Н. Авданский

Идея о творении в Писаниях Ветхого Завета

Источник

Среди мировых вопросов, вопрос о миротворении, без сомнения, самый важный и загадочный. Важный – потому, что с него, как со своего основания, начинает свое credo каждая религия и даже каждая философская система. Загадочен – потому, что, мысль о вечном и неизменном начал поражает своею бездонною глубиною1. Усиливаясь уяснить себе этот великий вопрос, человеческий разум перебрал всевозможные его решения, пытался вывести мир из всех возможных элементов, представлявшихся ему сколько-нибудь способными к творческому произведению. Но при всех своих усилиях он мог дойти лишь до определенного пункта творения, за пределами которого его понятие невольно останавливается. Ясно, что вопрос о происхождении мира оставляет почву чувственной действительности, или, как говорит иудейский ученый Маймонид, «не может быть решен посредством убедительных доказательств»2, и переходит в область умозрения и веры. Вот почему и ап. Павел в своем послании к Евреям (11:3) причисляет его к тем вопросам, которые мы лишь «верою разумеваем». Принадлежа таким образом к вопросам исключительно, веры», т. е. к основным вопросам религии, вопрос о миротворении и может быть решен только в области религиозного знания – в богословии3. А как вопрос чисто догматический, он и понят может быть лишь с точки зрения той религии, которая обладает наибольшим развитием своих догматических истин. Таковою же религией является религия Откровения, религия Священного Писания евреев, – как известно, не столько доказывающих свои истины научно, сколько утверждающих их своею верою.

Как мы уже заметили, вопрос о происхождении мира издавна занимал мысль человеческую, но она бессильна была решить его вне откровения Божественного. Глубокая мысль творения никогда не была понята языческими народами. Мир представлялся им или происшедшим из вечной материи, или как бы истекшим из Божества. В первом случае, мир произошел или сам собою, путем саморазвития изначальной хаотической материи (космогония китайцев), или создан божеством, бывшим, таким образом, не творцом в собственном смысле, но только создателем мира, или демиургом его (космогония халдеев, египтян). Во втором, – мир произошел вследствие истечения (эманация) в него пресмирного божества, обратившего, или, лучше сказать, погрузившего существо свое, в видимые проявления вселенной (космогония браминов и ведийцев).

Не то мы видим в древней религии евреев, принятой потом и христианством. Там нет ни малейшего следа, ни пантеистического учения об эманации Божества, ни дуалистического учения о вечном, совместном существовании Бога и материи. Ни на одной странице ее священных книг – Библии не говорится, что существо Божие обращается в природу, т. е. истекает в нее, как равно и матеря нигде не представляется началом вечным, самобытным и противоборствующим Богу. Мир, по ее учению, есть «произведение высочайшей мысли, воли и любви, которая вызвала из небытия в бытие стройное целое, известное под именем мира, и населила его существами, подобными себе, разумными, которая, понимая и наслаждаясь миром, были способны любить Создателя»4. Ясно, что Бог только, Бог Единый и Всемогущий, есть Творец всего существующего, есть, как говорит бытописатель, Творец «неба и земли». Отсюда последняя своим существованием и своею организацией не обязаны ни самим себе, никому-либо из божеств, вымышленных человеком. Чтобы лучше понять и уяснить себе эту идею миротворения, проследим ее как по учению о ней самого бытописателя, так и по учению других ветхозаветных авторов. По учению священного бытописателя, все существующее на небе и на земле, а, следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало, и все сотворено Богом, Который один только вечен и существовал в довременном бытии. И вот в «начале» то временного бытия 5 Бог и произвел, или точнее, сотворил «небо и землю», т. е. «сущность»6, зародыш мира и всех его существ в виде бесформенной хаотической массы. После того как земля7, вышедшая, т. о. из ничтожества в состояние хаоса, была необразованна и совершенно пуста (tohu wabohu), Бог в течение шести дней8 одним Своим всесильным словом сотворил весь существующий мир во всех его разнообразных проявлениях. В этой сжатой картине происхождения вселенной, начертанной рукою Моисея, нельзя не заметить двух различных изображений, из которых в одном Бог представляется Творцом, действующим Своею силою над бездною ничтожества; а в другом Образователем, действующим Своею силою над хаосом. В этом смысле и действия Бога в миротворении были двоякого характера: творческая в собственном смысле, и промыслительные, состоявшая в устроении и направлении уже созданного. «В делах творения, замечает Бэкон, мы усматриваем двоякое проявление совершенства или силы Божией, из коих одно относится к могуществу, другое к премудрости. Первое по преимуществу дает себя заметить в сотворении материи, а другая в красоте формы, которою постепенно облачаема была материя»9

Первых действий было три: создание мирового первосвященства, создание животной жизни и создание человека. Все прочие действия представляются устроительными: сотворенное первосвященство мира, получило от Бога повеление к некоторому преобразованию своего состава, к изведению из себя некоторого вида тварного бытия, и преобразовалось согласно слову Божию»10. Таким образом, по замечанию Бэкона 11, тогда как сотворение материи представляется простым и непосредственным делом силы творческой, введение в материю форм носит на себе характер закона или определения». Моисей точно обозначил это различие творческих действий Божиих особыми словами: для первых он употребил глагол bara – сотворил (ex nihilo)), для вторых – глагол asa – сделал, образовал. Отсюда очевидно, что сама идея творения выражалась Моисеем и вслед за ним последующими еврейскими писателями посредством слова bara.

Однако, как не ясно выражение этой творческой идеи в слове bara, относительно значения его, – переведенного по-гречески ἐποίησε, а по-латыни creavit, – было очень много прений. Одни из экзегетов находили в этом глаголе ясное доказательство сотворения eх nihilo, другие же, напротив, видели в нем лишь одно темное и неопределенное выражение деятельности, видоизменяющей уже существующее вещество. И последнее толкование принималось не без некоторого основания. С одной стороны, в основание такого экзегесиса приводили то обстоятельство, что мысль о творении из ничего была в древнее время недосягаема Израилю, по первоначальному воззрению которого, Бог прежде своего творения нашёл хаос и ἐξ ἀμορφου υλης (Прем.11:18) образовал настоящий мир. Очевидно, что Израиль, как и всякий другой народ древности, верил в вечность материи, хотя, правда, и хаотической (tohu wabohu). С другой стороны, к этому основанию приводит и сам текст рассказа (Быт.1:11–13 и 24 сл.), в котором прямо находится идея, что творение Бога есть произведение из данного материала. То же указание на пересоздание матери, выражаемом в bara, видят и у последующих писателей. Так у Ис.45:18 говорится о намерении Бога, сотворить Иерусалим для радости», у Псалмопевца 40:12 – о прошении у Бога, сотворить в нём сердце чистое» – какое выражение без сомнения не указывают на творение ех nihilo, а только на моральное перерождение – возрождение. Если же к этому присоединить довольно смутное и часто одно другое заменяющее употребление глаголов bara и asa священными писателями, то еще более можно склониться к такому толкованию. В самом деле, рассуждают иные толкователи, «передавая, что Бог говорит naascéh – сотворим человека, и вслед за тем Бог valbera – сотворил человека (Быт.1:25–27), рассказчик не дает ли понять, что asa – делать, выражает в себе ту же самую идею, что и bara, которое мы переводим чрез «творить»?12. То же могут сказать и о словах пр. Исаии (41:20, 16:18), что «рука Господня сделала (asétha) это; святой Израилев сотворил (beraah) это». В таком же значении часто употребляется еврейскими писателями и глаголь iatsar – создавать, образовать. «Господь Бог vaitser – создал человека». – Быт.2:7. «Я образую (iotser) свет, и я творю (bore) тьму, делаю (oscé) мир и произвожу (boré) бедствия» Ис.45:7. Для очевидного синонима этих слов обыкновенно приводят 7 стих XLIII главы пр. Исаии: «Я сотворил (berathiv), образовал (ietsarthiv) и устроил (asethiv)», где три слова употреблены в рассказе о творении для изображения самой идеи. Сравнивая это со словами Бытия, что «Бог произвёл (asa, не bara) в шесть дней небо и землю», и находят, что для еврея естественно было равно сказать, что, Бог сотворил (bara) небо и землю, (Быт.1:2), или, «Бог создал (asa) небо и землю» (Исх.20:11; 30:17). Вот почему и переводчики еврейского текста при употреблении этих глаголов заменяли их одним каким- либо словом, как, напр., ἐποίησεν – сделал – LXX, – или ἔκτισεν – основал, устроил – Акилла, Симмах, Федотион и вслед за ними Иосиф Флавий13 – или, «сотворил» – славянский перевод. При таком взгляде на еврейскую идею творения, конечно, и выходит «сомнительным», как признает это в Revue des Deux-Mondes Vacherot, «что находят ее в первой главе Бытия»,14 тем более, что самое слово bara в еврейских лексиконах переводится, как «рубить, высекать».

Но действительно ли Израиль, «не имея идеи ничего», не различал эти выражения в своем употреблении? Ответ на это может дать грамматический и исторический анализ еврейских выражений, означающих происхождение известных вещей. В Ветхом Завете употребляются следующие слова, означающие происхождение вещей: bara – творить, iatsar – образовать, asa – делать и еще ialad – рождать.

Три последних слова означают происхождение, получающее начало от человека, а bara – сотворил – указывает на действие существенно Божественное, действие причины абсолютной, в каком смысле и bore – Творец называется только один Бог15. Правда, корень этого слова означает идею отделения, отсечения, разделения и вполне соответствует переводу сecidit, secuit, secando effinxit, но этим еще нисколько не исключается значение творения из ничего. Ведь, и латинское creare, и французское créer и немецкое schaffen, употребленные для выражения творения из ничего, относятся также к корню skaz, в его первоначальном значении «secare, excavare, σκάπτειν16. К тому же и особенность еврейского языка вовсе не подтверждает это толкование. Напротив, даже, она говорит скорее против него. То, что в наших европейских языках передается различными словами, на язык евреев, как и вообще на востоке, варьируется лишь посредством вербальной модификации одного корня и первоначальное значение слова не столько определялось корнем его, т. е. этимой его, сколько обычным его употреблением17. А обычное употребление bara, по мнению Гезениуса18, придавало ему значение первого рождения и Божественного действия. И это тем более очевидно, что в повествовании о творении bara употребляется исключительно в форме kal, каковая в противоположность pihel, выражающей физическое, материальное значение слова, по большей части, давала значение чисто метафизическое, духовное. Так – напр., rapha, употребляется в pihel в материальном значении – восстановлять, поправлять изломанный жертвенник – 1Цар.18:30, в форме kal означает излечивать – Ис.19:22, 30:26. Или еще, gelah в pihel имеет значение разбирать части (Руе. 47), основания дома (Мих.1:5) – значение материальное, в форме kal означает – объявлять секреты (Амос.3:7; Притч.20:19), сообщать о вещи (1Сам.20:2), – значение метафизическое. То же замечается и в глаголе bara. Если bara (baré inf. pihel) употребляется, напр., у Иез.23:47 в значении резать по частям мечем, или у Ос.17:15, 18 резать, рубить лес, т. е. в значении чисто материальном, принадлежащему человеку, то в форме kal оно имеет значение метафизическое, притом, по замечанию Hummelauer'a, принадлежащее исключительно Богу19. Так оно употребляется Быт.1:1; 2:3–4; Ис.40:28; Пс.148:5 – для значения первого происхождения земли и Ис.40:26 и 45:8 – неба; Быт.1:27; 5:1–2; 6:7; Втор.4:32; Ис.45:12; Екк.12:1; Пс.80(89):48; 101(102):19 – первого происхождения человека (ср. Ис.43:1, 7, 15; 44:16; Мал.2:10); Быт.1:21 – первого происхождения животной жизни, т. е. для обозначения творения в его собственном смысле (ех nihilo). Употребляется также оно и в значении происхождения чего-либо чудесным образом-Исх.34:10; Чис.14:30; Ис.4:5; 41:20; 48:7; 45:18; Иep.31:22; в значении обращения, обновления. Пс.51:12, 103 (104); 30; Ис.43:7 и др. 20

Одним словом, в форме kal bara употребляется исключительно для выражения Божеских действий, притом более для выражения первого происхождения вещи, чем для выражения образования и обрабатывания материи.21

Отсюда неоспоримо одно: или народ еврейский вовсе не имел идеи творения, или, если имел, выражал ее в слова bara. Но первое недопустимо, так как народ еврейский в лице своей мудрой представительницы ясно засвидетельствовал свое credo в творении – ἐξ οὐκ ὄντων – ex nihilo (2Мак.7:28), а в лице своих боговдохновенных писателей – в вечное существование одного только Бога, прежде даже, «создатися земли и вселенной» (Пс.89 (90), 3). Последнее обстоятельство – существование вечного Бога, своею рукою основавшего землю и своею десницею распростершего небеса» (Ис.47:12–13, 41:4, 44:6) – еще более подтверждает его веру в творение, как это и засвидетельствовал Премудрый Соломон в своей книге Притчей: «Господь имел меня», – говорит он о Божественной мудрости, открывающейся во всех актах творения – в начале пути своего, прежде созданий своих, издавна; от века помазал меня, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда не существовали бездны, когда не было источников, изобилующих водою; Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще не были сотворены ни равнины, ни начальные пылинки земли, … тогда я была при Нем строительницею» (Притч.8:22–26, 30). Если же в книге Премудрости Соломоновой и говорится (2:18), что Бог сотворил все ἐξ ἀμόρφου ὕλης, то это еще не указывает на самостоятельное существование материи22, так как последняя автором прямо отрицается как в предшествующих этому (1:14) словах: ἐκτεισε εἰς τὸ εἶναι τὰ παντα, так и в упомянутой книге Притчей (8:22–30). Здесь только лишь говорится об образовании из бесформенной Богом сотворенной материи космоса, т. е. употребляя схоластическое выражение, о втором (creatio secunda), а не о первом (creatio prima) творении23. Да притом и контекст речи не требует подобной мысли, автор говорит только, что Тот, Кто образовал все вещи, был в состоянии послать на непослушных Израильтян медведя и льва. Итак, значит еврейский народ имел идею творения, а если он имел, то, следовательно, и выражал ее в каком-либо определённом слове. «Книга Бытия, замечает по этому поводу Wellhausen, пользовалась особенным словом для значения творческого акта Божия и отлучения его от человеческого действия и образования»24, каким словом, без сомнения, и было bara. Но если bara выражало в себе творческий акт, то как же, спрашивается, евреи представляли себе совершение этого творческого акта? Веруя, что Бог, сотворил землю силою своею, утвердил вселенную мудростью своею, и разумом своим распростер небеса» (Иep.51:15), евреи признавали вместе с тем, что Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает» (Ис.40:28). Поэтому и творческий акт Его они признавали не в чем ином, как только в одном Его повелении, в одном его слове: «Он повелел, говорит Псалмопевец, и сотворились – niberau» (Пс.148:5). – «Он сказал – и явилось» (Пс.38:9). Правда, это еще не означает творения ex nihilo, так как в данном случае можно перевести страдательным залогом – были устроены, но темь не менее действительное творение «словом. Господним» ясно выражается в словах бытописателя «iehi or, vaiehi or – да будет свет, и стал свет» (Быт.1:3) и как-то выразил устами пророка Сам Иегова: «Я бдительно смотрю, чтобы исполнялись слова Мои» (Иep.1:12).

Если же при этом некоторые библейские писатели говорят о творении, как о произведении перста или руки Божией, то этим они лишь символизировали идею могущества и мудрости Божией, антропоморфически представляемых в этих образах. Таким образом, употребляя bara в его метафизическом значении (ф. kal) творения, евреи желали выразить им действия Божия в сфере естественной. Отсюда, конечно, и результат этого действия – beraioh (сотворенная вещь) всегда есть что-нибудь новое и чудесное, пусть будет это в природе, как в первой главе Бытия, или в истории, производя события удивительные и неожиданные – Чис.16:30; Ис.41:2; Иep.31:32, или в сердце человека, очищая и порождая в нем новые наклонности – Пс.11:12.

Независимо от акта собственно творения (bara), необходимо различать действие творческой силы, направляющей и устраивающей ею созданное (asa).25 Сам бытописатель это различие ясно выставляет, когда во второй главе вкратце перечисляя дела шестидневного творения, в заключение говорит: «и благословил Бог день седьмой и освятил его; ибо в оный почил от всех дел своих, которые он творил и созидал – ascher bara eloqim eaasot» (-3). Употребленное в 1-м стихе слово bara в последующих уже не является под пером Моисея, но всегда слово asa, за исключением двух особенных случаев, которые служат наилучшим подтверждением такого толкования этого слова, именно, когда Бог при сотворении животных вводит (творит) начало жизни животной в материю, и когда Он сотворил человека по образу Своему и по подобию. Тут-то, по преимуществу, устраняется форма определения: «да будет», и вместо того является непосредственное творчество, или как говорит Бэкон26, простое и непосредственное действие творческой силы: сотворим. Творческое всемогущество является здесь потому, что дело идет о начале особом, совершенно отличном от общего естества материального с его законами, которым подчинены творения четырёх предшествующих дней. Яснее это видно из текста: «и сказал Бог: создадим (naaseh) человека по образу нашему, по подобию нашему… и сотворил (vayiberah) Бог человека по образую Своему, по образу Божию сотворил его, мужчиною и женщиною сотворил их» (Быт.1:26–27). Из начальных слов этого текста видно, что речь идет не о творении из ничего, а об образовании из готового материала – naaseh – сделаем, приготовим, произведем на свет27, – а из последних – ясно, что речь идет о творении ex nihilo (bara). Очевидно, создание человека состояло из двух моментов: сначала Бог приготовил телесный состав человека из персти земной, или, как передает 7 стих 2 главы Бытия, образовал тело человека – vayi – ser – дал вид, дал образ, как горшечник или художник статуям из глины28,– а потом уже дал быте духу (сотворил существо духовное), который в соединении с телом и стал собственно человеком – «и стал человек душою живою» (2:7). Точно также говорится и о создании жизни животной: «и сказал Бог: да произведет (ischrezu) вода пресмыкающихся, душу живую… и сотворил (bara) Бог… всякую душу живую, пресмыкающихся, которых произвела вода по роду их» (2:20–21, 24–25). Итак, Божественное творение – berajoh совместимо с образованием тварей из прежде существовавшей материи, как это и показал пророк Исайя в 7 стихе XLIII главы, говоря о человеке, «которого Бог сотворил (berathiv) для славы Своей, образовал (ietsarthiv) и создал (ascithiv)». Сначала сотворил его, вывел из небытия (de nihilo) в бытые; потом образовал его, заключил (собств. положил, назначил – constitui) его в форму и, наконец, устроил (feci) его, привел в порядок его и украсил»29. Вообще, под конкретною и чувственною формою своих синонимов – asa и iatsar, bara означает действие Божие, возвышенный и полный смысл которого во всем его догматическом понятии, однако, заключается лишь в нем одном. Что же касается точного различия этих глаголов, то, как замечено нами выше, bara означает действия творческие в собственном смысле, a asa и iatsar – действия промыслительные, устрояющие и созидающие уже сотворенное.

Такое значение этих глаголов удержано и в переводных библиях: в латинской – creavit и fecit, в немецкой – schaffen и machte, в русской – сотворил и создал. Относительно же греческого перевода их через ἐποίησε и точнейшей его славянской репродукции «сотвори» – нужно заметить, что греческий язык, как не имевший идеи творения ех nihilo, не создал и соответствующего для ее выражения глагола30.

Таким образом, внимательно разбирая еврейский текст, нельзя не заметить, что bara в обычном своем употреблении в форме kal означает именно творение ex nihilo. Бог в начале всего временного бытия извлёк из ничтожества вещество, которое впоследствии должно было служить материалом для создания неба и земли, или, как говорит Премудрый сын Сирахов, – «создал вся обще» (18:1). Первый стих Бытия,

как равно и другие параллельные ему места Библии, ясно выражают, что ни мир во всей его совокупности, ни вещество, из которого он составлен, не вечны и не существуют сами по себе, не говоря уже об исхождении их от других начал, кроме Бога. Библейский Бог все сотворил и все Ему принадлежит; Он даровал Бытие всему существующему и установил мерою и весом великие законы, управляющие вселенной. Эти основные истины еврейской религии своею величавою простотой отличают ее от всех других религий древности. И действительно, ни на каком языке нельзя найти ни одного отрывка, который бы в столь немногих словах содержал так много важнейших догматов. «С тех пор, говорит Дильман, как пытались описывать для более наглядного представления человеческому уму, дело творения, которое останется всегда тайною для человека, не могли начертить картины более великой и более достойной. С большим правом извлекают из нее доказательство откровенного характера этого сказания; лишь от Бога могло произойти то писание, где Бог открыл Себя в своей истинной сущности. Это – дело богооткровенного ума»31.

* * *

1

«Вопросы жизни» Пирогова.

2

Savoureux, Etudes historiques et exegetiques sur IAncien Testament. Paris 1887. Стр. 263.

3

Что качается естествознания, то оно, хотя и сообщает нам о внешнем ходе творения, но самый факт, что Бог сотворил мир, сообщает нам не естествознание, но религия. Об этом естествознание ничего не может сказать на основании своих собственных средств. Как бы далеко назад ни заходило исследование и как бы далеко оно ни преследовало образование космических явлений, – в конце концов, оно должно же все-таки остановиться на известной материи, на известной жизни, на известных законах. А откуда эта материя, откуда ее жизнь и законы, управляющие этой жизнью, об этом естествознание ничего не знает, потому что оно имеет всегда предположением материю и начинает только ею. Здесь, следовательно, естествознание перестает быть естествознанием и делается философией или религией, «миросозерцания которых «оба суть дело веры». Миротворение (из апологетики Лютарда) «Православное Обозрение» 1866 г. Т.19 стр. 19.

4

Властов. Священная Летопись. Т.1. стр. 61

5

Bereschit – bekadmin (халд.) – «на лоне своей вечности», под которою надо разуметь – aeternitas a parte ante, т.е. до существования времени (Толлук и Онкелось).

6

Творения св. Отцов 22 тв. Ефрема Сирина. Ч. 8 стр. 250. – Небо и земля, как два конкретных противоположных полюса всего мирового глобуса, обычно служат в Библии обозначением всей вселенной (Пс.1:26; Ис.25:17; Иер.33:24; Зах.5:9). Ср. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св.Писания В. И Н. завета. Т. 1-ый СПБ. 1904 г. стр. 4.

7

Так как летопись Бытия предназначалась к изучению жителями земли, то главное внимание бытописателя обращается на историю образования земли, касаясь других планет лишь постольку, поскольку это ( день 4-ый) стоит в связи с землею.

8

«Бог, сотворивший как бы основу мира, говорит Боссюет, благоволил произвести украшение его в шесть различных прогрессивных градаций, которые ему благоугодно было назвать днями». Вигуру: Руководство к чтению и изучению Библии. Перевод св. Воронцова. Москва 1897 г. т. 1-ый стр. 323.

9

Философские размышления о божественности религии христианской Огюста Николая. Тамбов 1866 г. Кн. 2, стр. 60.

10

Богородский. Происхождение мира. Православ. Собес. 1901 г. часть 2-я, стр. 501.

11

Огюста Николая цитирв. Соч. стр. 61.

12

Savourex op. cit. стр. 245.

13

Starke, Synopsis bibliothecae exegeticae in Vetus et Novum Testamentum Des Alten testaments I Band. Berlin 1870, стр. 241.

14

Savoureux op. cit стр. 241.

15

Сн. Быт.1:12: 3–4; Ис.41: 28,43:1; Пс.148:10; Чис.16: 30; Иep.21:22; Мол. 2:10 и др.

16

Zaoletal. Der Schöpfungsbericht der Genesis. Freiburg (Schweiz) 1902, стр. 11. – Hnmmelauer. Commentarius in Genesim. Parisis. 1895, стр. 86.

17

Hnmmelauer. Ор. Cit. Стр. 86.

18

Gesenius. Hebräisches und Aramäisches Handwörterbuch über das Alte.

Testament. Leipzig. 1890, стр. 128.

19

Hnmmelauer. Ор. Cit. Стр. 86

20

Büchner's biblische Real-nnd-Verbal-Hand-Concordanz. Braumschweig.

1859 г. стр. 1093. Ср. Hummelauer op. cit. стр. 86.

21

Cesenius cit. Handwörterbuch стр. 128. При этом надо заметить, что в форме kal bara никогда не соединяется съ accusat. материи, т. e. матеря, из которой сотворена вещь, никогда не упоминается. Так нельзя сказать: Богъ сотворил (bara) человека из праха земли, но говорят; Господь Бог vaitser eth haadam aphar min haadamah – образовал, создал, говоря языком апостола, человека перстного (асс. матер.), т. е. из праха земли – Быт.2:7. То же самое и съ ass – kalkelar asa nekho- scheth- все эти вещи он сделал медными (асс. мат.), т. е. из меди – Исх.28:3.

22

Как бы в основание этого обстоятельства приводят сходство выражения с этим в учении Платона. Последний, как видно из его Тимея и трактата о законах, учил, что Бог только привел матерю в порядок, сообщил ей форму и красоту; но все же эта безобразная матеря, прежде чем Он наложил на нее руку, была чем-то таким, что имело сущность бытия, и чем Он воспользовался, как субстратом, для образования вселенной.

23

 Если утверждают, замечает Блаженный Августин, что Бог первоначально создал материю, не имевшую еще ни вида, ни образа, и потом уже творил из нее различные творения, облекая их в разнообразные формы, то в таком объяснении их не будет заключаться никакой нелепости» . – Творения в рус. перев. ч. I, стр. 404. Ср. Herzoh Realencyclopädie für protestonische Theologie und Kirche. 17 Band. Leipzig 1906 стр. 683.

24

Hnmmelauer. Ор. Cit. Стр. 86

25

«Вселенная пишет в своих «Религиях древнего мира» преосв. Хрисане, вызвана от небытия к бытию могуществом Творца и сначала явилась в форме общего мирового материала и ему присущих сил, затем уже созданные силы, по повелению того же Творческого слова произвели ныне существующие сложные и определенные формы мировой жизни.

26

«Когда Св. Писание говорит о материи, оно не внушает нам мысли, что Бог сказал, чтобы небо и земля сделались, – или, да будет небо и земля» – образ выражения, употребляемый в следующих делах творения». Из Огюста Николя, стр. 60–61.

27

Desenius cit. Handvorterbuch стр. 662.

28

Ibidem стр. 351.

29

Hummelauer op. cit. стр. 87.

30

Из всех глаголов, обозначающих делание, 70 толковников выбрали тoléw по той, как можно думать, причин – пишет Богородский, – что этот именно глагол сделался употребительным для выражения деятельности человеческого духа в созданиях мысли и воображения (поэзия), а потому представлялся наиболее подходящим, как бы достойным для обозначения творческой деятельности Высочайшего Духа. Сделавши такой выбор, переводчики ограничились одним этим словом для обозначения и творческих актов в собственном смысле (bara) и действий созидательных и устроительных (аsa)». Богородский. Происхождение мира. Православный Собеседник 1901 г. часть 2-ая стр. 501.

31

Вигуру цит. соч. стр. 319.


Источник: Авданский Н. Идея о творении в Писаниях Ветхого Завета // Странник. 1915. № 3. С. 395 – 407.

Комментарии для сайта Cackle