Источник

Научение молитв

О молитве и крестном знамении

Молитвою называется обращение человека к Богу. В молитвах мы просим Бога о своих нуждах, благодарим Его за полученные милости и прославляем Его. Кроме Бога, мы обращаемся с молитвами к Божьей Матери, святым ангелам и угодникам Божьим.

Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением. Для этого складываем вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки, а два остальные пригибаем к ладони. Сложенные таким образом три пальца полагаем на чело, на грудь, на правое плечо и на левое плечо. Крестным знамением мы показываем, что верим в распятого за нас на кресте Господа Иисуса Христа. Три пальца, сложенные вместе означают, что мы веруем в Пресвятую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, а два пальца, пригнутые к ладони, – что Господь Иисус Христос вместе и Бог, и человек. При осенении себя крестным знамением, мы возлагаем пальцы на чело, чтобы освятить наш ум, на грудь, чтобы освятить наше сердце, на правое плечо и на левое, чтобы освятить наши телесные силы.

Когда священник благословляет верующих, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы Ис. Хс., что означает: Иисус Христос.

Кроме крестного знамения мы во время молитвы преклоняем голову, становимся на колена, делаем поклоны поясные и земные. Всеми этими действиями мы выражаем смирение перед Богом.

Краткие молитвы

Господи благослови.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Господи, помилуй.

Боже, милостив буде мне грешному(-ой).

Буди имя Господне благословенно отныне и до века.

Молитвы Пресвятой Троице

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Во имя значит: в честь, в славу; аминь – истинно, так.

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Ныне – теперь; присно – всегда; во веки веков – вечно.

Серафимская песнь. Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея.

Господь Саваоф Господь небесных воинств. – Эту молитву удостоился слышать от серафимов, то есть, высших ангелов, пророк Исаия.

Трисвятое. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Эта молитва называется Трисвятым, потому что слово святый повторяется в ней три раза. В ней мы обращаемся ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы и просим помиловать нас, то есть, умилосердиться, не наказывать нас за грехи.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша имени твоего ради.

Очисти грехи нашазначит: очисти нас от грехов. Беззакониято же, что и грехи. Немощи – это наши слабости, которые препятствуют нам жить свято. Слова: имени Твоего ради значат: для славы Твоего имени.

Молитва Господня


Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отец наш Небесный! ! да святится имя Твое; да приидет царство Твое; да будет воля Твоя и на земли как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь. Ибо Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь.

Иже еси на небесех – Который находишься на небесах, небесный; яко – как, ибо, потому что; насущный – необходимый для существования; даждь – дай; днесь – сегодня.

Эта молитва называется Господней, потому что нам ее дал Сам Господь Иисус Христос.

Отче наш, Иже еси на небесех. Мы называем Бога нашим Отцем, потому что Он любит нас и заботиться о нас, как самый добрый отец о своих детях.

Да святится имя Твое. Этими словами мы просим, чтобы Господь помог нам святить, или прославлять Его имя в молитве и нашею доброю жизнию.

Да приидет царствие Твое. Царство Божие там, где любовь, правда и мир. О наступлении такого царства в нашей душе и во всем мире мы и просим Господа.

Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Мы просим, чтобы Господь помог нам исполнять Его волю так же, как ее исполняют на небе святые ангелы, и чтобы все, что с нами в жизни случается, происходило не так, как мы желали бы, а как угодно Богу.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь. В этих словах мы просим, чтобы Господь дал нам на нынешний день то, что необходимо для нашего существования, – пищу, одежду, жилище.

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Долгами нашими здесь называются наши грехи, а нашими должниками те люди, которые в чем-нибудь виновны перед нами. Если мы не прощаем своим должникам, то и сами не получим от Господа прощения наших грехов.

И не введи нас во искушение. Искушениями называются такие обстоятельства, при которых нам предстоит опасность впасть в грех. Мы просим, чтобы Господь удалил от нас искушения; если же Ему угодно допустить нас до искушения, то чтобы Он дал нам силы устоять против него и не впасть в грех.

Но избави нас от лукаваго. Мы просим Господа избавить нас от всякого зла и в особенности от диавола, который старается соблазнить нас на грех и погубить.

Яко Твое есть царство… Этими словами мы прославляем Господа Бога.

Молитвы Господу Иисусу Христу

Молитва благоразумного разбойника. Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем.

Такими словами молится Господу Иисусу Христу один из двух распятых с Ним разбойников. Господь ответил ему: истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного(-ую).

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

В этой молитве мы просим, чтобы Господь помиловал нас по молитвам и заступлению Пречистой Его Матери и всех святых.

Огради мя, Господи, силою честнаго и животворящаго Твоего креста и сохрани мя от всякаго зла. Аминь.

Животворящий крест Господень имеет великую силу: он ограждает нас от всего дурного и от нечистых духов.

Молитва Святому Духу


Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, Иже везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от всякия скве́рны, и спаси́, Блаже, ду́ши на́ша. Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и все наполняющий, источник всяких благ и Податель жизни, прииди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наши.

Иже везде́ сый – везде сущий, везде находящийся; сокро́вище – сокровищница, источник; в ны – в нас; скве́рна – нечистота, грех.

В этой молитве мы называем Духа Святаго:

Царем, потому что Он царствует над всеми, что на небе и на земле.

Утешителем, потому что Он подает утешение всем, кто обращается к нему с молитвой в скорбях и несчастьях.

Духом истины, потому что Он наставляет нас на всякую истину и научает всему доброму.

Вездесущим и все наполняющим, потому что Дух Святый везде находится и все восполняет Своею милостью.

Подателем жизни, потому что Дух Святый дает жизнь всем тварям, особенно же духовную жизнь людям, которых оживляет Своею спасительною благодатию.

Мы просим Духа Святаго, чтобы он пришел и вселился в нас, очистил нас от всякого греха и даровал спасение нашим душам.

Молитвы Пресвятой Богородице

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ангельское приветствие. Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благославенна Ты в женах, и благославен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Благодатная – исполненная благодати, милости Божей; благославенна – возвеличена; в женах – между женами; яко – потому что; Спас – Спаситель.

Эта молитва называется ангельским приветствием Богородицы, потому что словами: радуйся, благодатная, Господь с Тобою приветствовал Деву Марию архангел Гавриил, когда явился возвестить ей о рождении от Нея Спасителя.

Богородицею мы называем Пресвятую Деву Марию потому, что родившийся от Нея Иисус Христос не только человек, но в то же время и Истинный Бог.

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Отверзи – открой; да – чтобы; бо – потому что.

В этой молитве мы просим Божию Матерь открыть нам двери милосердия Божия, чтобы нам не погибнуть, но избавиться от всяких бед. Спасением рода христианского мы называем Пресвятую Богородицу потому, что Она родила Христа – Спасителя и Ея молитвы имеют великую силу для нашего спасения.

Похвальная песнь Пресвятой Богородице. Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Яко воистинну – поистине; блажити – ублажать, прославлять; Тя – Тебя; присноблаженную – всегда блаженную; пренепорочную – самую непорочную, чистую; херувимы и серафимы – высшие ангелы; честнейшую херувим – достойную большего почитания, чем херувимы; славнейшую без сравнения серафим – достойную несравненно большего прославления, чем серафимы; без истления – без болезненно; Бог Слово – Сын Божий, Иисус Христос; сущую Богородицу – истинную Богородицу.

Молитвы ангелу хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Соблюдение – сохранение; просвяти – вразуми.

В этой молитве мы просим ангела хранителя, чтобы он вразумил нас, сохранил от всякого зла, наставил на доброе дело и направил на путь спасения, то есть, помог нам жить так, чтобы мы спаслись.

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя, грешнаго( – ую) и недостойнаго( – ую) раба( – у), яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Покровитель – защитник; елика согреших – в чем я согрешил; во днешний день – в нынешний день, сегодня; от всякаго лукавствия – от всякой хитрости; да не в коемже гресе прогневаю – что бы мне каким – либо грехом не прогневать; яко да достойна мя покажеши – чтобы ты меня достойным показал.

Мы просим ангела хранителя, чтобы он нам простил все, чем мы его огорчили и оскорбили в течение дня, чтоб он сохранил нас от всяких козней диавола и своими молитвами сделал нас достойными милости Бога, Пресвятой Богородицы и всех святых.

Молитва святому, имя которого мы носим

Моли Бога о мне святый(-ая) угодниче(-це) Божий(-ая) (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому(-й) помощнику(-це) и молитвеннику(-це) о душе моей.

Каждому из нас дается имя в честь какого – либо святого, который становится нашим небесным покровителем на всю нашу жизнь; он помогает нам в наших нуждах и молится за нас к Богу. День памяти этого святого мы называем днем нашего ангела.

Святых мы называем угодниками Божьими, потому что они своею жизнью угодили Богу.

Молитва за отечество

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы христолюбивому воинству нашему на сопротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твое жительство.

Достояние – владение; сопротивныя – противники; жительство – жители, общество людей, государство.

Отечеством мы называем ту страну, в которой родились и живем. Наше отечество называется Россией.

В молитве за отечество мы просим Господа сохранить нас от всяких бед и даровать нашему войску победу над врагами. Под достоянием Божиим и жительством Божиим мы разумеем наше православное отечество – Россию.

Молитвы за живых и умерших

Спаси, Господи, и помилуй (назвать тех, за кого молимся) и всех православных христьян.

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х (назвать имена тех, за кого мы молимся), и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ их вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.

Упокой значит: успокой в царствии небесном. Усопшими, или уснувшими, мы называем умерших, потому что они как бы уснули и восстанут при всеобщем воскресении мертвых.

Молитва утренняя

К Тебе́, Влады́ко Человеколю́бче, от сна воста́в прибега́ю, и на дела́ Твоя́ подвиза́юся милосе́рдием Твои́м, и молю́ся Тебе́: помози́ ми на вся́кое вре́мя, во вся́кой ве́щи, и изба́ви мя от вся́кия мирски́я злы́я ве́щи и диа́вольскаго поспеше́ния, и спаси́ мя, и введи́ в Ца́рство Твое́ ве́чное. Ты бо еси́ мой Сотвори́тель и вся́кому бла́гу Промы́сленник и Пода́тель, о Тебе́ же все упова́ние мое́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

На дела́ Твоя́ подвиза́юся – стремлюсь делать Твои дела; милосе́рдием Твои́м – по милосердию Твоему; помози́ ми – помоги мне; во вся́кой ве́щи – во всяком деле; мирски́я злы́я ве́щи – земное несчастье; диа́вольское поспеше́ние – помощь диавола; бо – потому что; Сотворитель – Творец; вся́кому бла́гу Промы́сленник – Попечитель о всем добром; о Тебе́ же все упова́ние мое́ – на Тебя вся моя надежда.

Молитва вечерняя

Го́споди Бо́же наш, е́же согреши́х во дни сем сло́вом, де́лом и помышле́нием, я́ко благ и человеколю́бец прости́ ми. Ми́рен сон и безмяте́жен да́руй ми. А́нгела Твоего́ храни́теля посли́, покрыва́юща и соблюда́юща мя от вся́каго зла, я́ко Ты еси́ храни́тель душа́м и телесе́м на́шим, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Еже согреши́х – в чем я согрешил; помышлением – мыслями; безмятежен – спокойный; даруй ми – дай мне; соблюдающа – сохраняющего.

Молитва перед вкушением пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и небесного Твоего царствия.

Молитва перед учением

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святого, дарствующего и укрепляющего душевные наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возрасли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Ниспосли – пошли ( с неба); благодать – милость, благодатью также называется невидимая сила Божья; дарствующего – дающего; дабы – чтобы.

Пред учением читается так же молитва Святому Духу: Царю небесный…

Молитва после учения

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея. Во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей, и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Сподобил еси – удостоил; ведущих нас к познанию блага – ведущих нас к познанию всего доброго и полезного.

После учения также читается молитва: Достойно есть…

Молитва в дни Великого поста (св. Ефрема Сирина)

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу( – е) Твоему( – й).

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Живота моего – жизни моей; праздность – леность; уныние – беспечность; любоначалие – желание начальствовать; празднословие – пустословие; не даждь ми – не дай мне; целомудрие – чистота душевная; смиреномудрие – смирение; ей,Господи – о, Господи! зрети – видеть.

Топарь святым Кириллу и Мефодию

Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите вся языки словенския утвердити в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.

Апостолом единонравнии – подобные (по жизни и подвигам) апостолам; богомудрии – мудрые в учении о Боге; языки словенские – славянские народы; единомыслие – согласие.

Топарем называется церковная песнь, составленная в честь какого – либо святого или в честь праздника.

Святые братья Кирилл и Мефодий проповедовали христианскую веру славянскому народу – моравам, составили для них славянскую азбуку и перевели на славянский язык некоторые священные и богослужебные книги. Этою азбукой и переводом священных и богослужебных книг воспользовалась и мы, русские, когда приняли православную веру.

Молитвы перед причащением

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый (-ая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника (-цу) мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.

Символ веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша;

Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася;

Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна;

И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием;

И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́;

И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́;

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки;

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь;

Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в;

Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых;

И жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.


Источник: Наставление в Законе Божием : Молитвы, Свящ. история, богослужение Православ. Церкви, о вере и жизни христианской : Пособие для церков.-приход. шк., нач. училищ и пригот. кл. сред. учеб. заведений, подгот. к прием. экзаменам в 1 кл. кадет. корпуса / сост. протоиер. Аполлоний Темномеров. - 26. изд. - Петроград : Тип. АО "Слово", 1917. - 191 с. : ил., карт. (Текст частично церковнославян).

Комментарии для сайта Cackle