свящ. Вадим Маркин

Источник

Лекция 5

Период пятый – От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти

Земля Обетованная

Географическое положение и природа страны

Земля, которую обещал Господь народу Израильскому и к которой теперь привел Он народ свой, представляла собой гористую полосу, которая известна также под названием Палестины.

Эта земля простирается вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов гор Ливанских на севере (Ливан, Антиливан, южные склоны Ермона) до Синайского полуострова на юге (между 31 и 33 гр с. ш. и 34 и 36 гр в. д.).

Общая протяженность Палестины около 250 километров в длину. Ширина Палестины у истоков Иордана не привышает и 70 километров, но на юге эта ширина достигает 250 километров.

Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан.

Внешние природные факторы помогали некоторой обособленности страны. Естественные преграды отделяли Палестину от окружающего мира, разобщали ее с ним, предоставляя своим обитателям свободно выбирать между сохранением отчужденности и полной самостоятельностью и самобытностью и, с другой стороны, сношение с чужими странами.

Самой природой обеспечивалась также и безопасность страны: на юг – безводная пустыня; на север – непроходимые хребты гор; на запад – безбрежное и негостеприимное у этих берегов море; на восток – великая Сирийская пустыня.

По своему внешнему характеру эта страна преимущественно гористая. От северной ее границы начинаются горы Ливана и Антиливана и непрерывными грядами параллельно спускаются до самого юга страны и тянутся по обеим сторонам реки Иордан. Один из этих горных хребтов, склоняясь к западу образует долину, по которой течет река Иордан, а другой, таким же образом понижаясь к западу до самого Средиземного моря образует равнины Филистимскую и Саронскую.

Западная гряда гор, которая тянется через Палестину, по средине прерывается большой равниной Ездрилонской, которая разделят страну на две части – северную и южную. В обоих этих частях горная цепь рассыпается на множество холомов, которые перемешиваются плодороднейшими долинами, а среди этих холмов по местам вздымаются горы. К этим горам относятся на севере – Ермон, Фавор и Кармил; а на юге – Гаризим, Гевал, Сион и гора Елеонская.

Из этих гор самая величественная – Ермон, высотой более 2800 метров над уровнем моря. Эта гора имеет снеговую вершину и видна более чем за 150 километров с более-менее возвышенного места. Другие горы не привышают и трети высоты Ермона, но знамениты связанными с ними великими историческими воспоминаниями.

Промежуточные долины располагаюся на разных высотах. Так, равнина Хеврона является плоскогорьем (высота около 1000 метров от уровня моря). Долина же Иорданская представляет собой глубокую впадину (- 150 метров от уровня моря). А некоторые точки достигают еще болшей углубленности. Так уровень Мертвого моря и прилегающих к нему равнин – около 400 метров ниже уровня Средиземного моря. Это самая низкая точка земного шара.

Вследствие такого своеобразного устройства, Палестина включает в себя широкий контраст рельефа и природных особенностей, которые нигде более не встречаются на земном шаре. Снеговые вершины Ливана и Ермона, так сказать, смотрят на долины и пустыни юга, где палит солнце. В близком соседстве растут самые разнородные деревья – пальмы, любищие зной и дуб, предпочитающий умеренный климат.

С севера на юг, почти в прямом направлении течет река Иордан, беря свое начало в недрах Ермона. На своем пути Иордан протекает через два озера – Меромское и Геннисаретское, и наконец впадает в Мертвое море. Общая протяженность реки около 150 километров, ширина в летнее время – около 25 метров, глубина – от двух до четырех метров.

Из двух озер особенно замечательно озеро Геннисаретское. Оно имеет протяженность более 20 километров в длину и более 10 километров – в ширину. Озеро это отличается чрезвычайной прозрачностью своих вод и имеет большое колличество рыбы. По берегам озера растут финиковые и банановые пальмы, смоковницы, виноград, гранат и другие плодовые деревья. Чрезвычайно теплый и влажный воздух делает плода этих деревов особо чудесными. Окружающая озеро местность поражает своей живописностью и плодородием. Недаром иудеи говорили, что если рай еще есть на земле, то здесь именно дверь, которая ведет в него. Именно здесь, в этой Галилейской земле и проведет 30 лет своей жизни Господь Иисус Христос: здесь пройдет детство Божественного отрока, подготовление его к великому делу спасения людей, здесь будут избраны Апостолы, сотворены первые чудеса, сказаны притчи.

Полную противоположность Геннисаретскому (Галилейскому) озеру представляет Мертвое море, куда изливается Иордан. Оно имеет более 70 километров в длину и до 20 километров в ширину. Лежа в глубоком котловане, оно производит тяжелое и подавляющее впечатление. Вода ее настолько пропитаны солью, что в этих водах не может существовать никакая жизнь. Кажется, что сам воздух вокруг этого озера насыщен соленой горечью. Окружающая местность, которая представляет собой камни, местами пропитанные солью, выглядет пустынно и безжизненно.

Кремнистые берега, поднимающиеся от поверхности моря более чем на 500 метров, лишенные всякой растительности, довершают мрачную картину. Все это напоминает нам о том страшном суде Божием, который постиг беззаконные и нечестивые города, расположенные здесь, в некогда цветущей долине.

Впрочем, присмотревшись к камням мы можем заметить небольшую группу газелей142, прыгающих по скалам или кружащую над скалами птицу, говорящую о присутствии здесь живности. Следами прежнего великолепного плодородия, ради которого Лот, племянник Аврама, избирает эти земли (Быт. 13, 8–13), являются небольшие оазисы, на которых и теперь произрастают редкие бальзамовые растения и различные пальмы. Они образуют радостные зеленые островки среди палящего зноя, выжжевшего все вокруг.

Благодаря своему географо-астрономическому положению в Палестине продолжительность дней и ночей всегда равна 12 часам, и только в самые жаркие летние месяцы и самые холодные зимние месяцы между днями и ночами наступает разница в 2 часа. Переход от дня к ночи и наоборот происходит с удивительной быстротой.

В Палестине собственно только два времени года – сырое и сухое. В начале осени наступают так называемые ранние дожди. В течение нескольких месяцев дождливые дни перемежаются с солнечными. Иногда водяные потоки обращаются в снежные хлопья и град. К концу сырого времени дождь начинает идти еще обильнее и получает название поздних дождей. Это распределение дождей зависит от двух главных источников влаги: Ливанских гор на севере и Средиземного моря на западе. Тающий в течение леты снег на этих горахнаполняет осенню атмосферу влагой, образует облака.

В сухое время года, то есть летом, коорое продолжается от апреля до октября, небо делается совершенно безоблачными не выпадает ни одной капли дождя на землю.

В это время для растительности Господь дает воды через богатые росы, образующиеся по ночам, которые с достаточностью замещают обилие дождя, а северо-западный ветер, в течении всего лета дующий с моря, значительно смягчает дневной зной.

Кроме обычного ветра с моря изредка свирепствует палящий восточный ветер (кадим), который вгоняет едкую пыль во все поры одежды и тела. Но и этот ветер не имеет той гобиельности, которой отличаеется африканский ветер самум.

В этой земле совершенно нет никаких гнилостных болот. Болезни редки и те, которые приключаются, большею частью заносного характера.

В настоящее время Палестина видится паломнику местами пустынною и бесплодной. Но не такой была она в древности. В те времена, когда народ Израиля вступил в Землю Обетованную, она представляла собой как бы искусственный сад, заботливо насажденный среди окружавших страну пустынь.

Земля эта отличается изумительным плодородием, которое давало ей полное право называться страной “где течет молоко и мед” (Исх. 3, 8). Потому Господь через пророка говорит: “Я поклялся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель” (Иезек. 20, 6). По описанию Моисея Господь привел Израиля “в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни – железо, и из гор которой будешь высекать медь” (Втор. 8, 7–9).

Самыми плодородными землями Палестины следует считать Галилею. К югу плодородие постепенно падает, по мере того, как долины сменяются сплошными известковыми холмами. Но и здесь земля изобилует хорошими пастбищами для стад. И только к югу от Хеврона местность имеет совершенно пустынный вид, и только по местам видны оазисы, орошаемые ключевой водой.

Вся береговая полоса представляла исключительно плодородную землю. При самой незначительной обработке земли эта местность давала небывалый хлебный урожай. Здесь прекрасно растут пальмы, маслины, лимоны.

Итак, Земля, в которую вступал Израиль была во всем прекрасна. Смотря на нее, человек видел перст Божий. Особое чувство благодарения и благоговения ко Творцу охватывает человека, видящего эти неземные красоты.

Внешнее политическое положение в древности

Эта небольшая страна располагалась между двумя древними государствами, Египтом на юге и Месопотамии на севере, двумя величайшими центрами Древнего Востока. Это и определяло во многом ее политичискую судьбу. Мы увидем в дальнейшим, что вся последующая история Израиля будет в тесном соприкосновении с обоими этими государствами.

Земля эта была нечтожно мала в сравнении с обширными пространствами, которые занимались такими государствами древнего мира, как Египет, Индия, Ассиро-Вавилония. С некоторым мест Палестины, с вершин гор, можно было одновременно видеть ее границы на востоке и западе: с одной стороны – волны Средиземного моря, с другой – мрачно сверкающую поверхность моря Мертвого с впадающем в него Иорданом и горами Галаадскими.

Палестина соприкасалась тогда со всеми тремя тогда частями света, здесь встречались Азия, Африка и Европа. Конечно, это было промыслительно: страна представляла собой средоточие, из которого в назначенное свыше время свет Христианской веры мог распространяться в окружающие страны.

В Южном Египте были найдены глиняные таблички, относящиеся к исследуемому нами времени – XV век до РХ. Эти таблички содержат письма палестинских царьков к египетским фараонам. Они достаточно емко рассказывают о политической зависимости Палестины от Египта.

Наряду с политической зависимостью от Египта наблюдалась культурное влияние Вавилона. Переписка велась на Вавилонском языке. Этот важный факт говорит по всей видимости о том, что влиянию Египта над Палестиной предшествовало влияние Вавилонского государства.

Несмотря на свою внешнюю незначительность, страна занимала в высшей степени выгодное и важное положение в древнем мире. Благодаря своему своеобразному положению, она находилась посреде могущественнейших монархий. Караванные пути пустыни и моря неизбежно простирались через эту страну, вернее через ее окраины, но никогда не через ее средину.

Вместе с тем, страна эта в сущности была достаточно уеденена: она нигде не соприкосалась непосредственно с большими и великими идолопоклонническими народами и в то же время об этих народов жителем земли Хананской было достаточно известно.

Современное политическое окружение


Население, его язык, религия и гражданское состояние

Неудивительно, что столь благословенная земля не оставалась безлюдной.

О внутренней жизни людей на этой территории до вступления Израиля в Палестину можно сказать следующее. Страна была населена Хананеями и раздроблена на множество мелких владений или княжеств. Царьки этих княжеств враждовали друг с другом, но все находились в вассальной зависимости от Египетского фараона.

С самой глубокой древности она была густо заселена различными племенами, происходившими от Ханаана, сына Хама. Отсюда и сама земля называлась Ханааном.

Ханаан имел 11 сыновей: “От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей” (Быт. 10, 15). Впоследствии племена ханаанские рассеялись.

Четворе сыновей, родоначальников четырех родов поселились в Сирии и Финикии. Остальные семь заняли и заселяли Палестину (хеттеи, иевусеи, аморреи, гергесеи, евеи, хананеи и ферезеи).

Потомки Иеевусея обитали в Иерусалиме до времен Давида (Нав. 15, 63: “Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня”; 2Цар. 5, 6–9: “И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: `ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые́, – это значило: `не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион: это – город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]. И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри”).

Южную часть приморской долины занимали филистимляне, в соприкосновение с которыми входили еще Авраам и Исаак. Впоследствии филистимляне достигли такого могущества, что по ним и сама страна стала называться Палестиной (от пелиштим – филистимляне).

Среди этих народов по местам встречались остатки первобытного исполинского племени рефаимов, следы которого сохранились и до более позднейшего времени.

Надо сказать, что сами евреи объясняют, что земля эта изначально была сотворена для них и Хананеям была дана подобно тому, как рабу отдают имущество его господина.

Итак, плотность населения этой земли была достаточна высока, имелись города и селения, между которыми раскинулиись великолепные нивы и пастбища. Города были достаточно хорошо укреплены, строились они на вершинах гор, что их делало еще более неприступными для врагов.

Все перечисленные народы, при частных отличиях говорили на одном языке, близком к еврейскому143. И имена этих царей были еврейскими (например, Авимелех, Мелхиседек, Сихем и пр.).

Но не только язык был общим у этих народов с народом израильским. По местам среди них сохранилась и истинная религия, как мы это видим в лице Мелхиседека, который был священником Бога Вышнего, и даже в лице филистимского царя Авимелеха, который также обнаруживал знание истинного Бога: “И было в то время, Авимелех с [Ахузафом невестоводителем и] Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь” (Быт. 21, 22–23).

Но увы, это были только лишь следы. В основной своей массе потомки Ханаана были погружены в самое темное идолопоклонство.

Наиболее развитыый вид идолопоклонства был у Финикиан, который был для остальных некоторым религиозным образцом.

Народы этой страны обожествляли силы природы, которые олицетворялись в божественной чете под именем Ваала и Астарты. Ваал олицетворял солнце, а Астарта – луну. Хананеи предсталяли их не частными произведениями Божественного творения, а как производительные силы природы, возбуждающих к плодоношению землю, животных и людей.

Кроме того Ханаане почитали семь низших богов, олицетворявших собой семь известных тогда племен. Кроме того, был еще особый восьмой бог Асмуна, который олицетворялся под образом змея и считался богом-целителем.

Служение этим богам отличалось крайней степенью разврата. При этом главную роль играли женщины. Жертвенники и капища устраивались на вершинах гор, под деревами, и посвящались Ваалу и Астарте. В каждом капище Ваала был конусообразный камень, как изображение оплодотворяющего органа, служившего главным предметом религиозного чествования. В конце осени совершался праздник печали, заканчивающийся самым грубым распутством. Женщины в течении семи лет скорби отыскивали исчезнувшего Ваала, то есть его деревянное или каменное изображение, от изступленной скорби рвали на себе волосы и ударяли себя в грудь. Жрецы под раздражающие звуки унылой музыки резали себе руки и тело ножами и кололи копьями. Но вот к концу праздника печали все исступленно восклицали: “жив Ваал!” и от этой изступленной радости девицы безстыдно жертвовали своею честию за деньги, которые предназначались в жертву Астарте.

При храмах существовали особые храмовые блудницы, которые в течении целого года предавались распутству как в самих храмах, так и на улицах, и назывались “посвященными” (кедешот).

В честь Астарты мужчины и юноши оскопляли себя и одевались в женские одежды, чтобы этим уподобиться богу, который одновременно был и Ваалом и Астартой, мужеским и женским началом. Эти фанатические скопцы, которые занимались сбором милостыни для капищ, назывались так же посвященными (кедешим).

Понятно, что такая религия всю жизнь этих народов делала нечистою и омерзительною, уже навлекавшею на себя страшный гнев Божий – в наказании Содома и Гоморры.

В гражданском отношении ханаанские народы находились уже на довольно высокой степени цивилизации. Тем более это относится к финикианам, которые в это время уже вели обширную морскую торговлю и знакомы были со всеми сторонами цивилизованной жизни, другие ханаанские племена вслед за ними умели добывать металлы из рудников, ковали золотые и серебрянные вещи для украшения, оружие и колесницы для войны, строили храмы и дворцы, умели укреплять стенами города, вели торговлю и знакомы были с счетоводством и письменностью. На высокое развитие и распространенность письменности указывает замечательное обстоятельство, что один из городов в Южной Палестине носил название Кириат-Сефер, то есть “город книг”, название которого предполагает в нем существование целой библиотеки или книжнего дома.

Книга Иисуса Навина

О книге Иисуса Навина

Книга Иисуса Навина – первая историческая книга Ветхого Завета. По-еврейски она называется “Иошуа”. Она продолжает собой книгу Второзаконие, начинаясь словами “По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву”.

Главная тема всех исторических книг – отношение Израиля с Ягве, его верность или неверность Богу. Вся история народа Израильского есть урок и предупреждение, что благоденствие народа и страны находятся в прямой зависимости от верности истинному Богу. История Израиля есть призыв к покаянию каждого человека и каждого народа.

Вхождение в Землю Обетованную

Израильтяне перед Землей Обетованной

Итак, Израильтяне стояли теперь на границе Земли Обетованной.

“1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:

2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.

3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею:

4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши.” (Нав. 1).

Перед ними простиралась великая земля, обещанная Богом. После сороколетнего странствия народ Израиля возмужал и очнулся от привычки рабского существования с египетских времен. Впереди их ждали раскошные нивы и пастбища.

Но вместе с тем ждали их и укрепленные города, поставленные на высотах гор, делающих их совершенно неприступными для завоевателей.

Несмотря на политическую разрозненность ханаанских племен, завоевать землю Обетованную с ее многочисленными твердынями, требующих для взятия восокого военного искусства, специальных осадных машин, которых конечно небыло у пастушеского народа, странствующего десятилетия по пустыне.

Словом завоевание земли требовало большого мужества и упования на великую помощь Живаго Бога.

“5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.

6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;

7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.

8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.

9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.” (Нав. 1)

Эту помощь, так необходимую народу Израильскому дает Господь Своему доблестному и испытанному воину Иисусу Навину.

Подобно своему великому предшественнику Иисус Навин был полон сил и неустрашимого мужества, вполне отвечая высоте своего положения. Как ближайший сподвижник Моисея, он был знаком со всеми, кто относился к управлению народом и потому не нуждался в каких-либо особых наставлениях. Иисусу было достаточно услышать слово Божее: “будь тверд и мужественен”, чтобы всецело посвятить себя исполнению возложенной на него задачи – завоевание земли Обетованной, завершение дела Моисея.

И Иисус Навин действительно с твердостью и мужеством приступил к исполнению своей задачи:

“10 И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал:

11 пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы придти взять землю, которую Господь Бог [отцов] ваших дает вам в наследие.” (Нав. 1).

Уже сейчас, еще до перехода через Иордан и взятия земли Обетованной, вождь народа Израильского приступает к разделению земли: коленам Рувимову, Гадову и половине колена Манассии Иисус Навин отдает заиорданские земли, но с тем условием, что мужская половина этих колен будут участвовать в завоевании земли Обетованной вместе с другими коленами до полной и окончательной победы:

“12 А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал:

13 вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию;

14 жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им,

15 доколе Господь [Бог ваш] не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца.” (Нав. 1)

Колена, уже получившие землю, выразили свою полную готовность следовать за Иисусом. Они были решительно настроены на победу:

“16 Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем;

17 как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем;” (Нав. 1).

И другим коленам были пример твердости и мужества.

На этот момент приходится чрезвычайная строгость к каждому. Еще были в воспоминаиях те дни, когда Израиль сам отказался вступать в землю Обетованную, за что и был наказан Господом сорокалетним странствованием.

Но не прошло напрасно это сороколетнее путешествие; народ был тверд и решителен и отступать было невозможно:

“18 всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!” (Нав. 1).

Теперь Израиль действительно был готов к тому, чтобы торжественно войти во Святая земли.

Но эта земля не была еще полностью открыта для них. Прежде всего нужно было перейти сам Иордан, а затем взять, стоявший в десятке километров от Иордана, город Иерихон, который как бы держал в своих грозных стенах ключи ко всей земле Обетованной.

Соглядатаи в Иерихоне

Теперь нужно было исследовать переход через Иордан и в особенности сам город Иерихон. С этой целью и были направлены два соглядатая, задача которых была тайно проникнуть в Иерихон и разведовать о его состоянии и состоянии окружавшей его страны.

Пробираясь к Иерихону, соглядатаи наверное изумлялись той роскошии и богатству, которые видели. Окружающая местность и теперь поражает щедростью даров своей природы. Великолепные пальмовые рощи и бальзамовые сады наполняли воздух чудесным ароматом.

Город Иерихон по-еврейски произносится Йерихо и означает “благоухающий”, “благовонный”. Но, по мнению некоторых толкователей оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона.

Иерихон, согласно археологическим данным, с 3000 года по 2000 год до Рождества Христова был под властью Вавилона, то есть симитов.

Иерихон 1-й и 2-й 1900–1600 годов под властью хананеев.

Иерихон 3-й с 1580 года по 1400 год – под египетским владычеством.

Иерихон 4-й между 1400–1385 годами был разрушен Иисусом Навином.

Иерихон – вечный город, основанный на заре человечества, может быть, тем же самым великим царем адамитов Иаредом144.

Город Иерихон существует около 7000 лет. Есть ли ему подобный? Только Иерусалим, существовавший еще не известно сколько времени до царствования в нем Мелхиседека, священника Бога всевышнего. Во всяком случае, Иерусалиму гораздо более 4000 лет. Вавилон же существовал 3000 лет.

В этом городе в дальнейшем предстоит произойти многим событиям. С одной из гор у Иерихона пророк Моисей увидел издалека Обетованную Землю. Здесь же, вблизи Иерихона, увидел Иисус Навин архангела Михаила, который велел ему обнести Ковчег Завета. Иисус Навин чудесно взял Иерихон, семь дней обходя его с Ковчегом Завета. Здесь было явление Гедеону Архангела Михаила.

Недалеко от этого места произошло чудесное взятие пророка Илии на небо. Здесь же пророк Елисей чудесным образом очистил воду горького источника.

В Новозаветной истории мы также встречаемся с этим городом. Именно в этом городе умер Ирод Великий, так как во времена римлян он являлся царской резиденцией. Здесь же, у Иерихона, в заиорданской пустыне жил величайший человек из рожденных женами Иоанн Креститель.

Недалеко отсюда, в реке Иордан, крестился Господь наш Иисус Христос и здесь же было великое событие – Богоявление. Здесь же, на горе Сорокодневной, диавол искушал Спасителя мира.

Закхей был жителем Иерихона, тут его увидел Иисус Христос на смоковнице. Выходя из города Иерихона и следуя в Иерусалим, Господь исцеляет от слепоты Вартимея.

Христос Спаситель любил эти святые места и часто бывал здесь. Воистину это было избранное, великое, историческое место домостроительства Божия.

“1 И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли [в Иерихон и вошли] в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там.” (Нав. 2).

Итак, чтобы не навлечь на себя никаких подозрений, соглядатаи, тайно проникнув в город, остановились на самой его окраинеи нашли приют у некоей Раавы. Она содержала гостиницу, расположенную в городской стене, но эта гостиница была тыкой грязной и сомнительной, что и сама ее содержательница пользовалась в городе худой славой блудницы.

Но жители города Иерихона были начеку. Они видно были напуганы приблизившимся огромном станом Израильтян, который располагался недалеко от них, за Иорданом. Иерихонцы, бдительно следя за всеми подозрительными личностями, приходящими в город, донесли царю:

“2 И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю.” (Нав. 2).

Так должна была окнчится разведка Израильтян, но Раав, видимо знавшая о великих чудесных событиях, сопровождавших исход и шествие Израиля из Египта и искренне веревшая в истинного Бога, решила спасти пришедших странников:

“3 Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом [ночью], ибо они пришли высмотреть всю землю.

4 Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они;

5 когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их.

6 А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле.

7 Посланные гнались за ними по дороге к Иордану до самой переправы; ворота же тотчас затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними.” (Нав. 2).

Раав предчувствовала неминуемое падение города и поэтому, отправляя путников, взяла со соглядатаев обещание пощадить ее и ее родню во время взятия города. Условным знаком была “червленая веревка”, на которой она спустила израильтян через окно своего дома за стену, так как дом ее находился прямо в городской стене.

“8 Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю

9 и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость;

10 ибо мы слышали, как Господь [Бог] иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили;

11 когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу;

12 итак поклянитесь мне Господом [Богом нашим], что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак,

13 что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти.” (Нав. 2).

И Раав получает просимое:

“14 Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы [ныне] не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину.” (Нав. 2).

В то время, когда погоня направилась по дороге вслед за соглядатаями, Раав научила их три дня скрываться на одной из гор Иерихона, а когда погоня вернется, направиться к себе в лагерь.

Спустя три дня, когда погоня вернулась ни с чем, два соглядатая безпрепятственно смогли дойти до Иордана, переправиться и прейти в свой стан в Ситтиме.

“23 Таким образом два сии человека пошли назад, сошли с горы, перешли [Иордан] и пришли к Иисусу, сыну Навину, и пересказали ему все, что с ними случилось.

24 И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас.” (Нав. 2).

Переход евреев через Иордан

Соглядатаи, благополучно вернувшись в стан, рассказали о том, что Иерихонцы были поражены ужасом от побед израильтян.

На следующий же день Иисус Навин приказал двинуться к Иордану.

Это было время жатвы пшеницы, апрель, время, когда Иордан обыкновенно выступал из своих берегов, благодаря таянию снегов на горах Антиливана. Поэтому переход реки в это время был наиболее затруднительным.

“1 И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя его.” (Нав. 3).

Наступал решительный момент в истории народа Израильского. Чаяния великих Патриархов, слышавших Обетования Божии об этой земле, чаяния людей, десятилетия шедших в пустыне теперь готовы были исполниться.

Стан Израиля был выстроен особым образом, так что впереди шли священники, неся перед собой Ковчег Завета:

“14 Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета [Господня] пред народом,

15 то, лишь только несущие ковчег [завета Господня] вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, –

16 вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла.

17 И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.” (Нав. 3).

Так произошел переход евреев через Иордан.

Название Иордан означает “течение”, “ниспадение” или по другому – “река”. Эта священная река протекает вдоль всей Палестины и разделяет ее на две половины. Впервые в Священной истории эта река упоминается в книге Бытия (13, 10: “Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская”).

Свое начало Иордан берет в горах Ермон и Антиливан. Река образуется от нескольких потоков: один течет в Тель-Эль-Кади на западе от Баниаса. Второй источник находится в 6 километрах к северу от Тель-Эль-Кади. Третий источник находится близ Хазбеи, в 19 километрах к северу от Тель-Эль-Кади (холм судей). Кроме того имеются еще несколько источников. Все эти источники сливаясь образуют озеро Маррон (ныне Эль-Гуле). А в расстоянии чуть меньше часа пути ниже озера Маррон построен мост из базальтовых камней с арками. По верованию местных жителей здесь патриарх Иаков переправлялся через реку, возвращаясь из Месопотамии. Через четыре километра затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из озера Иордан своим течением образует Иорданскую долину и наконец вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море.

Итак, весь народ переходит через Иордан.

Первое, что делает Израиль при своем соприкосновении с землей Обетованной, было строительство жертвенника. Так повелел Господь.

“4 Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из сынов Израилевых, по одному человеку из колена,

5 и сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа Бога вашего в средину Иордана и [возьмите оттуда и] положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых,

6 чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: `к чему у вас эти камни?»,

7 вы скажете им: `в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа [всей земли]; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась»; таким образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век.” (Нав. 4).

Так, на ночлеге, в Галгале, недалеко от места перехода Израиля через Иордан, оказались 12 камней со дна реки, которые стали первым жертвенником в Земле Обетованной после возвращения Израильтян из Египта.

12 других камней были поставлены на дне реки, на месте, где стояли ноги священников:

“9 И [другие] двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета [Господня]. Они там и до сего дня.” (Нав. 4).

Как только все Израильтяне перешли через Иордан, и перешел Иордан Ковчег Завета, последними из реки вышли священники.

Переход евреев через Иордан (Нав. 3–4):

Нав. 3, 14–17: Начало перехода: воды Иордана разделяются;

Двенадцать камней из Иордана и двенадцать камней в Иордане (Нав. 4, 1–14);

Нав. 4, 15–18: Окончание перехода;

Нав. 4, 19–24: Значение двенадцати камней.

Нав. 5, 13–15: Встреча Иисуса Навина с “вождем воинства Господня”145.

Взятие Иерихона146 (Нав. 6):

Шестидневное обнесение Ковчега вокруг Иерихона (Нав. 6, 1–13);

Крушение стен Иерихонских (Нав. 6, 14–20);

Нав. 6, 21–24: Спасение Раав;

Имя Раав или Рахав означает “широкий”, “обширный” (Отсюда происходит существительное “свобода”). Раав вышла в замужество за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида (мать прадеда Давида) и Христа Спасителя (Мф. 1, 5).

В Новом Завете Раав упоминается трижды. Кроме указанного случая упоминания ее имени в родословии Спасителя она упоминается также: 1) “Раав блудница, – пишет апостол Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев, и отпустив их другим путем?” (Иак. 2, 25). 2) “Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными” (Евр. 11, 31).

История избавления Раав от смерти, принятие ее в общество богоизбранного народа есть история о том, как ветвь от дикой маслины приносит добрый плод.

Заклятие147 на Иерихон (Нав. 6, 25).

Покорение Гая

Жители Гайские148 обращают Израиля в бегство (Нав. 7, 1–5);

Скорбь и молитва Иисуса Навина (Нав. 7, 6–9);

Обличение Господом Богом в похищении заклятого (Нав. 7, 10–15);

Изобличение Ахана149 во грехе (Нав. 7, 16–21);

Побивание камнями Ахана и семьи его (Нав. 7, 22–26);

Захват Гая (Нав. 8, 10–23).

Ахан из колена Иудина – прообраз Иуды Искариота (Нав. 7, 15). Корыстолюбие – причина страшных бедствий Израильтян).

Завоевание земли Обетованной и разделение ея.

Общая характеристика времен вождей

Времена судей

Времена судей продолжаются от окончания событий завоевания земли Обетованной и рождении Гофониила (1175 г. до Р.Х.) до избрания Саула – первого царя Израильского (1030 г. до Р.Х.), то есть охватывают собою время в 145 лет.

Большая часть пятого периода нашей истории относится ко временам Судей.

Времена Судей описаны в книгах Судей, Руфь и в Первой книге Царств.

Книга Судей

О книге Судей

Суд. 2, 1–4: Основная идея книги – зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу.

Судьи – обличители народа Израильского (книга Судей “софетим” – Евр, “крите” – греч. В названии – главный предмет содержания).

Силом150 – столица страны, местонахождение скинии.

Гофониил – первый судья Израильский

Дальнейшая история Израиля – уклонение в идолопоклонство и обращение народа к Богу во время постигавших их бедствий.

Союз с хананеями (дружба, брачные связи, идолопоклонство – служение Ваалам151 и Астартам152 (Суд. 2, 10–13).

Суд. 3, 8: Иудеи в руках у месопотамского царя Хусарсафема153.

Суд. 3, 9–11: Избавление народа через судью Гофониила154.

Сорокалетнее спокойствие.

Судья Аод

Суд. 3, 12: Очередное падение народа израильского.

Восемнадцатилетний плен у царя моавитанского (Суд. 3, 13–14).

Аод155 убивает поработителя Еглона156 (Суд. 3, 15–26).

Освобождение израильтян на восемьдесят лет (Суд. 3, 30).

Судья Самегар157

Девора и Варак

Суд. 4, 1–3: Притеснение Хананеями. Очередное падение народа израильского. Двадцатилетнее рабство от Иавина158.

Девора159 – судья народа израильского. Женщина – избавительница угнетенных колен. (Суд. 4, 4–5).

Призвание Деворой Варака160. Варак собирает войско (Суд. 4, 6–10).

Войско Варака на горе Фавор, битва с Сисарой161, полная победа над Хананеями (Суд. 4, 12–16).

Суд. 4, 17–22: Иаиль убивает Сисару.

Сыны Израилевы истребляют Иавина (Суд. 4, 23–24).

Песнь Деворы (Суд. 5): “Так да погибнут все враги твои, Господи! любящие Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!”

Сорокалетнее спокойствие.

Судья Гедеон

Суд. 6, 1: Очередное падение народа Израильского, семилетнее рабство от мадианитян.

Суд. 6, 6: Вопль Израиля.

Суд. 6, 7–10: Господь о причине падений в народе израильском. Бедствия народа, как наказание за идолопоклонство.

Особое избрание Гедеона162 (Суд. 6, 11–24), уничиженность Гедеона (Суд. 6, 15).

Разрушение жертвенника Ваалова (Суд. 6, 25–29).

Особое избрание воинов на битву (Суд. 6, 34–35).

Чудесное орошение руна Гедеона (Суд. 6, 36–40).

Прообразовательное значение чуда:

1) руно – народ иудейский, сухая земля – языческий мир, а роса – всеоживляющую благодать Божию (Августин163, Феодорит164 и др.);

2) руно – Дева Мария, роса – Христос, сухая земля – весь греховный мир (Ориген165, блаженный Иероним, канон Богородице).

Суд. 7, 1–8: Уменьшение войска Гедеонова до 300 человек (уменьшил Господь войско, чтобы видели израильтяне чей силой избавлены от зла).

Сорокалетняя спокойная жизнь.

Седьмой судья – Фола166

Восьмой судья – Иаир167

Девятый судья – Иеффай

Усиление идолопоклонства в спокойные времена при судьях Фоле и Иаире.

Суд. 10, 6: Страшное падение в идолопоклонство и оставление Бога истинного.

Суд. 10, 7–9: Теснение народа израильского с двух сторон.

Суд. 10, 10–16: Израиль взывает к Господу об избавлении. Праведный гнев Господень – милость Божия.

Суд. 11, 1–3: Происхождение Иеффая168 (сын блудницы).

Победа над Аммонитянами.

Суд. 11, 29–40: Обед Иеффая.

Два толкования обета Иеффая: прямое и символическое (предпочтительность символического, так как есть прямой запрет человеческих жертв в законе Моисея и фраза “оплакивала девство свое”).

Десятый судья – Есевон169

Одиннадцатый судья – Елон170

Двенадцатый судья – Авдон171

Тринадцатый судья – Самсон

Суд. 13, 1: Седьмое отпадение Израиля и порабощение Филистимлянами172.

Обещание Божие Маною и его жене о рождении сына (Суд. 13, 2–7: Долгое время бесплодны, обещание от ангела).

Самсон173 – зеркало своего народа: с одной стороны – будучи назореем174, то есть полностью посвященным Богу, он был подобным всему народу Израильскому, который был посвящен Господу; с другой, женившись на филистимлянке, отражал пороки своего народа.

Первое проявление чудесной силы – растерзал молодого льва (Суд. 14, 5–9).

Загадка на брачном пире – предательство жены – месть Самсона (Суд. 14, 10–20).

Филистимляне убивают жену и тестя Самсона (Суд. 15, 1–8).

Жители Иудеи предают Самсона Филистимлянам (Суд. 15, 9–13).

Месть Самсона филистимлянам (Суд. 15, 14–20).

Самсон в Газе175 (Суд. 16, 1–3: Врата города занесены на гору).

Далида176 и Самсон, три попытки Далиды узнать источник силы Самсона. Самсон поддается хитрости Далиды (Суд. 16, 4–17).

Самсон в плену у Филистимлян (Суд. 16, 18–22).

Суд. 16, 23–31: Последняя месть и смерть Самсона (гибель языческого капища).

Причина потери силы Самсоном (о важности исполнения обетов, данных Богу).

История Самсона – олицетворение истории народа Израильского (назорейство, необычная сила, блуд, подъемы и падения, смерть под обломками, подобно освобождению народов земли от языческого идолопоклонства через смерть иудейства).

Сила народа заключается только в сохранении им своего завета с Богом.

Миха Ефремлянин и его священник

Пример ужасного нравственного и общественного расстройства израильского народа в период управления судей:

Миха177 делает истукан у себя в доме (Суд. 17, 1–6: Безумство сына и матери).

Самовольное посвящение в священники.

Сыны Дановы178 забирают у Михи идолов и священника (Суд. 18, 14–20: Безумство целого колена).

Особое святилище из истукана Михина в противовес “Дому Божию” в Сихеме.

Левит и его наложница

Яркий пример ужасного нравственного состояния.

Левит едет в Вифлеем за своею наложницей179 (Суд. 19, 1–9).

Ночевка в Гиве Вениаминовой180 (Суд. 19, 10–15).

Гостеприимство старика ефремлянина (Суд. 19, 16–21).

Суд. 19, 22–26: Изнасилование наложницы – знакомое нам описание содеянного в Содоме.

Суд. 19, 27–30: Гнев левита.

Война между Израилем и Вениамином (Суд. 20).

Характеристика периода Судей

Вся история периода Судей есть печальная история постоянных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства с неразлучно следовавшими за ними бедствиями.

Робок голос совести и сознания долга, и пороки берут вверх над добродетелями.

Истинная религия заменена жалкими суевериями.

Безнравственность сделалась настолько всеобщею, что сожительство стало уже заменять брак.

Итог эпохи судей Израилевых: Суд. 21, 25 (последние строки книги Судей): “В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым”. (Сравнение с сегодняшним состоянием народа русского).

Краткая археологическая справка – Гробы Судей Израильских:

В расстоянии одного часа езды на запад от Иерусалима, находятся так называемые “гробы судей Израильских”. В гладкой скале высечены большие ворота, которыми входим на обширный двор, из него чрез двери входим в квадратный и большой покой со свечами. Вокруг сего покоя идут подземные ходы, или катакомбы, образующие два яруса, или этажа, которые соединены между собою сходами; в этих катакомбах в разных пещерах находятся изсеченные ниши, которые хотя и называют гробами судей, но это сомнительно; вернее, что это гробы богатых сынов Иуды; кое-где уцелели еврейские надписи. Гробы эти находятся в пространном поле, покрытом кое-где виноградниками, масличными деревьями и дикими яблонями (описание на начало века).

Книга Руфи

Пример добродетели среди хананейского народа.

Голод в народе Израильском, переселение одного семейства из Вифлеема Иудейского на поля Моавитские. Женитьба двух сыновей Махлона181 и Хилеона182 на моавитянках Орфе183 и Руфи184. Смерть мужа Ноемини185 Елимелеха186 и ее детей (Руф. 1, 1–5).

Решение о возвращении в Вифлеем (Руф. 1, 6–18). Руфь предпочитает идти вместе со свекровью.

Руф. 1, 15–18: Руфь отказывается оставить Ноеминь.

Руфь собирает колосья на поле Вооза187 (Руф. 2, 1–7).

Руф. 2, 8–16: Вооз хвалит верность Руфи. “Не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда” (Руф. 2, 8а), – пророчество об истинности Христианской веры.

Совет Ноемини придти к Воозу (Руф. 3, 1–5).

Руфь повинуется совету Ноемини (Руф. 3, 6–13).

Руфь возвращается к Ноемини (Руф. 3, 14–18).

Вооз разыскивает ближайшего родственника. Отказ родственника (Руф. 4, 1–6).

Руф. 4, 13–17: Женитьба Вооза на Руфи. Рождение Овида188.

История Руфи – пример светлой стороны в период мрачной эпохи в истории израильского народа. Руфь, вслед за Раав, есть напоминание о словах Обетования в принятии истины всеми народами земли.

Первая книга ЦАРСТВ

Общие сведения о книгах Царств

Книги Царств относятся к историческим книгам Ветхого Завета.

В еврейской Библии: 4 книги объедены в два отдела – первый, состоящий из 1 и 2 книги Царств, озаглавлен “Сефер Шемуэль”, то есть книга Самуила, описывающая жизнь и деяния пророка Самуила; второй, состоящий из 3 и 4 книги Царств, надписан “Сефер Мелахим”, т. е. книга царей, рассказывающая об истории Израильского и Иудейского царства.

В греческой Библии: 4 книги с одним надписанием, то есть Цари или книги Царств. Это деление и надписание принято и в русской Библии.

Писатели книг: 1 и 2 книги приписывают пророку Самуилу, 3 и 4, предполагают различными людьми и по частям. Учитывая все критические замечания, автором книг Царств можно назвать священника Ездру (V век до Р.Х. – после Вавилонского плена).

Охват времени всеми книгами Царств – примерно 500 лет (с рождения пророка Самуила до упоминания о Вавилонском плене 1040 – 560 г. до Р.Х.):

1 книга – история Самуила и царя Саула.

2 книга – история царя Давида.

3 книга – правление царя Соломона и разделение царства на Израильское и Иудейское.

4 книга – борьба между царством Израильским и Иудейским, ослабление их и гибель, сначала Израильского, а потом и Иудейского.

Цель написания книг: показать через историю зависимость политического благосостояния еврейского народа от чистоты его религиозно-нравственной жизни. В 3 и 4 книгах показано постепенное угасание величия израильского народа.

Первосвященник Илий – судья народа Израильского

Появление в народе первосвященника Илия189 – указание на пробуждение религиозного духа (в смутное время история ничего не говорит о первосвященниках).

Соединение должности первосвященника и народного правителя указывает на пробуждении в народе понятия, что их сила в религии и в вере в истинного Бога.

Силом190 – место пребывания ковчега Завета и место жительства первосвященника.

1Цар. 2, 22–25: Нечестие Офни191 и Финееса192 – сыновей Илия.

1Цар. 2, 27–36: Пророк возвещает судьбу дома Илия (различие понятий судьбы и рока).

1Цар. 3: Господь через Самуила говорит Илию о суде Своем.

1Цар. 4, 1–11: Поражение Израиля. Взятие ковчега в плен (Потеря ковчега, как закономерное последствие всеобщего нечестия. Святыня не поможет тому, кто не уважает святых заповедей Божиих).

1Цар. 4, 12–18: Смерть Илия (Об ответственности в воспитании).

1Цар. 5, 1–5: Ковчег Божий в Азоте193 в храме Дагона194 (прообраз о благовестии всем народам и о победе христианства над язычниками).

Возвращение ковчега (1Цар. 6, 1–16: Страшные болезни язычников).

Самуил – последний пророк и судия

Рождение и детство Самуила195 (1Цар. 1, 1 – 4, 1):

Ответ на молитву бесплодной будущей матери Самуила (1, 9–18).

Посвящение младенца Самуила Господу (1, 28).

Песнь Анны (2, 1–10: ср. с песней Богородицы).

Отрок Самуил служит перед Господом (2, 11–26).

1Цар. 7, 3–4: Посвящение себя делу поднятия религиозного духа в народе (низвержение языческих божеств, проповедь покаяния).

Торжественное собрание народа от всех колен в Массифе196. Совместная молитва, пост и покаяние в содеянных грехах, торжественное жертвоприношение (1Цар. 7, 5–11: Помощь Божия каждому кающемуся сердцу. О судьбах современной России).

Поставление Самуила судьей Израильским (1Цар. 7, 15–17: После гибели Илия и восстановлении мира).

Домашнее задание

ПЕРИОД ПЯТЫЙ – От завоевания земли Обетованной до учреждения царской власти.

– Выписать в тетрадь пророческую песнь Анны (1Цар. 2, 1–10) и песнь Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 46–55) и сравнить их (письменно);

– Выписать в тетрадь и выучить наизусть отрывок из песни Анны (1Цар. 2, 10);

– Выписать в тетрадь и выучить наизусть имена судей народа Израильского;

– Выписать в тетрадь и выучить наизусть последние строки книги Судей: “В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым” Суд. 21, 25.

Повторить вопросы:

1. Соглядатаи в Иерихоне. Раав-блудница.

2. Переход через Иордан. Взятие Иерихона.

3. События при взятии города Гай. Ахан-вор.

4. Гофониил – судья Израильский.

5. Девора и Варак. Битва с Сисарой.

6. Судья Гедеон. Особое избрание воинов на битву. Чудесное орошение руна Гедеона.

7. Судья Иеффай. Обет Иеффая.

8. История жизни судьи Самсона. Смерть Самсона.

9. Миха Ефремлянин и его священник.

10. Левит и его наложница.

11. История Руфи.

12. Первосвященник Илий и его сыновья.

13. Самуил – пророк и судия. Публичное покаяние народа.

14. Характеристика времен Судей.

Контрольный опрос по периоду от вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти

1. Какова главная тема всех исторических книг?

2. В какой город пришли соглядатаи для осмотрения Земли Обетованной?

3. Показать на карте Иерихон.

4. Чем известна в Священной истории Раав?

5. Что означает название города Иерихон?

6. Показать на карте в каком месте евреи перешли Иордан при вступлении в Землю Обетованную.

7. Где берет начало река Иордан?

8. Где завершает свое течение река Иордан?

9. Рассказать обстоятельства перехода евреев через Иордан.

10. С кем произошла встреча Иисуса Навина близ Иерихона перед его захватом?

11. Каким образом был взят Иерихон?

12. Чем в Священной истории известен Ахан?

13. Из какого колена происходил Ахан?

14. Почему Израильтянам не удалось взять город Гай?

15. Назовите исторические границы времен судей.

16. Назовите временные границы времен судей.

17. Какие книги Священного Писания описывают времена судей?

18. Какая основная идея книги Судей?

19. Где была столица Израиля во времена Судей?

20. Как звали первого судью Израиля?

21. В чем причина постоянных падений Израиля во времена судей?

22. Назовите несколько имен судей народа Израильского.

23. От кого спас Израиль судья Гофониил?

24. От кого спас Израиль судья Аод?

25. Кто такая Девора?

26. Где было собрано войско Варака?

27. Показать на карте место сбора войска Варака.

28. Кто такой Сисара?

29. Кто сражается с Сисарой?

30. Что означает имя Гедеон?

31. От кого спасает Израиль Гедеон?

32. Какие знамения дает Господь Гедеону?

33. Раскрыть прообразовательное значение знамений Гедеону.

34. Рассказать о первом подвиге Гедеона.

35. Какова была начальная численность войска Гедеона?

36. Какова была численность окончательного войска Гедеона?

37. Какова была численность окончательного войска Гедеона?

38. Каким образом Гедеон избирает воинов на битву?

39. Каково было происхождение Иеффая?

40. От кого спасает Израиль Иеффай?

41. В связи с чем Иеффай дал свой обет?

42. В чем состоял обет Иеффая?

43. Дать толкование обета Иеффая с необходимыми аргументами.

44. Показать на карте землю Филистимлян.

45. Кем был порабощен Израиль во времена судьи Самсона?

46. Какое первое проявление чудесной силы Самсона вам известно?

47. Кто была жена Самсона?

48. Какую загадку загадал Самсон на брачном пиру?

49. Как Самсон мстит филистимлянам за убийства жены и тестя?

50. Расскажите о чуде, которое сотворил Самсон в Газе.

51. Покажите на карте город Газу.

52. Как звали женщину, предавшую на смерть Самсона?

53. В чем была причина невероятной силы Самсона?

54. Рассказать об обстоятельствах смерти Самсона.

55. В чем состояло безумство матери Михи Ефремлянина?

56. Какое колено забирает у Михи идолов и священника?

57. Куда едет левит за своей наложницей?

58. В каком городе останавливается на ночлег левит со своей наложницей?

59. К какому колену принадлежал город, в котором остановился левит со своей наложницей?

60. В чем состояло преступление жителей города, где остановился левит со своей наложницей?

61. Покажите на карте город Гиву.

62. Как поступил левит в ответ на содеянное жителями Гивы?

63. Дать краткую характеристику периода судей.

64. Как звучат последние строки книги судей?

65. В каком городе жило семейство Ноемини перед переселением в землю Моавитскую?

66. По какой причине семейство Ноемини переселяется в землю Моавитскую?

67. Как звали сыновей Ноемини?

68. Как звали жен сыновей Ноемини?

69. В какой город возвращается Ноеминь с Руфью?

70. Кем Руфь приходится Ноемини?

71. За кого выходит замуж Руфь после смерти мужа?

72. Каким образом Руфь знакомится со своим будущим вторым мужем?

73. Рассказать родословную линию от Руфь к Давиду.

74. О чем рассказывает первая книга Царств?

75. О чем рассказывает вторая книга Царств?

76. О чем рассказывает третья книга Царств?

77. О чем рассказывает четвертая книга Царств?

78. Кто такие Офни и Финеес?

79. Рассказать обстоятельства при которых ковчег Завета попадает в плен.

80. Каким образом умирает Илий?

81. В каком городе оказывается утерянный ковчег Завета?

82. В храме какого языческого Божества оказывается ковчег Завета?

83. Рассказать обстоятельства при которых ковчег Завета возвращается в Израиль.

84. 1Цар. 2, 10: отрывок из песни Анны – наизусть.

85. Что означает имя Самуил?

86. Почему Самуилу дали такое имя?

87. Как звали мать Самуила?

88. Где получает воспитание Самуил?

89. В каком месте Самуил торжественно собирает весь народ от всех колен для покаяния?

90. Какими словами завершается книга судей?

* * *

142

Автор сам видел этих замечательных грациозных животных на скалах в районе Кумрана.

143

Мы видим, что при частных сношениях друг с другом впоследствии дело обходится без переводчиков и каких-либо трудностей.

144

Иаред был шестым патриархом от Адама.

145

По мнению святых отцов это был Архангел Михаил.

146

Интересно, что археологические раскопки древнего Иерихона показывают, что стены города пали не внутрь, как это бывает при штурме города, а наружу, указывая тем самым на их падение от чудесного землетрясения.

147

Слово заклятие на еврейском звучит “херем”.

148

Название Гай означает “груда развалин”. Город этот назывался также Аиаф, царский город Хананеев с 12 тысячами жителей. Город существовал уже во времена Авраама (Быт. 12, 8) и находился к востоку от Вефиля, близ Беф-Авена.

149

Имя Ахан значит “возмутитель”. Являлся сыном Хармия, из колена Иудина. Долина, в которой был побит камнями Ахан со всем своим семейством, а трупы их сожжены со всем имуществом, находящаяся к северу от Иерихона, отсюда получила свое название – Ахор.

150

Название Силом означает “мир”, “спокойствие”. Город Силом находился в колене Ефремовом, к северу от Вефиля, примерно в 17 километрах от Сихема и 48 километрах от Иерусалима, почти в середине земли Обетованной. Уже Иероним в свое время писал о нем: “Здесь едва видны малые следы развалин, здесь едва заметны основания древнего жертвенника”.

151

Слово Ваал или Вал означает “господин”. Ваалом называли языческое божество, боготворимое в Финикии и Сирии. Первоначально же так некоторые из древних восточных народов, боготворивших солнце, называли свое божество. Это божество было боготворимо вавилонянами, сирийцами, карфагенянами и другими. Возможно, что это то же что Молох, которому Аммонитяне приносили кровавые человеческие жертвы. Позднейшие времена боготворение Ваала господствовало во всей древней Скандинавии и было общим на Британских островах. При служении этому идолу жрецы скакали кругом жертвенника и испускали крики; а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью.

152

Астарта была главным женским божеством у финикиян и сирийцев, подобно тому как Ваал был главным мужским их божеством. Служение этому божеству сопровождалось самыми гнусными оргиями и развратом.

153

Хусарсафем – царь Месопотамский. Восемь лет страдали Израильтяне под гнетом ига Хусарсафема.

154

Имя Гофониил означает “лев Божий”. Являлся сыном Кеназа, младшего брата Халева.

155

Имя Аод означает “сильный”, “крепкий”. Являлся сыном Геры, из колена Вениаминова.

156

Имя Еглон означает “сильный телец”. Так звали Моавитского царя, который вступил в союз с Аммонитянами и овладел городом Пальм (Иерихоном), в котором основал свою резиденцию, где и был умерщвлен Аодом. Отличался необычной тучностью.

157

Значение имени Самегар не определено. Являлся сыном Анафа.

158

Имя Иавин значит “разумный”. Иавин был царем Асорским, угнетавший Евреев 20 лет. Его полководца звали Сисарой.

159

Имя Девора означает “пчела”. Была женой Лапидофа. Жила между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой. Влево у подошвы Фавора виднеется селение Девворы (арабы называют его Дебурия), наименованное по имени пророчицы Девворы, которая, сопровождая судию израильского Варака, воодушевляла его на сражение, доставила победу над Сисарою, полководцем сирийским, и воспела песнь победную Всевышнему (Суд, 4, 5; 5, 1–11). По преданию, именно в этом селении оставались девять апостолов, когда Спаситель с тремя Своими учениками поднялся для светлого Преображения на гору Фавор.

160

Имя Варак означает “блеск”, “молния”. Он был сын Авиноама, колена Нефалимова и жил в Кедесе Нефеалимовом.

161

Имя Сисара означает “порядок битвы”. Он был военачальником войска Иавинова, царя Асорского. Это первый военачальник, который в Священном Писании означается по имени во время долгих войн Израильтян в это время. Войско под его начальством было многочисленно и хорошо устроено, заключало в себе 900 колесниц и представляло замечательный контраст с небольшим войском Варака, состоявшим только из пехоты. Но войско Сисары было поражено Вараком. Сисара укрылся в куще одного Кенеянина, Хевера, и здесь был убит женой его Иаилью.

162

Имя Гедеон значит “разрушитель”. Он был сын Иоаса из города Офры, колена Манассиина. Являлся шестым судией Израильским. Двое его старших братьев положили свою жизнь в освободительной войне Деворы и Варака.

163

Августин – Аврелий – знаменитый учитель церкви IV в. (353–430 гг.), оказавший огромное влияние на развитие богословской мысли на западе. Память его 15/28 июня.

164

Феодорит блаженный – Епископ Киррский (386 или 393 по 457), родом из Антиохии. Известен как самый всесторонний и глубокий писатель V в.

165

Ориген – знаменитый философ-богослов христианства, сын грека Леомида, казненного при императоре Септимии Севере. Родился в Александрии около 185 года. Особенно прославился работой, называемой “гекзапла”, то есть список Ветхого Завета на шести языках, поместив каждый в особом столбце: на еврейском, греческом, перевод Акилы, Симмаха, толковников и Феодотиона. Затем Ориген все подверг детальной критике. Эта работа погибла в 633 году во время пожара в Кессарии.

166

Имя Фола означает “червь”. Фола был сыном Фуи, принадлежавшем к колену Иссахарову. Он судил Израиля 23 года. Жил в Шамире на горе Ефремовой, здесь же умер и погребен.

167

Имя Иаир означает “светодавец”. Судьею был 22 года и имел 30 сыновей. Погребен в Камоне, который находился в Галааде.

168

Имя Иеффай означает “Бог откроет”, то есть освободит, сделает свободным. Иеффай – сын Галаада от наложницы. Иеффай был судьей Израиля 6 лет.

169

Имя Есевон значит “блеск”. В семействе у него было 30 сыновей и 30 дочерей.

170

Елон был Завулонянин, судивший Израиля 10 лет. Погребен в Аиалоне, земле Завулоновой.

171

Имя Авдон значит “рабский”. Сын Гиллела Пирафофянин. Судил Израиля 8 лет.

172

Имя Филистимляне означает “страна странников”. Впервые они упоминаются в книге Бытие, глава 10, стих 14. Земля Филистимская тянулсть по берегу Средиземного моря между Яффою и окраиною Египта. Полагают, что Филистимляне были Египетского происхождения и что они пришли в Ханаан из Кафтора или Крита, отчего они называются иначе Кафторимане. Александр Великий разрушил Филистимский город Газа. Начало Церкви Христовой здесь положено самими апостолами. Города Азот, Лидда, Иоппия слышали проповедь учеников Христовых. Со времен Константина Великого до нашествия Сарацин Христианская Церковь здесь процветала.

173

Имя Самсон означает “солнце”. Сампсон был родом из колена Данова. Он был судьей Израильским 20 лет. Святой Апостол Павел упоминает о Самсоне, как о подвижнике истинной веры (Евр. 11, 32–33).

174

Назореи – класс посвященных евреев, давших различные обеты воздержания. Обет Назорейства принимали часто родители за детей, – так Назореями были Самсон и Самуил. Назореи были временные и пожизненные. Во времена Нового Завета были Назореями Иисус Христос и Иоанн Креститель; апостол Павел был верменным Назореем. Обет Назорейства является прототипом иночества.

175

Газа значит “твердыня”, “укрепление”. Город расположен на берегу Средиземного моря, на южной границе Хананеев, в колене Иудином и находится примерно в 100 километрах на юго-запад от Иерусалима. Во времена Нового Завета Газа упоминается всвязи с повествованием о крещении евнуха Эфиопской царицы (Деян. 8, 12). Нынешняя Газа называется Арабами Гуззех (на середину XIX в.). Жители города Газы сообщают путешественникам много преданий о Самсоне и его подвигах; показывают разбросанные столбы храма, которые он ниспровергнул, а равно и холм, на который он внес на своих плечах городские ворота.

176

Имя Далида означает “жалкая”, “бедная”, “несчастная”. Она была Филистимлянкою вольного поведения, живущая в долине Сарек, в колене Дановом.

177

Имя Миха означает “кто как Иегова”.

178

Даново колено имело свой удел между владениями колен Иудина и Ефремова с одной стороны и между владениями колена Вениаминова и морским берегом с другой. Имя Дан значит “судия”. Он, родоначальник колена, был пятый сын Иакова от Валлы, служанки Рахилиной. Пророчество Иакова относительно Дана: “Дан будет судить народ свой ... Дан будет змием на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня” (Быт. 49, 16–17). Самым известным из потомков Дана был Самсон.

179

“По определению раввинов, – пишет святитель Филарет Московский, – наложница есть жена из рабынь без брачной записи и обручения, коея дети должны пользоваться дарами, но не наследством”. “Евреи, – продолжает святитель, – не только до закона, но и под законом дозволяли себе наложниц. Вероятно, что в сем обычае превращен в правило разрешения пример патриархов Авраама и Иакова” (патриархи Авраам и Иаков имели наложниц Агарь, Хеттуру и др.). Бог терпел эту слабость. Но пример патриархов не дает оправдания от нее.

180

Гива Вениаминова лежала на север от Иерусалима, в недальнем от него расстоянии, по дороге в Наблус. В настоящее время этот город полагают выше Шофата и отождествляют его с местностью Тулел-Эл-Фуль.

181

Имя Махлон означает “слабость”, “болезнь”. Махлон был первым мужем Руфи.

182

Имя Хилеон означает “переходящий”, “тленный”.

183

Имя Орфа означает “женские волосы”, “космы на лбу”.

184

Имя Руфь означает “подруга”, “приятельница”, “дружественная”. Руфь была Моавитянка, жена Махлона. Плодом брака Руфи и Вооза был Овид, дед Давида, и таким образом, Руфь Моавитянка, язычница, сделалась одной из прародительниц Господа Иисуса Христа (Мф. 1, 5).

185

Имя Ноеминь означает “приятность”, “красота”.

186

Имя Елимелех означает “Бог есть Царь”. Он был жителем Вифлиема, мужем Ноемини, родственником Вооза.

187

Имя Вооз означает “крепость”, “сила”. Он был потомок Иуды, отец Овида и дед Иессея, отца Давидова. Он был богатым и благочестивым Вифлеемлянином.

188

Имя Овид означает “служащий”, “услужливый”.

189

Имя Илий означает “Бог есть высок”. Илий был первосвященник и последний судия Израильский из дома Аарона, из рода Ифамара. Илий был судией Израильским 40 лет.

190

Сноску о Силоме смотри на стр. 1.

191

Имя Офни означает “сжатая рука”, “горсть”.

192

Имя Финеес, по Гезению, означает “медные уста”.

193

Название Азот означает “укрепленное место”. Находился на восточном берегу Средиземного моря, примерно в 30 километрах к северу от Газы. Азот можно видеть с одного возвышенного места близ Яффы. Ныне здесь небольшое селение Ездуд, в котором около 500 жителей (на середину XIX в.).

194

Слово Дагон, одни думают, происходит от dagan – рог, другие же производят от слова dag – большая рыба. Так назывался филистимский идол, с головой и руками человеческими, а туловищем рыбы. Его боготворили в городе Газе и Азоте, где храм его был сожжен Ионафаном во времена Маккавеев, и других местах.

195

Имя Самуил означает “испрошенный от Бога”. Самуил жил в 1050 г. до Р.Х. Он был сыном Елкана и Анны, живших в Рамафаим-Цофиме, городе, расположенном на южной границе горы Ефремовой в нескольких километрах на юго-запад от Иерусалима. Недалеко от Вефиля находится селение Рама. Полагают, что это селение есть древний библейский город Армафем (1Цар. 7, 17) – место рождения святого Пророка Самуила. Христиане, овладев Рамою, открыли гробницу Самуила возле еврейской синагоги, и перенесли его прах в Силом. В Раме показывают дом Самуила. Отец Самуила был потомок Левия, через его второго сына Каафа. В книгах пророка Иеремии (15, 1) и Псалмов (98, 6) пророк Самуил стоит наряду с Моисеем и Аароном. Он поставляется первым в ряду тех лиц, которые предвозвещали исполнение веры во Христе (Деян. 3, 14). Ныне гробницу пророка Самуила указывают недалеко от Иерусалима. Ею владеют сейчас евреи и арабы-мусульмане напополам. Память пророка празнуется Церковью 20 августа/2 сентября.

196

Массифа, иначе Масфа, Мицфа, Мицфе (сторожевая башня) – название, прилагаемое ко многим возвышенным и выдающимся по высоте местностям.


Источник: Руководство к изучению Священной библейской истории Ветхого и Нового Завета / Сост. священник Вадим Маркин. – М., 2004. – 331 с.

Комментарии для сайта Cackle