia ecclesiastica – не простое изложение событий и анализ деятельности тех или иных исторических личностей. Главная цель таких произведений – доказать истинность того или иного догматического течения, разделяемого авторами соответствующих исследований. Отсюда мы имеем «Истории» православные, арианские или полуарианские, монофизитские и т.д. – в зависимости от того, какие именно церковные догматы считали их авторы спасительными для себя и читателя, а какие – глубоко ошибочными и еретическими, закрывающими тем самым человечеству путь к спасению в соединении со Христом через истинную Его Церковь, основанную на последовательном преемстве иерархии и истинности церковных Таинств.

Итак, и сами древние и средневековые церковные историки, и их современники и ближайшие потомки воспринимали значительную часть трудов, написанных в жанре церковной истории (если это не были сухие хроники с некомментированным перечислением исторических фактов, каковых в чистом виде, нужно сказать, литература и не знает), не только в качестве источников, но и как историографические произведения, имеющие определенную авторскую тенденцию. Именно поэтому мы встречаем подчас не просто использование материала таких трудов последующими авторами, но и начала цитирования с упоминанием оригинальной авторской позиции (или тенденции) по тому или иному вопросу.

В этой связи началом историографии истории Церкви в собственном смысле слова мы предлагаем считать те историко-церковные исследования, где впервые в широком масштабе был применен историко-критический метод не только в отношении отдельных фактов церковной истории, но и в отношении истории Церкви, взятой в целом, в ее исторической динамике – от зарождения земной Церкви и до времени жизни авторов соответствующих научных трудов.

При этом для начальной стадии развития историко-церковной историографии нельзя упускать из виду ее выраженную конфессиональную ориентацию – продолжение линии церковных историй древности и Средневековья. Так, знаменитые «Магдебургские центурии» – произведение, с которого принято вести отсчет историографии истории Церкви, – имеют заданную a priori антиримскую, антикатолическую направленность, а «Анналы» кардинала Барония – первое исследование всемирной церковной истории, возникшее в рамках Католической церкви, – представляют собой яркую апологию католицизма и развенчание заблуждений протестантизма.

Эта тенденциозность дала основание для выделения специфических направлений историко-церковной науки – католической, протестантской, а позже православной и даже атеистической историографии истории Церкви. Такое конфессиональное разделение безусловно господствует в историко-церковных трудах вплоть до рубежа ХІХ–ХХ вв. Да и доныне для историко-церковных произведений целого ряда авторов конфессиональная тенденция является подчас определяющей, придавая их сочинениям выраженный апологетический характер. При этом мировоззренческий атеизм ряда историков и научных школ отнюдь не добавляет объективности их историко-церковным построениям, а в ряде случаев может приводить к непониманию специфических историко-церковных реалий.

Данная книга, представляющая собой вторую часть учебного пособия «Введение в историю Церкви»7, адресована студентам исторических факультетов университетов, обучающимся по специальности «История», и предлагает краткий обзор историографии истории Церкви начиная с XVI в. В отличие от своих немногочисленных предшественников XIX – начала XX в., один из которых, А.П. Лебедев8, сосредоточивал свое внимание в основном на истории немецкой историко-церковной науки, а другой, H.H. Глубоковский9, создал систематизированный, хотя и очень краткий обзор отечественной историко-церковной историографии (проблемы историографического характера рассматриваются также ο. Г.В. Флоровским10, однако его капитальная монография связана главным образом с историей русского богословия, а не историко-церковной науки), авторы пытаются расширить круг обозреваемой литературы за счет включения в него работ исследователей из других стран Европы и Америки (в первую очередь Франции, Италии, Великобритании, Греции, а также США и, в ряде случаев, некоторых латиноамериканских стран).

Настоящее пособие (прежде всего ввиду действительно необозримого числа исследований, касающихся церковной истории, и физической невозможности дать в ограниченном объеме настоящего издания обзор даже большинства из них) решает преимущественно практические задачи, связанные с преподаванием курса общей истории Церкви и связанных с ним специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Этими задачами обусловлены его структура и отбор предлагаемого к изучению материала.

Пособие состоит из трех разделов: в разделе 1 собран материал, связанный с изучением истории Церкви за рубежом; в разделе 2 представлена отечественная литература по общей истории Церкви; раздел 3 посвящен литературе по церковной и христианской археологии.

В разделах выделены главы, посвященные общим проблемам церковной истории (они ориентированы на студентов исторических факультетов университетов, слушающих поточный курс общей истории Церкви), а также патрологии, истории канонического права и истории христианского богослужения; в разделе 1 специально введена новая для историко-церковной историографии глава, посвященная проблемам взаимодействия Церкви и общества (данные главы рассчитаны на студентов, специализирующихся по кафедре истории Церкви).

Авторы пособия стремились избежать конфессионального подхода в процессе изложения материала, однако при необходимости (там, где это требуется учитывать в целях более объективного отражения особенностей научных концепций) указывается конфессиональная принадлежность тех или иных научных школ и отдельных авторов.

Одна из задач настоящего пособия – дать в руки студентов не только аналитический, но и справочный материал, который позволит ориентироваться в безбрежном море специальной литературы по всеобщей истории Церкви. Решению этой задачи подчинен научный аппарат книги – многочисленные сноски справочного и подчас аналитического характера, а также именной указатель. Помимо монографических исследований и статей, в ряде случаев дан обзор периодических изданий, связанных с историко-церковной проблематикой.

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом на базе кафедры истории Церкви исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В основу издания положены учебные курсы по общим и специальным дисциплинам, читавшиеся авторами на данной кафедре в течение ряда лет.

В подготовке издания приняли участие: д.э.н., профессор, заслуженный экономист Российской Федерации В.В. Симонов (разд. 1–2, за исключением материалов по новогреческой и армянской историографии в разд. 1); д.и.н., профессор Л.Г. Хрушкова (разд. 3); к.и.н., доцент К.А. Аветисян (разд. 1, гл. 1, § 18); к.и.н. А.Г. Зоитакис (разд. 1, гл. 1, § 17; гл. 2, § 5; материалы по новогреческой историографии в иных главах). Общая редакция осуществлена В.В. Симоновым, именной указатель составлен Е.А. Босиной. В подготовке иллюстраций для разд. 3 принимала участие М.Н. Бузыкина.

* * *

1

      Телеология (греч. τέλος, Gen. τέλειος – результат, завершение, цель) – онтологическое учение о целенаправленности бытия, целевом назначении того или иного материального или социального процесса, с особым видом причинности – целевой, отвечающей на вопрос: для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс (принцип «конечных причин» – causa finalis, согласно которому идеально постулируемая цель, конечный результат, оказывает объективное воздействие на ход процесса).

2

      Цит. по: Фукидид. История / Подг. Г.А. Стратановский, A.A. Нейхард, Я.М. Боровский. Л., 1981. (Курсив везде наш. – B.C.)

3

      Цит. по: Евсевий Памфил. Церковная история. M., 1993. (Курсив везде наш. – B.C.)

4

      См.: Иероним Стридонский. Книга о знаменитых мужах / Пер. М.Ф. Высокого // Церковные историки ІV–V веков. M., 2007.

5

      Цит. по: Евагрий Схоластик. Церковная история. Кн. І-VІ / Пер., вступ. ст., коммент., прил. И.В. Кривушина. 2-е изд., испр. СПб., 2006. (Курсив в цитате наш. – B.C.)

6

      Цит. по: Сократ Схоластик. Церковная история. M., 1996.

7

      Первая часть пособия, посвященная историко-церковным источникам, опубликована в 2012 г. (Введение в историю Церкви. Ч. 1: Обзор источников по общей истории Церкви: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Симонова. M., 2012).

8

      См.: Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. СПб., 2001 (1-е изд. M., 1898; 2-е изд. СПб., 1903).

9

      См.: Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М., 2002.

10

      См.: Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991 (и др. изд.).


Источник: Введение в историю Церкви. Часть 2: Обзор историографии по общей истории Церкви – Учебное пособие. / Под ред. В.В. Симонова. СПб., 2015 - 728 с. ISBN 978-5-9906782-1-7

Комментарии для сайта Cackle