Источник

Глава XXI

Бог действует в сердцах людей, склоняя их волю, куда Ему угодно

42. Кто не убоится тех Божественных судов, по которым Бог в сердцах даже злых людей производит то, что Ему угодно, при этом воздавая им по их заслугам? Ровоам, сын Соломона, отверг полезный совет старцев, который дали они ему, [увещая его] не поступать жестоко с народом, и предпочел следовать словам своих сверстников, отвечая грозно тем, кому должен он был отвечать с кротостью237. Почему произошло так, разве не по собственной его воле? Но в это время от него отошли десять колен Израилевых и поставили себе другого царя, Иеровоама, [а произошло это], чтобы совершилась воля разгневанного Бога, ибо Он предрекал, что так будет. Ведь вот что говорит Писание: И не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось слово Его, которое изрек Господь через Ахию силомлянина Иероваому, сыну Наватову238. Разве не через человеческую волю все это было сделано, однако так, чтобы при этом исполнилось то, что было суждено Господом? Почитайте книги Паралипоменон, и найдете, что во второй книге написано так: И возбудил Бог против Иорама дух Филистимлян и Аравитян, сопредельных Эфиоп-лянам, и они пошли на Иудею, и разорили ее, и захватили все имущество, находившееся в доме царя239. Здесь ясно показано, что Бог возбуждает врагов, чтобы они опустошали те земли, которые Он сочтет достойными подобной кары. Однако разве филистимляне и аравитяне не по своей воле пришли разорить Иудею или пришли по своей воле в том смысле, что лживо написано о том, как Господь возбудил их к этому действию? Напротив, верно и то, и другое, поскольку и они по своей воле пришли, и Господь при этом возбудил [к этому] их дух. Можно сказать и наоборот: и дух их Господь возбудил, и при этом пришли они по своей воле. Ведь Всемогущий [Бог] производит и в сердцах людей в том числе и движение их волений, чтобы через [этих людей] совершить то, что угодно совершить через них Тому, Кто вовсе не способен пожелать чего-либо несправедливо. А что означают слова, которые сказал человек Божий царю Амасии: Пусть не идет с тобою войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами, со всеми сынами Ефрема, ибо если решишь ты положиться на них, то обратит тебя Бог в бегство перед лицом врагов, поскольку есть сила у Бога поддержать или обратить в бегство240? Почему и как сила Божия одних поддерживает в битве, давая им отвагу, а других обращает в бегство, наводя на них страх? Не потому ли, что Тот, Кто сотворил на небе и на земле все, что захотел241, действует также и в сердцах людей? Мы можем прочесть, что сказал Иоас, царь Израильский, послав гонца к царю Амасии, желающему сражаться с ним. Здесь он, между прочим, говорит: Ныне сиди у себя дома. Зачем ты подстрекаешь ко злу, ведь и ты падешь, и Иуда с тобою?242 Далее Писание добавляет: Но не послушался Амасия, так как от Бога было это, дабы предать их в руку [Иоаса» за то, что стали прибегать к богам Идумейским243. Вот, Бог, желая отомстить за грех идолослужения, такое действие произвел в сердце того, на кого вполне справедливо гневался, что последний не послушая спасительного увещания, но презрев его, отправился на войну, где пал вместе со своим войском. А через пророка Иезекииля Бог говорит так: И пророк, если прельстится и станет говорить, -Я, Господь, прельстил пророка этого, и простру руку Мою на него и истреблю его от среды людей Моих, Израиля244. В книге Есфирь (а это была женщина из народа Израильского в земле пленения, сделавшаяся супругой чужеземного персидского царя245) написано, что она, когда необходимо стало ей вступиться за свой народ, который царь повелел избить по всему его царству, обратилась с мольбой к Господу, ибо эта великая нужда побуждала ее, чтобы вопреки царскому приказу и вопреки своему положению она отважилась войти к царю. И посмотрите, что говорит Писание: Он взглянул на нее как бык, в ярости негодования своего, и испугалась царица, и изменился цвет [лица] ее от слабости, и склонилась она на голову шедшей перед ней подруги. И обратил Бог, и изменил негодование царя в кротость246. И в Притчах Соломоновых написано: Как устремление воды, так и сердце царя в руке Божией; куда захочет, склонит его247. А в псалме сто четвертом мы читаем о том, что сделал Господь с египтянами: Обратил сердце их, чтобы они ненавидели народ Его, чтобы обманывали рабов Его248. Посмотрите также, что написано в Посланиях апостольских; в Послании апостола Павла к Римлянам: Поэтому и предал их Бог в похоти сердец их, в нечистоту. Также написано ниже: Потому предал их Бог постыдным страстям. И еще чуть ниже: Поскольку они не позаботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства249. И во втором Послании к Фессалоникийцам апостол говорит о некоторых: За то, что они не приняли любви истины для своего спасения, за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду250.

43. Из этих и подобных им свидетельств Божественных речений, а вспоминать их все было бы слишком долго, – как я полагаю, становится вполне ясно, что Бог действует в сердцах людей, склоняя их воления, куда Ему угодно, или к благу по Своему милосердию, или ко злу по их заслугам, и руководствуется Он при этом Своим судом, иногда явным, а иногда сокрытым, но всегда справедливым. Ибо в сердце вашем должна быть неподвижно утверждена [мысль о том], что нет [никакой] неправды у Бога251. И потому, когда вы читаете в Писаниях Истины, что люди прельщаются от Бога, или сердца их помрачаются и ожесточаются Им, вам не следует сомневаться, что этому предшествовали их злые заслуги, так что они справедливо претерпели все это. Иначе выйдет с вами, как в этой притче Соломона: Неразумие мужа оскверняет пути его, а он обвиняет Бога в сердце своем252. А благодать дается не по заслугам людей, иначе благодать уже не благодать, ведь потому и называется благодатью, что дается даром. Итак, если [Бог] может либо посредством ангелов (добрых или злых), либо неким иным способом действовать даже в сердцах злых людей, злобность которых не Он сотворил, но она или унаследована в соответствии с происхождением от Адама, или возросла при участии их собственной воли; если Он может действовать в них сообразно их заслугам, то что удивительного, когда Тот, Кто сделал, чтобы самые сердца [человеческие] стали из злых добрыми, производит Духом Святым в сердцах своих избранных [всякое] благо?

* * *

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.

241

Ср.: Пс 134:6.

245

Имеется в виду персидский царь Артаксеркс, женой которого стала Есфирь. См.: Есфирь 2:16.

246

Есфирь 5:1.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle