блаженный Феодорит Кирский

Изъяснение псалма 31-го.

«Псалом Давиду, разума». И сей псалом содержит в себе ту же мысль: потому что и он изречен по грехопадении среди постигших бедствий. Пророческими же очами провидя благодать Новаго Завета и оставление грехов, посредством всесвятаго крещения даруемое верующим, Давид ублажает их, как без трудов приемлющих избавление от грехов, и говорит в начале псалма:

Пс.31:1. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!

Пс.31:2. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!

«Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси».

«Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть». Истощившись в сетованиях и непрестанных слезах о грехе и впадши за оный в бедствия всякаго рода, достойными удивления и блаженными называю тех, которые, по человеколюбию Владыки, без труда прияли оставление согрешений. Ибо столько щедр к ним Бог, что не только оставляет, но и покрывает грехи, и не остается даже следов их.

Пс.31:3. Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего.

«Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день». Давид, когда соделал оный грех, не тотчас воспользовался врачевством покаяния, но по обличении Нафаном. Потому и взывает здесь: поелику не показал я врачу струпа в ту же минуту, как был уязвлен, но умолчал, покушаясь его скрыть, то состарелся, вопия и обвиняя грех.

Пс.31:4. Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.

«Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя». Сетую же и плачу, подвергшись истязаниям и наказаниям всякаго рода. Ибо выражение: «отяготе на мне рука Твоя» Пророк в переносном смысле берет с человека, который рукою наносит удары и долго не перестает наносить.

«Возвратихся на страсть, егда унзе ми терн». Но наказание Твое, говорит Пророк, не несправедливо, а напротив того весьма справедливо, потому что причиною бед моих грех, который возрастил я вместо грозда, и уязвляюсь им непрестанно. Ибо грех назвал он терном, как произрастение негодное, для того и возросшее, чтобы язвить.

Пс.31:5. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.

"Грех мой познах и беззакония моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие греха моего". Хотя и умолчал я, как скоро согрешил, но после того день и ночь обвиняю сам себя. И пожал уже великие плоды сего обвинения, потому что даровал Ты мне оставление грехов. Надлежит же заметить, что не сказал Пророк: «оставил еси мне грех», но: «оставил еси нечестие греха», то есть, не наказал по достоинству беззакония, но чрезмерность греха простил и соразмерным наказанием уврачевал оный. Сие показывает и история. Ибо Давиду, когда сказал он: «согреших ко Господу», ответствовал Нафан: «и Господь отъя согрешение твое, не умреши» (2Цар. 12, 13); хотя и угрожал, что дом его наполнит Господь бедствиями всякаго рода. Так и здесь говорит: «и Ты оставил еси нечестие греха моего", то есть, меня, отважившагося на это, по закону должно было немедленно предать смерти: но Ты, явив человеколюбие, смерти меня не предал, уврачевал же умеренными наказаниями.

Пс.31:6. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.

«За то помолится к Тебе всяк преподобный во время блогопотребно». Пророк «временем благопотребным» называет жизнь новозаветную, в которой уверовавшие по всей земле и на море чествуют Бога Давидовыми песнопениями. Посему предвещает здесь это, и говорит Владыке: не один умоляю Тебя о грехе сем, но и все во вселенной приявшие Боговедение, принесут о мне молитву сию, потому что, произнося Давидовы изречения, как будто и Давидов язык усвояем себе, чтобы песнословить Бога.

«Обаче в потопе вод многих к нему не приближатся». Симмах перевел сие так: «о сем помолится всякий преподобный, улучив время, чтобы не приблизились к нему многия потопляющия воды». Кто приносит Тебе усердное моление, тот воспользуется всевозможным о нем промышлением, так что, если и впадает в различныя бедствия, наподобие вод его потопляющия, то преодолеет их и препобедит все скорбное.

Пс.31:7. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.

«Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: Радосте моя, избави мя от обышедших мя». Сказав выше о грехе, умоляет об избавлении от нанесенных им бедствий, и удостоивается ответа, потому что говорит ему Господь:

Пс.31:8. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».

«Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои». То есть, тебя, совратившагося и познавшаго заблуждение, снова изведу на правый путь и вложу в тебя познание и ведение онаго; возвращу и прежнее к тебе благоволение. А сие выражение: «утвержу на тя очи Мои», – взял Пророк с человека, который расположен к кому-нибудь благоприязненно, и желаеть непрестанно смотреть на него. Ибо, как гневающийся отвращает, по-видимому, лице, так и благосклонность свою изъявляет человек внимательностию. Посему и в другом месте Пророк сказал: «призри на мя, и помилуй мя» (Пс. 85:16); и еще: «не отврати лица Твоего от Мене» (Пс.26:9). И сам Бог говорить чрез пророка Иеремию: «обратитеся ко Мне, и обращуся к вам» (Зах.1:3). После сего пророческое слово предлагает совет, живущим беззаконно не подражать неразумию скотов, а праведным – иметь всегда божественное веселие. Говорит же так:

Пс.31:9. «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».

«Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе»; то есть, даю вам совет не соревновать в неразумии коню и мску. А если не послушаетесь, то, подобно им, и вы будете иметь на себе брозды и узду. Означает же ими наказание, почему и присовокупил:

Пс.31:10. Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.

«Многи раны грешному». Так, предложив им сие наставление, переходит к другому сонму.

«Уповающаго же на Господа милость обыдет», потому что всякий человек, хотя и украшен преспеянием в добродетели, имеет нужду в Божией благодати. Почему и божественный Апостол взывает: «благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8).

Пс.31:11. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.

«Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем». Посему никто да не радуется собственным своим преспеяниям, но да высокомудрствует о Боге, и в сем почерпает для себя услаждение. И сие подобно апостольским изречениям: «хваляйся же, о Господе да хвалится» (2Кор. 10, 17); и: «мняйся стояти да блюдется, да не падет» (1Кор. 10, 12). Посему и вразумлять повелевает Апостол духом кротости. «Блюдый себе, – говорит, – да не и ты искушен будеши» (Гал.6:1).



Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Вам может быть интересно:

1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 29-го. блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на Псалтирь – Псалом 31 профессор Александр Павлович Лопухин

3. Толкование на Псалмы – Псалом 31 епископ Палладий (Пьянков)

4. Толковая Псалтирь – Псалом 31 Евфи́мий Зигавинос (Зигабе́н)

5. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 52 архиепископ Ириней (Клементьевский)

Комментарии для сайта Cackle