О благодати и свободном решении*
Антипелагианский трактат «О благодати и свободном решении» (24 главы) написан блж. Аврелием Августином в 426-427 гг. Сочинение адресовано монахам монастыря в Адрумете и непосредственно их настоятелю Валентину.
Учение о роли Божественной благодати, изложенное блж. Августином в письме к римскому пресвитеру Сиксту (Письмо 194), вызвало споры в монашеской среде. Эта теория поставила под сомнение вопрос о монашеском стремлении к возрастанию в совершенстве и к достижению единства с Богом: если свободная воля так мало значит в жизни христианина, то какой смысл в том, что монахи избрали подвижническую жизнь? Гиппонский епископ ответил этим сочинением и Письмами 214, 215.
В трактате дается определение свободной воле, добрых дел и награды, а также подчеркивается человеческая ответственность. Автор в своих рассуждениях опирается на Священное Писание, которое предписывает нам совершать определенные виды действий и воздерживаться от совершения других. Библейские заповеди и предостережения были бы бессмысленными, если бы не было свободной воли. Следствием свободной воли являются добрые дела в соответствии с предписаниями Божественных заповедей, незнание которых не является извинением для человека. Цель заповедей – служить возрастанию человека в вере.
Блж. Августин объясняет, что благодать совершенно необходима при делании добра. Без содействия благодати свободная воля оказывается недостаточной для исполнения закона. Преображенная благодатью, человеческая воля становится благой. Обращение к Богу, посредством которого человек свободно проявляет волю к добру, само по себе является даром благодати.
Благодать не является вознаграждением за заслуги: они являются ее следствием, а не причиной. Благодать есть дар Божий, благодаря которому человек становится праведным через веру во Христа. Она совершает исполнение закона, освобождение природы и устранение господства греха.
К Валентину и подвизающимся с ним монахам адруметским, в одной книге
Содержание
Глава I Вступление. Сложность и темнота поднятого вопроса Глава II У человека есть свободное решение; свидетельства Писания, устраняющие извинение по причине неведения Люди не должны пытаться пользоваться Самим Богом для своего извинения Заповеди Божии доказывают существование свободного решения человеческой воли Глава III Незнание Божественных заповедей не является извинением для человека Глава IV При защите свободного решения следует оставить место также и для Божественной благодати Без благодати Божией свободное решение не совершает ничего доброго. О воздержании Глава V Наше обращение к Господу также происходит по благодати Возражение пелагианам, говорящим, будто благодать Божия дается по нашим заслугам Пример апостола Павла Глава VI После того, как дана будет благодать, начинают появляться и наши добрые заслуги Вновь об апостоле Павле Вечная жизнь воздается за заслуги, которые даровал Бог Глава VII Слова апостола Павла: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил Вера, действующая любовыо Глава VIII В каком смысле вечная жизнь является благодатью? Глава IX Выражение апостола Иоанна: Благодать на благодать Глава X Через закон происходит познание греха, от веры Христовой – оправдание Глава XI Закон – это не благодать Глава XII Закон исполняется с помощью благодати, а не одной только человеческой волей Глава XIII Природа – это также не благодать Благодать – это не просто отпущение грехов Глава XIV Предшествует ли воля верующего благодати Божией Дух благодати делает так, что у нас имеется вера Вера даруется Богом Бог подает Свои дары не ради человеческих заслуг, но ради Своего имени Глава XV Наша воля всегда свободная, но не всегда добрая Глава XVI Бог повелевает то, что мы сами не можем сделать, чтобы мы познали необходимость испрашивать это у Него Глава XVII Для исполнения заповедей Божиих необходима сильная воля, а это значит – сильная любовь Какова эта любовь? Глава XVIII Любовь – от Бога Мы не возлюбили бы Бога, если бы прежде Он не возлюбил нас Любовь, мир, вера – великие дары от Бога Глава XIX Пелагиане желают, чтобы любовь у нас была от нас самих Глава XX Господь властвует над волениями людей Глава XXI Бог действует в сердцах людей, склоняя их волю, куда Ему угодно Глава XXII У младенцев нет никакой воли, заслуга которой могла бы предшествовать благодати Глава XXIII Бог благ и справедлив Глава XXIV Надлежит молиться, чтобы понять то, что пока еще непонятно* * *
Примечания
De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.
