Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы
Сказанное Высокопреосвященным Антонием, Архиепископом Казанским, 25 марта 1868 года.
«Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему» (Лк.1:38).
Сии слова изрекла преблагословенная Дева Мария в ответ на благовестие архангела о бессеменном зачатии и рождении от Нее Господа Иисуса. И – какие это великие слова! Как необъятно велико и важно их значение и сила!
«Буди мне по глаголу твоему»: сими словами полагалось начало исполнения предвечного совета Божия, в котором, в тайне трех Божеских лиц – Отца и Сына и Святого Духа, предопределено было еще от вечности спасти человеческий род, погибавший чрез грех и подвергшийся проклятию и вечной смерти, – спасти не чрез жертвы и всесожжения, не чрез какого-либо ангела и ходатая сотворенного, но чрез самого единого от Троицы – единородного Сына Божия, чрез Его снисшествие из лона Отца на землю, воплощение и восприятие в личность божества целого естества нашего со всеми его немощами, кроме греха. «Буди мне по глаголу твоему»: сими словами полагалось начало исполнения чаяния не только Израилева, но и всех языков, всего человечества, – чаяния, которым томилось оно целых пять тысячелетий с половиной, находясь, вследствие грехопадения прародителей, в тяжком рабстве греху и диаволу, погруженное в тьму заблуждений, в бездну пороков и всецелого растления нравственного и подверженное всевозможным бедствиям и страданиям, из какового жалкого состояния оно не могло возникнуть собственными своими силами, но чем дальше, тем глубже и неисходнее погружалось в него.
«Буди мне по глаголу твоему»: сими словами начиналось исполнение всех ветхозаветных обетований, пророчеств и прообразов, которыми Господь во времена ветхозаветные хранил и питал в человеческом роде чаяние спасения, предвозвещая и давая предзреть в них во всех подробностях грядущее и имеющее совершиться, по исполнении определенного времени, спасение наше и приготовляя чрез них человечество к достойному и благоплодному принятию оного.
«Буди мне по глаголу твоему»: сими словами полагалось начало новому завету Бога с человеками, завету преизбыточествующей благодати Божией и основанному на нем новому царству Божию на земле, – царству, в котором должны соединиться все племена земные и примириться всяческая, не только земная, но и небесная, под единой Главою и Царем вечным – самим Господом нашим, единородным Сыном Божиим Иисусом Христом, рожденным от Девы, царствию, преисполненному всех благословений небесных и даров, какие только потребны к истинному благу человеков и спасению нашему вечному, царству, емуже не будет конца.
Так, братие, всему этому положено начало сими словами преблагословенной Девы: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему».
О, буди благословенна, преблагословенна от всех родов и во все веки веков, Ты, безневестная Дева, радость и слава рода нашего, отверзшая уста свои для произнесения сих благодатных слов! Да будет благословен день и час сей, в которые отверзлись уста твои к изречению сих вечно-незабвенных и приснопамятных слов! Достойно и праведно день сей – день Благовещения церковь святая торжествует, как один из самых светлых своих праздников! Достойно и праведно она призывает в день сей радоваться живейшей радостью не только род человеческий, но и всю тварь земнородную и самые небеса с их обитателями горними. «Благовествуй, земле, радость велию, – воспевает она, – хвалите небеса Божию славу. Да веселятся небеса, и радуется земля... Днесь спасения нашего главизна. Днесь вся тварь радуется».
Но, братие возлюбленные! В словах пречистой Девы для нас не только предмет радости, а и пример для подражания. Спасение человеческого рода, коему она послужила ближайшим орудием, быв Матерью Спасителя Христа, должно быть усвоено всеми нами; а для сего нам необходимо усвоить тот дух, те чувства и расположения, в каких излились из уст Ее оные благодатные слова: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему».
Какой это дух и какие это чувства?
«Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему». Это, во-первых, сказано от живой, полной и совершенной веры в истинность глаголов Божиих, в неложность обетований Божиих, в силу могущества Божия. И – какова это вера? С одной стороны, это вера не легкомысленная, явившаяся мгновенно, без размышления, при первом произнесении Ей архангелом глаголов благовещения, какова была вера праматери нашей Евы, которая так легко увлеклась и поверила льстивым словам лукавого змия, без всякого рассуждения и испытания обещавшего ей обожение от вкушения запрещенного плода, явно вопреки заповеди, данной от Бога. Нет, не такова была вера новой Евы, истинной Матери живущих, Матери самого Жизнодавца. Она не иначе поверила архангелу, как по испытании чрез вопрос: «како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лк.1:34), и по удостоверении, что зачатие от Нее Сына Божия совершится чудесно, без нарушения Ее девства, наитием Духа Святого и силою Вышнего, коей идеже хощет побеждается естества чин. С другой стороны, вера Матери Божией была, по удостоверении, несомненная, не колебавшаяся более никакими недоумениями. Она не поступала так, как другая ветхозаветная жена Сарра, которая, услышав обетование Божие о рождении от нее Исаака, уже от замоторевшей в летах, усумнилась в сем и с недоверчивой усмешкой отвечала на сие благовестившему. Нет, в ответе Матери Божией слышится твердое и непоколебимое убеждение: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему». Такую веру и нам надобно иметь, братие, чтобы усвоить себе благовещенное ныне спасение. Оно и нам всем возвещено в св. Евангелии. Истина Евангелия доказана веками, оправдана бесчисленными опытами и событиями, утверждена явными знамениями и чудесами. Она пережила тысячи тяжких испытаний, гонений, мучений; ее силились потрясти не только люди – сомнениями, мудрованиями, насмешками, красноречием, философией, но и самый ад – всеми силами и кознями, и не только люди, но и врата адовы не одолели ее; с торжеством вышла она из всех сих вековых испытаний, и светится всегда неугасимым и немерцающим светом, просвещая собою и совершенствуя человечество. Так Евангелие Христово воистину есть не слово человеческое, но Слово Божие. Прочь же все сомнения от ума нашего, прочь всякое дерзновенное возношение ума на разум Божий, открывающий себя нам в Евангелии святом, хотя бы оно возвещало и обетовало нам что-либо и такое, что превыше понятий и разумения нашего, что непостижимо в настоящее время для нас, как младенцев еще в жизни духовной, коим нужно млеко, а не твердая пища, но что в свое время уразумеется нами со всей ясностью. При всяком таком покушении ума нашего вознестись на разум Божий, будем низлагать это возношение словом преблагословенной Девы: да будет по глаголу твоему, Господи!
«Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему». Здесь, во-вторых слышится всецелое послушание слову Господню, полная и совершенная готовность творить волю Божию, чего бы она ни потребовала, чего бы это ни стоило. Обет девства, данный пречистою Девой, обещал Ей жизнь спокойную и безмятежную, чуждую всех забот и обязанностей семейных, жизнь только для души своей и для Бога. Но вот Ей возвещается, что Она будет матерью, и матерью Сына Божия, матерью обетованного Спасителя и Царя Израилева, и не только Израилева, но и всего человечества. О, какие вместе с сим возлагались на Нее важные, высокие и бесконечно трудные обязанности, какая тяжелая ответственность! Но Матерь Божия не поступила так, как Моисей, упорно и многократно отрекавшийся от того поручения, какое давал ему Господь в Хориве, – идти в Египет и освободить сынов Израилевых от рабства Фараонова. Нет, пречистая Дева без малейшего пререкания, без всякого противоречия идет сотворити волю Божию и приемлет на себя великое послушание быть Матерью Спасителя мира. «Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему». Так-то и нам, братие, необходимо всецелое, беспрекословное послушание заповедям Евангелия Христова, если хотим усвоить себе спасение, возвещенное в нем. Необходимо повиновение и исполнение всего того, что повелевает нам Господь в Евангелии, хотя бы что и тяжело было для растленной грехом природы нашей, трудно для изнеженной плоти нашей, неприятно для грехолюбивого сердца нашего, несогласно с лукавым обычаем мира и нашими привычками и наклонностямм. И всякий раз, когда случится нам испытывать в себе такую борьбу плоти нашей, влекущей ко греху, с долгом нашим христианским, повелевающим нам исполнять ту или другую заповедь Господню, мы будем представлять себе как можно живее пример дивного послушания Матери Божией и всякое возношение непослушного сердца своего низлагать смиренными словами: да будет, Господи, по глаголу Твоему!
«Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему». В сих словах Матери Божией слышится еще не только послушание воле Божией, но и всецелая преданность ей и готовность, для исполнения ее, на все – на самые скорби и болезни и беды, какие бы ни послал Господь. Так действительно и было с преблагословенной Девою. Хотя в благовещении архангела не упоминалось, по-видимому, ни о чем скорбном и горестном в Ее назначении, а говорилось об одном славном и радостном, – что рожденный от Нее наречется Сыном Вышнего, и Господь дасть Ему престол Давида, отца Его, и Он воцарится и царствию Его не будет конца. Но могла ли Матерь Божия, просвещенная и вся преисполненная Духом Святым, не предчувствовать в то же время и не предзреть в будущем своем назначении и скорбной стороны? Нет, верно Она хотя несколько предвидела уже то, что вскоре после рождения от Нее Господа Иисуса так ясно предсказал Ей Симеон богоприимец: «оружие пройдет твою душу» (Лк.2:35). И вот на все эти скорби и болезни, какие постигли Ее в последствии – сперва, тотчас по рождении Сына Ее гонения от Ирода и бегство в Египет, потом, при воспитании, бедность, одиночество, труды для снискания пропитания; далее, в продолжении служения Иисуса Христа, – зависть против Него врагов, злоба, гонение книжников и фарисеев, и наконец – в последние дни – предательство, тяжкие страдания, мучительная смерть на кресте Того, Кто обещан был Ей как Сын Вышнего, как Царь вечный, – на все это, говорю, преблагословенная Дева решилась с совершенной готовностью, не пререкая, не отступая назад, всецело преданная Господу, когда произносила оные благодатные слова: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему». Нужно и нам, братие, иметь всегда подобную преданность и готовность терпеть все скорби и искушения, какие бы ни посылал Господь. Без скорбей и искушений невозможно спасение. Без креста Христова не спасся бы целый мир; без креста нашего собственного не спасется никто из нас. Только наш крест делает нас причастниками спасительной силы креста Христова. Такова воля Божия о нас; так устроил и возвестил нам сам Господь наш, рекший: «иже хощеть по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16:24). «Верно слово, – учит апостол, – аще с Ним умрем, то с Ним и оживем; аще терпим, с Ним и воцаримся» (2Тим.2:11–12). Итак, какая бы скорбь ни постигла нас, будем встречать и переносить ее не с ропотом, не с отвращением, но с готовностью, преданные вполне воле Божией, будем встречать как посланную от самого Господа, из источника Его любви и желания нам истинного блага, и будем переносить все с терпением, благодушием и благодарением, говоря и сердцем и устами слова пренепорочной Девы: да будет, Господи, со мною по глаголу Твоему.
Что еще слышится в приснопамятном слове Матери Божией: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему»? Слышится глубокое, дивное смирение Ее. При такой вести, какую получила Она от архангела, – что Она будет Матерью Сына Божия, вечного Царя, обетованного Мессии и Искупителя мира, сердце Ее не вознеслось нисколько какою-либо высокой мыслью о себе; Она не подумала о себе ничего великого, не приписала такого благовещения своим достоинствам и добродетелям; не восхитилась ожидаемым счастьем и славой своего будущего положения, хотя и предзрела его, ибо вскоре потом исповедала Елизавете, что Ее ублажат отныне все роды (Лк.1:48). Нет, ничего такого не показала в себе пречистая Дева, а явила во всем свете одно глубокое и дивное смирение, именуя себя лишь – рабой Господа: «се раба Господня». Это смирение и впоследствии во всю жизнь земную, и даже после прославления Сына своего, Она тоже являла в себе непрерывно. Это-то смирение составляло верх Ее добродетелей; оно давало им всю их цену, и за него-то наипаче удостоил Ее Господь той высокой и беспримерной чести, какой сподобилась Она, как опять сама же Она исповедала праведной Елисавете: «яко призре на смирение рабы своея» (Лк.1:48). Небходимо и нам, братие, смирение, подобное смирению преблагословенной Матери Божией, необходимо и как начало всякого преспеяния в добродетели и усвоения нам дела спасения, как первая ступень на лествице к совершенству духовному, первый шаг на пути к блаженству, указуемому Евангелием; необходимо и как охрана и ограждение всех наших совершенств и добрых дел от всякого растления и расхищения; необходимо и как верх и последняя ступень духовного преспеяния. Без смирения же, с гордостью и превозношением, если бы и стяжал кто какое-либо совершенство, если бы и имел какие либо дела добрые и по наружности богоугодные, если бы и стоял, по-видимому, на пути спасения, – все это ненадежно и напрасно. Только «смиряяй себе вознесется, – говорит Господь, т.е. на высоту совершенства духовного и богоугождения и наследия царствия Христова, – а возносяй себе смирится» (Лк.18:14), т.е. отвергнут будет Спасителем Христом со всем своим мнимым совершенством и не войдет в царство Христа Иисуса, кроткого и смиренного сердцем. Будем же, при всяком нашем поползновении к гордости и превозношению, низлагать в себе эту гордость и превозношение живой памятью о смирении Матери Божией, и Ее благодатное слово: «се раба Господня» – да усвоится во всей полноте глубокого своего смысла нашему сердцу. Хотя бы сам Господь превознес нас благодатью своею, одарил какими либо преимуществами пред другими внешними или внутренними, будем себя считать не более, как рабами Господа и – рабами «неключимыми», как Он сам внушает, «яко еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк.17:10).
Вот тот дух, те чувства и расположения, которые двигали устами преблагословенной Матери Божией, когда Она произнесла благовестившему Ей архангелу зачатие от Нее Сына Божия оные вечнонамятные и благодатные слова: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему». Да поможет Она и нам всем усвоить себе этот дух, эти чувства и расположения, чтобы усвоилось и нам несомненно спасение душ наших, для которого и воплотился от Нее и пострадал на кресте Божественный Сын Еяе, Господь наш Иисус Христос. Аминь.
