Источник

II. История открытого служения Господа нашего Иисуса Христа спасению человеческого рода

Первый год cлужения Христова

17. Прибытие Иисуса Христа в Капернаум. Путешествие Его в Иерусалим на праздник пасхи. Очищение храма от торговцев. Ин. 2:12–25

Совершив в Кане первое чудо, Иисус Христос, с Матерью, братьями и учениками, пришел в Капернаум. Братьями Его назывались сыновья Марии Клеоповой, Иаков, Иосия, Симон и Иуда. Сама Мария Клеопова была родственницею, а может быть и двоюродною, но никак не родною, сестрою Пресвятой Девы Марии; поэтому, сыновья ее доводились Иисусу Христу не ближе, как троюродными братьями; назывались же они в разговорном языке просто братьями потому, что слово брат применялось не только к родным, двоюродным и троюродным братьям, но даже и к более отдаленным родственникам.

В Капернауме Христос пробыл недолго и пошел в Иерусалим на приближающийся праздник пасхи.

Ha праздник пасхи приходило в Иерусалим из разных стран множество евреев; и все они обязаны были приносить в храме жертвы Богу. Для жертвоприношений пригонялось в Иерусалим множество скота; и торгующие им, с разрешения первосвященников, заняли для своего торга двор язычников. Тут же поместились с своими столами и менялы: они обменивали римские монеты на священные сикли, которыми уплачивалась евреями подать на храм. Поместились тут же и продавцы жертвенных голубей; разведением и продажею их по весьма дорогой цене занимались сами первосвященники.

В этот-то храмовой двор, обращенный в базарную площадь, вошел Христос в сопровождении Своих учеников и пришедших с Ним галилеян. В то время все уже знали, что Иоанн Креститель указал на Иисуса из Назарета, как на Мессию-Христа. Посланные от Синедриона уже вернулись к тому времени в Иерусалим, и рассказали все виденное и слышанное ими. Словом, неожиданное появление Иисуса в храме должно было произвести сильное впечатление. Вошел Христос во двор язычников; молча взял одну из веревок, которыми, быть может, привязывали пригнанных животных; свернул эту веревку в виде бича, и стал выгонять скот за ворота храма. Никто не осмелился сопротивляться Ему; напротив, надо полагать, что сознавшие свое беззаконие торговцы сами помогали Иисусу Христу в этом. Веревка, свернутая бичем, нужна была для скота; на самих же торговцев Господь воздействовал Своим властным взглядом; и все они беспрекословно подчинились силе Его духа, вы<...>

<...>стос опрокинул для того, чтобы они сами поспешили прибрать их. А когда подошел к продающим голубей, то сказал: Возьмите это отсюда! и дома Отца моего не делайте домом торговли!

Тогда первосвященники, старейшины и члены Синедриона спросили Иисуса: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» – Если бы Господь и дал им просимое знамение, то есть доказательство, то они все-таки не поверили бы, что кроткий Иисус из Назарета может быть Мессией. Они ждали Мессию в виде непобедимого вождя, который покорит евреям весь мир, а их, начальников еврейского народа, сделает царями покоренных народов. Поэтому, Господь. и не дал им никакого знамения, а только сказал: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. – Передавая эти слова, Евангелист Иоанн поясняет, что это Господь говорил о храме тела Своего. Да, предсказывая, что эти же самые начальники разрушат Его тело (то есть убьют Его), и Он в три дня воздвигнет его (т. е. воскреснет), Христос знал, что они и такому знамению не поверят; поэтому и после того Он ни разу не дал им знамения, просимого ими из праздного любопытства.

Не поняв этого предсказания, они заметили, что храм Иерусалимский строился сорок шесть лет; как же это Ты в три дня воздвигнешь его? – Но замечание это осталось без ответа.

Оставаясь в Иерусалиме, Христос совершил много чудес, и многие уверовали в Него.

18. Беседа с Никодимом. Ин. 3:1–35

Один из начальников иудейских, член Синедриона, фарисей Никодим, захотел удостовериться, не Мессия ли в самом деле Иисус из Назарета? Товарищи его стали уже в явно враждебное положение ко Христу; поэтому он и пришел к Нему тайно, ночью. Никодим знал, что Иоанн Креститель указал на Иисуса, как на ожидаемого Мессию. Никодим несомненно присутствовал при совершении Иисусом чудес; он знал, что, очищая храм, Иисус назвал Бога Своим Отцом. И все-таки Никодим начинает свой разговор с Иисусом Христом, как с Учителем. Мы, то есть фарисеи, книжники (говорит он), знаем, что таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог; поэтому мы и признаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога.

Христос знал, какого Мессию ждут фарисеи; Он знал, что, по учению их, всякий еврей, тем более всякий фарисей, войдет в Царство Мессии как потомок Авраама. Зная это, Христос объясняет Никодиму, что для вступления в Царство Мессии, недостаточно быть потомком Авраама; что для этого необходимо возрождение. Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия. Никодим не понял этого и спросил: «Как может человек вновь родиться, будучи стар?» Христос заметил Никодиму, что он думает только о плотском рождении, тогда как здесь речь идет о духовном возрождении или перерождении при содействии Святого Духа. – Никодим и этого не понял и потому спросил: «Как это может быть?» – С глубоким сожалением, сказал ему Христос: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» – Если учители и руководители народа не могут понять необходимости духовного возрождения, то чего же требовать от самого народа? Поэтому, в длинной беседе Своей, Христос объясняет Никодиму истинное значение Царства Мессии и условия вступления в него.

Царство Мессии есть Царство Божие; следовательно, оно не плотское, а духовное. Для вступления в это духовное Царство Божие необходимо духовное возрождение, как бы новое рождение духа; а для этого надо сознать свои грехи, покаяться и воздерживаться от них; надо полюбить Бога и людей, всегда и во всем исполнять волю Божию; и это изменит, облагородит душу человека, обновит его; и он станет как бы другим, как бы вновь родившимся. И без такого духовного перерождения, совершающегося с помощью Бога, без такого крещения Духом, никто не вступит в Царство Мессии.

Какое впечатление произвела на Никодима эта беседа, Евангелист Иоанн не говорит; но из последующих повествований известно, что Никодим был сторонником Иисуса Христа и заступался за него перед своими сотоварищами; поэтому можно полагать, что начало возрождения его было положено именно этою беседой.

19. Взятие Иоанна под стражу. Мф. 14:3–5; Мк. 6:17–20; Мф. 4:12; Мк. 1:14; Ин. 4:1–3

Ирод Антипа, сын Ирода великого, совершившего избиение Вифлеемских младенцев, управлял Галилеей и Переей; будучи женат, он вступил в сожительство с Иродиадою, женою брата своего Филиппа, при его жизни. Такое сожительство воспрещалось законом; поэтому, грозный обличитель грешников, Иоанн Креститель, упрекал Ирода в совершении явного беззакония. За это Иродиада смотрела на Иоанна, как на врага своего; она возненавидела его и задумала избавиться от него убийством. Сама она не имела власти казнить ненавистного ей Пророка; и потому употребляла все свое влияние на любившего ее Ирода, чтобы склонить его на убийство или казнь Иоанна. Ирод по временам поддавался её влиянию, но каждый раз останавливался: народ почитал Иоанна, и потому убийство его могло вызвать народное волнение; кроме того, Ирод побаивался и сам этого Пророка, считая его святым; он даже оберегал его иногда от ненависти к нему фарисеев; он любил беседовать с ним, и многое делал по его советам. Однако, он не устоял в борьбе с злобною Иродиадой и, в угоду ей, заключил Иоанна в тюрьму, в Махероне.

Услышав о взятии Иоанна под стражу, Иисус Христос не захотел оставаться в Иудее, и пошел с учениками в Галилею.

20. Беседа с самарянкой. Ин. 4:1–42

Направляясь в Галилею со Своими учениками, Иисус Христос проходил через Самарию; и остановился Он около города Сихаря (Сихема), у колодца, который (по преданию) был вырыт Иаковом. Самария составляла прежде часть царства Израильского; но когда это царство было покорено царем Ассирийским, то большая часть населявших его евреев была отведена в плен в Ассирию; а на их место переселены были язычники из разных городов Ассирии. От смешения этих переселенцев с остававшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли из ветхозаветных книг только пятикнижие Моисея; поклонялись они Иегове, но не оставляли служения и своим богам. Они построили себе особый храм на горе Гаризиме, который был разрушен Иоанном Гирканом в 130 году до Рождества Христова. Евреи считали их хуже язычников, не принимали их в свое общество и не входили с ними ни в какие сношения.

Остановясь у колодца Иакова, Иисус сел отдохнуть а ученики Его пошли в город купить пищи. В их отсутствие пришла из города женщина за водою. Жаждавший Христос сказал ей: Дай мне пить. Самарянка удивилась, что Иудей просит у неё пить, и высказала это удивление. Но Господь сказал ей: Если бы ты знала, Кто говорит с тобою, и какой дар (то есть, какое счастье) Бог послал тебе в этой встрече, то ты сама обратилась бы к Нему с просьбою утолить твою жажду; и Он дал бы тебе воду живую – Самарянка не поняла сказанного; она думала, что её Собеседник говорит об обыкновенной воде, и опять выразила удивление: Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодезь глубок; откуда же возьмешь Ты воду?

Иисус сказал ей: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Смысл этих слов таков: Вода и все вообще земные блага удовлетворяют наши потребности лишь временно; сколько бы мы ни пользовались ими, все таки чувствуем себя неудовлетворенными: по мере удовлетворения одной потребности, являются другие; по мере достижения одной намеченной цели, открываются все новые и новые. Жажда наслаждений, богатства, власти – неутолима; и если человек все счастье свое полагает в достижении этих благ, то он несчастнейшее существо; ибо, сколько бы он ни пил из этой чаши земных благ, он все-таки возжаждет опять. Кто же уверует в Иисуса Христа, тот узнает, что цель кратковременной земной жизни есть подготовление к жизни вечной; тот уже не будет жаждать никаких иных благ, кроме этой блаженной вечной жизни. И это учение Христово будет для него как бы источником воды, который течением своим приведет его в жизнь вечную.

Не поняла самарянка этих слов Иисуса Христа и сказала: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».

Желая, чтобы самарянка догадалась, наконец, Кто говорит с ней, Христос сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего». Она ответила: «У меня нет мужа»

Христос сказал ей: «Правду       ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».

Пораженная всеведением Иисуса, обнаружившего её тайну, самарянка поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком; и потому, чтобы замять неприятный для неё разговор о её семейных делах, говорит: «Господи! вижу, что Ты Пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться находится в Иерусалиме». – Это был спорный вопрос между самарянами и евреями.

Отвечая на этот вопрос, Христос говорит: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе; Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Эти слова означают, что Богу вездесущему можно поклоняться везде; и поклоняться Ему надо не наружно только, не одним только преклонением колен и поклонами, а истинно, всею душою.

Начиная как будто понимать значение слов Иисуса Христа, самарянка в раздумье говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все».

Это – Я, Который говорю с тобою, сказал ей Господь. Услышав это, самарянка побежала в город и рассказала всем, что у колодца сидит Человек, Который обнаружил все её тайны: «Пойдите (говорит), посмотрите: не Он ли Христос?»

Когда она отходила от колодца, забыв даже кувшин (водонос), пришли из города ученики и предложили Господу есть. Но Иисус забыл и голод и жажду.

Видя толпу самарян, идущих к Нему, Он сказал ученикам: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Вы говорите, что жатва наступит через четыре месяца; а Я говорю вам посмотрите на эту приближающуюся к нам <ниву ...> ждущую жнецов! как она побелела и поспела к жатве! И Я пошлю вас жать то, что Сам посею.

Когда подошли к Иисусу самаряне, то пригласили Его в свой город, где Он пробыл два дня. Многие уверовали в Него и потом говорили той женщине «Уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

21. Иисус Христос в Галилее. Исцеление сына царедворца. Ин. 4:43–54

Когда Иисус Христос возвратился в Галилею, то галилеяне приняли Его с должным уважением и почетом; они ходили на праздник в Иерусалим и видели все, что Он там совершил.

Проповедуя о Царстве Небесном, Спаситель пришел в Кану, где совершил первое чудо. Пришел туда же один из царедворцев Ирода Антипы; и просил он Господа пойти с ним в Капернаум и исцелить умирающего сына его; он полагал, что только личное присутствие Иисуса у постели умирающего может исцелить его. Эта неполнота веры царедворца вынудила Господа сказать: Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец не понял этих слов, и стал торопить Иисуса идти: «Приди, пока не умер сын мой!» – Но Спаситель не пошел, а сказал ему: Пойди, сын твой здоров! Царедворец поверил и отправился домой. Дорогою он встретил слуг своих, шедших к нему с радостною вестью, что сын его здоров. Из расспросов слуг он убедился, что горячка оставила сына его, и он стал здоров в тот самый час, в который Иисус сказал ему: «Сын твой здоров».

22. Чудесный улов рыбы. Лк. 5:1–11

Возвратясь в Капернаум, Христос стоял однажды на берегу озера и проповедовал собравшемуся тут же народу. Народ теснился к Нему, чтобы не проронить ни единого слова Его; но Он сел в стоявшую тут лодку Симона-Петра, просил его отплыть несколько от берега и, сидя в лодке, продолжал поучать народ. Окончив поучения, Он велел Симону отплыть туда, где глубже, и закинуть сети. Опытный рыбак, проработавший всю ночь и ничего не поймавший, был уверен, что и теперь ничего не поймает; однако, он послушался и закинул сети; и поймал такое множество рыб, что сеть не выдерживала, стала рваться местами. Симон-Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, поняли, что такой обильный улов рыбы – несомненное чудо, совершенное их Учителем; они пришли в ужас; а Петр припал к ногам Спасителя и молил Его: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Этими словами Петр исповедует величие и святость всемогущего Иисуса и смиренно признает себя грешником, недостойным сообщества с Ним. Господь успокоил Петра, сказав: Не бойся! отныне будешь ловцом людей. – Услышав это, Петр, Иаков и Иоанн вытащили обе лодки на берег, оставили тут все и пошли за Спасителем с тем, чтобы больше уже не оставлять Его.

23. Исцеление бесноватого. Mк. 1:21–28; Лк. 4:31–37

Проживая некоторое время в Капернауме, Иисус Христос каждую субботу приходил в синагогу и учил. Синагогами назывались молитвенные дома; и устраивались они везде, где только жили евреи. Посреди синагоги было возвышенное место, на которое всходил желавший читать Священное Писание и поучать.

В одну из таких суббот, когда Иисус Христос поучал, в синагогу пробрался одержимый злым духом или бесноватый; неожиданно для всех, он громким голосом закричал: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Крик этот произвел потрясающее впечатление на всех, кроме Спасителя. Господь спокойным и властным тоном сказал злому духу, кричавшему голосом бесноватого: Замолчи и выйди из него! Бесноватый упал посреди синагоги, но тотчас же встал совершенно исцеленным: злой дух, повинуясь повелению Иисуса, оставил его. Ничего подобного не видели раньше находившиеся теперь в синагоге; на всех напал ужас, и они рассуждали между собою: что это значит, что Он с такою властью и силою повелевает нечистыми Духами, и они повинуются Ему? – И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

24. Иисус Христос в Назарете. Мф. 13:54–58; Мк. 6:1–6; Лк. 4:16–30

Возвратясь из Иудеи в Галилею, Господь не пошел в Назарет, где провел почти всю Свою жизнь; не пошел тогда потому, что обыкновенно Пророка не признают за Пророка в отечестве его. Теперь же, когда слава о Нем распространилась по всей Сирии, Он приходит в Назарет; входит в синагогу (это был день субботний), подходит прямо к тому месту, с которого читали Писание; раскрывает поданную Ему книгу Пророка Исаии и начинает читать; читает Он то место, где Пророк, от лица имеющего придти Мессии, говорит о цели Его пришествия: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.

Евреи не сомневались, что Пророк Исаия говорил от имени ожидаемого Мессии; присутствовавшие теперь в синагоге несомненно слышали, что их согражданин Иисус совершил уже все, что, по словам Пророка, должен был совершить Мессия; следовательно, им ничего более не оставалось, как признать Иисуса Мессией.

Подготовив, таким образом, Своих слушателей, Иисус закрыл книгу; отдал ее служителю синагоги и сел. Минута была торжественная. Все смотрели на Него; все с нетерпением ожидали, что Он скажет. И Он начал Свою проповедь словами: Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

Многие, под влиянием этой проповеди, готовы были признать в Нем Мессию; они удивлялись премудрости Его и словам благодати, исходившим из уст Его и засвидетельствовали Ему, что действительно ныне исполнилось на Нем писание, слышанное ими. Но в синагоге были фарисеи и книжники, которые ждали не такого Мессию, как Иисус. Видя готовность назаретян уверовать в Иисуса, как в обещанного Избавителя, они стали перешептываться: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли между нами Его сестры?» – Эти слова подействовали на присутствовавших назаретян: они усомнились в том, чтобы их согражданин мог быть Мессией.

Господь понимал, что назаретяне ждут от Него доказательств Его Мессианства, ждут чудес. Обращаясь к ним, Он сказал: Вы ждете, чтобы Я совершил здесь, в Своем отечестве, то, что совершал к Капернауме, но ждете напрасно: Я знаю, что никто из пророков не признавался в своем отечестве за пророка. Вспомните, что все вдовы-еврейки оказались недостойными принять Пророка Илию; и он был послан к язычнице в Сарепту. Вспомните тоже, как все прокаженные евреи времен Пророка Елисея оказались недостойными получить исцеление; и Пророк исцелил одного только язычника.

Из этих сравнений и примеров назаретяне вывели заключение, что плотник Иисус ставит их, потомков Авраама, ниже язычников. Тотчас же «все в синагоге исполнились ярости». Озлобление их дошло до того, что они решили немедленно казнить Иисуса; они выгнали Его из синагоги и повели за город на вершину горы, чтобы сбросить Его оттуда в пропасть.

Довели Иисуса до вершины горы; оставалось только столкнуть Его в пропасть. Но Он посмотрел на Своих палачей кротким, любвеобильным, всепрощающим, проницающим душу взглядом, против которого назаретяне не могли устоять. Смолкли их неистовые крики; мгновенно водворилась тишина; и когда Христос двинулся с места, чтобы уйти, все молча расступались, давая Ему дорогу; и едва-ли кто-либо из них осмелился даже посмотреть на Него.

Господь оставался еще некоторое время в Назарете, исцеляя больных. Исцеления эти Он совершил не в виде знамения для назаретян, а из сострадания к больным. Приносили к Нему больных немного, потому что верующих в Назарете было мало.

25. Исцеление расслабленного. Мф. 9:2–8; Мк. 2:1–12; Лук. 5:17–26

Иисус Христос вошел однажды во двор одного дома в Капернауме; там, в присутствии книжников и фарисеев, Он учил собравшийся народ.

Двором называлось пустое пространство между постройками; здесь происходили приемы гостей и празднества. Плоские крыши домов служили местом для прогулок и отдыха; на них всходили по лестницам, устраиваемым не только со двора, но и с улицы. Двор был открыт сверху; но, на случай ненастья и для защиты от палящих лучей солнца, устраивали над двором легкую разборную кровлю из холста или досчатых щитов.

Во дворе такого устройства сидел Господь и учил. Весь двор был так полон желавшими слышать слово Божие, что пробраться сквозь эту толпу не было никакой возможности. Между тем, к этому дому поднесли на носилках расслабленного, надеясь, <...> с ним по наружной лестнице на кровлю дома; раскрывают один или несколько щитов, которыми прикрыт был двор; и на веревках спускают к ногам Спасителя носилки с лежащим на них больным. Только сильная вера во всемогущество Иисуса могла подвинуть на такой поступок. И Христос, видя такую веру, сказал больному: Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои! Присутствовавшие тут же книжники и фарисеи стали перешептываться: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» Иисус спросил их: Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои? или сказать: встань и ходи? – Если для прощения грехов нужна божественная власть, то такая же власть нужна и для исцеления болезни.

Фарисеи не ответили на этот вопрос. Тогда Иисус Христос сказал: «А чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, (сказал расслабленному) тебе говорю: встань! возьми постель твою и иди в дом твой!»

Больной встал, взял свою постель (или носилки) и пошел домой, славя Бога. И ужас напал на всех, видевших это чудо; и прославляли они Бога, и говорили: «Чудные дела мы видели ныне».

26. Призвание Левия (Матфея). Мф. 9:9–17; Мк. 2:14–22; Лк. 5:27–39

После исцеления расслабленного, проходя мимо мытаря, сидевшего у сбора податей, Господь сказал ему: Следуй за мною! Мытаря этого все знали под именем Левия; но другое имя было ему Матфей. Он <...> и пошел за Иисусом; от радости, что удостоился внимания Господа, он пригласил Его к себе в дом и предложил угощение. Пришли и товарищи Матфея по сбору податей и знакомые его: все грешники, по понятиям фарисеев; и возлегли за одним столом с Спасителем и Его учениками.

Когда Господь с учениками вышел от Матфея, то поджидавшие их фарисеи сказали ученикам: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» – По их понятиям, праведник не станет оскверняться общением с такими грешниками; а если Иисус ест и пьет с ними, то, значит, и Он грешник.

На этот вопрос, обращенный к ученикам, ответил Сам Господь: Не здоровые имеют нужду во враче, а больные! – Как во враче нуждаются больные, а не здоровые, так и в Спасителе нуждаются грешники, а не праведники; и как место врача у постели больного, так и Его место там, где грешники. Фарисеи не имели к грешникам никакой жалости; они относились к ним немилосердно, оставляя их коснеть во грехах; себя же считали праведниками потому, что приносили все установленные жертвы и всесожжения. Но Богу нужна любовь к ближним, а не жертвы; поэтому, Господь сказал им: Пойдите в свои синагоги, возьмите книги пророков и научитесь, что значит сказанное Богом чрез Пророка Оссию: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

В это время пришли ученики Иоанна Крестителя и, совместно с фарисеями, спросили Иисуса: почему ученики Иоанна <….> и ученики фарисеев соблюдают все установленные посты?

Ученикам Иоанна Христос ответил: Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

***


Источник: Священная история Нового Завета / Б.И. Гладков. - 4-е изд., (без изм.) с изображениями богоматери и Иисуса Христа, карт. Палестины и 26 картинами. - Санкт-Петербург : Стереотип. изд. авт., 1912. - VI, [2], 256 с. : ил., карт.

Комментарии для сайта Cackle