Cвятыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре

Ори­ги­нал

мит­ро­по­лит Таш­кент­ский и Сред­не­ази­ат­ский Вла­ди­мир (Иким), епи­скоп Пол­тав­ский и Кре­мен­чуг­ский Сера­фим (Шара­пов), про­то­и­е­рей Сергий Фили­мо­нов, про­то­и­е­рей Максим Козлов, иеро­мо­нах Тихон (Бар­су­ков)

Оглав­ле­ние

 

От изда­теля

Глав­ное в хри­сти­ан­стве не в том, чтобы при­ни­мать святую воду, просфору или анти­дор. Глав­ное в хри­сти­ан­стве – это Хри­стос, Бог, став­ший ради нас Чело­ве­ком, умер­ший за наши грехи и вос­крес­ший, чтобы вос­кре­сить вместе с Собою тех, кто ищет спа­се­ние в Боге. И глав­ная запо­ведь не в упо­треб­ле­нии Кре­щен­ской воды или просфор нато­щак, а в любви к Богу и ближ­нему. Однако в деле спа­се­ния сле­дует учи­ты­вать и весь мно­го­ве­ко­вой опыт Церкви в исце­ле­нии душ и телес ее членов. Любая свя­тыня по нашей вере в Христа может стать мощным сред­ством духов­ной под­держки на пути к Нему. Бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к свя­тыне – часть нашего бла­го­го­ве­ния перед Богом, запе­чат­лев­шим эту свя­тыню Своим особым при­кос­но­ве­нием.

Чита­тели найдут в этой книге кру­пицы хри­сти­ан­ского знания, кото­рые помо­гут утвер­диться в вере многим неза­ви­симо от их цер­ков­ного опыта.

О святой воде

свя­щен­ник Сергий Фили­мо­нов
Известно, что при освя­ще­нии храма и всех пред­ме­тов, упо­треб­ля­ю­щихся в бого­слу­же­нии, а также жилых домов и хозяй­ствен­ных построек, любого быто­вого пред­мета и орудия труда исполь­зу­ется святая вода. Почему именно в этом веще­стве нахо­дим мы очи­ща­ю­щую, живо­тво­ря­щую силу? Святой Кирилл Иеру­са­лим­ский так гово­рит об этой пер­вич­ной стихии: «Начало мира – вода, и начало Еван­ге­лия – Иордан. От воды вос­сиял свет чув­ствен­ный, ибо Дух Божий носился вверху воды и пове­лел из тьмы вос­си­ять свету. От Иор­дана вос­сиял свет Свя­того Еван­ге­лия, ибо, как пишет святой еван­ге­лист, с того вре­мени, то есть со вре­мени Кре­ще­ния, Иисус начал про­по­ве­до­вать и гово­рить: покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное (Мф.4:17). Кре­ще­нием Своим Иисус Хри­стос «пото­пил в водах Иор­дана грехи всего мира», освя­тил водное есте­ство…

Уже в есте­ствен­ном своем состо­я­нии – как дар Божий – вода обла­дает неко­то­рыми цель­бо­нос­ными свой­ствами. Так, напри­мер, изве­ден­ный Мои­сеем из скалы источ­ник струил, конечно, не про­стую воду, но воду особую; не про­стой была вода в источ­нике сама­ря­ныни, иско­пан­ном пра­от­цем Иако­вом и освя­щен­ном бесе­дою при нем Спа­си­теля; не про­стая вода, по веро­ва­нию хри­стиан с древ­ней­ших времен и доныне, в реке Иордан, освя­щен­ной Телом кре­стив­ше­гося в сих водах Гос­пода нашего Иисуса Христа…

Что значит и какую имеет силу освя­ще­ние воды, совер­ша­е­мое Цер­ко­вью? Это значит: воз­вра­ще­ние водной стихии пер­во­быт­ной чистоты и свя­то­сти, низ­ве­де­ние на нее, силою молитв и Слова Божия, бла­го­сло­ве­ния и бла­го­дати Пре­свя­того и Живо­тво­ря­щего Духа, даро­ва­ние ей силы к освя­ще­нию душ и телес всех, поль­зу­ю­щихся ею. Вот при­чина, почему в воде, освя­щен­ной тай­но­дей­ствием Церкви, откры­ва­ются дивные свой­ства, кото­рых не видим в водах обык­но­вен­ных».

Святой Симеон Солун­ский пишет так: «Вода Кре­щен­ская – хотя и вода есть, но испол­нен­ная Духа, очи­ща­ю­щая души, вос­со­зи­да­ю­щая чело­века, усы­нов­ля­ю­щая его Богу и дела­ю­щая его без­греш­ным. Воде про­стой свой­ственно по есте­ству очи­щать телес­ные скверны и уто­лять жажду, а святой воде свой­ственно вместе с телом измы­вать душу, освя­щать, вос­со­зи­дать, духовно оро­шать и усы­нов­лять Богу».

Суще­ствует малое и вели­кое водо­освя­ще­ние. Малая аги­асма – «то микрон аги­асма» (греч.) – это вода, освя­ща­е­мая погру­же­нием в нее Чест­ного Креста, при совер­ше­нии чино­по­сле­до­ва­ния водо­свят­ного молебна: «При­ча­стием же воды сея и окроп­ле­нием Твое бла­го­сло­ве­ние нам низ­посли, скверну стра­стей омы­ва­ю­щее», – молится свя­щен­ник и далее просит: «Ей, молимся, посети нашу, Блаже, немощь и исцели наша недуги душев­ныя же и телес­ныя мило­стию Твоею», то есть наряду с освя­ще­нием воды просит об исце­ле­нии. И далее: «И спо­доби нас испол­ни­тися освя­ще­ния Твоего воды сия при­ча­ще­нием; и да будет нам, Гос­поди, во здра­вие души и тела».

Малое водо­освя­ще­ние подобно вели­кому, то есть совер­ша­е­мому в наве­че­рие и в самый день Бого­яв­ле­ния, – подобно, но есть сокра­ще­ние этого послед­него. Вели­кая аги­асма – «то макрон аги­асма» (греч.) – освя­ща­ется, кроме трое­крат­ного погру­же­ния в нее Чест­ного Креста, еще крест­ным зна­ме­нием в ней, внутри нее совер­ша­е­мым, бла­го­сло­ве­нием свя­щен­ника и молит­вами и пес­но­пе­ни­ями: «Сам убо, Чело­ве­ко­любче, Царю, прииди и ныне наи­тием Свя­таго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей бла­го­дать избав­ле­ния, бла­го­сло­ве­ние Иор­да­ново».

Каждый веру­ю­щий чело­век имеет дома святую воду. Это или Бого­яв­лен­ская (Кре­щен­ская) святая вода, или святая вода малого освя­ще­ния. Кре­щен­ская вода потреб­ля­ется внутрь в неболь­шом коли­че­стве (доста­точно одной чайной ложки), строго нато­щак, утром, с молит­вой «Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь». В случае болезни можно сде­лать исклю­че­ние и при­ни­мать Бого­яв­лен­скую воду по мере необ­хо­ди­мо­сти. Так же можно посту­пить и при вне­запно насту­пив­шем болез­нен­ном состо­я­нии. Бого­яв­лен­ская вода обла­дает огром­ной цели­тель­ной силой. Известно много слу­чаев, когда бук­вально несколько капель этой воды, влитые в рот боль­ного без созна­ния, при­во­дили его в чув­ство и изме­няли ход болезни. Сле­дует пом­нить, что целеб­ные свой­ства святой воды вызваны дей­ствием Божией бла­го­дати и тем более ока­зы­вают нам помощь, чем силь­нее наша вера.

Воду, кото­рая освя­щена на малом водо­свя­тии, можно потреб­лять внутрь, если чело­век болен, в любое время, в неболь­шом коли­че­стве, жела­тельно перед едой. Ее можно добав­лять и в питие, сма­чи­вать ею боль­ные места, кро­пить себя, свои вещи, палату, боль­нич­ную койку, при­но­си­мую пищу, лекар­ства.

Еще несколько сове­тов: при голов­ных или иных болях можно при­ло­жить к боль­ному месту ткань, смо­чен­ную Кре­щен­ской водой. Если не дают спать плохие сны или мучает бес­сон­ница, также можно выпить немного Кре­щен­ской воды.

Кре­щен­ская вода

иеро­мо­нах Тихон (Бар­су­ков)

В празд­ник Кре­ще­ния Гос­подня (19 января) в пра­во­слав­ных храмах освя­ща­ется вода. Об осо­бен­но­стях святой воды нам рас­ска­зы­вает насель­ник Троице-Сер­ги­е­вой лавры, врач, иеро­мо­нах отец Тихон (Бар­су­ков).

– Батюшка, какую воду назы­вают святой?

– На празд­ник Кре­ще­ния Гос­подня вода в храмах освя­ща­ется по осо­бому чину – Вели­ким Иор­дан­ским освя­ще­нием, и мы назы­ваем ее Кре­щен­ской. Есть такое гре­че­ское слово – аги­асма, пере­во­дится оно как «свя­тыня». И отно­ше­ние к ней, к вели­кой свя­тыне, должно быть особое.

– Что значит особое отно­ше­ние?

– Вку­ша­ется она нато­щак. Встал чело­век, пере­кре­стился, испро­сил бла­го­сло­ве­ния у Гос­пода на начав­шийся день, умылся, помо­лился и принял вели­кую аги­асму.

А уже потом зав­трак и прочие дела. Мамоч­кам надо и чадо свое при­учать: каждое утро нато­щак при­ни­мать по ложечке Кре­щен­ской водички.

– Обычно на Кре­ще­ние в храмах, даже на улице, длин­ные оче­реди, все вол­ну­ются, пере­жи­вают, вдруг не хватит им Кре­щен­ской воды. Бывает, и, Гос­поди прости, бра­нятся.

– И у нас в Троице-Сер­ги­е­вой лавре такое не ред­кость. Ситу­а­ция, можно ска­зать, опас­ная. Ведь люди стоят не просто в оче­реди, а за вели­кой свя­ты­ней, об этом нельзя забы­вать ни на минуту. Для Бога невоз­мож­ного нет, и Он может за наше непо­треб­ное отно­ше­ние к свя­тыне отнять бла­го­дат­ную, защит­ную силу воды. Поэтому вста­нем за водич­кой тихо­нечко, будем пре­ду­пре­ди­тель­ными, станем про­пус­кать друг друга вперед, все с любо­вью, как Гос­подь нам запо­ве­до­вал. Знаете, как бывает? Отво­е­вала себе при­хо­жанка «в боях» трех­лит­ро­вую банку Кре­щен­ской водицы, напра­ви­лась домой, а банка возьми да и выскользни из рук, или на камушке поскольз­ну­лась, или ручки у сумки обо­рва­лись. Слу­чай­ность? Конечно, нет. Гос­подь пока­зал: недо­стоин такой чело­век вели­кой свя­тыни.

– А вправе ли мы запа­саться Кре­щен­ской водой впрок, в банки, пласт­мас­со­вые бутылки, даже кани­стры?

– Не надо кани­страми, не надо. Ведь Кре­щен­скую водичку при­ни­мают по ложечке, по чуть-чуть. Отцы Церкви гово­рят: капля свя­тыни море освя­щает. Можно взять обык­но­вен­ную, не освя­щен­ную воду и доба­вить туда капельку Кре­щен­ской, она вся и освя­тится. А вед­рами не надо, ведро нести тяжело.

– Отец Тихон, гово­рят, что в ночь на Кре­ще­ние Гос­подне вся вода освя­ща­ется – и в колод­цах, и в реках, и даже водо­про­вод­ная. Так ли это?

– Вели­кой аги­асмой счи­тать такую воду нельзя, но своим кре­ще­нием в Иор­дане Гос­подь наш, Иисус Хри­стос, освя­тил само есте­ство воды, и дей­стви­тельно, в ночь перед погру­же­нием Спа­си­теля в Иор­дан­ские потоки вода при­об­ре­тает опре­де­лен­ные цели­тель­ные свой­ства, она и хра­нится долго. Если чело­век по каким-либо серьез­ным при­чи­нам не может пойти на бого­слу­же­ние или живет в тысяче кило­мет­ров от бли­жай­шей церкви, он может при­бег­нуть к цели­тель­ной силе про­стой воды, взятой из обыч­ного водо­ема в Кре­щен­скую ночь.

– Подвиж­ники хри­сти­ан­ского бла­го­че­стия назы­вают освя­щен­ную воду лучшим лекар­ством от всех духов­ных и телес­ных неду­гов. Неужели там, где лекар­ства не помо­гают, может помочь Кре­щен­ская вода?

– Есть десятки, сотни слу­чаев, когда даже со смерт­ного одра чело­век под­ни­мался после вели­кой аги­асмы. Часто духов­ники «про­пи­сы­вают» своим при­бо­лев­шим чадам Кре­щен­скую водичку – каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть пол­ка­ни­стры выпей – бес­по­лезно. Ею и умы­вать боль­ного можно, и кро­пить его постель. Правда, жен­щи­нам в кри­ти­че­ские дни при­ни­мать кре­щен­скую воду не бла­го­слов­ля­ется. Но это если жен­щина в осталь­ном здо­рова. А если она больна, то даже сие обсто­я­тель­ство роли не играет. Кре­щен­ская вода да будет ей в помощь!

А дети? Сколько раз освя­щен­ная Вели­ким Иор­дан­ским освя­ще­нием вода «про­го­няла» дет­ские хвори, и тем­пе­ра­тура у малы­шей сни­жа­лась, и кашель утихал. Да что там кашель. Люди без созна­ния при­хо­дят в себя после при­ня­тия вели­кой аги­асмы.

– А если лекар­ство надо при­ни­мать обя­за­тельно нато­щак, и Кре­щен­скую воду нато­щак, как быть?

– А так и быть: сна­чала Кре­щен­скую водичку, потом лекар­ство. Все, абсо­лютно все, надо пред­ва­рять при­е­мом святой воды. Я уже гово­рил: встань, пере­кре­стись, умойся, помо­лись и прими водичку. А дальше живи по своему рас­пи­са­нию.

– Батюшка, а как хра­нить святую воду?

– Ни в коем случае не в холо­диль­нике, с вели­кой аги­асмой и так ничего не слу­чится, она не испор­тится. Лучше – в Крас­ном, Божьем углу, рядом с ико­нами, в бутылке или баночке. Хорошо на банку при­кле­ить кусо­чек пла­стыря и под­пи­сать «святая вода». Да, сейчас в про­даже есть для святой воды кра­си­вые кера­ми­че­ские сосуды, рас­пи­сан­ные гжелью. И наклейки есть спе­ци­аль­ные.

– Но слу­ча­ется, святая вода мут­неет, осадок выпа­дает, а Вы гово­рите – она не пор­тится?

– Здесь только наша вина. Гос­подь попус­кает такое за небла­го­че­сти­вое отно­ше­ние к свя­тыне. Или сосуд взяли плохо, по нашему нера­де­нию, вымы­тый, или хра­нили водичку в непо­треб­ном месте.

Сразу хочу ска­зать: своих цели­тель­ных свойств Кре­щен­ская вода нико­гда не теряет. Но, если кого-то сму­щает осадок или муть, лучше всего вылить водичку в про­точ­ный водоем, а еще лучше – спро­сить бла­го­сло­ве­ния у свя­щен­ника, как он скажет, так и посту­пить.

– Отец Тихон, мы все это время гово­рили о вели­кой аги­асме, но ведь вода освя­ща­ется и на молеб­нах в храме, есть спе­ци­аль­ный чин водо­свя­тия. Чем отли­ча­ется такая вода от Кре­щен­ской?

– Такая вода назы­ва­ется малой аги­асмой – малой свя­ты­ней, но свя­ты­ней, и отно­ситься к ней сле­дует над­ле­жа­щим обра­зом. Ею кропят людей, жилище, сады-ого­роды, живот­ных. В Треб­нике, в после­до­ва­нии Вели­кого освя­ще­ния воды, так гово­рится о бла­го­дат­ных ее дей­ствиях: «Дабы силу, здра­вие под­креп­ля­ю­щую, болезни исце­ля­ю­щую, демо­нов про­го­ня­ю­щую и все вражие наветы отвра­ща­ю­щую, воз­могли мы полу­чить от Бога».

Видите, сколько у святой воды свойств, на все случаи жизни.

– А вода в святых источ­ни­ках, род­ни­ках, колод­цах?

– Как раз такую воду мы назы­ваем святой, а вели­кую и малую аги­асмы – водой освя­щен­ной. Святые люди имели особую силу – изво­дить из земли источ­ники по молит­вам своим Гос­поду и Его Пре­чи­стой Матери. Исто­рия сохра­нила нам не только имена этих святых, но и сами источ­ники, в коих до сей поры не оску­дела бла­го­дать и исце­ля­ю­щая сила. Их сейчас много, и поток людей, стре­мя­щихся оку­нуться в святом источ­нике, велик. Исце­ле­ний после купа­ния в святых род­ни­ках удо­ста­и­ва­ются лишь те, кто при­ем­лет эту воду с живой верой в обе­то­ва­ния Божии и силу молитвы, те, кто имеет искрен­нее жела­ние изме­нить жизнь, пока­яться, а значит, и спа­стись.

– А пра­вильно ли, отец Тихон, такое утвер­жде­ние, будто святые род­ники имеют свою «спе­ци­а­ли­за­цию»: одни помо­гают при желу­доч­ных забо­ле­ва­ниях, другие при рев­ма­тизме, третьи при бес­пло­дии?

– Стро­гой спе­ци­а­ли­за­ции, конечно, нет. А вот наблю­де­ния… Вспом­ните, что перед Казан­ской иконой молятся об исце­ле­нии от глаз­ных болез­ней, и святые источ­ники в память о Казан­ской иконе тоже осо­бенно вра­чуют боль­ные глаза. Святой Симеон Вер­хо­тур­ский помо­гает по своим молит­вам в болез­нях ног, и источ­ник на месте, где он под­ви­зался в Вер­хо­ту­рье, на Урале, исце­ляет стра­да­ю­щих от боли в ногах.

Есть особая молитва свя­щен­ника на копа­ние «кла­дезя» – колодца. Там есть такие слова: «яко да будет исце­ле­ние воды и покоя всем при­ка­са­ю­щимся к ней». Вода исце­ле­ния и покоя, правда, хоро­шие слова?

– Очень хоро­шие, батюшка. Что Вы посо­ве­ту­ете в заклю­че­ние беседы?

– Идите в храм Божий, обя­за­тельно на службу, она в празд­ник Кре­ще­ния уди­ви­тельно кра­сива. И, конечно, запа­си­тесь Кре­щен­ской водич­кой, с разу­мом запа­си­тесь, столько, чтобы хва­тило по ложечке на год. А не хватит, я уже гово­рил, как помочь беде: капельку освя­щен­ной воды в бутылку с обыч­ной. Давайте святую воду детям, сами при­ни­майте нато­щак, осо­бенно в немощи. А водой с молеб­нов кро­пите хоро­шенько свои жилища. Знаете, как делают пра­во­слав­ные хозяйки? При­бе­рут квар­тиру, наве­дут в ней блеск и поря­док и прой­дут, покро­пят все уго­лочки. «Во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа…» Нечи­стая сила и убежит посрам­лен­ная. И помните самое глав­ное: чтобы святая вода при­несла пользу, надо забо­титься о чистоте души, о свет­ло­сти помыс­лов и деяний. Есть молитва на при­ня­тие святой воды. Выучите ее и детей научите.

бесе­до­вала Ната­лья Сухи­нина

Таин­ство Вели­кой Аги­асмы

мит­ро­по­лит Вла­ди­мир (Иким)

Глас Гос­по­день над водами; Бог славы воз­гре­мел,
Гос­подь над водами мно­гими.
(Пс.28:3)

Бла­го­сло­ве­ние Иор­да­ново при­ни­маем в день Кре­ще­ния Гос­подня. Та же свя­щен­ная вода, кото­рая неко­гда обле­гала Пре­чи­стое Тело Спа­си­теля, вскоре пред­ста­нет перед нами, станет нашим досто­я­нием. Вся Цер­ковь ныне при­зы­вает Дух Божий сойти на воды, пре­об­ра­зить их бла­го­дат­ной Тро­и­че­ской силой. Крест Хри­стов погру­жаем в нашу Иор­дань, чтобы сбы­лось слова про­рока: И в радо­сти будете почер­пать воду из источ­ни­ков спа­се­ния (Ис.12:3).

«Вели­кой аги­асмой», вели­кой свя­ты­ней име­ну­ется и явля­ется вода, освя­щен­ная в тор­же­ствен­ный день Кре­ще­ния Гос­подня. Это чудо, про­ве­рен­ное исто­рией, для­ще­еся сквозь годы и века, зна­комо каж­дому хри­сти­а­нину. Бого­яв­лен­ская вода в отли­чие от любой другой не заста­и­ва­ется, не пор­тится, не утра­чи­вает своей целеб­ной силы, если хра­нить ее в чистоте и с бла­го­го­ве­нием. Ника­кой земной наукой не объ­яс­нить эти свой­ства чудес­ного дара Божия.

Даже в про­стой воде заклю­чена тайна: так много зна­че­ния придал ей Пре­муд­рый Творец, сделав ее одной из глав­ных основ зем­ного мира. «Вода – это жизнь», – гово­рят у нас на Востоке, где знают цену живо­тво­ря­щей влаге. Созда­ние восточ­ного искус­ства – Бах­чи­са­рай­ский фонтан – пока­зы­вает, какая кра­сота заклю­чена в одной един­ствен­ной капле воды, кото­рая, пере­ли­ва­ясь из чаши в чашу, отдает нашим взорам все свое сияние и све­жесть. Вдох­но­вен­ным гимном воде звучат слова свя­щен­но­му­че­ника Иппо­лита Рим­ского: «Водою все омы­ва­ется, и пита­ется, и очи­ща­ется, и оро­ша­ется. Вода поит землю, про­из­во­дит росу, утуч­няет вино­град, при­во­дит в зре­лость коло­сья, умяг­чает мас­лину, услаж­дает пальму, укра­шает розу, испещ­ряет цве­тами фиалку, питает лилию в пре­крас­ной обо­лочке. Но ни к чему гово­рить много. Без воды ничто из види­мого нами живого не может суще­ство­вать». И это ска­зано об обыч­ной воде. Что же ска­зать о воде Кре­щен­ской, освя­щен­ной Пре­чи­стым Хри­стом, соче­тав­шейся с Боже­ствен­ным Духом, бла­го­слов­лен­ной гласом Небес­ного Отца?

Види­мые источ­ники водные – лишь капли из все­объ­ем­лю­щего океана бла­го­сти Небес­ной. Одно из вели­ких наиме­но­ва­ний Бога Все­выш­него – Источ­ник жизни.

По про­ро­че­ству, Хри­стос, Сын Божий, пришел к нам, как дождь, как позд­ний дождь оросил землю (Ос.6:3). Спа­си­тель явился, чтобы даро­вать нам зримые и незримо теку­щие в душах источ­ники воды живой. Про­ни­кая в тайну кре­щен­ской влаги, в таин­ство «вели­кой аги­асмы», свя­ти­тель Гри­го­рий Палама гово­рит: «Вместе с Собою Хри­стос внед­рил в воду бла­го­дать Свя­того Духа, кото­рую при­влек свыше, чтобы для кре­ща­е­мых в воде нахо­дился Сам Он и Дух Его».

Бес­цен­ное сокро­вище цер­ков­ное, даро­ван­ное Гос­по­дом, пред­став­ляет собою Бого­яв­лен­ская вода! И с вели­ким бла­го­го­ве­нием отно­сится Цер­ковь к этому дару Божию. Кре­щен­ская аги­асма упо­треб­ля­ется в важ­ней­ших свя­щен­но­дей­ствиях: при освя­ще­нии Пат­ри­ар­хом мира для Таин­ства Миро­по­ма­за­ния, при освя­ще­нии анти­мин­сов, на кото­рых совер­ша­ется Боже­ствен­ная Евха­ри­стия. Бого­яв­лен­ской воды при­об­ща­ются те, кто по какой-то при­чине не может при­ча­ститься Живо­тво­ря­щих Хри­сто­вых Таин. Вку­ше­нию «вели­кой аги­асмы» должны пред­ше­ство­вать пост и молитва; в преж­ние вре­мена для этого суще­ство­вал особый бого­слу­жеб­ный обряд. Сего­дня свя­щен­но­слу­жи­тели, при­об­щив­ши­еся за Литур­гией Тела и Крови Гос­под­них, не запи­вают Святых Даров до совер­ше­ния вели­кого водо­освя­ще­ния. Со стра­хом Божиим нужно обра­щаться к бла­го­сло­вен­ным водам, не слу­чайно и поныне име­ну­е­мым Иор­дан­скими.

Но то ли мы видим сейчас вокруг нашей Иор­дани? Будто бы не крот­кие овцы Хри­стовы собра­лись здесь, а стая хищных волков устре­ми­лась на добычу. Рас­пи­хи­вая ближ­них лок­тями, с криком и руга­нью, гро­мы­хая трех­лит­ро­выми бал­ло­нами и кани­страми, рвутся пер­выми захва­тить, «урвать» себе святой воды. Так ли надо при­бли­жаться к свя­тыне Божией, так ли надо брать ее? Что сказал бы суро­вый подвиж­ник святой Иоанн Кре­сти­тель, если бы увидел подоб­ную толпу у вод Иор­дана? Даже «порож­де­ния ехид­нины» – фари­сеи – шли к нему, соблю­дая внеш­нюю бла­го­при­стой­ность. Так не ото­гнал ли бы прочь Пред­теча Гос­по­день тех, кто с вопи­ю­щим бес­стыд­ством ломится к вели­кой свя­тыне? Кажется, ничему не научило нас даже жуткое про­ис­ше­ствие, когда толпа вокруг Иор­дани насмерть зада­вила пожи­лого чело­века и по телу его безумцы про­дол­жали рваться за «водич­кой»! Чтобы сохра­нить хоть какой-то поря­док, мы вынуж­дены на празд­ник Кре­ще­ния вызы­вать мили­цей­ские наряды, и вот на глазах у мили­ци­о­не­ров-мусуль­ман совер­ша­ется это позо­рище, перед ними пре­да­ется пору­га­нию высо­кое имя хри­сти­ан­ское! А на самой Иор­дани из-за тол­кучки больше про­ли­вают святой воды, чем уносят с собой. Ногами попи­рают дар Божий! При­не­сет ли пользу, пойдет ли во исце­ле­ние души и тела освя­щен­ная вода тем, кто захва­тил ее без страха Божия? Нет, им грозит гнев Гос­по­день, ибо то, что они делают, кощун­ственно.

К чему это дурное гре­хов­ное стрем­ле­ние – взять воду первым? Иор­дань отли­ча­ется от Сило­ам­ской купели, как Новый Завет от Вет­хого, – и мнение о «первой силе свя­тыни» есть дикое анти­хри­сти­ан­ское суе­ве­рие. Все­щед­рый Хри­стос всем изли­вает равную бла­го­дать. Сила Иор­дан­ской воды не меня­ется в зави­си­мо­сти от того, возь­мут ее позже или раньше, – лишь бы под­хо­дили к ней бла­го­го­вейно. Можно ска­зать и больше: здесь «послед­ние ста­но­вятся пер­выми». Несо­мненно, вели­кая свя­тыня при­не­сет больше всего пользы, утешит души и увра­чует тела тех, кто сми­ренно выждет время и придет за ней с молит­вой, не оскорб­ляя и не тесня по пути своих бра­тьев и сестер о Гос­поде.

Бла­го­че­сти­вый чело­век гото­вит себя к при­ня­тию дара Божия, чтобы быть достой­ным его. Такого не уви­дишь среди тех, кто с утра зани­мает оче­редь за «водич­кой» и больше ничего знать не хочет. Он участ­вует в бого­слу­же­нии, пред­ше­ство­вав­шем освя­ще­нию воды, вместе с дру­гими веру­ю­щими идет крест­ным ходом на Иор­дань с пением радост­ных празд­нич­ных молитв. Он не станет прежде других рваться к свя­тыне: или подо­ждет с хри­сти­ан­ским тер­пе­нием, или вер­нется к Иор­дани в другое время, когда вокруг не будет толпы. Ему не нужно наби­рать «вели­кую аги­асму» вед­рами и кани­страми: он знает, что бла­го­дат­ная сила свя­тыни не зави­сит от коли­че­ства. А когда нако­нец он при­не­сет Бого­яв­лен­скую воду в свой дом, то поста­вит ее на почет­ное место, у святых икон. Он не станет добав­лять ее в пищу и питье, как делают невежды-суе­веры (безу­мие под­ли­вать в земную пищу воду, освя­щен­ную Духом!), нет, он при­сту­пит к ней как к дра­го­цен­ному Небес­ному лекар­ству, после поста и молитвы. Такому Гос­подь непре­менно нис­по­шлет бла­го­дать Свою: в час болезни или горя, испы­та­ния или иску­ше­ния несколько капель «вели­кой аги­асмы» изле­чат душев­ные раны и телес­ные недуги хри­сти­а­нина.

Среди тол­пя­щихся сейчас у Иор­дани есть такие, что появ­ля­ются в храме только на Кре­ще­ние – «за водич­кой» (да еще, может быть, на Пасху, «посвя­тить куличи»). Да услы­шат они о себе горь­кую правду: они еще не хри­сти­ане, они далеки от вечной жизни и надежды на Цар­ство Небес­ное. Цеп­ляться только за внеш­ность таин­ствен­ных про­яв­ле­ний Духа, не про­ни­ка­ясь уче­нием Хри­сто­вым, – это отрыжка мерт­вого мате­ри­а­лизма, это кощун­ствен­ное шаман­ство над свя­тыми вещами. И даже в зримых про­яв­ле­ниях духов­но­сти эти «посе­ти­тели Кре­ще­ния» не пони­мают того, что Бого­яв­лен­ская вода – сила вели­кая, но не вели­чай­шая. Можно спасти свою душу и не упо­треб­ляя «вели­кой аги­асмы», но, по слову Самого Гос­пода, без при­ча­стия Тела и Крови Хри­сто­вых не спа­сется никто. А это вели­чай­шее Таин­ство совер­ша­ется в наших храмах еже­дневно. Каждый может, очи­стив свою душу пока­я­нием, в любой день при­сту­пить к Живо­тво­ря­щим Тайнам, во здра­вие и освя­ще­ние души и тела, в жизнь вечную. Но знают ли об этом те несчаст­ные, кото­рые все надежды воз­ла­гают на «водичку» и так рьяно стре­мятся только к ней?

Вода бла­го­творна. Но был в исто­рии час, когда водная стихия сде­ла­лась страш­ной для всего чело­ве­че­ства. Древ­ней­шие люди раз­вра­ти­лись настолько, что Созда­телю уже нечего было ждать от этих бес­про­буд­ных рабов диа­вола. Тогда потоп водный пришел на землю… И лиши­лась жизни всякая плоть, дви­жу­ща­яся по земле (Быт.7:6, 21).

Только сохра­нив­ший вер­ность Богу пра­вед­ный Ной со своей семьей был спасен от бед­ствия, и так про­дол­жился род люд­ской. Зна­ме­нием мило­сти и надежды Бог явил избран­нику Своему Ною радугу: Я пола­гаю радугу Мою в облаке, чтоб она была зна­ме­нием [веч­ного] завета между Мною и между землею (Быт.9:13).

Надежда древ­них пра­вед­ни­ков испол­ни­лась, когда пришел к нам, как дождь (Ос.6:3), Все­ми­ло­сти­вый Хри­стос – и словно бы радуга Цар­ствия Небес­ного вспых­нула перед духов­ным взором чело­ве­че­ства. Не губи­тель­ная стихия потопа, а живо­тво­ря­щие волны бла­го­дати запол­нили мир. Кре­ще­нием Хри­сто­вым освя­ти­лись воды – яви­лась «вели­кая аги­асма», спо­соб­ная очи­щать не только телес­ную скверну, но и внут­рен­нюю грязь чело­ве­че­ских душ. «Земля освя­тися Рож­де­ством Твоим Святым, Слове, ныне же водное есте­ство бла­го­сло­вися, Тебе плотию кре­щуся». Гос­подь омы­вает с людей клеймо пер­во­род­ного греха, осво­бож­дая их волю для воз­вра­ще­ния в Цар­ство Пре­чи­стого Света. Но увы! И в обнов­лен­ном Спа­си­те­лем мире мно­же­ство людей свое­вольно под­чи­ни­лось не Отцу Небес­ному, а обо­льсти­телю – диа­волу.

Являя свя­тому Ною зна­ме­ние радуги, Все­выш­ний обещал: все­мир­ного потопа больше не будет. Иначе кон­чится этот мир; земля и все лука­вые дела на ней сгорят в огне. Людям даро­вана Хри­стом свя­тыня Кре­щен­ской воды. Ею мы можем уга­сить жар низких стра­стей и похо­тей, дела­ю­щих нас добы­чей сата­нин­ской. Но, пре­не­бре­гая даром Божиим, греш­ники упрямо раз­жи­гают в себе это адское пламя, при­бли­жая тем самым время все­мир­ного пожа­рища, время Страш­ного суда Божия.

Сами стихии при­роды, обре­ка­е­мой нами на закла­ние, вос­стают против умно­же­ния грехов чело­ве­че­ских. Неза­долго до кро­ва­вого тор­же­ства боль­ше­ви­ков-бого­бор­цев, когда умно­жи­лись в рус­ском народе без­за­ко­ния, пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский наблю­дал гроз­ные при­род­ные явле­ния: «Вся при­рода и все стихии посто­янно осквер­ня­ются чело­ве­че­скими гре­хами и лука­выми духами. И потому явля­ется неот­лож­ная потреб­ность цер­ков­ного освя­ще­ния и оздо­ров­ле­ния этих зара­жен­ных стихий – благо на это Цер­ковь имеет от Бога власть и силу.

Не заме­ча­ете ли, что осо­бенно в нынеш­нее время что-то нелад­ное тво­рится в под­лун­ном мире, то есть у нас на земле? То совер­шен­ное без­зи­мье и идут дожди, когда им не надо быть, или рас­сти­ла­ются вред­ные туманы, или чуть выпа­дет глу­бо­кий снег – и вдруг его рас­топ­ляет южное веяние. То и дело смена явле­ний в при­роде, непод­хо­дя­щая ко вре­мени года. А отсюда сколько острых болез­ней, сколько уми­ра­ю­щих вне­запно или очень скоро? Слабые телесно или даже и силь­ные орга­низмы падают в борьбе с таким вред­ным непо­сто­ян­ством в при­роде. Конечно, она изоб­ра­жает наше непо­сто­ян­ство, нашу невер­ность Богу, и нака­зы­вает нас за это».

Не только подоб­ные, но и гораздо худшие кар­тины мы наблю­даем повсюду в наши дни. Вре­мена года и кли­ма­ти­че­ские пояса словно сме­ша­лись, то и дело при­хо­дится слы­шать: «Погода сошла с ума!» Дождь и туман бывают не просто вре­до­носны – мы знаем о «кис­лот­ных дождях» и «радио­ак­тив­ных тума­нах». Эпи­де­мия сле­дует за эпи­де­мией; появи­лись болезни прежде неслы­хан­ные; здо­ро­вье народа сде­ла­лось гнилым; даже среди моло­дых редко встре­тишь вполне здо­ро­вого чело­века. Хва­ле­ный научно-тех­ни­че­ский про­гресс, све­ден­ный к гонке за мате­ри­аль­ными бла­гами, принес жуткие плоды. Мы дышим болез­не­твор­ным воз­ду­хом, пьем отрав­лен­ную воду, едим ядо­ви­тую пищу. Живи­тель­ное «есте­ство вод» мерт­веет: уми­рают реки и моря, в них уже нет жизни для рыб и рас­те­ний. Все это кара за наши умно­жа­ю­щи­еся грехи, пред­ве­стие худших бед­ствий!

В мире и согла­сии с при­ро­дой может быть только тот, кто живет духов­ной жизнью, а не наси­лует землю скот­ским потре­би­тель­ством. Только тот, кто в мире с Созда­те­лем всего суще­ству­ю­щего – с Гос­по­дом Богом, может быть в согла­сии с Его тво­ре­нием.

Бла­го­рас­тво­ре­ние воз­духа, чистота воды, изоби­лие плодов земных, здо­ро­вье и дол­го­ле­тие – все это будет даро­вано нам, только если мы пока­емся и воз­вра­тимся ко Гос­поду, после­дуем святым запо­ве­дям Его, пере­ста­нем осквер­нять землю своими поро­ками и жад­но­стью, а поне­сем в мир доб­роту и любовь.

Святой про­зор­ли­вец пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский в свое время про­ви­дел надви­га­ю­щу­юся на Русь бого­бор­че­скую чуму и предо­сте­ре­гал народ, но его не послу­шали. Дабы и нам не впасть в пагубу, ныне вместе с крон­штад­ским пас­ты­рем вду­ма­емся в смысл совер­ша­ю­ще­гося на наших глазах вели­кого таин­ства и при­со­еди­нимся к святым его молит­вам:

«Что значит крест­ный ход на Иор­дань? Это не про­стое, хоть и вели­ко­леп­ное дей­ство. Цер­ковь не зани­мает никого празд­ными зре­ли­щами; она совер­шает святой обряд, вызы­ва­е­мый потреб­но­стью самой при­роды, или есте­ства стихий – воды и воз­духа, рас­тле­ва­е­мых непре­станно злобою чело­ве­че­ской и нуж­дами самих людей, живу­щих на отрав­лен­ной гре­хами земле.

Гряди же, гряди, Цер­ковь Божия Святая и освя­ща­ю­щая всех и все, гряди на воды – и освяти их вместе с воз­ду­хом данною Тебе от Бога бла­го­да­тью, и очисти, и оздо­рови их; даруй нам в окроп­ле­нии и питии освя­щен­ной воды очи­ще­ние и освя­ще­ние!»

О празд­нике Кре­ще­ния Гос­подня

мит­ро­по­лит Вла­ди­мир (Иким)

вился еси днесь все­лен­ней,
и свет Твой, Гос­поди, зна­ме­нася на нас.

Из кондака празд­ника

Ныне обра­щаем мы духов­ные взоры наши к волнам Иор­дана, из кото­рых выхо­дит сми­ренно при­няв­ший Кре­ще­ние Иисус Хри­стос, и нам откры­ва­ется пре­чуд­ное чудо Бого­яв­ле­ния. Раз­вер­за­ются небеса, и сходит на Бого­че­ло­века Дух Святый в мирном образе голубя. И глас Бога Отца гла­го­лет: Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние (Мф.3:17). В виде­нии этом при­от­кры­ва­ется вели­чай­шая тайна Боже­ствен­ной Сущ­но­сти – Троица Единая и Нераз­дель­ная.

Невоз­можно без тре­пета помыс­лить о столь вели­ком, не пости­га­е­мом умом Откро­ве­нии. Однако в про­ис­шед­шем есть еще одно пора­зи­тель­ней­шее явле­ние – это бес­при­мер­ное сми­ре­ние Сына Божия.

Бого­че­ло­век, Единый Без­греш­ный, не нуж­да­ю­щийся в пока­я­нии, пришел к Иор­дану как один из каю­щихся. Иоанн Пред­теча гово­рил о Христе: я недо­стоин, накло­нив­шись, раз­вя­зать ремень обуви Его (Мк.1:7), – однако же Он вос­при­нял Кре­ще­ние от рук Иоан­но­вых. Так сми­ре­нием нис­про­вер­гал Иисус гор­де­ли­вое цар­ство сатаны и утвер­ждал в душах чело­ве­че­ских Цар­ствие Небес­ное.

Кре­ще­ние Гос­подне и Бого­яв­ле­ние озна­чали начало того спа­си­тель­ного для людей пути Бла­го­вест­во­ва­ния, кото­рым прошел по земле Сын Божий вплоть до Крест­ной смерти Своей, Вос­кре­се­ния и Воз­не­се­ния. Трид­цать лет было Иисусу, когда ступил Он на этот путь.

О неиз­ре­чен­ное сми­ре­ние Сына Божия! Разве нуж­дался Хри­стос, с колы­бели обла­дав­ший во всей пол­ноте Боже­ствен­ной Сущ­но­стью, в этих трид­цати годах без­вест­но­сти и без­мол­вия? Разве не мог Ребе­нок Иисус, повер­гав­ший в изум­ле­ние муд­рей­ших учи­те­лей Иеру­са­лим­ского храма, потря­сти весь мир чуде­сами и зна­ме­ни­ями? Но нет, до уроч­ного трид­ца­ти­лет­него воз­раста, вместе с мнимым Своим отцом Иоси­фом Обруч­ни­ком, про­ли­вал Сын Божий соле­ный чело­ве­че­ский пот, скло­ня­ясь над плот­ни­чьим вер­ста­ком. Зачем же длил Бого­че­ло­век это сми­рен­ное суще­ство­ва­ние, зани­мался этим про­стым ремеслом? Отве­том служат слова Спа­си­теля: так над­ле­жит нам испол­нить всякую правду (Мф.3:15).

Правда Божия во искуп­ле­ние пад­шего рода чело­ве­че­ского и воз­рож­де­ние его в жизнь вечную заклю­ча­лась в том, что чуждый греха Сын Божий должен был пройти чело­ве­че­ский путь со всеми его тяго­тами и скор­бями, быть предан на пору­га­ние и позор­ную крест­ную казнь, дабы «смер­тию смерть попрать» в озна­ме­но­ва­ние бес­пре­дель­ной любви Творца к людям. Иисус Хри­стос живым Своим при­ме­ром ука­зы­вал путь «всякой правды» для всех, кто, желая спа­стись, после­до­вал бы по Его стопам.

И как первый шаг на этом бла­го­дат­ном пути указал Гос­подь Таин­ство Свя­того Кре­ще­ния. Глу­бо­чай­ший, мно­го­раз­лич­ный смысл заклю­чен в этом таком про­стом на вид деянии.

Соше­ствием в воды Иор­дана освя­щал Гос­подь «есте­ство вод» всего мира, изго­няя из них гнез­див­ше­гося там древ­него змия-диа­вола и пре­тво­ряя веще­ствен­ную влагу в таин­ствен­ную свя­тыню, «вели­кую аги­асму». Вода, прежде спо­соб­ная лишь очи­щать тела чело­ве­че­ские от внеш­ней нечи­стоты, при­об­ре­тает спо­соб­ность омы­вать души от скверны греха. Сбы­лось речен­ное про­ро­ком: И окроплю вас чистою водою, и вы очи­сти­тесь от всех скверн ваших (Иез.36:25).

Кре­ще­ние водою и Духом име­ну­ется «банею паки­бы­тия», то есть омо­ве­нием в жизнь вечную. Сла­бому ли зем­ному разуму, пре­хо­дя­щей ли земной славе оспа­ри­вать это Таин­ство, когда Сам Сын Божий, Бес­смерт­ный Царь всего сущего, соиз­во­лил вос­при­нять его? Какою бы вла­стью, богат­ством, зна­ни­ями, душев­ными совер­шен­ствами ни обла­дал чело­век, он оста­нется чужд жизни бла­го­дат­ной, пока не после­дует сми­ренно зову, выра­жа­е­мому Святою Цер­ко­вью в пес­но­пе­нии: «Глас Гос­по­день на водах вопиет, гла­голя: при­и­дите, при­и­мите вси Духа пре­муд­ро­сти, Духа разума, Духа страха Божия, явль­ша­гося Христа».

Кре­ще­ние не есть еще само спа­се­ние, но дверь в жизнь вечную. Благо тем, кого Гос­подь при­звал вос­при­нять это вели­кое Таин­ство, во мла­ден­че­стве ли, или в зрелом воз­расте. Однако, воз­люб­лен­ные во Христе братья и сестры, поосте­ре­жемся, чтобы не поте­рять нам этого бес­цен­ного дара Божия, отвер­за­ю­щего двери в небес­ные оби­тели. Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов гово­рит: «Кто не упо­тре­бит дара по жела­нию и пове­ле­нию Даро­да­теля, кто не разо­вьет в себе бла­го­дати Кре­ще­ния дея­тель­но­стью по еван­гель­ским запо­ве­дям, но уни­что­жит в себе всякое ее дей­ствие, все­цело пре­дав­шись земным попе­че­ниям и насла­жде­ниям, – у того отни­мется бла­го­дать Кре­ще­ния на Суде Хри­сто­вом».

Воды, вобрав­шие в себя грехи рода чело­ве­че­ского, по про­ро­че­ству Апо­ка­лип­сиса, сгорят в день Страш­ного суда вместе со всей этой землей. Над­ме­ва­ю­ще­муся чело­ве­че­скому рас­судку подоб­ное собы­тие долго каза­лось неве­ро­ят­ным. Однако, когда наука узнала о тер­мо­ядер­ной реак­ции, гроз­ная воз­мож­ность пред­ре­чен­ного в Откро­ве­нии свя­того Иоанна Бого­слова стала для всех оче­вид­ной. Так откры­ва­ю­щи­еся в новей­шие вре­мена тайны миро­стро­и­тель­ства Божия явственно напо­ми­нают нам еван­гель­ский завет: бодр­ствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в кото­рый при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский (Мф.25:13). Воз­бла­го­да­рим же Гос­пода за то, что доселе удер­жи­вает Он кара­ю­щую дес­ницу Свою, предо­став­ляя нам воз­мож­ность опа­мя­то­ваться, омыться водами Кре­ще­ния и сле­зами пока­я­ния от тяжких пре­гре­ше­ний наших и воз­ро­диться в Духе и Истине.

Более тыся­че­ле­тия минуло с того вре­мени, когда рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир кре­стил Русь в водах Днепра – нашего Иор­дана. Веками бла­го­че­сти­вые предки наши свято хра­нили даро­ван­ную им при Кре­ще­нии бла­го­дать Божию, пере­да­вая сокро­вище веры из поко­ле­ния в поко­ле­ние.

Сквозь тяг­чай­шие испы­та­ния, на окро­вав­лен­ных ладо­нях, про­несла Рус­ская Цер­ковь вве­рен­ную ей жем­чу­жину Пра­во­сла­вия и ныне вновь при­зы­вает паству свою на путь спа­се­ния. Пойдем же этим запо­ве­дан­ным от Гос­пода путем, да испол­нится над нами речен­ное: рож­ден­ный от Бога хранит себя, и лука­вый не при­ка­са­ется к нему (1Ин.5:18).

Просфора

Слово «просфора» пере­во­дится с гре­че­ского языка как «при­но­ше­ние». В древ­но­сти все необ­хо­ди­мое для совер­ше­ния Литур­гии – хлеб, вино, лам­пад­ное масло – при­но­сили в храм при­хо­жане. Для совер­ше­ния Таин­ства Евха­ри­стии исполь­зо­вался лучший хлеб, а из прочих при­не­сен­ных хлебов для уте­ше­ния жерт­во­ва­те­лей свя­щен­ники выни­мали частицы и после совер­ше­ния Таин­ства опус­кали их в Чашу со Свя­тыми Дарами. Так возник обычай «выни­мать» и давать веру­ю­щим просфоры, то есть при­не­сен­ные ими же хлебы. А со вре­ме­нем в боль­шин­стве помест­ных пра­во­слав­ных церк­вей стали печь просфоры при храмах1

В Пра­во­слав­ной Церкви просфоры дела­ются из квас­ного, то есть дрож­же­вого теста с исполь­зо­ва­нием лучшей муки. «Хлеб квас­ный, – учит св. Симеон Солун­ский, – есть хлеб, как бы оду­шев­лен­ный через квас и истинно совер­шен­ный. Он пока­зы­вает, что Слово Божие, совер­шенно нас ради, вос­при­няло нашу плоть; Оно вопло­ти­лось, не изме­нив Своего есте­ства, и со сло­вес­ною и умною душою вос­при­няло чело­ве­че­ство; было совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным Чело­ве­ком, да и меня вос­со­зи­ждет всего… В хлебе квас­ном бывают три веще­ства, потому что душа наша трех­частна и в честь Троицы. Мука с заквас­кой озна­чают душу, вода – кре­ще­ние, а соль зна­ме­нует ум и учение Слова, Кото­рый сказал уче­ни­кам: “Вы есть соль земли2

Сперва просфоры выгля­дели как обыч­ные круг­лые хлебы. Однако уже с самой глу­бо­кой древ­но­сти на них стали делать особые изоб­ра­же­ния – печати. Чаще всего это были изоб­ра­же­ния Креста. В Сирии и Египте в сред­ней части просфор изоб­ра­жали несколько боль­ших кре­стов и вокруг – много малень­ких. Бывали и такие случаи, когда жерт­во­ва­тели ста­вили на просфо­рах свою имен­ную печать.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви упо­треб­ля­ются круг­лые или четы­рех­уголь­ные печати, в центре кото­рых изоб­ра­же­ние Креста с над­пи­сью:

IC XC

+

НИ КА

что озна­чает: «Иисус Хри­стос побеж­дает». Такая их форма утвер­ждена Боль­шим Мос­ков­ским Собо­ром 1667 года. Сами же просфоры состоят из двух соеди­нен­ных между собой круг­лых частей, верх­ней и нижней, в озна­ме­но­ва­ние того, что в едином лице Гос­пода Иисуса Христа при­сут­ствуют две при­роды – Боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская.

В неко­то­рых храмах и мона­сты­рях при­нято делать печати с изоб­ра­же­нием иконы особо чти­мого в данной мест­но­сти празд­ника или свя­того. Просфоры с такими печа­тями не упо­треб­ля­ются для совер­ше­ния Боже­ствен­ной Литур­гии, они пред­на­зна­чены только для раз­дачи веру­ю­щим. Правда, просфоры с изоб­ра­же­нием Божией Матери или над­пи­сью «М А Р I Я» иногда исполь­зу­ются на про­ско­ми­дии в каче­стве Бого­ро­дич­ных.

Для совер­ше­ния про­ско­ми­дии3 исполь­зу­ется пять просфор: одна – для при­го­тов­ле­ния Свя­того Хлеба, кото­рый в Таин­стве Евха­ри­стии ста­но­вится Телом Хри­сто­вым, из другой выни­ма­ется частица в честь Божией Матери, из тре­тьей – 9 частиц в честь девяти ангель­ских чинов, из чет­вер­той – частицы о здра­вии, из пятой – об упо­ко­е­нии. Эти пять просфор назы­вают слу­жеб­ными, в отли­чие от малых просфор, кото­рые потом раз­дают веру­ю­щим.

Сперва свя­щен­ник, обла­чив­шись во все свя­щен­ные одежды и встав перед жерт­вен­ни­ком4, про­из­но­сит воз­глас: «Бла­го­сло­вен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого, взяв первую (агнич­ную) просфору, свя­щен­ник трижды делает на ней копием изоб­ра­же­ние креста со сло­вами: «В вос­по­ми­на­ние Гос­пода и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем из этой просфоры свя­щен­ник выре­зает копием сере­дину в форме куба, про­из­нося при этом слова про­рока Исаии, кото­рыми он про­ро­че­ство­вал о Христе: Яко (как) овча на зако­ле­ние ведеся, и яко агнец непо­ро­чен прямо стри­гу­щаго его без­гла­сен, тако не отвер­зает уст своих; во сми­ре­нии его суд его взятся; род же его кто испо­весть? яко взем­лется от земли живот (жизнь) его (Ис.53:7–8). Эта выре­зан­ная сере­дина куби­че­ской формы назы­ва­ется Агнцем (Ин.1:29). Она кла­дется посреди дис­коса – осо­бого бого­слу­жеб­ного сосуда, на кото­ром освя­ща­ется Святой Хлеб за Литур­гией.

Cвятыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре

Затем свя­щен­ник кре­сто­об­разно делает два глу­бо­ких над­реза на нижней сто­роне Агнца, говоря: «Жрется (при­но­сится в жертву) Агнец Божий, взем­ляй (взяв­ший на Себя) грех мира, за мир­ский живот и спа­се­ние (за жизнь и спа­се­ние мира)», и прон­зает копием правую сто­рону Агнца, про­из­нося слова еван­ге­ли­ста: Един от воин копием ребра Ему про­боде, и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и виде­вый сви­де­тель­ствова, и истинно есть сви­де­тель­ство его (Ин.19:34–35). При этих словах в сто­я­щую рядом Чашу (Потир) вли­ва­ется вино, сме­шан­ное с неболь­шим коли­че­ством воды.

Затем свя­щен­ник берет вторую просфору, назы­ва­е­мую Бого­ро­дич­ной, выни­мает из нее частицу в честь Божией Матери и пола­гает ее по правую сто­рону Агнца на дис­косе.

Третья просфора, назы­ва­ется Девя­ти­чин­ной. Из нее выни­ма­ется девять частиц в честь свя­того Иоанна Кре­сти­теля, святых про­ро­ков, апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, муче­ни­ков, пре­по­доб­ных, бес­среб­ре­ни­ков, пра­вед­ных роди­те­лей Божией Матери Иоакима и Анны (а вместе с ними – хра­мо­вого свя­того, святых дня, рав­ноап­о­столь­ных Кирилла и Мефо­дия, вели­кого князя Вла­ди­мира и вели­кой кня­гини Ольги и всех святых), и, нако­нец, свя­того соста­ви­теля сего­дняш­ней Литур­гии – свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого или Иоанна Зла­то­уста. Эти частицы пола­га­ются по левую сто­рону Агнца на дис­косе сверху вниз в три ряда.

Из чет­вер­той просфоры выни­ма­ются частицы за живых, из пятой – за умер­ших. Они пола­га­ются в перед­ней части дис­коса перед святым Агнцем.

Cвятыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре

После этого свя­щен­ник выни­мает частицы из тех самых просфор, кото­рые потом раз­дают веру­ю­щим. Выну­тые частицы кла­дутся там же, перед святым Агнцем, рядом с заздрав­ными и заупо­кой­ными части­цами, выну­тыми из слу­жеб­ных просфор. При этом у жерт­вен­ника чита­ются подан­ные на Литур­гию заздрав­ные и заупо­кой­ные записки.

Cвятыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре

Совер­шив про­ско­ми­дию, свя­щен­ник молит Гос­пода бла­го­сло­вить пред­ло­жен­ные Дары (хлеб и вино, кото­рые во время Литур­гии ста­но­вятся Телом и Кровью Хри­сто­выми), помя­нуть при­нес­ших эти Дары (вино и хлеб, то есть просфоры) и тех, за кого они при­не­сены, самого же его «сохра­нить неосуж­ден­ным». Затем свя­щен­ник или диакон совер­шает каж­де­ние всего храма, после кото­рого и начи­на­ется Литур­гия.

 

Cвятыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре

Выну­тые из просфор частицы в это время лежат на дис­косе возле Свя­того Агнца, сим­во­ли­зи­руя всю Цер­ковь – земную и небес­ную – чле­нами кото­рой явля­ются и Божия Матерь, и ангелы, и все святые, а также веру­ю­щие хри­сти­ане – живые и умер­шие.

Cвятыня в доме: о святой воде, просфоре, артосе и антидоре

Затем, на Вели­ком Входе, Чаша и Дискос пере­но­сятся с жерт­вен­ника на Пре­стол5. Частицы, выну­тые из просфор, по-преж­нему лежат возле Агнца. Они нахо­дятся там и во время освя­ще­ния Даров, но, в отли­чие от Агнца, не ста­но­вятся Телом Хри­сто­вым6. После того, как закан­чи­ва­ется при­ча­ще­ние мирян, свя­щен­ник, вер­нув­шись в алтарь, погру­жает все выну­тые из просфор частицы в святую Чашу, говоря: «Отмый, Гос­поди, грехи поми­нав­шихся зде Кровию Твоею чест­ною, молит­вами святых Твоих». Так завер­ша­ется освя­ще­ние просфор.

После этого их отно­сят за свеч­ной ящик или в цер­ков­ную лавку и там раз­дают при­хо­жа­нам. Полу­чив просфору, ее сле­дует вку­шать бла­го­го­вейно прежде при­ня­тия пищи. Если вы берете ее домой, поза­боть­тесь о том, чтобы она не зачерст­вела, не заплес­не­вела, и чтобы крошки от нее не падали на пол. Если вы хотите дать ее ребенку, сле­дите, чтобы он не крошил. Если же по вашей небреж­но­сти просфора заплес­не­вела, ее нельзя выбра­сы­вать – отне­сите ее в храм для сжи­га­ния. То же самое отно­сится к анти­дору и артосу. Можно поре­зать и под­су­шить просфору – так она будет дольше хра­ниться. Будьте бла­го­го­вейны к свя­тыне, и она станет для вас сред­ством духов­ной под­держки и укреп­ле­ния.

Артос

епи­скоп Сера­фим (Шара­пов)

«Гос­поди, Иисусе Христе, Боже наш, …бла­го­сло­вил еси пять хлебов в пустыне, и ныне бла­го­слови хлеб сей, яко да вси вку­ша­ю­щие от него телес­ного и душев­ного бла­го­сло­ве­ния и здра­вия спо­до­бятся бла­го­да­тию и щед­ро­тами Твоего чело­ве­ко­лю­бия».
Молитва на раз­дроб­ле­ние артоса

Еже­годно в 1‑й день свет­лого празд­ника Вос­кре­се­ния Хри­стова освя­ща­ется, а в Свет­лую суб­боту раз­дроб­ля­ется и раз­да­ется веру­ю­щим освя­щен­ный артос. Всем ли нам известно про­ис­хож­де­ние и зна­че­ние этого обряда?

Обряд этот очень древ­ний. Он ведет свое начало от времен апо­столь­ских. По сви­де­тель­ству книги Деяний апо­столь­ских (см. Деян.10:41), Иисус Хри­стос по вос­кре­се­нии Своем часто являлся Своим уче­ни­кам и вместе с ними пил и ел. Когда же Хри­стос воз­несся на небо, то Апо­столы в своих собра­ниях, хотя и не видели Христа телес­ными очами, тем не менее живой верой в непре­лож­ность Его обе­то­ва­ния: Я с вами во все дни до скон­ча­ния века (Мф.28:20) – они чув­ство­вали Его неви­ди­мое при­сут­ствие между ними и потому за тра­пе­зой остав­ляли неза­ня­тым место в честь вос­крес­шего Спа­си­теля и против этого места пола­гали хлеб в посто­ян­ное напо­ми­на­ние о Нем. После тра­пезы они бла­го­да­рили Бога и ту часть хлеба, кото­рую остав­ляли в честь Христа, воз­но­сили со сло­вами: «Хри­стос вос­кресе». Этот обряд св. Апо­столы соблю­дали и после того, как разо­шлись в разные сто­роны с про­по­ве­дью Еван­ге­лия. В какой бы стране каждый из них ни был, во время тра­пезы он считал своей свя­щен­ной обя­зан­но­стью остав­лять место и хлеб в честь и память вос­крес­шего Спа­си­теля мира. По окон­ча­нии тра­пезы эта часть хлеба воз­вы­ша­лась в знак при­сут­ствия Христа.

От святых Апо­сто­лов этот бла­го­че­сти­вый обычай пере­шел к после­до­ва­те­лям Христа и Свя­тыми Отцами Церкви был при­уро­чен к празд­нику Вос­кре­се­ния Хри­стова, а пере­ходя от одного поко­ле­ния к дру­гому, дошел и до нашего вре­мени. Вместе с хри­сти­ан­ской верой обычай освя­щать и раз­да­вать артос веру­ю­щим пере­шел из Греции и утвер­дился в нашей Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Самое слово «артос» в пере­воде с гре­че­ского языка значит «хлеб». В под­ра­жа­ние Апо­сто­лам Цер­ковь при­го­тов­ляет артос, освя­щает его и пола­гает в алтаре в напо­ми­на­ние веру­ю­щим о явле­ниях вос­крес­шего Христа святым Апо­сто­лам. В молитве на освя­ще­ние артоса Цер­ковь молит Гос­пода Бога бла­го­сло­вить и освя­тить хлеб сей… в честь и славу и в вос­по­ми­на­ние слав­ного Вос­кре­се­ния Гос­пода нашего Иисуса Христа и вку­ша­ю­щих от этого хлеба от всякой болезни и недуга сохра­нить.

В тече­ние всей Свет­лой сед­мицы артос пола­га­ется или в алтаре, или на особо при­го­тов­лен­ном столе вместе с иконой Вос­кре­се­ния Хри­стова. В Свет­лую суб­боту над арт­осом чита­ется особая молитва на раз­дроб­ле­ние его. В этой молитве испра­ши­ва­ется бла­го­сло­ве­ние Божие на хлеб сей, а вку­ша­ю­щим от него телес­ное и душев­ное бла­го­сло­ве­ние и здра­вие бла­го­да­тию и щед­ро­тами Его чело­ве­ко­лю­бия. По про­чте­нии этой молитвы артос раз­дроб­ля­ется и раз­да­ется веру­ю­щим.

Какое же зна­че­ние имеет освя­щен­ный артос? Как и всякий освя­щен­ный хлеб, так и артос нужно вку­шать с бла­го­го­ве­нием прежде всякой другой пищи. Ни в коем случае нельзя при­да­вать артосу такого зна­че­ния, кото­рого он не имеет. Неко­то­рые в случае смерт­ной опас­но­сти дают боль­ному кусо­чек артоса с бого­яв­лен­ской водой и думают, что это рав­но­ценно при­ча­ще­нию боль­ного Святых Таин Тела и Крови Хри­сто­вых. Это боль­шое заблуж­де­ние. Ника­кая свя­тыня не может срав­няться по силе спа­са­ю­щей бла­го­дати со Святым Телом и Пре­чи­стою Кровию Хри­сто­выми.

Конечно, боль­ному можно дать частицу освя­щен­ного артоса, но это его не осво­бо­дит от грехов и не соеди­нит со Хри­стом, как в Таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния. Артос, как и святая бого­яв­лен­ская вода, с верою и бла­го­го­ве­нием при­ня­тые боль­ным, могут облег­чить его телес­ные стра­да­ния, успо­ко­ить его душу, но не могут иметь спа­си­тель­ного дей­ствия. Так и ска­зано в молитве на раз­дроб­ле­ние артоса: «Бла­го­слови (Боже) хлеб сей, яко да вку­ша­ю­щие от него телес­ного и душев­ного бла­го­сло­ве­ния и здра­вия спо­до­бятся».

Анти­дор

Слово «анти» озна­чает по-гре­че­ски «вместо», «ди орон» – дар. Таким обра­зом, «анти­дор» озна­чает «вместо дара». «Анти­дор, – гово­рит св. Симеон Солун­ский, – есть освя­щен­ный хлеб, кото­рый был при­не­сен в пред­ло­же­ние7, и кото­рого сре­дина была вынута и упо­треб­лена для свя­щен­но­дей­ствия; этот хлеб как запе­чат­лен­ный копием и при­няв­ший боже­ствен­ные слова, пре­по­да­ется вместо страш­ных даров, т. е. Таин, тем, кото­рые не при­ча­ща­лись их» 8. Если же свя­того хлеба, остав­ше­гося после при­го­тов­ле­ния Агнца, не доста­точно, то, согласно Номо­ка­нону, в каче­стве анти­дора могут быть роз­даны частицы Бого­ро­дич­ной просфоры.

Обычай раз­да­вать анти­дор возник в Церкви не сразу. В первые века ее суще­ство­ва­ния все, кто при­сут­ство­вал на Литур­гии, при­ча­ща­лись Святых Хри­сто­вых Таин. Счи­та­лось, что все хри­сти­ане живут напря­жен­ной духов­ной жизнью и всегда готовы к При­ча­стию. В то же время люди некре­ще­ные или отлу­чен­ные от обще­ния с Цер­ко­вью на Литур­гию не допус­ка­лись. Однако уже в сере­дине I века апо­стол Павел пишет к коринф­ским хри­сти­а­нам: Кто будет есть хлеб или пить чашу Гос­подню недо­стойно, вино­вен будет против Тела и Крови Гос­под­ней. Да испы­ты­вает же себя чело­век, и таким обра­зом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недо­стойно, тот ест и пьет осуж­де­ние себе, не рас­суж­дая о Теле Гос­под­нем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало уми­рает (1Кор.11:27–30). Со вре­ме­нем в Церкви ста­но­ви­лось все больше людей, далеко не все из кото­рых могли срав­ниться с пер­выми хри­сти­а­нами в вере и в жизни. Поэтому к При­ча­стию стали допус­кать только тех, кто спе­ци­ально гото­вился к этому вели­чай­шему Таин­ству, а прочим участ­ни­кам Литур­гии для их уте­ше­ния и духов­ной под­держки начали раз­да­вать анти­дор.

