Источник

Глава X

Несостоятельность мнения еретиков очевидна из Свящ. Писания и Свящ. Предания

43. Но, рассуждая против тех, кто, будучи повсюду изобличены, пытаются убедить, будто Бог карает за еще не совершенные грехи, нужно опасаться, как бы не подумали, что мы приписали это им, а сами они никоим образом не могут быть столь тупоумными, чтобы думать так или пытаться кого-то в этом убедить. Однако, если бы я не слышал, что они говорят подобное, я и не посчитал бы, что нужно это опровергать. Ибо обступает их и авторитет Божественного Писания, и древнее Предание, и твердо содержимый обычай Церкви при крещении младенцев, в котором со всей ясностью показывается, что младенцы, и когда посредством экзорцизмов изгоняется из них [злой дух]135, и когда через приносящих их они отвечают, что отрицаются от него, – освобождаются от господства диавола. Так что [противники наши], не имея никакого выхода, погибнут в своей безрассудной глупости, если не пожелают изменить своего мнения.

3ачем крестятся рождающиеся от крещенных

44. Вот, им кажется, что они вполне точно говорят: «Каким образом грех переходит в детей верующих, если мы не сомневаемся, что у их родителей он был отпущен в крещении?» Как будто бы из-за этого плотское рождение может не иметь того, что устраняется одним лишь духовным возрождением! Или же будто в крещении тотчас исцеляется немощь плотского вожделения, как тотчас устраняется повинность в этом вожделении, но по благодати возрождения, а не по условиям рождения. Итак, всякий, кто рождается посредством этого вожделения, даже и от возрожденного уже, все еще имеет в нем препятствие, если только сам не будет равным образом возрожден. Но какая бы сложность ни заключалась в этом вопросе, это так же не препятствует на поле Христовом делателям его крестить младенцев во отпущение грехов, младенцев, рожденных и от верующих и от неверующих, как не препятствует земледельцам, когда у них благодаря прививанию дикие маслины превращаются в оливы, независимо от того, происходят они от маслин или от олив136. Ведь и крестьянину может быть предложено отвечать на вопрос, по какой причине, если олива – это одно, а дикая маслина – другое, от семян обеих родятся только лишь дикие маслины. Но он не оставит занятия по прививанию, даже если не сможет разрешить этот вопрос, иначе, пока будет он надеяться, что возникшие из семени оливы ростки не что иное, как оливы, суетное бездействие приведет к тому, что все это поле порастет лесом из-за горького бесплодия.

Слова таинства крещения реально совершают то, что обозначают

45. Ведь то, что они выдумали, когда сдавила их тяжесть истины, – ибо Господь верен в словах Своих137, и потому Церковь Его вовсе не лживо крестит младенцев во отпущение грехов, но [крестит] так, что по вере происходит делаемое [во время крещения] и несомненно совершается произносимое, – итак, то, что они выдумали, когда сдавило их упомянутое очевиднейшее бремя истины, – кто из христиан не посмеется над этим, видя все лукавство их слов? Ведь они говорят так: «Хотя истинно отвечают младенцы устами приносящих их, что они веруют во оставление грехов, однако [так говорят они] не потому, что им самим отпускаются грехи, но поскольку веруют они, что в Церкви или в крещении отпускаются грехи тем, в ком они обнаруживаются, а не тем, в ком их вовсе нет». И потому не желают они признавать, что те, кого они считают не имеющими никакого греха, [т. е. младенцы], таким образом крестятся во оставление грехов, что это оставление совершается в них самих; но [по их мнению, говорится так], поскольку младенцы, будучи сами без греха, крестятся тем крещением, в котором совершается оставление грехов некоторым грешникам.

При крещении действительно изгоняется диавол

46. И хотя, возможно, на досуге удастся кому-либо более тонко и остро опровергнуть это изменчивое лукавство, однако по этой своей хитрости не найти им, что сказать на то, как из младенцев посредством экзорцизмов изгоняется и исторгается [злой дух]. Ведь это, без сомнения, совершается лживо, если диавол не господствует над ними, а если господствует, и потому не лживо изгоняют и исторгают его, то посредством чего он господствует, если не посредством греха, будучи князем грешников? Потому, если устыдятся они тут и не дерзнут сказать, что это притворно совершается в Церкви, то пусть признают, что погибшее взыскивается и во младенцах. Ведь именно через грех погибло то, что может быть взыскано и найдено только лишь по благодати. Но благодарение Богу, что они, когда выступают против отпущения грехов, не веря в то, что оно совершается в отношении младенцев, по крайней мере, уже признают, что младенцы верят, хотя и при помощи уст и сердец старших. Потому, как слышат они Господа, говорящего: Если кто не будет возрожден от воды и Духа Святого, не может войти в Царство Божие138, и на основании этих слов признают, что младенцев нужно крестить, так пусть услышат Того же Господа, говорящего: Кто не уверует, осужден будет139. Пусть они признают, что как возрождаются младенцы посредством служения крестящих, так и веруют при помощи уст и сердец исповедующих [веру]. Итак, пусть тогда дерзнут они сказать, что справедливым Богом осуждается невинный, если [считают], что [кто-то] не связывается никакими узами первородного греха.

Надлежит более тщательно исследовать Писание для защиты веры

47. Если слово это покажется тебе излишне пространным и тягостным ввиду твоих обязанностей, извини меня; ведь и я, чтобы написать это к тебе и побеседовать с тобой об этом по побуждению твоего письма, показывающего благоволение твое к нам, силой одолел препятствующие этому мои обязанности. Если вы узнаете, что они выдумали еще что-то новое против веры кафолической, или если сочините нечто против них сами по своей верной и ясной пастырской любви, чтобы не опустошали они немощных из стада Господня, то сообщите об этом нам. Ведь вследствие беспокойства от еретиков наше усердие как бы пробуждается от сна бездействия, дабы мы более внимательно стали исследовать Писание, благодаря которому может выйти так, что не удастся им повредить овчему двору140 Христову; и таким образом по изобильной благодати Спасителя то, что враг изобретает для гибели, Бог обращает в помощь; ибо любящим Бога все содействует ко благу141. Всегда живи [благополучно] в Боге и поминай нас [в своих молитвах], возлюбленный брат.

* * *

*

J. -P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 874–891. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911. Vо1. 57. Р. 176–214.

135

Eum exorcizantur – букв, «когда заклинаются» (от греч. έξορκίζεν заклинать). Имеются в виду совершаемые в крешении экзорцизмы – обряд изгнания злых духов. – Прим. ред.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту. 96-128 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle