Том 2
Не обманывайтесь, братие, – Бог поругаем не бывает. (Гал. 6, 7).
Почему недопустимо христианам устраивать увеселения в кануны воскресных и праздничных дней?
Просто удивительно, насколько современные люди, даже из числа еще считающих себя «христианами», далеко отошли от своей святой веры и Церкви!
И не хотят понять, почему так предосудительно устраивать развлечения и увеселения в кануны воскресных (то есть по субботам) и праздничных дней.
Казалось бы, даже тот общеизвестный факт, что безбожники-большевики, вскоре после своего прихода к власти, намеренно стали устраивать разного рода развлечения в часы церковных богослужений со специальной целью – отвлекать людей от посещения храма Божия и церковной молитвы, должен был бы всех вразумить и дать понять, почему неуместно устройство увеселений по субботам и накануне праздников.
Но нет! Так заскорузли и огрубели сердца современных «христиан», что их ничем теперь не прошибешь. Многие стали как бы слепыми и глухими. И даже озлобляются, когда им говорят правду. Но наш долг – долг пастырей Истинной Христовой Церкви – постоянно говорить об этом и пытаться вразумлять невразумляющихся: а, может быть, кто-нибудь и вразумится. Вот мы и обращаем здесь наше слово к тем, кто еще не утратил совсем способности вразумляться.
"И бысть вечер, и бысть утро: день един» (Быт. 1, 5) – читаем мы на первой странице Библии, где разсказывается о сотворении мира. Вот со сколь глубокой древности ведет свое начало религиозный обычай – считать наступление следующего дня с вечера накануне. Столь же древнего происхождения и наши праздники, которые Сам Господь Бог, Творец мира и человека, заповедал нам «святить», то есть свято чтить: «и благослови Бог день седьмый и освяти его» (Быт. 2, 3). Этот освященный Самим Богом на заре человеческой истории «день седьмый» за 1600 лет до Рождества Христова в торжественный день Синайского законодательства вновь повелено нам свято чтить. Повеление это составило собою особую четвертую заповедь Закона Божия, которая гласит так:
«Помни день субботний (что значит буквально: день покоя), еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый, суббота ("покой») Господу Богу твоему» (Исх. 20, 9–10).
Святость этого седьмого дня – в Ветхом Завете субботы, празднование которой всегда начиналось
с вечера накануне, ограждалась под страхом смерти: «сохраните субботу, яко свята сия есть Господу и вам: осквернивый ю смертью умрет» (Исх. 31, 14).
Вместо прежней ветхозаветной субботы, в Новом Завете достойно и праведно стал праздноваться следующий за субботой «День Господень», или «день воскресный», потому что в этот день Господь Иисус Христос воскрес из мертвых и, победив ад, избавил нас от вечной смерти и власти диавола. Начало празднования дня воскресного, как свидетельствует об этом новозаветное Священное Писание и древнейшие памятники христианской письменности, восходит к первым дням христианства. Этот день является для нас, христиан, днем светлой радости, Пасхальной радости – Пасхой Господней, которую мы вспоминаем и празднуем еженедельно. Ибо в этот день Господь, воскресши из мертвых, явился Своим ученикам, собранным вместе, и «возрадовашася ученицы, видевше Господа» (Иоан. 20, 20). «По днех осмих», то есть опять в тот же самый день недели, Апостолы снова собираются вместе, и снова является им Господь, обновляя их радость (Иоан. 20, 26). Через семь недель, в день Пятидесятницы, случившейся опять в тот же день недели, свв. Апостолы, уже по установившемуся у них обычаю, собираются для молитвы в Сионской горнице, и этот день становится для них днем нового светлого торжества: Господь ниспосылает им Пресвятого Духа, Который с тех пор непрестанно пребывает в истинной Церкви (Деян. 2, 1–4). С этого времени, как это ясно видно из книги Деяний Апостольских, «День Господень» становится особо – чтимым днем у всех христиан.
По примеру ветхозаветной субботы и потому, что, согласно верованию Церкви, Господь воскрес вполночь, празднование этого дня начиналось еще с вечера субботы, продолжалось всю ночь и завершалось утром «Преломлением Хлеба», то есть совершением величайшего христианского таинства Евхаристии – Причащением Тела и Крови Христовых (Деян. 20, 7–11).
Отсюда и получило свое начало то наше общественное богослужение, которое носит название«Всенощного Бдения« и которое, по своей идее, должно продолжаться всю ночь с субботы на воскресение и только по нашей лености и небрежению стало все больше и больше сокращаться. О такой ночной общественной молитве христиан мы находим сведения уже в кн. Деяний свв. Апостолов. Так, Апостолы Павел и Сила, заключенные в темницу, в полночь воспевали Бога (Деян. 16, 25). Вся первая христианская община в Троаде «в первый день недели», то есть в день воскресный, собралась на молитву еще с вечера и провела в молитве и слушании поучений св. ап. Павла всю ночь «до зари», закончив это молитвенное собрание «Преломлением Хлеба», то есть причащением Тела и Крови Христовых (Деян. 20, 7–11).
Об этом праздновании первыми христианами воскресного дня говорят и такие древние памятники христианской письменности, как Послание св. Варнавы, послание св. Игнатия Богоносца, творения св. Иустина Философа, Феофила Антиохийского, Иринея Лионского , Мелитона Сардийского и мн. др. Великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст и знаменитейший учитель Ориген единогласно свидетельствуют, что всенощные бдения под воскресные дни ведут свое начало от апостольских времен и являются установлением самих свв. Апостолов.
Замечательно и дошедшее до нас вне-христианское свидетельство: известное письмо Вифинского проконсула Плиния Младшего императору Траяну. В нем Плиний пишет, что христиане собираются в установленный день, еще до восхода солнца, и поют гимн Христу, как Богу. По свидетельству многих Св. Отцев и христианских писателей первых веков христианства, всенощные бдения совершались не только накануне воскресных дней, но и накануне Господских и Богородичных праздников и дней, посвященных памяти св. мучеников. О составе этих всенощных бдений мы находим ясные указания в книге Апостольских Постановлений (см. 19 гл., 5 кн.). «С вечера до пения петухов», говорится в ней: «пребывайте во бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов Закон, Пророков, Псалмы, и прочитав Евангелие, предлагайте народу беседу». Преп. Кассиан и св. Василий Великий свидетельствуют, что всенощное бдение обнимало собоюночную и утреннюю службу и заканчивалось «после пения петухов».
Так встречали воскресные и праздничные дни первые христиане!
Для них ночь под воскресение или ночь под праздник была святою ночью, которую они всюпроводили в молитве, готовясь утром приступить к величайшему Таинству Причащения Тела и Крови Христовой.
В этой ночной молитвенной подготовке и в совершении затем утром Божественной литургии и заключалось, собственно, празднование данного памятного дня, освященного Церковью.
Может ли, после этого, считаться христианином человек, который как-то иначе проводит эту святую предпраздничную ночь?
Конечно, нет!
Ибо таковой, разрывая свое молитвенное единение с Церковью в эту святую ночь наступления праздника, тем самым добровольно сам себя отсекает от Тела Христовой Церкви.
Вот почему в древности христиане, пропустившие без достаточно уважительной причины подряд три воскресных богослужения, совсем отлучались от Церкви, как негодные, омертвевшие члены.
Тем более совершенно недопустимо в эту святую ночь устраивать развлечения и увеселения, которые неуместны и неприличны в то время, когда все мысли и сердца истинных христиан должны быть всецело обращены к Богу.
Не говоря уже о том, что такие увеселения способны отвлекать христиан от посещения праздничных богослужений, самое устройство их в эти священные для истинного христианина дни и часы оскорбительно для верующего сознания и является кощунственным надругательством над святыней. Вот почему голосом всей Вселенской Церкви в ее канонических правилах, обязательных для всех христиан, всякие публичные развлечения и народные увеселения в те дни, когда они мешают посещению праздничных богослужений, строго воспрещаются (см. 66 правило VI Вселенского Собора и 72 правило Карфагенского Собора).
К сожалению, теперь мало кто знает, что в прежней нашей дореволюционной России святость воскресных и праздничных дней ограждалась не только церковными, но и гражданскими законами. Так в 1627 году вышел указ царя Михаила Феодоровича Романова, запрещавший, под страхом наказания кнутом, сходиться на «безлепицу», то есть на игрища. Еще энергичнее боролся с этими праздничными увеселениями, все более и более внедрявшимися к нам с Запада, царь Алексий Михайлович. В 1648 г. он издал особый указ, запрещавший в воскресные дни «всякое пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми»: вместо этого, указ повелевает приходить в церковь на вечерню, на утреню и на литургию и «стоять здесь смирно, со всяким благочестием». Ослушавшихся приказано «бить батоги нещадно» и даже ссылать. В 1652 г. царем издан новый указ, запрещавший продавать вино в воскресения всего года. Замечательна 26-я статья знаменитого «Соборного Уложения» 1649 года: законы, ограждающие святость воскресного дня, относятся в ней к периоду времени, начиная с субботы за три часа до наступления вечера.
Император Петр I, известный своим преклонением пред Западом и введший у нас впервые светские увеселения на западный образец, так наз. «Ассамблеи», тем не менее особым указом разрешил устраивать их не раньше окончания в воскресный день Божественной Литургии. Он же 17 февраля 1718 года издал указ, обязывавший всех людей ходить в воскресные дни к вечерне, заутрени и литургии. Императрица Елисавета Петровна указом от 1743 года запретила открывать в воскресные дни кабаки до окончания литургии. Император Павел I указом от 22 октября 1796 года запретил театральные представления «во все субботы», а указом от 1799 года запрещено было вообще в часы богослужений производить продажу спиртных напитков. В 1833 году при императоре Николае I трудами знаменитого Сперанского был составлен «Свод Законов Российской Империи», в XIV томе которого была помещена особая статья «Об охране святости воскреснаго дня». Воскресное законодательство представляется здесь в следующем виде: воскресные дни должны посвящаться «отдохновению от трудов и набожному благочестию». Закон советует, воздерживаясь в эти дни от«беспутной жизни, ходить в церковь к службе Божией». При этом гражданская власть взяла на себя обязанность заботиться об охранении во время богослужения порядка, тишины и спокойствия, как в храме, так и около храма. Питейные дома могут быть открываемы только после литургии. Закон этот решительно запрещает всякие игрища, музыку, театральные представления и всякие иные общенародные забавы и увеселения прежде окончания воскресной литургии. Особым указом от 21 сентября 1881 года было вновь подтверждено запрещение императора Павла I устраивать спектакли и театральные представления «во все субботы«, исключая драматических представлений на иностранных языках для иностранцев.
Из всего вышесказанного ясно видно, что не только священные для каждого истинного христианина правила и установления св. Церкви, но даже гражданские законы прежней царской России, требовали от подлинно-верующих, чтобы они в молитве и благоговении встречали праздничные дни. А если это в последние годы существования царской России и нарушалось, то только вследствие того упадка веры, того безчинного шатания умов и сердец и нравственного развала, которые и привели, в конце концов, нашу несчастную Родину-Россию ко всем кровавым ужасам безбожного большевизма. А безбожные большевики уже нарочно устраивали всякие зрелища и увеселения в часы праздничных богослужений и даже в самую пасхальную ночь, дабы отвлечь народ от посещения храмов.
Неужели же не стыдно нам здесь заграницей подражать безбожникам-большевикам в их стремлении надругаться над нашими святыми праздниками и отвлекать людей от церкви?!
Но все же люди редко грешат и совершают преступления без всякого самооправдания. Совесть говорит все-таки в человеке. И вот под каждый грех, под каждое преступление всегда почти подводится какое-нибудь идейное обоснование, для того чтобы оправдать себя и перед Богом, и перед людьми, и перед своей собственной совестью. Придумали лукавое «идейное» обоснование для своего греха и устроители развлечений в кануны праздников. Развлечения, мол, устраиваются с «высокой благородной целью» для «помощи ближним» с целью «благотворительности».
Посмотрим, однако, что говорит о такого рода «благотворительности» подлинный величайший благотворитель нашего времени св. праведный отец Иоанн Кронштадтский, во время которого уже начали устраиваться в России эти «благотворительные балы».
«Какия благотворения мнимыя? С благотворительной целью делают увеселения, то есть прежде всего хотят намеренно послужить своей греховной плоти, диаволу, а потом уже – ближнему и Богу. Да это, господа, вовсе не благотворение! Одно только имя благотворения носит. «Не сотворим злая, да приидут благая» (по-русски: «Не делать ли нам зло, чтобы вышло добро? (Рим. 3, 8). «Горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете! Горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете"" (Лук. 6, 25).
Вот какой суровый суд выносит этим «благотворительным» увеселениям наш великий всероссийский праведник, сам благотворивший так, как никто! (см. «Моя жизнь во Христе» том 2, стр. 113).
Истинная христианская благотворительность совершается «Христа ради», «во имя Божие», а не с грубым нарушением заповедей Божиих и уставов св. Церкви. Грош цена такой «благотворительности», которая покупается ценой кощунственного осквернения святыни праздничных дней и отвлечения верующих от церкви.
И напрасно еще пытаются оправдывать себя тем, что увеселения устраиваются в поздние вечерние часы, когда всенощное бдение уже оканчивается. Ведь тот, кто идет в субботу на бал, тот не придет в церковь на всенощное бдение, а после безсонно-проведенной ночи с «танцами до утра» (ибо так обычно значится в рекламных объявлениях), едва ли сможет придти утром на Божественную литургию. А если и придет, то что это у него будет за молитва – с чадом в голове от шумно и бурно проведенной на балу ночи?! Не будем повторять о том, что, как мы видели выше, самое устройство этих увеселений в эту святую ночь уже само по себе предосудительно!
Когда все эти «балы» и «вечера» устраивают явные безбожники и враги Христовой веры и Церкви, то это нисколько неудивительно. Но когда то же самое делают люди, считающие себя «православными христианами» и притом – людьми верующими, то этого уже понять и оправдать невозможно.
Это – какое-то подлинное помрачение умов и сердец!
В настоящее время, казалось бы, уже всем должно быть ясно, что Россия погибла оттого, что русские люди слишком слепо следовали за всякими самозванными «вождями» и «учителями», внушавшими нам дух мнимой «свободы» и непослушания Матери нашей св. Церкви и ее мудрым и спасительным установлениям. Пора, пред лицом страшной гибели, нависшей теперь уже над всем миром, сознать, что кто хочет «освободить» себя от повиновения Церкви, тот сам себе, своими собственными руками, роет ров погибели.
Ничего не можем мы ожидать себе хорошего, пока не станем чтить и исполнять заповеди Божии и уставы св. Церкви, а нарушая их и ругаясь над великой святыней праздничных дней, мы готовим себе еще горшую участь, чем та, которая уже постигла нашу несчастную Родину-Россию, ибо « Бог поругаем не бывает» (Галат. 6, 7).