архиеп. Феоктист (Мочульский)

Отделение первое. О Сущности Священного Писания

§ 1

Сущность или главный предмет Священного Писания: Бог Дух чистейший, единосущный и триипостасный.

Существенные свойства всем ипостасем общие: Бог существом един, превечный, вездесущий, премудрый, правосуднейший, всеблагий, всемогущий, всесвятый.

Ипостасные свойства: сей единый триипостасный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, и сии три ипостаси едино суть существом. (1Иоан. 5:8).

Триипостасного Божества действия внутренние и внешние.

Внутренние предвечные, внутрь Божества сущие: Бог Отец не рожден ни исходящь; Бог Сын от Бога Отца предвечно4 рожден; Бог Дух Святой от Бога Отца предвечно исходящь.

Действия Божии внешние, ко всем тварям, а особливо к человеческому роду, паче же к верным относящиеся, суть всем трём Божиим ипостасям общая.

§ 2

Создание мира, искупление человеческого рода и будущий всемирный суд объемлют, сближают и сосредоточивают всю окрестность, все части Христианского учения, и соединяя начало времён и самую вечность, подают нам спасительное вразумление о временном и вечном блаженстве нашем и поучают нас, коликое зло есть грех, когда для избавления смертных от греха и казни предлежало снийти на землю предвечному Божиему Сыну, егоже глас землю тогда поколеба (Евр. 12:26; Исход 19:18), когда Господь через Моисея на горе Синайстей Израильтянам преподавал закон; но законодавец сей устами Пророка Аггея вещает: еще единою потрясу небом и землею; (Евр. 12:26; Аггея 2:7) потрясл Сыне Божий не токмо землёю, но и небом в первое своё на землю снисшествие во время своего от Преблагословенной Девы Марии рождения, во время своего спасительного на земли учения и своего на кресте страдания и смерти, во время своего воскресения, на небо вознесения и ниспослания Духа Святого на Апостолов: но еще единою потрясет во время своего на суд пришествия, да пребудут яже суть неподвижимая. (Евр. 12:27)

§ 3

Вся в мире сем движима, вся изменяема: но учение о Христе и Церковь Христова от начала мира продолжается и продолжаться будет и в бесконечной вечности; поелику Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки, (Евр. 13:8) не токмо в рассуждении своей ипостаси, но и в рассуждении своей Церкви, которую препровождает Он от сложения мира через бури, вихри и волны до тихого на небесах пристанища, всем верным уготованного.

§ 4

Тайне Святейшей Троицы научают нас действия Божии внутренние, превечные, внутрь Божества сущие: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой; но о сей тайне научаемся мы когда читаем о создании мира, а паче человека. Самые первые Священного Писания слова: в начале сотвори Бог небо и землю, (Быт. 1:1) суть первым предзнаменательным Святейшей Троицы доказательством; ибо речения сии: сотвори Бог (по-еврейски Бара Элогим).5 Бара состоит из букв, означающих Отца, Сына и Духа, и положено в числе единственном для доказательства единого в Божестве существа; Элогим положено в числе множественном к показанию трёх Божиих ипостасей; различие между Егова и Элогим6 следующее: Егова означает существо Божие; Элогим действия Божии внешние; и как создание мира есть действие Божие внешнее, всем трём ипостасем общее, то для сего-то Моисей написал Элогим (то есть, Триипостасный Бог) сотвори небо и землю: а тот же Моисей, когда писал о едином существе Божии, (Второз. 4:35) написал Егова.

Триипостасный Бог, когда производил другие творения, то при каждом произведении повелительным образом говорил: да будет свет! да будет твердь, и прочее. Приступая же к созиданию человека, переменяешь речь свою, и по общему Святой Троицы совету, предначиная созидать человека, рече: сотворим человека по образу нашему и по подобию. (Быт. 1:26) И так при сотворении мира, а паче при созданий человека явственны Святейшей Троицы действия; но явственнее оные зрим при устроении человеческого спасения.

§ 5

Бог Отец по таинственному Всесвятой Троицы предвечному совету, благоволил послать в мир единородного Сына своего, да в видимом образе совершить дело спасения нашего.

Бог Сын нас ради человек и нашего ради спасения от Преблагословенной Девы Марии, Духом Святым приосененной, воплотился, и в видимом образе вся к нашему спасению устроил.

Бог Дух Святый, содействуя совершению спасения нашего в благодатных таинствах нас освящает, и подаёт нам вседетельную силу к беспреткновенному прохождению предназначенной самым Спасителем Христианской добродетельной жизни, для достижения блаженной вечности заслугами Его нам приобретённой.

И так мы, взирая мысленными очами на спасение наше от начала мира устпрояемое, узнаём, что совершитель оного есть сам Бог, благоговейно в Троице святой поклоняемый.

Но поелику предвечный Сыне Божий Иисус Христос собственно приял7 на Себе дело нашего спасения, и по воплощении своём священнейшими подвигами своими, страданием и крестной своей смертью удовлетворил правосудию Божию за грехи человеческие: того ради и воспоминается аще сладчайшее имя Иисус Христос в церковных молитвословиях в совершении благодатных таинств и во всех священных обрядах: яко несть иного имене под небесем о немже подобает спастися, (Деян. 4:12) кроме сладчайшего имени Иисуса Христа Спасителя миру.

§ 6

Не может разум наш постигнуть, какое пространство занимает солнечный светозарный круг и лучи оного как действуют на вселенную через столь многие тысячи лет без всякого в них ущерба? – каким образом солнечная светлость, к зрению нашему прикасающаяся, заставляет душу нашу чувствовать вид отдаленных предметов? как в человеке два существа духовное и плотское сопряжены вместе?

Все сии и прочие бесчисленные в творениях Божиих происшествия нам непостижимы; но мы действию их верим. Как же не верить тем Божиим действиям, которые от Бога нарочно нам открыты в Священном Писании?

Два во Христе естества, Божеское и человеческое, но Ипостась едина: якоже бо душа словесная и плоть един есть человек: тако Бог и человек един есть Христос. (Символ. Св. Афанасия)

§ 7

Для человеческого искупления надлежало быть Богочеловеку.

Богу, яко человеком прогневанному.

Человеку, яко Бога прогневавшему.

Богоселовеком же долженствовало быть Божию Сыну, яко быти ему и на небесех Сыну и на земли Сыну, да сохранит свойство ипостаси своея. Следовательно, во Христе два естества, Божеское и человеческое8.

§ 8

О двух Христовых естествах Божеском и человеческом Священное

Писание вещает нам иногда о Христе по единому Божескому естеству, иногда по единому естеству человеческому, иногда по обоим естествам Божескому и человеческому совокупно; и по сему единению естеств Божеского и человеческого во единой ипостаси Христовой, говоря о Христе, надобно понимать оба естества неслитно и нераздельно.

§ 9

Три Христовы звания: Пророческое, Священническое и Царское.

Пророческое Христово звание: что Он нам открыл волю Божию, силу Священного Писания и благодатных таинств, и предсказал будущая. (Матф. 4:23–24, 2)

Священническое: что Он принёс себе на жертву во удовлетворение правосудию Божию за грехи всего мира, примирил всех с Богом Отцом и ходатайствует о всех. (Исаи 53:5; 2Кор. 5:19; Евр. 7:24–25)

Царское: что Он имеет власть на небеси и на земли, и есть глава Церкви и Судья вселенной. (Матф. 28:18; Деян. 1:11)

§ 10

Два Христова состояния: смиренное и превознесенное.

Смиренное, или умаленное по воплощении даже до самой смерти, смерти же крестной.

Превознесенное: по воскресении и вознесении на небо превыше воздушного и звёздного неба; на небо, светом неприступным озаряемое (1Тим. 6:16), или как тот же Апостол в другом месте пишет: на небо превыше всех небес, да исполнит всяческая; и да о имени Его всяко колено, поклонится, небесных и земных, и преисподних. (Ефес. 4:10; Филип. 2:10)

§ 11

О трёх званиях Христовых: Пророческом, Священническом и Царском, в состоянии смиренном и превознесенном примечания следующие:

1-е. В состоянии смиренном исполнил Христос Пророческое звание, когда пречистыми усты своими учил и на двенадцатом году отроческого своего возраста; и сие учение Его было приуготовлением к будущей торжественной Его проповеди, которая началась с того времени, когда на тридцатом году при крещении во Иордане и при преображении на Фаворе свыше от Бога Отца провозглашён предвечным Божиим Сыном, глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих: того послушайте; (Матф. 3:17; Лук. 9:15) и сей небесный Учитель, продолжая спасительное учение своё более трех лет изъяснял точную сущность закона, учил Евангелию, предлагая народу о важном деле искупления и о всех делах, ко спасению человеческому необходимо нужных.

Его учение не только поражало чувства слушающих, но и особенно просвещало души и сердца верующих: и народи дивляхуся о учении Его; бе бо уча их, яко власть имея, а не яко книжницы и Фарисее. (Матф. 7:29)

2-е. Христос исполнял священническую должность через всё пребывание своё на земли даже до крестной смерти, удовлетворяя правосудию Божию за грехи человеческие, и ходатайствуя о всех верующих. (Иоан. 17:9–24)

3-е. Исполнял Христос царское звание через всё своё на земле пребывание и при самой крестной смерти своей, соразмерно священническому своему званию; поелику Он в смиренном состоянии должен был совершить священническую свою должность для удовлетворения правосудию Божию за грехи человеческие: того ради царское своё звание соображал смиренному своему состоянию, предположенному от века для спасения человеческого; однако чудеса Его означали, что Он не простой человек, но купно истинный Бог, Господь всяческих и Царь и истинный Мессия. Христос чудеса свои проявлять запрещал: однако верующие провозглашали оные. К чудесам Христовым относятся и те благодатные Его действия которые открылись и в учениках Его, Им собранных, наставленных и утвержденных преестественным учением и Божественною Его властью.

§ 12

О препрославленном Христовом состоянии.

1-е. Христос в сём состоянии исполнил Пророческую должность, когда по воскресении своём через четыредесять дней паки изустные предлагал ученикам своим наставления, доколе вознесся на небо беседуя наиболее с ними о всеобщем воскресении и о царствии Божии; по вознесении своём на небо сниспослал Духа Святого на Апостолов да исполнит через них всяческая в деле спасения человеческого.9

2-е. Священническую должность исполняет Христос и ныне, сидя одесную Бога Отца, и сыновнею благопокорностью ходатайствуя о нас. Благопокорность Его есть таже самая, которую Он изъявлял Богу Отцу, быв в смиренном состоянии. Сия-то Христова благопокорность и ныне делает нас любезными и благоприятными единому и томужде истинному Богу. (1Иоан. 2:1; Рим. 8:34; Евр. 7:25; 1Тим. 2:5)

3-е. Исполнил и исполняет Христос царское своё звание, когда по воскресении своём из мертвых все гробные утверждения оказались тщетными, и к ученикам своим пришёл затворенными дверьми, восшёл ко Отцу на небо где и нам предуготоивил место; (Иоан. 14:2–3) и яко Глава Церкви сохраняя оную, препровождает её сквозь бури и непогоды до предназначенного пристанища, даже до лет устроения всех, даже до пришествия своего на суд, где праведницы просветятся яко солнце

в царствии небесном, (Деян. 3:21; Матф. 13:43) а неверные и законопреступники, ожесточенные и нераскаянные пойдут во тьму кромешную. (Матф. 25:30)

До зде объяснение о сущности Священного Писания относительно о единосущном и Триипостасном Божестве и о Божиих действиях внутренних и внешних; следует самократчайше сказать о вере и любви, яже о Христе Иисусе. (2Тим. 1:13)

* * *

4

О сем предвечном Бога Сына от Бога Отца рождении доказывается оными Бога Отца словами; Сын мой еси Ты, Аз днесь родих тя. (Псал. 2:7) Речение сие днесь означает такой вечности пункт, который никогда не начинался и во веки не скончается. Равно и исхождение Бога Духа Святого от Бога Отца ипостасное вечное; послание же Бога Духа Святого от Бога Сына на Апостолов временное. Егда же приидет Утешитель, его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит той свидетельствует о мне: рече Христос ко Адостолам (Иоан. 15:26).

5

 ארָבָּ в Еврейском языке идут слова от правой руки к левой.

6

הוָֹחיְ םיהַֹלאֱ Егова, единственного числа, означает единое существо в Божестве; Элогим множественного числа, доказывает три ипостаси в Божестве.

7

И в сем Иисуса Христа можно уподобить тому благотворцу, который бы по одному милосердию своему взявши на себя неоплатные многих должников долги, восхотел сам удовлетворить всем заимодавцам для освобождения всех должников. И потому-то в Священном Писании грехи человеческие часто называются долгими.

8

Символ Св. Афонасия, Анастасия, Кирилла и Максима о верее напечатан пред Псалтирью.



Источник: Драхма от сокровищ Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета. Сокращение правил, при чтении Священного Писания к знанию потребных. В пользу Священно и Церковно-служительских детей Курской Семинарии в высших классах обучающихся. Москва. В Синодальной Типографии, - 1809

Комментарии для сайта Cackle