сост. М.Г. Витковская, В.Е. Витковский

Источник

Откровение Варуха

В греческий перевод Ветхого Завета (Септуагинту) включена Книга Варуха, которой на еврейском нет. Варух, ученик пророка Иеремии, жил в 6 в. до Р. X. Ему приписано несколько апокрифов, дошедших на разных языках.

Публикуемый текст – перевод т. н. «Третьего (или Греческого) Варуха», созданного в 1 или 2 в. по Р. X. Вероятно, иудейское произведение было переработано впоследствии христианином. Апокриф близок «енохической» литературе в целом и в особенности славянской Книге Еноха Праведного.

Существует несколько славянских версий этого апокалипсиса.

Перевод выполнен по первому изданию текста в книге:

М. R. James. Apocrypha anecdota. V. II. Cambridge, 1897.

M. В.

Рассказ и откровение Варуха о том неизреченном, что увидел он по велению Божию. Благослови, Владыко.

Откровение Варуха, который стал у реки Гел127, плача о пленении Иерусалима, когда Авимелех сохранен был рукой Божией в садах Агриппы128. И так сидел он у Красных дверей, где пребывала Святая Святых129.

1. Я, Варух, плакал в помышлении моем о народе, как же позволил Бог царю Навуходоносору разрушить град Его, говоря: «Господи, зачем выжег Ты виноградник Твой и опустошил его? Зачем сделал Ты это? И зачем, Господи, не воздал Ты нам другим наказанием, но предал нас язычникам, чтобы надругались они, говоря: «Где Бог их?»» И вот, когда плакал я и говорил это, вижу я, ангел Господень пришел и говорит мне: «Слушай, человек, муж страстный130, не тревожься так о спасении Иерусалима, ибо вот что говорит Господь Бог Вседержитель: послал Он меня пред лицо твое, чтобы возвестил я и явил тебе все Божественное, ибо молитва твоя услышана пред Ним и вошла в уши Господа Бога». И когда он сказал мне это, успокоился я. И говорит мне ангел: «Перестань раздражать Бога, и покажу я тебе другие тайны, большие этих». И сказал я, Варух: «Жив Господь Бог, если покажешь мне и услышу я слова твои, уже не буду я больше говорить; да умножит Бог в день суда суд надо мной, если скажу что-либо впредь». И сказал мне ангел сил131: «Идем, покажу я тебе тайны Божии».

2. И взяв меня, отнес он меня туда, где утверждено небо и где была река, которую никому не пересечь132 – ни одному странствующему дуновению, из всех, что создал Бог133. И взяв меня, отнес он меня к первому небу и показал мне превеликие врата134. И сказал мне: «Войдем через них». И вошли мы словно на крыльях, преодолев расстояние примерно в тридцать дней пути. И показал он мне равнину, бывшую внутри этого неба, и были люди, жившие на ней: лица – бычьи, рога – оленьи, ноги – козьи, а чресла – бараньи. И вопросил я, Варух, ангела: «Возвести мне, прошу тебя, какова толщина неба, где мы держим путь, и каково расстояние его от земли и что это за равнина, – чтобы и я мог возвестить это сынам человеческим». И сказал мне ангел, которому имя было Фамаил135: «Врата, которые видишь ты, ведут на небо, и сколько от земли до него, такова и толщина его, и каково <расстояние от севера до юга>136, такова длина равнины, которую ты увидел». И снова говорит мне ангел сил: «Се, покажу я тебе и бо́льшие тайны». Сказал же я: «Прошу тебя, объясни мне, что это за люди?» И сказал он мне: «Это – те, кто построили богопротивную башню137, и за то удалил их Господь».

3. И взяв меня, отнес меня ангел Господень ко второму небу. И показал он мне и там врата, подобные первым, и сказал: «Войдем через них». И вошли мы, поднятые на крыльях, преодолев расстояние в шестьдесят дней пути, и показал мне он там равнину, и была она полна людей, видом же они походили на собак, а ноги – оленьи. И вопросил я ангела: «Прошу тебя, господин, скажи мне, кто эти люди?» И сказал он: «Это – те, кто дали совет построить башню. Сами они, кого ты видишь, выгнали множество мужчин и женщин для изготовления кирпичей. Женщине одной, делавшей кирпичи, когда пришло ей время родить, не позволили они уйти, но, делая кирпичи, родила она и ребенка своего носила в полотенце, и делала кирпичи. И явившись им, Господь изменил языки их, когда башня достигала высоты в триста шестьдесят три локтя. И взяв бурав, стали они стараться пробуравить небо, говоря: «Посмотрим, глиняное небо, медное или железное». Увидев это, Бог не позволил им, но поразил их слепотой и разноязычием и оставил их как ты их видишь138.

4. И сказал я, Барух: «Се, господин, великое и чудесное показал ты мне. И сейчас покажи мне все ради Господа». И сказал мне ангел: «Отправимся дальше». И отправился я с ангелом дальше от места этого примерно на сто восемьдесят пять дней пути, и показал он мне равнину и змея, длиной, как мне показалось, около двух сотен плетров139. И показал он мне ад, и вид его был мрачный и непотребный. И сказал я: «Что это за дракон, и что за дикость вокруг него?». И сказал ангел: «Дракон этот есть пожирающий тела живущих неправедной жизнью, ими же он питается, то же, что вокруг него – ад, который сам подобен ему, где он пьет из моря примерно с локоть, а воды нисколько не убывает»140. Сказал Варух: «Как же так?». И сказал ангел: «Слушай: Господь Бог сотворил триста шестьдесят рек, из которых из всех первые – Алфей, Авир и Гирик141. И, беря от них, не убывает вода в море». И сказал я: «Прошу тебя, покажи мне, какое древо прельстило Адама»142. И сказал ангел: «Это – виноградная лоза, которую насадил ангел Самаил143, и на это разгневался Господь Бог. И проклял Он его и насаждение его, из-за чего и по какой причине не позволил Он Адаму прикасаться к древу. Восчувствовав же зависть, прельстил диавол Адама древом этим». И сказал я, Варух: «Когда виноградная лоза стала причиной стольного зла и проклята была Богом, и погубила Первозданного, как же теперь она повсюду растет?». И сказал ангел: «Верно спрашиваешь ты: во времена, когда сотворил Бог потоп на земле и погубил всякую плоть и четыреста девять тысяч гигантов, и поднялись воды на пятнадцать локтей выше самых высоких гор, вошли воды в рай и погубили всякий цвет. Ветвь же виноградной лозы раз и навсегда изгнали они и выбросили прочь. И когда показалась из вод земля, и покинул Ной Ковчег, принялся он насаждать из тех растений, которые находил144. Нашел же он и эту ветвь, и взяв, стал помышлять в себе, что это такое145; и придя, сказал я ему о ней. И сказал он: «Посадить мне ее, или что мне делать с ней? Ведь когда Адам был ею погублен, то как бы и я не навлек из-за нее на себя Божьего гнева». И говоря так, взмолился он, чтобы открыл ему Бог о ней, что ему делать. И когда в молитве провел он сорок дней, и много умолял, и плакал, сказал он: «Господи, прошу Тебя открыть мне, что мне делать с этим растением?». Послал же Бог ангела Своего Сарасаила и сказал ему: «Встав, Ной, насади ветвь эту, ибо говорит Господь: «Горечь ее обратится в сладость, и проклятие станет благословением, и рожденное от нее станет кровью Божией146, и как через нее осужден был род человеческий, так вновь через Иисуса Христа Эммануила147 получат люди в ней вышнее призвание и вход в рай». Так вот же еще узнай, Варух, что подобно тому, как Адам через древо это осужден был и лишен славы Божией, так и из ныне живущих люди, ненасытно пьющие рожденное от него вино, совершают преступление, хуже Адамова, и далеки становятся от славы Божией и сами идут навстречу огню вечному. Ибо никакого блага через него не бывает, и происходит так с пьющими его до пресыщения. И брат не щадит брата, отец – сына, дети – родителей148, но из-за винопития случается всевозможное зло, такое, как убийства, разврат, прелюбодеяния, ложные клятвы, воровство и все тому подобное149. И никакое благо через него не совершается»150.

5. И сказал я, Варух, ангелу: «Спрошу я тебя об одном, господин: когда уж сказал ты мне, что выпивает дракон из моря локоть, скажи мне: какова глубина чрева его?». И сказал ангел: «Чрево его – ад, и сколько пролетает свинец, пущенный тремястами мужами, таково и чрево его151. Идем, и я покажу тебе дела еще большие этих».

6. И взяв меня, отнес он меня туда, где начинает свой путь Солнце. И показал он мне колесницу с четверной упряжью, и вырывался из-под нее огонь, и сидел на колеснице человек в огненном венце, и влекли ту колесницу сорок ангелов152. И се, впереди Солнца кружила птица величиной с девять гор153.154 И сказал я ангелу: «Что это за птица?». И говорит он мне: «Она – хранитель вселенной». И сказал я: «Господин, как это – хранитель вселенной? Объясни мне». И сказал мне ангел: «Птица эта летит вместе с Солнцем и, раскинув крылья, принимает лучи его, которые подобны языкам пламени. И если бы не принимала она их, не уцелел бы род человеческий, и вообще ничто живое, но приставил Бог эту птицу». И раскинула она крылья свои, и увидел я на правом крыле ее буквы весьма великие, каждая словно гумно, величиной около четырех тысяч модиев155, и были те буквы золотые. И сказал мне ангел: «Прочти их». И прочел я, и гласили они: «Не земля рождает меня и не небо, а рождают меня крылья огненные»156. И сказал я: «Господин, что это за птица, и как имя ее?». И сказал мне ангел: «Феникс имя ее»157. И сказал я: «А что ест она?». И сказал он мне: «Манну небесную и росу земную». И сказал я: «Испражняется ли птица эта?». И сказал он мне: «Испражняется червяком, а из испражнений червяка получается корица – та, что употребляют цари и правители. Но помедли, и увидишь славу Божию». И пока говорил он, послышался словно бы раскат грома, и поколебалось место, на котором мы стояли158. И вопросил я ангела: «Господин мой, что это за шум?». И сказал мне ангел: «Сейчас открывают ангелы триста шестьдесят пять врат небесных, и выходит через них свет из тьмы»159. И пришел голос, говорящий: «Податель света, дай миру свет!». И услышав звук, издаваемый птицей, сказал я: «Господин, что это за звук?». И сказал он: «Звук, который пробуждает на земле петухов, ибо петух, подобно вторым устам, оповещает мир о наступлении утра своей песней. Ангелы приготовили Солнце – вот и кричит петух»160.

7. И сказал я: «А где пребывает Солнце после того, как кричит петух?». И сказал мне ангел: «Слушай, Варух: все, что показал я тебе, находится на первом и втором небе. И проходит Солнце по третьему небу, и дает миру свет. Но подожди, и увидишь славу Божию». И в тот самый миг, когда говорил он, вижу я птицу, и вновь появилась она предо мною, и мало-помалу увеличивалась она и вырастала, а позади нее – блистающее Солнце и с ним ангелы, несущие венец над головой его, вида и лицезрения которого я не мог вынести. И только засияло Солнце, как раскинул Феникс крылья свои. Я же, увидев подобную славу, умалился от великого страха и бежал, и спрятался среди крыльев ангела. И сказал мне ангел: «Не бойся, Варух, но подожди, и тогда увидишь еще и заход их».

8. И взяв меня, отнес он меня к Западу. И когда пришло время захода Солнца, снова вижу я впереди летящую птицу. И только приблизилась она, вижу я ангелов, и убрали они венец от головы Солнца161. Птица же стала, присмирев, и сложила крылья свои. И увидев это, сказал я: «Господин, зачем убрали они венец от головы Солнца, и отчего так присмирела птица?». И сказал мне ангел: «Венец Солнца, после того, как прошло оно свой дневной путь, забирают четыре ангела и уносят на небо, и обновляют его, ибо осквернился он и лучи его на земле. Да и вовсе каждый день обновляется он подобным образом». И сказал я, Варух: «Господин, а из-за чего оскверняются лучи его на земле?». И сказал мне ангел: «Взирая на людские беззакония и неправедности: блуд, разврат, кражи, разбой, идолопоклонство, пьянство, убийства, вражду, ревность, злословие, ропот, наушничество, гадание и другие вещи, неугодные Богу162. Из-за них оно оскверняется и поэтому обновляется163.164 О птице же, почему она так присмирела: это потому, что сдерживает лучи Солнца, из-за огня и жара в течение всего дня – вот из-за чего она присмирела. Ведь если бы ее крылья, о чем уже говорил я тебе, не прикрывали кругом солнечных лучей, не уцелело бы ни одно дыхание».

9. И когда сложила она крылья, настала ночь с Луной и со звездами. И сказал я, Варух: «Господин, покажи мне и Луну, прошу тебя, то, как восходит она и как заходит, и в каком виде идет по небу»165. И сказал ангел: «Дождись – увидишь и ее спустя короткое время». И день спустя вижу я и ее в виде женщины, сидящей на колесе колесницы. И были впереди нее быки и агнцы запряжены в колесницу, и сонм ангелов также. И сказал я: «Господин, кто эти быки и агнцы?». И сказал он мне: «И они тоже ангелы». И еще вопросил я: «А почему она то возрастает, то убывает?». И сказал он мне: «Слушай, Варух: та, на которую смотришь ты, была записана Богом прекрасной как никакая другая. И в преступлении первого Адама зажгла она свет свой для Самаила, когда навлек он на себя одежды змея. И не скрылась, но возросла, и разгневался на нее Бог, и притеснил ее, и сократил ее дни». И сказал я: «А почему не светит она всегда, но только ночью?». И сказал ангел: «Слушай: как челядь не может смело говорить в присутствии царя, так пред лицом Солнца не могут воссиять Луна и звезды. Ибо звезды висят всегда, однако прикрыты Солнцем. И Луна, оставаясь целой и невредимой, истощается солнечным жаром».

10. И когда узнал я это все от архангела, взяв, отнес он меня на четвертое небо. И увидел я плоскую равнину, и посреди нее – озеро вод166. И были там сонмища птиц всех родов, и не были птицы эти похожи на тех, что здесь, но увидел я журавля величиной с больших быков, превосходящего всех крупных животных, какие существуют в мире. И вопросил я ангела: «Что это за равнина, и озеро, и что за множество птиц вокруг него?». И сказал ангел: «Слушай, Варух: равнина эта вмещает озеро и прочие чудеса, которые есть на ней. Тут, водя бесконечные хороводы, ходят и беседуют друг с другом души праведников167. Вода же – та, беря которую, облака проливаются на землю дождем, и возрастают плоды». И снова сказал я ангелу Господню: «А птицы?». И сказал он мне: «Они – те, которые ежечасно прославляют Господа». И сказал я: «Господин, как же люди говорят, что из моря вода, проливающаяся на землю?». И сказал ангел: «Дождевая вода – та, что из моря, и из земных вод, и вот эта. Та же ее часть, которая дает рост плодам – от этой воды. И еще узнай: от нее – то, что люди называют «росой небесной»».

11. И после того, взяв меня, отнес меня ангел на пятое небо. И были заперты врата. И сказал я: «Господин, разве не отворятся ворота эти, чтобы мы вошли?». И сказал мне ангел: «Не можем мы войти, пока не пришел Михаил, хранитель ключей от Царства Небесного. Подожди же, и увидишь славу Божию». И раздался голос громкий, как раскат грома. И сказал я: «Господин, что это за голос?». И сказал он мне: «Сейчас сойдет архистратиг Михаил, чтобы принять молитвы людей». И вот, пришел голос: «Да отворятся врата!». И отворились они, и раздался скрежет громкий, как при ударе грома. И пришел Михаил, и выступил навстречу ему ангел, бывший со мной, и поклонился ему, и сказал: «Радуйся, архистратиг мой и всего нашего войска!». И сказал архистратиг Михаил: «Радуйся, брат наш и тот, кто толкует откровения живущим праведной жизнью». И так приветствовав друг друга встали они. И увидел я архистратига Михаила держащим великую чашу: глубина ее – сколько есть расстояния от неба до земли, ширина ее – сколько от Севера и до Юга. И сказал я: «Господин, что это держит Михаил архангел?». И сказал он мне: «Это – чаша, куда приходят добродетели праведников и все благие поступки, совершаемые ими, которые затем доставляются пред лицем Бога Небесного».

12. И еще говорил я с ними, как вот, пришли ангелы, неся корзины, наполненные цветами168. И отдали они их Михаилу. И вопросил я ангела: «Господин, кто они и что есть приносимое ими?». И сказал он мне: «Это – ангелы-власти»169. И взяв, опрокинул архангел корзины в чашу. И говорит мне ангел: «Цветы эти – добродетели праведников». И увидел я других ангелов, несущих корзины пустые и ненаполненные. И шли они печальные, и не осмелились приблизиться, потому что не имели наград совершенных. И воззвал Михаил, говоря: «Ну же и вы, ангелы, несите, что принесли». И огорчился Михаил и ангел, бывший со мной, потому что не наполнили они чашу.

13. И так же затем пришли другие ангелы, плача и сетуя, и со страхом говорили: «Взгляни, как почернели мы, господин, ибо преданы мы дурным людям и желаем уйти от них». И сказал Михаил: «Не можете вы уйти от них, чтобы враг не завладел ими окончательно. Но скажите мне, чего вы просите?». И сказали они: «Просим тебя, Михаил архистратиг наш, переместить нас от них, ибо не в силах мы оставаться при людях дурных и безрассудных, ибо нет в них ничего доброго, но всяческая неправедность и корыстолюбие. Ведь ни разу не видели мы их входящими в церковь, или к духовным отцам, или чтобы сделать что-то во благо, но где убийство – они тут как тут, и где блуд, разврат, кражи, злословие, клятвопреступления, зависть, пьянство, вражда, ревность, ропот, наушничество, идолопоклонство, гадание и все тому подобное170, там и они – делатели таких вот дел и других, еще худших. Потому просим мы позволения уйти от них». И сказал Михаил ангелам: «Подождите, пока я узнаю у Господа, чему быть».

14. И в тот самый миг отошел Михаил, и затворились врата. И был голос словно раскат грома. И вопросил я ангела: «Что это за голос?». И сказал он мне: «Сейчас приносит Михаил добродетели человеческие Богу».

15. И в тот самый миг пришел Михаил, и отворились врата. И принес он елей. И ангелам, принесшим полные корзины, наполнил он их елеем, говоря: «Отнесите, воздайте стократ друзьям нашим и тем, кто в трудах совершил благие дела. Ибо посеявшие как должно, собирают должную жатву». И говорит он и тем, что держат пустые корзины: «Давайте же и вы, заберите мзду по тому, что принесли, и воздайте сынам человеческим». И говорит он потом принесшим полные и принесшим пустые: «Пойдите и воздайте хвалу друзьям нашим и скажите им так: «Вот что говорит Господь: в малом верны вы Ему, надо многими поставит Он вас, войдите в радость Господа вашего»»171.

16. И повернувшись, говорит он и тем, которые ничего не принесли: «Вот что говорит Господь: «Не будьте унылы и не плачьте, не оставьте же и сынов человеческих, но когда прогневили они Меня делами своими, пойдя, не дайте им покоя, и прогневите их, и огорчите народ неразумный. Еще вдобавок к этому нашлите гусеницу, ливень, ржавчину, саранчу и град с молниями и громом, и рассеките их надвое мечом и смертью, и детей их – демонами, ибо не услышали они голоса Моего, не соблюли заповедей Моих и не сделали по ним, но презрели заповеди Мои и оскорбили священников, возвещающих им слова Мои»».

17. И при этих словах затворились врата, и мы отступили. И взяв меня, опустил он меня на то место, с какого отправились мы в путь. И придя в себя, принялся я возносить славу Богу, удостоившему меня столь великой чести. Потому и вы, братья, кому в руки попало такое откровение, прославьте и вы Бога, чтобы и Он прославил вас ныне и присно и во веки веков. Аминь.

* * *

6

В Откровении Иоанна (9:3–11) описание саранчи взято непосредственно из Книги Иоиля.

1

Несмотря на то, что Откровение Иоанна есть одновременно письмо к предстоятелям поместных Церквей.

2

Апокриф (греч.) – нечто потайное, скрытое.

127

Реки с таким названием, по-видимому, не существовало. Джеймс, первый издатель текста, предлагал считать, что речь в данном случае идет о Кедроне: действительно, упоминание тут же Красных дверей – одного из входов в Иерусалимский храм – свидетельствует о том, что все происходит или в самом городе, или рядом с Иерусалимом. Кроме того, в сирийском тексте Второй Варух идет плакать в долину Кедрона.

128

Авимелех (Авдемелех) – персонаж ветхозаветной Книги пророка Иеремии (Иер. 38:7–13). В апокрифе Паралипоменон Иеремии, сохранившемся на греческом, эфиопском и армянском языках, рассказывается о том, как накануне захвата и разрушения Иерусалима царем Навуходоносором Авимелех был послан Иеремией в т. н. Сады Агриппы (местность неподалеку от города), где он заснул и проснулся лишь спустя 66 лет – время окончания Вавилонского плена.

129

Святая Святых – скиния, в которой находился Ковчег Завета, со времен Соломона хранившаяся в храме (Евр. 9:3; Исх. 40:3). Красные двери – Деян. 3:2.

Считается, что это вступление, восходящее к Четвертому Варуху (иначе Паралипоменон Иеремии), более позднее.

131

«Ангел сил» все равно что «посланник неба». В «Небесной иерархии» Дионисий Ареопагит говорит о том, что, разделяясь на девять чинов, все небесные сущности в равной мере могут именоваться как «ангелами», так и «силами» (Неб. иерарх. 5:11). Самое близкое место в Новом Завете – 2Фес. 1:7: «Явление Господа Иисуса с неба с Ангелами силы Его». Ср. также: Книга Еноха (греч.) 20:1.

132

Река Океан: ср. Откр. Павла 21, 31.

133

Имеются в виду ветры: ср. Пс. 103:4. Подробнее об этом см. статью С. С. Аверинцева «Ангелы» в «Мифах народов мира» (М., 1991).

134

Ср. Пс. 77:23; Слав. Енох 6 и др.

135

Варианты: Фануил, Рамаил.

136

Текст испорчен, издательская вставка.

138

Параллель к этому рассказу находится в Книге Яшар. О жестокости строителей башни рассказывает и Агада (Изречения равви Элеазара).

139

Плетр – мера длины, равная 29,6 м.

140

Можно понять, что змей и ад, хотя и не отождествляются, тем не менее находятся в какой-то труднообъяснимой связи друг с другом, что справедливо было отмечено Джеймсом в его комментарии. Ср. ниже, в гл. 5: «чрево его (дракона) – ад».

141

Эти названия обычно никак не интерпретируются, за исключением Гирика: Джеймс предлагает видеть в нем реку Океан, опоясывающую Землю (gyros – круг).

142

Резкий поворот темы, вызывавший недоумение издателей. В начале гл. 5 разговор снова возвращается к змею. Это обстоятельство служило основанием для различных предположений относительно возможной неоднородности текста.

143

Самаил (Самуил) – Сатана. Ср. гл. 9. Джеймс говорит об известной ему версии, согласно которой запретным плодом был виноград. При этом он ссылается на еврейские толкования (мидраши) на Книгу Бытия.

144

Ср. Быт. 7 и 8.

146

«Рожденное от нее» – вино; Мф. 26:28–29.

149

Ср. сходные перечни грехов – Мф. 15:19; Гал. 5:1921; ср. так же: Откр. Павла 5.

150

Окончание речи ангела находится в резком противоречии с ее началом, что опять же давало повод думать о вставке. Кроме того, текст в этом месте сильно испорчен. Так или иначе, о пьянстве ср. Завещ. Иуды 14–16.

151

Ср. апокриф. Откр. Иоанна 20. (Любопытная параллель у Гесиода – Теогония, 721–25.)

152

Ср. 4Цар. 23:11; Слав. Енох 6; Книга Еноха 72:5; 73:2.

153

В апокриф. Откр. Иоанна (гл. 3) говорится о книге толщиной «в семь гор».

154
155

Модий – мера объема, равная примерно 8,7 дм3.

156

Буквально «крылья огня» – языки пламени?

157

Ср. описание в Слав. Енох 6: «А огонь ему (Солнцу) дают сто ангелов. И два духа летят в образе двух птиц – один подобен фениксу, а второй – халкедре. Лица у них львиные, ноги, хвосты и головы – крокодильи, окрашены они цветами небесной радуги; величиной по девятьсот мер, и крылья у них ангельские». Ср. также Слав. Енох 8.

159

Шесть и шесть врат (через шесть Солнце выходит, через шесть – заходит «по временам уставным и по обращениям лунным целого года») в Слав. Енох 6. См. прим. С. Аверинцева к этому месту в книге «От берегов Босфора до берегов Евфрата» (М., 1994).

160

О том, что земные птицы откликаются на голос Феникса и, вторя ему, оповещают мир о наступлении утра ср. Слав. Енох 6: «Тогда феникс и халкедра начинают петь стихи. И все птицы на земле бьют крылами, радуются Дающему свет и поют каждая своим голосом: Идет Дающий свет и дарует его Своей твари».

161

Ср. Слав. Енох 6: «…возьмут четыре ангела венец его и вознесут венец тот ко Господу; Солнце же повернет колесницу свою и совершит путь без света; а там возложат на него венец его».

162

Ср. прим. 1.

163

Ср. Завещ. Левия 3:1; Откр. Павла 4–5; Откр. Ездры 7.

164
165

Ср. снова Слав. Енох 6.

166

Т. н. Ахеронтово озеро, ср. Откр. Павла 22, 31; Откр. Петра 14.

167

Можно предположить, что невиданные птицы, о которых было только что сказано, и есть души праведников.

168

Ср. Откр. Павла 7–10.

169

«Ангелы» – общее название для всех небесных сил. В небесной иерархии власти располагаются после сил перед началами (если идти сверху вниз) и таким образом формируют шестой ангельский чин. Примечательно, что здесь именно они оказываются напрямую связаны с людьми, несмотря на свое относительно высокое положение (см. ниже гл. 13).

170

Аналогичные списки грехов – см. прим. 1.


Источник: Витковская М.Г., Витковский В.Е. Апокрифические апокалипсисы. – СПб.: Алетейя, 2001. – 279 с.

Комментарии для сайта Cackle