Самое раннее из дошед­ших до нас сви­де­тельств о раз­даче частиц анти­дора не при­ча­щав­шимся содер­жится в пра­ви­лах IX Камнет­ского собора, состо­яв­ше­гося в VII веке в Галлии. Древ­ней­шее упо­ми­на­ние об упо­треб­ле­нии анти­дора в Восточ­ной Церкви встре­ча­ется в «Изъ­яс­не­нии на литур­гию» Гер­мана Кон­стан­ти­но­поль­ского в списке XI в., а сле­ду­ю­щее за ним – в 15‑м ответе Валь­са­мона Алек­сан­дрий­скому пат­ри­арху Марку (XII в.). С тех пор обычай раз­да­вать анти­дор по окон­ча­нии Литур­гии стал повсе­мест­ным.

Однако в наше время он рас­про­стра­нен не везде. Глав­ная при­чина состоит в том, что многие при­хо­дят на Литур­гию после зав­трака или утрен­него чае­пи­тия. Между тем, анти­дор, как и кре­щен­ская вода – вели­кая свя­тыня, и при­ни­мать его можно лишь нато­щак. Как пра­вило, анти­дор раз­дают в тех при­хо­дах, где боль­шин­ство при­хо­жан по древ­нему цер­ков­ному обычаю ничего не вку­шают перед Литур­гией. Если же вы утром что-либо съели и на бого­слу­же­нии вам дают анти­дор, вы должны от него отка­заться или взять домой и при­нять нато­щак в другой день. Пожа­луй­ста, сле­дите, чтобы он не заплес­не­вел и чтобы крошки не падали на пол. Кроме того, помните, что анти­до­ром не сле­дует «уго­щать» людей некре­ще­ных или непра­во­слав­ных.

Молитва на при­ня­тие святой воды (для келей­ного чтения)

«Гос­поди Боже мой, да будет святая Твоя вода во остав­ле­ние грехов моих, в про­све­ще­ние ума моего, в укреп­ле­ние душев­ных и телес­ных сил моих, во здра­вие души и тела моего, в поко­ре­ние стра­стей и немо­щей моих по бес­пре­дель­ному мило­сер­дию Твоему молит­вами Пре­чи­стыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Вопросы к свя­щен­нику

Про­то­и­е­рей Максим Козлов

Пра­вильно ли я посту­паю, если умы­ва­юсь и умываю сына святой водой, когда мне кажется, что меня или его сгла­зили или накол­до­вали? Можно ли вообще сгла­зить веру­ю­щего чело­века?

– В Треб­нике XVII века мит­ро­по­лита Киев­ского Петра Могилы на вопрос, под­вер­жен ли чело­век дей­ствию кол­дов­ских, бесов­ских сил через сглаз или порчу, дан ответ: «Нет, если он без­гре­шен».

Чело­век же, живу­щий вне Церкви и отка­зы­ва­ю­щийся от ее защиты, но при этом апел­ли­ру­ю­щий к обла­сти поту­сто­рон­него мира, про­ры­ва­ется туда с грузом нерас­ка­ян­ных грехов и часто очень низких стра­стей, кото­рые делают его абсо­лютно откры­тым при­хо­дя­щему извне и снизу. Но он не пони­мает, как сильно он открыт, потому что две тысячи лет хри­сти­ан­ства ограж­дали его от непо­сред­ствен­ного обще­ния с миром неви­ди­мым.

Еще и еще раз сове­тую искать духов­ной пользы, про­дви­же­ния по пути ко спа­се­нию в цер­ков­ных таин­ствах. Также сле­дует ска­зать, что кано­ни­че­ски утвер­жден­ной прак­тики умы­ва­ния или обли­ва­ния святой водой как регу­ляр­ной цер­ковно-гиги­е­ни­че­ской про­це­дуры в Пра­во­слав­ной Церкви нет. Как пра­вило, при­нято святую воду в неболь­ших коли­че­ствах или в раз­ве­де­нии с обыч­ной водой упо­треб­лять нато­щак перед при­ня­тием другой пищи, с просфо­рой или арт­осом. Дума­ется, что при­дер­жи­ва­ясь этой мно­го­ве­ко­вой бла­го­че­сти­вой тра­ди­ции, можно полу­чить доста­точ­ную пользу для душев­ного мира и телес­ного здра­вия.

– Можно ли, не при­ча­стив­шись, брать домой просфоры?

– Если вы пода­вали в храме запи­сочку, то, конечно, можно и нужно взять после службы просфоры, ведь за Литур­гией свя­щен­ник вынул из них частички за каж­дого упо­мя­ну­того в записке чело­века.

В знак же своей молитвы за них мы берем просфору. Упо­треб­ляйте ее нато­щак с молит­вой.

– После утрен­него пра­вила я обычно выпи­ваю святой воды и съедаю просфорку. Можно ли это делать в дни жен­ского очи­ще­ния?

– По бла­го­го­ве­нию к цер­ков­ной свя­тыне жен­щины воз­дер­жи­ва­ются от при­ня­тия просфоры и святой воды в дни месяч­ных очи­ще­ний. Впро­чем, сде­лан­ное это по несо­зна­тель­но­сти не явля­ется грехом, тре­бу­ю­щим про­стран­ного повест­во­ва­ния на испо­веди. Но если уж как-то вы сму­ти­лись этим, то для того, чтобы сердце было спо­койно, под­ходя к кресту и Еван­ге­лию, кратко об этом все же лучше упо­мя­нуть.

– Можно ли некре­ще­ным людям упо­треб­лять святую воду, освя­щен­ное на мощах святых масло и просфоры?

– С одной сто­роны, можно, потому что ну какой же может быть вред чело­веку оттого, что он попьет святой воды, или пома­жется мас­ли­цем, или упо­тре­бит просфору? Но только нужно заду­мы­ваться, с какой сто­роны это может быть ему полезно. Если это неко­то­рое при­бли­же­ние чело­века к цер­ков­ной ограде, если он, еще не реша­ясь кре­ститься, скажем, быв в про­шлом воин­ству­ю­щим ате­и­стом, теперь, по молит­вам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близ­ких, уже не отвер­гает хотя бы этих внеш­них знаков цер­ков­но­сти, то это добро и педа­го­ги­че­ски это будет под­во­дить его к более суще­ствен­ному в нашей вере – к покло­не­нию Богу в духе и истине (Ин.4:23). А если же тако­вые дей­ствия вос­при­ни­ма­ются как свое­об­раз­ного рода магия, как некое «цер­ков­ное лекар­ство», но при этом чело­век вовсе не стре­мится к тому, чтобы воцер­ко­виться, чтобы стать пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, только успо­ка­и­вает себя, что вот я нечто такое совер­шаю и это послу­жит каким-то обе­ре­гом, то такого рода созна­ние про­во­ци­ро­вать не нужно. Вот исходя из этих двух воз­мож­но­стей, решайте при­ме­ни­тельно к каждой кон­крет­ной ситу­а­ции, нужно или не нужно пред­ла­гать кому-либо из ваших близ­ких цер­ков­ные свя­тыни.

Список исполь­зу­е­мой лите­ра­туры

  1. Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля. Т. 4. М., 1983.
  2. Закон Божий. Изда­тель­ский Совет Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. М., 2008.
  3. Свя­щен­ник Сергий Фили­мо­нов. В помощь боля­щему. Обще­ство Свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого. СПб., 2005.
  4. Жен­ское здо­ро­вье. www.wh-lady.ru
  5. Архи­епи­скоп Таш­кент­ский и Сред­не­ази­ат­ский Вла­ди­мир. Слова на дву­на­де­ся­тые и вели­кие празд­ники. Изда­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1997.

При­ме­ча­ния:

1 Люди, кото­рые их выпе­кают, име­ну­ются просфор­ни­ками или просфор­ни­цами. Они должны вести бла­го­че­сти­вую жизнь и совер­шать свое дело с молит­вой и бла­го­го­ве­нием.

2 Симеон Солун­ский, свт. Цит. по: Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля. Т. 4. М., 1983. С. 754.

3 Слово «про­ско­ми­дия» в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «при­не­се­ние». Так назы­ва­ются свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые в алтаре в начале Литур­гии, во время чтения часов.

4 Жерт­вен­ник напо­ми­нает по виду стол, нахо­дится в левой перед­ней части алтаря и служит для совер­ше­ния Про­ско­ми­дии.

5 Пре­стол выгля­дит так же, как и жерт­вен­ник, но нахо­дится посреди алтаря. На нем и совер­ша­ется свя­тей­шее Таин­ство Евха­ри­стии, когда хлеб и вино ста­но­вятся Телом и Кровью Христа.

6 Мнение о том, что при­хо­жан при­ча­щают выну­тыми из просфор части­цами, явля­ется глу­боко оши­боч­ным и про­ис­хо­дит из пол­ного незна­ния чино­по­сле­до­ва­ния Литур­гии.

7 Т. е. на Про­ско­ми­дию.

8 Симеон Солун­ский, свт. Цит. по: Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля. Т. 4. М., 1983. С. 664.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки