блаженный Аврелий Августин

Глава V

Двенадцать положений против пелагиан

16. Итак, поскольку по милости Христовой мы являемся кафолическими христианами:

1. Мы знаем, что еще не рожденные не сделали в своей жизни ничего доброго или злого50, и приходят в несчастья этой жизни не из-за неких заслуг какой-то предшествующей жизни, ибо не могут они иметь никакой подобной особой для каждого жизни; но они, будучи плотски рождены от Адама, с самого рождения имеют в себе заразу древней смерти и могут освободиться от наказания вечной смерти, навлеченного на них праведным осуждением, которое от одного переходит на всех, лишь будучи по благодати возрождены во Христе51.

2. Мы знаем, что благодать Божия ни младенцам, ни взрослым не дается по нашим заслугам.

3. Мы знаем, что взрослым она дается для каждого действия (ad singulos actus).

4. Мы знаем, что она дается не всем людям, а кому дается, тем дается вовсе не по заслугам дел, а также не по заслугам воли тех, кому она дается; это более всего очевидно в отношении младенцев

5. Мы знаем, что тем, кому она дается, она дается даром (gratuita), по милосердию Божию.

6. Мы знаем, что тем, кому она не дается, она не дается по праведному суду Божию.

7. Мы знаем, что все мы предстанем на суд Христов52, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое53, а не соответственно тому, что он сделал бы, если бы пожил дольше.

8. Мы знаем, что младенцам также предстоит получить доброе или злое сообразно тому, что они сделали, живя в теле. А сделали они это не сами по себе, но при помощи тех, благодаря ответам которых, произнесенным вместо них, можно говорить, что младенцы отверглись от диавола и уверовали в Бога. Потому они относятся к числу верующих, принадлежа [к тем, о ком сказано] в изречении Господа, говорящего: Кто будет веровать и креститься, спасен будет. А с теми, кто не приняли этого таинства, происходит то, что следует далее: А кто не будет веровать, осужден будет54. Итак, и они, как я уже сказал, если умирают в этом малом возрасте, то, несомненно, [судятся] соответственно тому, что сделали, живя в теле, то есть за то время, которое жили в теле, когда уверовали или не уверовали посредством уст приносящих их [для крещения], когда были или не были крещены, когда ели или не ели Плоть Христову, когда пили или не пили Кровь Его55 – они судятся соответственно тому, что сделали, живя в теле, а не соответственно тому, что сделали бы, если бы дольше пожили здесь.

9. Мы знаем, что блаженны мертвые, умирающие в Господе56, и никакого отношения к ним не имеет то, что они сделали бы, если бы прожили более длительное время.

10. Мы знаем, что те, кто своим сердцем веруют в Господа57, делают это по своей воле и свободному решению.

11. Мы знаем, что мы, будучи уже верующими, поступаем согласно правой вере, когда молимся Богу о тех, кто не желают веровать, чтобы они пожелали этого.

12. Мы знаем, что правильно и истинно мы должны воздавать и всегда воздаем Богу благодарение о тех из них, кто уверовали, [считая это] Его благодеянием.

В этих двенадцати положениях содержится истинное учение о благодати

17. Я думаю, ты понимаешь, что я в этих [положениях], о которых сказал, что мы это знаем, не хотел упоминать все, относящееся к кафолической вере, но [говорил] лишь о том, что касается вопроса о благодати Божией, о котором идет у нас рассуждение, а именно: предшествует ли эта благодать человеческой воле или же следует за ней, то есть – чтобы выразить это еще яснее – дается ли нам благодать потому, что мы желаем, или же посредством нее Бог делает так, что мы желаем. Итак, если и ты, брат, вместе с нами признаешь эти двенадцать положений, о которых я сказал, что мы знаем их как относящиеся к правой и кафолической вере, то я благодарю Бога, – а благодарил бы я Его не истинно, если бы благодать Божия не сделала так, что ты их признаешь. И если ты признаешь их, то не нужно нам больше никакого спора по этому вопросу.

* * *

*

CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978–989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403–425

51

Ср.: Рим 5:12.

55

Ср.: Ин 6:54.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / Письмо 217. К Виталию Карфагенскому. 273-295 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle