Азбука веры Православная библиотека епископ Арсений (Иващенко) Сведения о христианстве в Крыму до присоединения того края к России


епископ Арсений (Иващенко)

Сведения о христианстве в Крыму до присоединения того края к России

Содержание

§1. Древнейшие жители Тавриды; начало христианства между ними §2. Утверждение христианства в Крыму и процветание его до 8-го в. §3. Крымские христиане VIII–XI в. §4. Состояние крымских христиан в XI–XV в. §5. Крымские христиане под властью татар (1475–1778)  

 

§1. Древнейшие жители Тавриды; начало христианства между ними

Древнейшими жителями Крыма считаются Тавры (т. е. горцы), занимавшие горную часть его, а за ними Киммеряне (в восточной части полуострова и Скифы, в соединении с Таврами отстоявшие свою независимость в борьбе с Митридатом; скифы кочевали внутри полуострова, а появились тут за 1600 лет пред Рожд. Христовым. Столицей тавроскифских царей, в последнее столетие пред Р. Х., был город Палакион, на месте нын. Бахчисарая. Здесь-то жил Скилур, непобежденный Митридатом. – Кроме туземных жителей, по берегам Тавриды было рассеяно множество поселений греческих. Знаменитейшие из них Воснор, осн. за 1000 слишком лет, Херсон лет за 600, и Феодосия, основанная первоначально скифами и называвшаяся Ардавдою, занятая греками лет за 500 пред Р. Хр.

Когда римляне покорили царство понтийское (62 года до Р. X.), то и крымские владения, т. е. Воспор, Херсон и др., признали власть их. Крым сделался ссылочным местом; на работы в каменоломнях близ нын. Севастополя был в 94-м году по Р. Хр. сослан и св. Климент, епископ римский. Предание говорит, что святитель и здесь продолжал усердствовать в распространении веры христианской и за то был утоплен в море: но он не был первым тут христианином, потому что на месте заточения «обрете более двух тысяч христиан, осужденных на тесание камения в горах оных» (Чет. Мин. 25 нояб.). Говорится далее, что усердием Климента основано было семьдесят пять церквей; упоминается о двух его учениках, Корнилие и Фине, приглашавших народ к молитве. Может быть, они были епископами. Но история не подтверждает дальнейшего процветания св. веры в Тавриде; если и поддерживалась она, то разве между ссыльными, тайком, и богослужение совершаемо было в пещерах. Утверждение св. веры в Крыму случилось около двухсот лет после Климента, и притом – двумя путями.

§2. Утверждение христианства в Крыму и процветание его до 8-го в.

Христианская вера утвердилась в Крыму с одной стороны чрез пленников христиан, с другой чрез нарочных миссионеров.

Около 250-го года часть готов утвердилась в южной части Крыма; тогда как их соплеменники, жившие при устьях Днепра, Днестра и Дуная, предпринимали опустошительные набеги на греческие земли чрез Дарданелльский пролив, крымские готы опустошали северные берега Малой Азии, и в 267 году увели множество пленных из Галатии и Каппадокии. Эти пленные и сделались первыми проповедниками христианства в стране воспорской, между готами и древнейшими жителями. Частнейшие обстоятельства утверждения здесь веры совершенно неизвестны: но чрез 58 лет, т. е. в 325 году, готский епископ Феофил, подписался под актами первого вселенского собора Theophilus, Gotthiac metropolis – или по другому списку: De Gothis, Theophilus Bosporitanus, вместе с Домyом, епископом воспорским. Вероятно, понтийские епископы содействовали обращению воспорских язычников. Какое влияние на нравы обращенных имела св. вера, показывает св. Афанасий александрийский в слове «о воплощении Бога Слова» §§ 51 и 52: «варвары – скифы, эфиопы, персы, армяне, готы и др., которым врождена дикость нравов, которые, пока приносят жертвы идолам, всегда враждуют между собою и не умеют обойтись без оружия, едва познают Христа, тотчас обращаются от войны к земледелию и руки, привычные к оружию, простирают на молитву». Эти слова могут относиться только к крымским готам – «способным земледельцам», по отзыву Прокопия, писателя VI века. Соплеменники же их, готы придунайские, еще в 341 году, когда начал среди них действовать епископ Улфила, оставались язычниками и беспокойными соседями империи. И св. Кирилл иерусалимский, в своих огласительных словах, говоренных около 347 года, исчисляя варваров, имеющих православных епископов, священников, диаконов, монахов и монахинь, упоминает и о готах, разумея, конечно, крымских, потому что паства Улфилы держалась арианства.

В западной части острова христианство утвердилось несколько позже, чем в восточной. Насадителями св. веры были тут благовестники – епископы, посланные на проповедь Евангелия Ермоном, епископом иерусалимским, в 310 году. Благовествовали они в Херсоне, и соседним скифам; из них св. Капитон около 324 года просветил всех жителей этого города. – И епископ херсонский, и епископ готский зависели от престола константинопольского; о епископе готов, Униле, говорит св. Иоанн Златоуст (в 14 письме к Олимпиаде), что он рукоположен им (может быть – около 398 г.); когда Унила умер около 405 г., то царь готский отправил к Златоусту монаха Модуария и просил другого епископа. Тоже повторилось и в 547 году, в царствование Юстиниана. – К сему же времени, вероятно, относится учреждение, кроме Херсонской и Готской, новых епархий: Воспорской, Сугдейской и Фульской. Стольным городом первой был Херсон, второй Дорос, третьей Воспор, четвертой Сугдея (н. Судак), пятой Фуллы. Но епархия Фульская потом соединена была с Сугдейской. Фуллы – нын. урочище Рускофил.

§3. Крымские христиане VIII – XI в.

С 669 года большая часть Крыма покорена была хазарами – язычниками; около 800 года каган хазарский с частью народа принял веру еврейскую. Понятно, что при господстве язычества, а еще более иудейства, положение христиан не могло быть цветущим; так и говорится об этом в сказании о путешествии св. Кирилла и Мефодия к Хазарам, а равно это же видно и из известия XI в. о страдании св. Евстратия печерского.

Из пастырей церкви того времени особенно известен св. Иоанн, епископ готский. Жил он в 8-м веке. Когда в 754 году Иоанн, еп. готский, из угождения Константину Копрониму, подписал определения иконоборческого собора и за то был перемещен на почетнейшую кафедру, на митрополию ираклийскую, то готские христиане избрали сего Иоанна на место отступника и отправили для посвящения в Грузию, к православному митрополиту. Около 780 года приходил он в Царьград и беседовал с императрицею Ириною о правой вере, и, по возвращении, испытал неприятности. Главный город его епархии, Дори, был занят хазарским гарнизоном; жители, убежденные Иоанном, выгнали хазар. Но каган вновь овладел городом и многих казнил; Иоанн бежал за море и скончался в Амастриде, может быть около 785 года. Мощи его перенесены были в Крым и положены в монастыре Παρϑενὼν; думают, что это нынешний монастырь св. Георгия, близ Балаклавы. – Преемником св. Иоанну был еп. Никита, вместо которого па VII всел. соборе (787 г.) подписался Кирилл монах.

Современником Иоанна был другой знаменитый святитель и исповедник, св. Стефан, епископ сурожский (сугдейский), много потерпевший от иконоборцев за правоту своей веры. Епархия сугдейская заключала в себе, кроме торговой Сугдеи, еще восемнадцать или девятнадцать сел.

О епархии Воспорской следует заметить, что с 965 года, когда русские утвердились в Таматархе (Тмутаракани), она состояла в ближайших связях с христианами русскими. К концу XI в. Воспор-Киммерийский становится известным под именем Корчева.

В 1016 году и те части Тавриды, которые принадлежали хазарам, возвратилисьподвласть греков. Последний каган, Георгий Цул, взятый в плен греческим военачальником, умер в Константинополе; он был христианин; вероятно, и большая часть подданных – хазар исповедовала тогда христианскуюверу.

§4. Состояние крымских христиан в XI – XV в.

Со второй половины XI века для греческого в Крыму населения христианского (к коему причисляем и жителей Готфии – страны между Балаклавой и Судаком, внутри до Чатырдага) начинается эпоха порабощения иноплеменниками, неблагоприятно действовавшего и на численность христиан, и на нравы их, и на народность. Именно – в начале XII в. половцы овладели частью Крыма, в 1127; с 1204-го года начали утверждаться в Кафе и др. местностях латиняне (генуэзцы); с 1240-х годов татары начинают водворяться в северо-восточных частях, берут дань, опустошают города и селения христианские, разрушают церкви: в беспрерывной почти борьбе проходит время до самого 1475 года, когда татары, в союзе с турками, совершенно овладели Таврическим полуостровом.

Наибольшею свободою пользовались христиане в южной части Крыма, в Готфии, которая с 1204 года состояла под верховною властью императоров трапезундских и имела своего владельца (тонарха), каким в 1426 году быль некто Алексей. Во владениях генуэзеких были латинские епископы – в Кафе, Херсоне, Сугдее и Балаклаве. Сии епископы, по обычаю того времени, вмешивались в дела греков и притесняли их.В «Уставе колоний», изданном в Генуе 1449 года, и сказано посему: «поелику епископ города Кафы иногда тревожит иноверцев, как говорят, притесняет их и грабит, то... постановляем и узаконяем, чтобы господин теперешний епископ города Кафы и все будущие не подписывали дел, принадлежащих епископу чужой епархии и не посягали на жатву другого народа, но довольствовались исправлением своих христиан и утверждением их в благих делах и правде...» (Зап. Одес. Общ. Истории, том V. стр. 730).

О нищете и скудости православных епархий можно заключать из частых споров о пределах епархий; спорящие стороны доходили иногда до убийства; патриарх константинопольский, при всех усилиях, не мог умиротворить крымских митрополитов – херсонского и готфийского. К концу XIV ст. бедность херсонской митрополии дошла до того, что едва кто соглашался занять ее, и митрополит Иеремия, при своем посвящении, должен был дать патриарху подписку в том, что «не оставит святой церкви города Херсона, власть над коим перешла в руки народа нечестивого», – исключая великой нужды и по требованию патриарха. Херсон был тогда во власти татар; воюя с ними, литовский князь Ольгерд ограбил и разрушил его (1376 года). – Округ Ялиты (нын. Ялты) считался в XIV в. в патриаршей области, и там поминалось имя патриарха. – Из заметок на древнем греческом Синаксаре, принадлежащих XII–XIV в. (сообщенных в 5-м т. Зап. Общ.), видно, что по крайней мере в епархии сугдейской были в числе христиан и татары. А о близком знакомстве и сношениях православных греков крымских с Россией свидетельствуют: а) празднование памяти св. благоверных князей Бориса и Глеба, убиенных Святополком, и б) существование даже русских церквей в торговых колониях генуэзских, еще в 1318 г., особенно в Кафе. Эти церкви исчезли при завоевании 1475 года.

§5. Крымские христиане под властью татар (1475 – 1778)

С 1475 года вся Таврида, чрез завоевание, досталась татарам; вместе с генуэзцами, утратили свои владения и греческие князья в Дори и Манкупе. Под властью татар, упадок и народности, и христианства греков крымских совершился быстро. Об уменьшении христиан, кроме известной жестокости мусульман при завоеваниях, свидетельствует уменьшение епископских кафедр; с конца XV ст. церковь во всех пределах крымских имела одного предстоятеля – митрополита готфийского и кафского: жил он в Кафе, где пребывал и паша турецкий (Кафа принадлежала непосредственно султану). О том, что многие греки, вследствие завоевания, обмусульманились, свидетельствует пример князей Манкупских, указания на то прямые и выводы из жизни позднейших татар. Сакович, бывший 1850 года в Крыму, говорит: «можно думать, что большая часть татар горных и особенно южного берега Крыма суть омусульманившиеся греки». Старожил некоторый сообщил ему, что «татары нередко являются в православные церкви и подают священникам книжки для поминовения предков, которые прежде были православными. Большая часть урочищ южного берега, как напр. Ай-Базиль, Ай-Петри, Ай-Данел, Ай-Тодор и др., произошли от прибавления к именам греческих святых прилагательного ай (сокр. от ἄγιος – святой). Предание говорит, что на всех этих урочищах были православные храмы, воздвигнутые греками, укрывавшимися на вершины гор от утеснения татар. В языке татар горной части Крыма слышится множество греческих слов, и он несколько отличен от того, которым говорят степные татары – (Сакович «Истор. обзор деятельности гр. Румянцева с 1775 по 1780 год» в Рус. Беседе 1858. кн. 2). В Моск. Вед. 1866 года извещали, что, по случаю весенней засухи в Крыму и в предупреждение саранчи тамошние татары, по давнему обычаю, отправляли депутатов за море, в древнюю Каппадокию, к источнику при древнем монастыре св. Трифона, и принесенною оттуда водою окропляли поля. – Этот факт слишком ясно говорит о том, что в жизни нынешних татар еще не изгладились следы древнего их христианства.

Упадок христианства и народности греческой, подготовленный политическими бедствиями, усилен тягостью податей и налогов, нападениями и грабежами со стороны господствующего народонаселения. Защиты у своего церковного управления не могло быть: оно само бессильно было. Ханы лично грабили монастыри: так в 1657 году Магомет-Гирей ограбил Георгиевский монастырь и захватил там деньгами 200,000 пиастров, а еще прежде (в 1634 г.) митрополит Серафим в грамоте царю Михаилу Федоровичу жаловался на разграбление того монастыря татарами. – К пособиям благотворительности греч. христиане начали прибегать еще раньше, – так Успенский скит, близ Бахчисарая, уже с 1596 года получал от царей русских по 15 рублей в год. – О тяжести налогов на христиан можно судить по тому, что они должны были давать в казну восьмую долю всех хлебных посевов, древесных плодов, овощей, пчельников и льняных посевов, да деньгами по две пары (мед. монета) за каждую овцу и по шести пар от каждой рогатой скотины, принадлежавшей немагометанам, и по четыре пиастра за поле, которое можно было обработать в один день. Хан Шагин-Гирей еще более отягчил налоги: платилось за скотину и птицу, которую хотели убить, за хлеб, который ели, и за все, что продавалось на рынках.

Кроме несносного обществ. положения, не раз испытывали христиане и прямые истязания за веру, хотя, обычно, прикрываемые изветами в преступлениях. Так в 1725 году митроп. готфский, Гедеон, а с ним и другие христиане были обвинены в измене и приговорены к повешению: но иером. Даниил, из любви ко Христу, принял на себя их обвинение и был повешен за них. 12 марта 1730 года иером. Никифор, оклеветанный некоторым армянином, был понуждаем татарами отречься от веры: после жестоких истязаний, непреклонный исповедник был повешен. В 1759 году пострадал за веру отрок Евстафий, а в 1770 – эконом митрополита, Давид. Известие об общем гонении на христиан уже после сего сообщается в Херс. Еп. Вед. 1862, в статье: «Крымские христиане на берегах Азовского моря». Там говорится, со слов протоиерея Чернявского, сына казначея митроп. Игнатия, что незадолго пред выходом христиан из Крыма «хан хотел заставить их отречься от веры и принять исламизм; но, видя непоколебимость их, по внушению главы своего духовенства издал повеление – священникам и учителям греческой веры, в числе 70-ти душ, отрезать живым языки, каковое варварство в глазах отцов сих христиан (т. е. современных Чернявскому) и исполнено было. Языки эти, снизанные на сворку, отосланы были турецкому султану, а страдальцы за веру, иные в скорости, другие после долгих мучений, кончили жизнь свою». – По всей вероятности, это сделано было не из одного фанатизма веры, а и из ненависти политической к христианам, единоверцам русских, которые готовились уже вступить в Крым, как покровители; и сделал это, вероятно, жестокий Девлет-Гирей, изгнанный из Крыма русскими войсками в апреле 1778 года. Еще в 1726 г., при вступлении русских в Крым, домы христиан были сожигаемы татарами (Фабра Достоп. Древн. Крыма, стр. 26).

При таком положении неудивительно, если и остававшиеся при вере предков греки низпали на низшую степень образования и нравственности, и постепенно, вместе с иными чертами национальности, теряли родной язык. Уже в начале 18 века татарский язык проник и в семейную жизнь их, и большинство не понимало иного языка, кроме татарского. Чтобы проповедь была понятною, с кафедры церк. говорилось по-татарски. Потому и митрополит готф., Игнатий, уже по выходе из Крыма, в 1781 году 13 ноября, на молебне в Мариуполе по случаю торжества о счастливом выздоровлении от оспы Великих Князей, сказал своей пастве речь на татарском языке. В русском переводе помещена она в Моск. Ведом. 1781, № 101.

«В 1778 году во всех городах Крыма и в 60 селах было всего около 15,000 христиан. Духовенство даже забыло свой язык и усвоило татарский. Что было бы, если бы этот остаток не перешел под власть России»? Хартахай – Историч. судьба крымских татар, ст. 2. (Вестник Европы 1867, т. 2).

Игум. Арсений


Источник: Сведения о христианстве в Крыму до присоединения того края к России // Прибавление к Воронежским Епархиальным Ведомостям - 1868. № 5. С. 126-137

Вам может быть интересно:

1. Судьбы христианства в Южной Аравии от времен апостольских до утверждения магометанства епископ Арсений (Иващенко)

2. Исповедание веры американских старокатоликов профессор Василий Александрович Соколов

3. Историческое описание Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного девичьего монастыря профессор Владимир Степанович Иконников

4. Рецензия на книгу свящ. М. Соколова "Богослужение Православной Церкви. Руководство для учащихся в средних учебных заведениях" профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

5. Православие на Западе России в своих ближайших представителях или патерик Волыно-Почаевский протоиерей Андрей Хойнацкий

6. К истории недавнего прошлого: вопрос о Соборах в Русской Церкви протоиерей Андрей Беляев

7. О современном русском сектантстве протестантского характера Дмитрий Иванович Скворцов

8. Учебник практической дидактики в вопросах и ответах : для духовных женских училищ протоиерей Сергий Соллертинский

9. Профессор Евгений Евстигнеевич Голубинский Пётр Иванович Цветков

10. Мужи веры: слово на заупокойной литургии 30 сент. 1914 г. при поминовении почивших тружеников Академии протопресвитер Василий Виноградов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс