Библиотеке требуются волонтёры
И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 3. Библейский канон

<Всех приветствую и всем кланяюсь, > и мы продолжаем наши занятия, посвящённые Библейской истории Ветхого и Нового Заветов.

И <исходя> из прошедших лекций вы чувствуете, что мы занимаемся очень серьёзным делом. Делом настолько серьёзным, что выход после этих занятий у каждого человека должен быть только один: углублять то, что вы получаете на курсах, путём самообразования, внимательного чтения, бесед и встреч с такими людьми, которые желают слышать слово Божие. И, как говорит Апостол Павел, от этого общения происходит великая польза, ибо мы все нуждаемся в утешении нашей верой, Господь постепенно будет раскрывать перед вами тайны Своего Писания, приобщать к нему с тем, чтобы вы это не хранили в себе, а преподносили другим: не ставя перед собой планетарной задачи обратить всех, а хотя бы заронить общей верой: вашей, – скажет он, – и моей (см. 1Фес. 4:6–8). И вот из таких общений будет вырисовываться ещё одно удивительное свойство. Вы увидите, как в кого-то одного вашу живую веру. Потому что вот мы читаем у пророка Амос – Господь через него сказал, – что Я пошлю голод на землю, – не голод хлеба и не жажду воды, но жажду слышания слов Господних (см. Ам. 8:11). И вот эту жажду призваны мы удовлетворять. Нам будет очень стыдно перед той Самарянкой, с которой Господь беседовал у колодца Иаковлева. Она никак не могла вначале Его понять и всё думала, что идёт о речь той пульсирующей воде, которая в колодце.

Откроем все 4-ю главу Евангелия от Иоанна. Видя, что она не понимает Его слов, но сердце её готово и открыто к их восприятию, Господь переводит беседу на личную тему её жизни и показывает, что, как сердцеведец, Он знает, с кем Он беседует. Ему известна её жизнь, она и пришла-то в жаркий полдень за водой, чтобы не было встречных, ибо она, очевидно, несла поношение от своих, где жила. И вот столкновение, встреча с Иисусом преобразила её полностью. И что Он ей говорит? То, что Он сказал ей, сказал всем здесь присутствующим. Посмотрите 13-й стих, 4-й главы:

Ин. 4:13–42

«Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию [показывает на колодец], возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (ст. 14).

И вот таким источником для каждого из нас является наше сердце.

<Далее,> с 19-го по 26-й стихи:

«Женщина говорит Ему в ответ: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. <...>Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: Это Я, Который говорю с тобою».

Не какому-то анахорету, не какому-то богослову, а именно простой женщине Господь открывает три великие истины религии:

1. Поклонение Богу не связано с местом. Поклоняться Богу надо в духе и истине. И таких поклонников Бог ищет Себе.

2. Бог есть Дух – и такова Его природа, хотя слово дух и не раскрывает, что же это за природа божественная. Вот мы употребляем слово, не погашая во всей глубине его значения. Поэтому и служение Ему должно быть духовным и совершаться в первую очередь внутри нашего сердца. <Святитель> Игнатий (Брянчанинов) при наречении его в епископы произнёс прекрасную проповедь. Он сказал, что никогда не мечтал и не думал быть епископом, он хотел быть епископом своего сердца и приносить в нём Богу словесную жертву хвалы. Господь хочет, чтобы наше сердце было именно таким.

           3. И третья великая истина: Мессия, которого все ждут, в том числе и Самарянка, это Он Сам, Который говорит с нею. Она всё на свете забыла: и кувшин, и зачем пришла, – и побежала в город, и вывела к нему всех жителей, которые, благодаря ей, все пришли к вере. Она стала сразу источником воды живой, текущей в жизнь вечную.

Мы город не обратим, но в тех людей, которых Господь высылает прямо на нас, можем заронить зерно веры. Это явный знак, что мы должны с ними заниматься, беседовать, и, глядишь, может быть, что-нибудь да и прорастёт. Вот как преподобный Серафим (икона которого прижизненная сейчас в Троицком соборе находится), говорит своему любимому ученику Тимону: «Отче Тимоне, сей и на камени, сей и на песце, сей и в тернии. Может быть, что-нибудь да и прорастёт». Это и будет тот скромный результат, который мы можем иметь по милости Божией. Миссионеры – это подвижники, это мученики. Миссия Церкви – особая миссия. Но прежде чем идти с миссией в мір, надо самого себя приготовить соответствующим образом. И вот, если этого качества не будет, наши слова так и останутся, зависнут в воздухе без всякого воздействия. А вот это следующее: откройте Евангелие от Матфея, Нагорная проповедь, в 16-м стихе, 5-я глава, Господь говорит:

Мф. 5:16 «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Сила не в словах, сила – в светоносной благочестивой жизни. Если это сочетание праведности жизни с благовестием мы реализуем в себе – оно будет приносить плоды. Одно без другого немыслимо. Синоним света – добрые дела. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела. Св. Иоанн Златоуст сказал эту прекрасную фразу: Нет ничего светоноснее благочестивой жизни, – и прославляли Отца вашего Небесного. Конечно, идёт прославление Бога и мы не должны ничего приписывать себе: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему (см. Пс. 113:9). Вот теперь скажите мне, какую последнюю тему мы рассматривали из вводного материала? Библейский канон.

Библейский канон

Библейский канон – очень трудная тема. В каком смысле? Канон – это трость для измерения, которую использовали в качестве эталона при строительных работах. А в отношении книг библейских – это список, перечень книг, признанных Церковью богодухновенными. Этот перечень был сделан, он образовался не сразу.

Ветхозаветную часть Библии мы получили от Ветхозаветной Церкви, от иудеев, а новозаветную к пятому веку определила уже Церковь Христова. Соединив то и другое, – наследие и книги уже христианского времени, – мы получили перечень книг, которые считаются подлинным словом Божиим. Если бы Господь явился здесь сейчас, Он говорил бы то же, что уже сказал 2000 лет тому назад, потому что как Он пребывает вовек (см. Ин. 12:34), так и слово Его пребывает вовек (см. 1Пет. 1:25).

Поэтому никакого нового Евангелия мы ждать с вами не можем. Не можем говорить и допускать даже мысли, что Евангелие устарело, что его нужно обновить, поновить. Вот мунисты говорят: да, Христос не всё сделал, Мун призван довершить Его дело. Это ли не безумные глаголы?

Этот канон, или перечень, не подлежит пересмотру. Он составлен, и этим объёмом мы должны с вами и пользоваться. Ничего не прибавляя, ничего не убавляя.

Но поскольку, как Лука пишет в своём вступлении, многие стали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (см. Лк. 1:1), появилось очень много жизнеописаний Иисуса и Его учения. Люди стремились запечатлеть себя, и под видом, под именем какого-нибудь известного в Церкви человека, стремились протолкнуть и свои ложные, гностические, скажем, мнения, пересыпая их, смешивая их со словами Иисуса. И вот нужно было особое критическое чутьё, чтобы из всех евангелий – а их было множество – определить, что подлинным, адекватным выражением учения Господня являются четыре версии: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Это вот те четыре реки райские, которые выходили из Эдема (Быт. 2:10). Поток общий разделялся на четыре реки, и вот эти четыре реки – и мір-то четвероконечный, крестообразный, – напояют всю вселенную. Один блаженный зашел в храм во время чтения Евангелия за Литургией, и Господь удостоил его такого видения: дьякон читает текст, и после каждого <произнесённого> его слова, это слово отрывается от страницы в виде светильника и поднимается к небу. Вот какое значение тех книг, изучением которых мы с вами занимаемся. С разными целями занимаются изучением Священного Писания. А у нас должна быть вот эта.

Открывайте 2-е Тимофею. Найдите 2-е Послание Тимофею, 3-ю главу.

2Тим. 3:14–17

Два письма Апостол Павел написал к Тимофею, молодому епископу, которого он приблизил к себе, – не потому что он ему понравился, а потому, что Апостолу Павлу было о нём откровение, что это будет великий ему помощник и сотрудник и Апостол. И вот в 3-й главе он этому Тимофею, епископу, пишет:

«А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен [конечно, Павлом он был научен]. Притом же ты из детства знаешь Священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

Которые могут умудрить тебя во спасение – мы не своё любопытство удовлетворяем: меня интересует религиоведение. Вот религиозная область – без всякой внутренней веры – интересует и всё. Так вот, если с этой целью только мы будем изучать, это нам послужит в осуждение. Не нужно забывать, что всё Писание богодухновенно. Мы будем сейчас касаться этой темы. И этот отбор был произведён, зафиксирован на Соборах, и отныне мы не можем с вами изменить объём Священного Писания по своему усмотрению.

Конечно, все книги богодухновенны, но уровень, если можно так сказать, разный. Конечно, для нас вершина, полнота откровения заключается в Евангелии. А весь Ветхий Завет – подготовка к этому явлению. Поэтому все книги богодухновенны, но, однако, степень их богодухновенности разная. Полнота откровения находится в Священных Книгах Нового Завета и, в первую очередь, в Евангелии, в Четвероевангелии.

Итак, этот канон сложился на основе отбора, который длился в течение нескольких столетий. Что касается новозаветного канона, только к 5-му веку практически установилось окончательное решение по поводу того, какие книги считать каноническими, или богодухновенными.

Так и в Ветхом Завете. Был большой спор среди раввинов относительно книги Песнь песней, о книге Екклесиаста. Читая Екклесиаста, человек может разделять такую позицию: а вообще, есть ли Бог? Поэтому <эти тексты> могут посеять такие мысли. Включать их в канон или не включать? Надо всё-таки включать, потому что нужно найти ключ к ним. Это требует очень внимательного изучения: что за этими текстами, которые внешне могут даже носить соблазнительный характер, скрывается? Почитайте Песнь Песней. Описывается красота невесты, красота жениха, их взаимное тяготение друг к другу, их любовные ласки. Что это такое? Вот не разрешали юношам до определённого возраста читать и Екклесиаста, и Песнь Песней, и 19-ю главу Бытия, где о Содоме говорится и о пороках содомских. Но в Писании всё это есть. Оно отражает ту реальную действительность, и не рисует какую-то надуманную жизнь, и показывает, что даже люди призвания, люди великой святости, патриархи, также имели теневые стороны. И вот: един свят, един Господь (Откр. 15:4).

Сенека на вопрос, кто такой святой, дал, по-моему, прекрасный ответ: наименее грешный. Но не безгрешный. Без греха только Богочеловек и Господь наш Иисус Христос. Вот, Тот, в Ком нет греха (1Ин. 3:5), и может спасти мір. И мір жаждал этого спасения, потому что из своей среды он не мог дать такого праведника. Поэтому безумие, с этой точки зрения, ждать мессию, который пришёл бы и водворил на Земле Рай. Это может сделать только Богочеловек, в Котором нет греха и тени греха (см. Иак. 1:17).

Нужно ли было уничтожать книги апокрифические, книги тайные, написанные неизвестно кем и содержащие еретические мысли? С точки зрения науки, этого не надо было делать. С точки зрения <появления> соблазна, может быть, их и нужно было уничтожать и сжигать. Ворочая кочергой в печи книги Даламбера, Вольтера, Руссо, Дидро, митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) говорил: вот как горят эти книги в печи – так горят и их души во аде сейчас.

Очевидно, нужно исходить из ситуации. Для науки: сжигать не нужно, потому что все еретики – это не исчадия диавола. Это были прекрасно образованные люди и духовные – тот же Арий. Образованный александрийский священник, человек с аскетическими такими взглядами, и вдруг он сочинил такую ересь и впал в такое высокоумие. А все в основном такие вещи происходят от высокоумия. А в высокоумие человек может впасть в любом возрасте. Поэтому страсть высокоумия не покидает человека до старости и престарения. Похоть – покидает, высокоумие – нет.

Представьте себе, что вы изобрели какие-то идеи и их разделяют тысячи и десятки тысяч человек. Император Константин за голову схватился. Как? Он стремился к миру и водворил мир, и вдруг всё пришло опять в движение, в хаос изнутри самой Церкви. Как могло так быть? Как это получилось? На увещания отказаться от своих заблуждений – он (Арий) не прислушивался к этим увещаниям; поэтому пришлось созывать Собор. Собор осудил и его, и его учение. Но он не послушался и Собора, соборного решения. Ни одна ересь не прекратилась с решениями Собора. Они продолжали свою деятельность.

И вот здесь опять возникает вопрос, очень сложный, я не знаю, как на него и отвечать. Что делать с этими инакомыслящими, или еретиками? Убеждению они не поддаются и не хотят слушать. Сеют свои плевелы и развращают. Что же с ними делать? Казнить? Ссылать? Пытать? В Евангелии этого нет. Мы возмущаемся, когда читаем: первые три века Церковь под давлением со стороны властей; но ведь когда пришли <другие времена> и Церковь была легализована, Христианство – как религия, государством, стали применяться те же методы, что у язычников. А как это оправдать Евангелием? Господь не велел этого делать. Велел убеждать только словом. Я не знаю, как поступать, как быть, особенно с ересями и сектами мистического толка, с сектами изуверскими. Их нужно, по-моему, изолировать, ссылать куда-нибудь, или не знаю, что с ними делать. Как быть, если сравнить, сопоставить всё это с Евангелием? Посмотрите, что пишет в этой же главе, 3-й главе 2-го Послания к Тимофею Апостол Павел. 10-й стих. Вот он ему пишет:

«А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Лucmpax [а он ему сопутствовал], каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. [А вот, внимание, парадокс. Это религиозный парадокс:] Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь».

Поэтому конца не предвидится этому заблуждению и этому наплыву всяких тоталитарных сект, всяких изуверских сект. Вот они будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

Как составлялся канон? Нужно поднимать всю святоотеческую письменность, начиная с апологий, с апологетов и учителей первых веков. Они в своих творениях ссылаются часто на книги Священного Писания. Выбрав все эти ссылки, можно составить себе <представление>, знали ли христиане III–IV веков Священное Писание в том объёме, какое мы имеем сейчас с вами? Знали, только не имели возможности для их быстрого распространения. Всё переписывалось от руки. Нужно было размножать, нужно было переписывать. При переписках неизбежны ошибки, недосмотры.

Таким образом, появляется постепенно наука Библейская текстология. Основателем её является учёный и богослов Ориген. К сожалению, он также впал в ересь, высказывая некоторые положения. Но он высказывал их для себя, а издатель его оказал ему медвежью услугу. Без его разрешения опубликовал всё, что он даже и не предполагал к публикации, а просто высказывал как своё частное мнение. Ну, например, учение о предсуществовании душ, о том, что диавол спасётся, о том, что в конце концов все придут к вере, и обратятся, и покаются. Многие его положения Церковь наша не при-ни-ма-ет. А ведь он был прекрасный учёный, и он занимался сравнением древнейших списков Священного Писания: Экзаплы, Тетраплы – находил, ездил, искал в книгохранилищах, в храмах эти свитки, сравнивал эти тексты и отмечал разночтения в них.

Но то, что мы имеем с вами – мы имеем чудо. Евреи сумели сохранить <Священные тексты> благодаря тщательным правилам, которые они разработали. Масореты, учёные книжники, разработали правила для переписывания Священных текстов. Благодаря этому скрупулёзному выполнению и тексты переписывались практически без ошибок.

Хорошо. Вот вы имеете теперь представление, что такое канон. Составлялся он постепенно, а ветхозаветную часть мы получили по наследию.

Откройте послание к Римлянам и найдите 3-ю главу. В первых двух главах он <Апостол> говорит, что и язычники, не знающие Бога, погрязли в грехах, и иудеи, знающие закон, также жили в своих беззакониях. Все согрешили пред Богом (см. Рим. 2:12; 3:23). Послание к Римлянам, 3-я глава. И всё-таки он задаёт вопрос: «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество [вот тогда было] во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие».

Они Слово Божие сохранили, но по слепоте своей просмотрели Мессию. И когда Он пришел к своим, свои Его не приняли (см. Ин. 1:11). И вот эта слепота на сердце, умственная слепота (ср. 2Пет. 1:9; 2Кор. 3:15), до сих пор не позволяет им в текстах ветхозаветных узреть Христа.

Откройте 2 Послание к Коринфянам и найдите 3-ю главу. В 3-й главе мы с вами находим такие слова – 14-й стих 3-й главы 2-го Послания к Коринфянам:

2Кор. 3:14–16

«Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают

Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».

Вот при каком условии это может быть. А так, относительно их избрания всё остается неизменным. Вы, конечно, можете предъявить претензию к Богу, почему Он не избрал ассирийцев, греков, римлян, персов, а избрал из семитов семью Авраама. Это тайна избрания. И оно остаётся неизменным.

Посмотрите опять послание к Римлянам и найдите 9-ю главу. Апостол очень переживал, что они упорствуют, и препятствуют его проповеди, и с фанатичным ожесточением не принимают этой проповеди. В 9-й главе он пишет, 1-й стих: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» – вот какой был духовный уровень у человека.

Мы ошибаемся, и часто за проявления Духа принимаем свои эмоции. Это очень опасное дело. Вы должны со своим духовником решать все такие вопросы, которые вызывают сомнение. Можно свою эмоцию благочестивую принять за движение Святого Духа, и это будет страшная ошибка. А он чётко говорит: свидетельствует мне не собственная рефлексия, а совесть моя в Духе Святом, «что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь».

Вот, с чем связано избрание. Оно остаётся неизменным, но при одном условии. Избранник – тот, кто верен избравшему его. А верны ли были иудеи? Конечно, нет. И посмотрите, что об этих иудеях он говорит во 2-й главе Послания к Римлянам, 28-й стих: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти [оно совершалось в восьмой день над младенцами мужского пола], но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога».

Если человек или народ верен Призвавшему, тогда это призвание соответствует действительности. Прочитайте, как к этому избранному народу обращались пророки: народ содомский и гоморрский (см. Ис. 1:10), сыны погибельные (см. Ис. 1:4), отродья грешников (см. Числ. 32:14). Вот вам и эпитеты к избранному народу.

Следующая тема у нас:

Богодухновенность Библии

Прежде чем говорить на эту тему, нужно сказать следующее. Приходится обсуждать темы, которые нельзя обсуждать – по существу, нельзя обсуждать. Поскольку мы не имеем этого в собственном религиозном опыте. Никто из нас не был призван к пророческому служению. А приходится говорить, как Иеремия, до вчерашнего дня частный человек, с сего же дня стал пророком, через которого говорит Господь. Что с ним произошло? Что он испытал? Что за потрясение было? Когда он почувствовал, что Бог дал ему иное сердце? Вот об этом можно читать и можно со слов и говорить; но, не имея этого в личном религиозном опыте, говорить об этом? Лучше, удобее молчание. Лучше бы молчать. Но вот есть такая тема: Богодухновенность Священного Писания. Поэтому хоть немного, но что-то сказать на эту тему нужно.

Чем отличаются книги Священного Писания от прочих гениальных произведений человеческой мысли? Когда блаженный Августин в своих поисках истины перешёл к изучению Священного Писания, в частности посланий Павловых, то он смутился и соблазнился корявостью слога, непоследовательностью – нет того блеска, нет той красоты, какие у Платона, у Сократа, у Аристотеля, у каких-нибудь других витий. Греческое витийство приводится в пример. А здесь и предложения неграмотно построены, и нет этой чистоты языка, но неудивительно, дескать, а кто были авторы-то этих книг – неучёные рыбари, что от них ждать? Вот пока Господь его не просветил, пока он не понял, что скрывается за этим словом, он так думал. И многие соблазняются. Сам Иоанн Златоуст брал уроки красноречия у ритора языческого Ливания, брал у него эти уроки. Действительно, это был знаменитый преподаватель эллинского красноречия. А красноречие, вы сами знаете, какую роль играет, какую силу имеет слово. И вот он даже хотел его <(Иоанна Златоуста)> видеть преемником в своей школе, но, говорит, у меня его похитили, украли христиане. Он уроки взял, но язычеством не прельстился и истолковал нам всё Священное Писание.

И вот богодухновенность. С чем мы знакомы в собственном опыте? Ну, с поэтическим вдохновением. Вы знаете, многие из вас знают, что такое поэтическое вдохновение. Оно находит; считалось, что его посылают некие музы. И все классические произведения <– результат вдохновения>, даже Мильтон в своём «Потерянном Рае» обращается сначала не к Духу Святому, а к музам. Отдаёт дань, что музы посылали это вдохновение. Пушкин прекрасно описал состояние вдохновения. Он совершил прогулку и пришёл к себе в комнату, сел перед камином, и вот в нём просыпаются некие состояния, которые он описал так, что:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы смелые навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

(А.С. Пушкин. Осень. 1833)

Вот, снизошло на него это вдохновение. Можно ли поставить знак равенства между поэтическим вдохновением и богодухновенностью? Ни в коем случае. Это совершенно разные уровни и совершенно разные источники. Прежде чем дать определение, что такое богодухновенность, мы должны посмотреть некоторые тексты, которые могут нас немножко сориентировать в этом плане. Я бы очень просил, отталкиваясь от этих текстов, каждому составить у себя в тетради своё понимание богодухновенности Священного Писания.

Откройте все книгу Исход. И найдите 4-ю главу.

В книге Исход речь идёт о призвании Моисея. Вот жизнь Моисея слагается из 3-х сорокалетий: 40 лет в Египте, 40 лет в земле Мадиамской и 40 лет он водительствует народ в землю обетованную. Так вот, это второе сорокалетие. 40 лет Господь готовит этого человека к миссии великой: освободить народ из плена и привести его в землю, обещанную их отцам – Аврааму, Исааку и Иакову. Он видит купину неопалимую, куст, объятый огнём и несгорающий. Господь открывает ему Своё новое имя – Яхве – и призывает его к этой миссии. Но ведь человек может отказываться даже и от призвания Божия, и в частности он ссылается вот на что – 10-й стих 4-й главы:

Исх. 4:10–16

«И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим [т.е. с детства, я не только не оратор, но имею дефект в произношении, медленоязычный и гугнивый, как говорится в ирмосе], я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал Моисею: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли, Господь Бог? Итак, пойди [внимание], и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить вместо тебя, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; ты будешь ему говорить и влагать слова Мои в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога...»

Вот отметьте это. 4-я глава с 10-го стиха по 16-й.

Я вложу слова Мои в уста твои. А может быть, действительно, кто-нибудь из вас переживал это и вы произнесли некие пророчества и храните их? Я думаю, что нет, такого с нами не было. Но ведь вот и Мариам, сестра его, называется пророчицей, и Аарон, брат, обладал пророческим даром. Они подумали, что они в этом плане равны с ним. А вот равны ли были они с ним?

Открываем книгу Числ, и находим 12-ю главу:

Числа 12:1–8

«И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, ибо он взял за себя Ефиоплянку; и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам [то есть, а что ты из себя представляешь? И мы такие же, как ты, обладаем пророческим даром. Вот обладают, да не в той степени]? И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое к скинии собрания [Скиния собрания – это походная церковь, шатёр, перед которым собирался народ]. И вышли все трое. И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, – он верен во всем дому Моем [то есть выполняет всё], устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?».

Вот и отметьте это: Числ. 12:1–8.

И вот пророки-то должны знать меру свою, в какую им пророчествовать. А то получаются претензии, вот к чему приводят претензии: как вы не убоялись упрекать? Устами к устам говорю Я с ним, а не в гаданиях.

Откроем книгу Второзаконие, и найдите 13-ю главу. Сначала, пожалуй, 9-ю главу.

В 9-й главе Второзакония – а эта книга повторяет то, что было совершено до этого, первому поколению. Это он объясняет уже второму поколению, которое родилось в пустыни. И говорит, что люди, отцы ваши, без конца роптали. И вот за ропот они и были осуждены на сорокалетнее странствование с тем, чтобы все в этой пустыне вымерли. И только новое поколение войдёт в обетованную землю, а из тех людей только два человека. Такая диспропорция показывает, что спасающихся во все времена было мало. 600 тысяч вышло, не считая женщин и детей, а вошло только двое из первого поколения. Вы посмотрите, какая диспропорция. Много ли спасающихся? Немного. Во все времена. И поэтому мне непонятна эта уверенность сектантов: мы спасены, уверовали – и мы спасены. Да откуда такая уверенность? Из чего она проистекает? Правильно, мы спасены. Но нужно добавить одно слово, как и Апостол это делает: «мы спасены в надежде» (Рим. 8:24), мы надеемся, что мы будем спасены, но если под эту надежду не будем работать – эта надежда нас посрамит.

Теперь откройте 13-ю главу. Вот на благородном теле Церкви – как на каком благородном растении – паразитируют всевозможные лианы, и пьют из него соки, и пьют из него соки. И посмотрите, что происходит:

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет при том: “пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им”, – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает [то есть испытывает] вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства<... >».

Ведь кругом процветала магия, колдовство всевозможных видов. Прочтите книгу Александра Меня «Магизм и единобожие» из этой серии «В поисках пути, истины и жизни». Всё свелось в конечном итоге к магизму и оккультизму. У человека непреодолимое стремление обладать, овладеть, подчинить себе, распоряжаться этими силами, космическими, мистическими, какими угодно. Вот он желает обладать этими силами. Кто его подталкивает на это? Ясно, что подталкивает на это отец лжи. Когда человек уходит в эти другие духовности, он там быстро преуспевает, потому что всё построено на самообольщении, на высокоумии, а здесь, напротив, надо просить Бога. И святые просили – если подавал им какие-то дарования – лишить их этих дарований, чтобы не впасть в высокоумие, не соблазниться, не прельститься.

Вот они вышли из одной земли, из Египта, да <попали> в полымя. А что в Ханаанской-то земле? Религии плодородия, связанные с фаллическими обрядами, с фаллическим культом, с религиозной проституцией. А если сама религия санкционирует похоть, и ее обожествляет, и оправдывает, можно было представить, какие были нравы, какое было самоистребление. Поэтому эти народы и нужно было уничтожать. Мы читаем всё это вне контекста. Ах, какая жестокость, ах, какой Ветхий Завет жестокий! Почему это нет? Так он был жестокий. Нравы-то были страшные. Человек не внимал слову: Моисей говорил, его никто не слушал. Поэтому: кто Господень – ко Мне, – подошли левиты – пройдитесь по стану и поразите мечом всех зачинщиков (см. Исх. 32:26–29). Сколько было до этого говорено?

Поэтому нужно иногда применять и такие меры. И они вполне оправданы. А смотрим только с позиций какого-то гуманизма. А гуманисты-то всё и разложили. Вот и образовалось такое общество, где нет понятия греха, и где всё можно объяснить, и всё можно понять и оправдать. Вот и оправдывают всё. А результат какой? Ведь подошли к черте. Подошли к черте, дальше – бездна.

Так вот. Хорошо. Привели их в землю обетованную. А что в этой земле? 18-ю главу откройте, 9-й стих, и без всяких возражений. Вот куда они вошли, 9-й стих.

Втор. 18:9–14

«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой [а ведь эта Ханаанская земля и есть святая земля, и есть обетованная земля], тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь [служение Молоху. Он изображался в виде быка, печь в средине. Раскаляли его добела и бросали туда младенцев, потом вообще признавали очистительную силу огня и вот это служение Молоху], прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых [все виды колдовства перечисляются, все до единой магии: и хиромантия, и некромантия, и по полёту птиц авгуры определяли, по внутренностям животных, по облакам, чародеи, гипнотизёры, спириты – это всё оттуда идёт, и сейчас всё это возрождается]; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сииmo мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей [а эти гадатели и прорицатели и шепчут: вот мне дух сказал: подойти и убей свою мать. Одна девушка походила на курсы, а потом увлеклась вот этими мистическими сектами и вскоре стала преуспевать и слышать голоса. Вот голос ей и сказал: подойди и убей свою мать, что она и сделала], а тебе не то дал Господь Бог твой. [Что же тебе дал Господь?] Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте».

Это мессианское пророчество о Христе. Вот какого пророка должны мы слушать, который пришёл на Землю.

Дальше, 18-й стих: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти».

И разговор ясен. Вот поэтому паразитируют, и всё идёт параллельно. И как человеку разобраться? Вот они и путаются. Даже в названиях. Одинаковые названия божеств. И результат-то, особенно у многих: разные исцеления, разные чудеса, а потом через какие-то 3 месяца вдруг начинает с этим человеком происходить невероятное – в семье разлад, болезни. Ужас что происходит у тех, кто обращаются <к богам чужим>.

Пророка-Христа воздвиг нам Господь, вот Его мы и должны слушать. А вас я благодарю за внимание.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle