Борис Ильич Гладков

Третий год служения Христова

46. Исцеление дочери хананеянки. Мф. 15:21–28; Мк. 7:24–30

Пошел Господь в языческую страну Финикию, главные города которой были Тир и Сидон. И вот, когда Он шел, одна из обитательниц этой страны, хананеянка, издали кричала Ему: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется». – Но Он не отвечал ей ни слова. Это молчание не было следствием равнодушия к страданиям кричавшей и ее дочери; оно было испытанием ее веры. А она, не смея еще приблизиться к Иисусу, продолжала кричать издали и молить Его. Она так неотступно и громко молила об исцелении ее дочери, что Апостолы подошли к Господу и просили отпустить ее. Желая продолжить испытание веры хананеянки, Он сказал Апостолам: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. – Слова эти нельзя понимать буквально; Сам Христос много раз говорил, что Царство Его, Царство Божие на земле, вместит в себе все народы земли, а не одних только евреев; но так как пришествие Христа было обещано евреям, то и весть о наступлении Царства Его должна была быть объявлена прежде всего им. В этом смысле и надо понимать слова Иисуса Христа о том, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева. Он послан прежде всего спасти евреев, а затем и всех прочих людей, населяющих землю; а так как спасение евреев еще не совершилось и ими окончательно еще не отвергнуто, то обращение язычников казалось преждевременным.

Постепенно приближаясь к Иисусу, хананеянка наконец подошла к Нему; она припала к ногам Его и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Все еще испытывая ее веру, Господь молчал; затем на неотступную просьбу ее ответил: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам: дай прежде насытится детям.– Говоря так, Господь хотел испытать веру хананеянки и показать силу этой веры Своим Апостолам.

Она же сказала Ему в ответ: Так, Господи! но и псы под столом едят крохи у детей.

Тронутый смирением и силой веры хананеянки, Господь сказал: О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему! пойди! бес вышел из твоей дочери.

И исцелилась дочь ее в тот час; и, пришедши в дом свой, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

Эта сила веры и неотступность мольбы хананеянки должны служить примером для нас. Мы часто охладеваем к молитве только потому, что, молясь, не сейчас же получаем просимое. Но мы должны всегда помнить, что Господь нередко испытывает нас, силу нашей веры в Его всемогущество и милосердие; и потому не должны отчаиваться, если Господь медлит исполнить наши моления.

47. Исповедание Петра. Мф. 16:1–4 и 13–28; Мк. 8:27–38; Лк. 9:18–27

Пошел Иисус Христос с Апостолами в селения, расположенные близ Кесарии Филипповой. Дорогою Он спросил Алостолов: За кого почитают Меня люди? Они ответили: «Одни – за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию или за одного из пророков». Тогда Господь спросил их: А вы за кого почитаете Меня? За всех ответил Петр: Т ы – Христос, Сын Бога Живого!

Если бы Апостолы судили о своем Учителе по <...> (по плоти и крови), тο не признали бы в Нем ожидаемого евреями Мессию; а если признали Его за Мессию, то потому, что Сам Бог вразумил их, что Он действительно Мессия – Христос. Потому-то Он и сказал Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Tо есть: твердая, как камень, вера в Иисуса Христа, как в Сына Божия, послужит основою, фундаментом для создания на ней Царства Божия, Церкви Христовой; и Царство это будет так непоколебимо, что все силы ада, все духи зла, во всей своей совокупности, не одолеют его.

Продолжая говорить с Петром, Господь сказал: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Власть эту прощать грехи Господь дал несколько позднее и всем прочим Апостолам.

После того, Господь начал подготовлять Апостолов к предстоящим событиям: Своим страданиям, смерти, погребению и воскресению. Это было крайне необходимо, потому что Апостолы и думать не хотели, что Мессия, Сын Божий, может пострадать и умереть. И как только Господь начал говорить им о предстоящей смерти Своей на кресте, то Петр отвел Его в сторону и стал упрашивать: Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! – Петр говорил это тихо, чтобы другие Апостолы не слышали; но Христос, обратившись ко всем Апостолам и взглянул на них, сказал так, отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Петр советовал Христу избегнуть страданий и смерти. Но с такими же советами приступил к Нему и сатана, когда искушал царствами мира сего; поэтому Господь и сказал Петру: Отойди от Меня!

48. Преображение Господне. Мф. 17:1–13; Мк. 9:2–13; Лк. 9: 28–36

Апостолы верили, что Учитель их действительно Мессия; но они не хотели и думать, что Мессия может умереть; поэтому относились к словам Христа о предстоящей Ему смерти с некоторым недоверием Чтобы рассеять все сомнения их, надо было дать им особое знамение, которого так тщетно добивались фарисеи. И вот, Господь берет с Собою Петра, Иакова и Иоанна, и уходит с ними на гору помолиться. Эти Апостолы, совершив свою обычную вечернюю молитву, крепко заснули там же на горе близ молящегося Иисуса.

На вершине горы, в тиши ночной, молился Христос. Покорный воле Отца Своего Небесного, Он искал Себе утешения в молитве, в единении с Богом. Молясь, Он постепенно отрешался от всего земного и становился все выше и выше всех скорбей и страданий; наконец, Он как бы отрешился от Своего человечества и преобразился в иное, сверхъестественное, божественное Свое бытие: вид лица Его изменился, и просияло оно, как солнце; одежды Его сделались белыми, блистающими, как снег.

Спавшие Апостолы проснулись и поражены были необычайным видом: среди ночного мрака сиял Христос в Небесной Славе Своей. Со Христом стояли два человека, беседующие с ним. Апостолы признали в них Моисея и Илию.

Это явление так поразило Апостолов, что они не знали, что сказать, чем выразить свой восторг Петр же, увидя, что Моисей и Илия начинают отходить, воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи (шатра), одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». – Христос ни слова не сказал Петру. Но вдруг явилось облако и покрыло Апостолов; покрыло оно их так, что они могли видеть Господа и удостовериться, что Он остался Один: Его, стоявшего выше их, облако не коснулось. И слышали они голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте! Они знали, что Иоанн Креститель слышал голос с неба, произнесший те же слова; они поняли, что это голос Бога; и в страхе пали на землю, закрыв лица свои. Когда они так лежали, подошел к ним Христос, дотронулся до них и сказал: Встаньте и не бойтесь! Они встали; видение окончилось; облака уже не было; пред ними стоял их Учитель в том самом виде и в той же одежде, как они привыкли видеть Его. Когда сходили они с горы, Господь запретил им рассказывать об этом видении, пока Он не воскреснет из мертвых. Они не могли понять, как это Мессия может воскреснуть из мертвых, когда Он и умереть не может. В таком недоумении они спросили Господа: Как же книжники говорят, что прежде Мессии должен придти Пророк Илия? – На это Господь ответил им, что тот, который должен был придти прежде, уже пришел в духе и силе Илии. Тогда Апостолы поняли, что под именем Илии надо разуметь Иоанна Крестителя.

49. Исцеление бесноватого юноши. Мф. 17:14–21; Мк. 9:14–29; Лк. 9:37–43

Сойдя с горы с тремя Апостолами, Господь увидел Своих учеников; среди них были и остальные девять Апостолов; все они были окружены народом и книжниками; и между учениками и книжниками шел какой-то спор. Оказалось, что, в отсутствии Господа, к Апостолам Его был приведен бесноватый юноша; но они не могли изгнать из него беса. В то время, как они рассказывали об этом Господу, из толпы раздался возглас: «Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего: он один у меня!» – Потом подойдя ближе, умолявший о спасении сына преклонил колени и сказал: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; где ни схватывает его, повергает его на землю: и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его».

По велению Господа, привели к Нему бесноватого; как только бесноватый увидел Его, то упал на землю и валялся на ней, испуская пену изо рта. Господь спросил отца: «Как давно это сделалось с ним?» Отец отвечал, что с самого детства. Тогда Господь сказал ему, что для получения исцеления нужна вера. «Верую, Господи! (отвечал отец) помоги моему неверию». Это означает: хочу верить, но маловерие одолевает, неверие вкрадывается в душу мою и ослабляет веру; помоги моему неверию, прогони его от меня, и я буду веровать в Тебя всем сердцем! – Господь, обращаясь к злому духу, сказал «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе: выйди из него и впредь не входи в него!»

Юноша вскрикнул, сильно сотрясся и упал, как мертвый. Многие из присутствовавших подумали, что он умер; но Господь взял его за руку и поднял; юноша встал.

После того Апостолы, оставшись наедине с Господом, спросили Его: Почему мы не могли изгнать беса из этого юноши? – По неверию вашему, отвечал им Господь.

Апостолы получили власть творить чудеса и изгонять бесов; они не раз уже пользовались этою властью; но, для совершения чудес, надо было обладать непоколебимою верою в божественность Того, Кто дал им эту власть; а таковой верой Апостолы не всегда обладали. Таким образом, постигшая Апостолов неудача была не случайною, а вызывалась необходимостью усилить их веру. Вразумляя их, Господь сказал: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда! и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас.

В этом сравнении веры с горчичным зерном имеет значение не величина горчичного зерна, а способность его разрастаться в роскошное, ветвистое дерево. Как горчичное зерно заключает в себе силу превратиться в большое дерево, так и непоколебимая вера обладает скрытою в ней силою творить чудеса, даже перестанавливать горы, если бы встретилась к тому надобность.

50. Наставление о смирении. Mф. 18:1–17; Mк. 9:33–50; Лк. 9:46–50.

Сопровождая Иисуса Христа в Капернаум, Апостолы шли от Него в некотором отдалении и спорили между собою. Когда же пришли в Капернаум, Христос спросил их, о чем они дорогою рассуждали? Они молчали; им стыдно было сознаться, что они спорили о первенстве, о том, кто из них больше? Они забыли, что войдут в Царство Небесное нищие духом, кроткие, смиренные. Поэтому Господь, зная все помышления их, сказал: Кто хочет быть первым, будь для всех слугою. Поняв, что от Господа не скрыты даже помыслы их, Апостолы рассказали ему, о чем спорили. Тогда Господь взял дитя, поставил его посреди их, обнял его и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». То есть: если не обратитесь от гордости и честолюбия к смирению и кротости; если не будете чужды этих пороков так же, как дети, то не войдете в Царство Небесное; кто же отрешится от своего воображаемого величия и станет в глазах своих таким же малым, как это дитя, тот и будет иметь большее значение в Царстве Небесном, тот и будет истинным Моим учеником. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, кто окажет ему помощь в нужде и будет слугою ему, тот все это сделает для Меня Самого, тот Меня принимает; а кто Меня принимает, тот принимает Пославшего Меня. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской.

Под именем малых сих Господь разумел в с е х вообще верующих в Него чистою, чуждою всяких сомнений, как бы детскою, верою; но так как соблазнам наиболее подвержены дети, то принято относить это изречение Иисуса Христа преимущественно к соблазнителям детей в делах веры.

51. Притча о немилосердном рабе. Мф. 18:23–35

Апостол Петр спросил Иисуса: «Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?»

Господь учил, что надо всегда прощать, неограниченное число раз; поэтому, Он и ответил Петру: «Не говорю тебе до семи, но до семижды семидесяти раз».

Продолжая беседу с Апостолами о прощении ближних, Господь, для наглядности Своего поучения, рассказал им следующую притчу: Один царь потребовал от своих рабов, чтобы они представили ему отчет, кто из них и сколько должен ему. При такой поверке оказалось, что один из них должен ему десять тысяч талантов9; и как ему нечем было уплатить этот долг, то царь велел продать его, жену и детей и все его имущество, и вырученные деньги употребить на погашение долга. Тогда раб тот пал ему в ноги и, кланяясь, просил отсрочить требование уплаты долга: «Потерпи (говорит), и все тебе заплачу». Государь смиловался, отпустил его и простил ему весь его громадный долг. Но этот раб, выйдя от своего господина, встретил своего товарища, который должен был ему всего сто динариев10 ; и стал он душить его, требуя уплаты долга; тогда товарищ его пал к ногам его и умолял обождать, обещая уплатить весь долг; но тот и слушать не хотел, и посадил его в темницу впредь до уплаты долга. Другие товарищи его, видя это, огорчились, пошли к Государю своему и рассказали ему все. Тогда Государь вновь призвал этого немилосердного раба и сказал ему: «Злой раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И разгневался царь, и отдал его истязателям до полной уплаты им всего долга, то есть навсегда. – Оканчивая эту притчу, Христос сказал: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Эта притча служит наглядным разъяснением слов молитвы Господней: и прости нам грехи н а ш и, как и мы прощаем согрешивших против нас. Научив Апостолов молить Бога о прощении грехов именно этими словами, Господь тогда же, в нагорной проповеди Своей, сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших"·

Чтобы поступать всегда по этой заповеди Господней, надо быть строгим к себе и снисходительным к другим; надо почаще вспоминать свои грехи и не копаться в душе ближнего своего; надо уметь зреть свои прегрешения и не осуждать брата своего.

Притча о немилосердном рабе вмещает в себе еще и другую мысль, весьма важную для нашего спасения. Наказан прощенный уже, но вновь согрешивший грешник; и наказан не только за новый грех, но и за все прежние, покрытые уже прощением, грехи. Это доказывает, что прощение грехов в этой жизни дается под условием, чтобы прощенный больше не грешил; иначе, вновь согрешающему будут вменены в вину и прежние его грехи.

52. Уплата подати на храм. Мф. 17:24–27

Когда Иисус Христос был в Капернауме, подошли к Петру сборщики подати на храм. Каждый еврей, где бы он ни находился, должен был платить на храм две драхмы или дидрахму. Сборщики спросили Петра: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Петр сказал, что даст. Когда же Петр пошел за этим к Иисусу, то Господь предупредил его, сказав: Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр отвечал, что с посторонних. Итак, сыны свободны.

Этими словами Господь объяснил Петру, что если дидрахмы собираются на храм Божий, для Бога, то Сын Божий свободен от уплаты этой подати. Но Христос был не только Бог, но и Человек; по человечеству Своему, Он счел необходимым не уклоняться от исполнения этой обязанности каждого еврея; и потому сказал Петру: Пойди к морю, закинь удочку и первую рыбу, какую поймаешь, возьми; во рту ее найдешь статир, который и отдай сборщикам за Меня и за себя.

Статир – две дидрахмы, подать за двух. Евангелист не говорит ничего о том, как Петр пошел к морю и поймал рыбу с статиром во рту; но мы, зная уже множество непостижимых уму человеческому чудес, совершенных Господом, не сомневаемся, что Петр уплатил храмовую подать именно этим, чудесно найденным им, статиром.

53. Грешница пред судом Иисуса. Ин. 8:1–11

Приближался семидневный праздник поставления кущей (шалашей или шатров); он был установлен в воспоминание сорокалетнего странствования евреев в пустыне. На этот праздник все евреи обязаны являться в Иерусалим; поэтому, стечение народа бывало там в эти дни громадное. Так называемые братья Иисуса Христа, отправляясь в Иерусалим, звали и Его с собою. Но Господь не пошел с ними, а пришел в Иерусалим тогда уже, когда праздник начался, в половине праздника. Пришел Он в храм и учил собравшийся туда народ. Тогда книжники и фарисеи привели к Нему в храм женщину, застигнутую при самом совершении ею прелюбодеяния. По закону Моисея, за такое преступление полагалась смертная казнь; законы же римские не допускали смертной казни за это преступление; да и самое произнесение смертных приговоров было отнято от еврейских судов.

Поставив эту грешницу пред Господом, среди расступившегося народа, они сказали: Учитель! Эта женщина взята в самом действии прелюбодеяния. Вот свидетели тому. А Моисей в законе заповедал побивать таких камнями. Ты что скажешь? – Они думали, что если Господь скажет: «Побейте ее камнями, как повелел вам Моисей!» – то Его можно будет обвинить пред римским правителем Иудеи в нарушении римских законов: а если скажет: «Отпустите ее!» – то этим Сам обвинит Себя в нарушении закона Моисея.

Задав такой коварный вопрос, книжники и фарисеи нагло смотрели на Иисуса. Но Он, наклонившись низко, писал пальцем на земле, не обращая на них внимания. Молчание Его раздражало обвинителей; и они продолжали спрашивать Его, то есть много раз повторяли свой вопрос; а Он все молчал и продолжал писать пальцем на песке. Наконец. Господь приподнял голову, посмотрел на обвинителей и сказал: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень! и опять наклонился к земле и продолжал писать.

Слова Господа произвели потрясающее впечатление даже на книжников и фарисеев: грозные и коварные за минуту пред тем, они стояли теперь молча; руки их опустились, взоры потупились; они, быть может, впервые почувствовали стыд и, обличаемые совестью, стали тихо, один за другим, расходиться. За ними последовали и все окружавшие их; и вскоре храм опустел: остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Когда все удалились, Господь посмотрел на несчастную грешницу и спросил: Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? – Этот кроткий вопрос вывел ее из томительного состояния; и она ответила: «Никто, Господи».

Тогда Господь сказал ей: И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши!

Этими словами Господь не простил грешницу. В тех случаях, когда он прощал грехи, Он прямо говорил: прощаются тебе грехи! (напр., грешнице в доме Симона-фарисея, расслабленному, спущенному с кровли дома); а тут сказал: Я не осуждаю тебя. Не осуждение не равносильно прощению. Не осуждаю, значит, не подвергаю ответственности за грех, но и не освобождаю от нее. Иди и впредь не греши! если не будешь грешить, то освободишься от ответственности и за прежние грехи; если же вновь начнешь грешить, то подвергнешься наказанию и за грехи, за которые не был в свое время осужден, и мог бы быть окончательно прощен. Это – условное осуждение.

Итак, прежде чем осуждать ближнего, надо заглянуть в свою грешную душу и вспомнить слова Господни: Кто из вас без греха, первый брось камень! вспомнив же эти слова, надо постараться прежде вынуть бревно из своего глаза; тогда уже, освободясь от своих грехов, помочь брату вынуть сучек из его глаза; да и сделать это без осуждения, без злорадства, а из любви к ближнему, из желания помочь ему впредь не грешить.

54. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа. Ин. 8: 45–59

Оставаясь в Иерусалиме на праздниках кущей, Христос опять учил народ в храме. Были тут и фарисеи; они прислушивались к каждому слову Его и вступали с Ним в разговоры. Упрекая их в неверии, Он сказал: «Я говорю то, что видел у Отца Моего, но вы не верите Мне; почему же? кто из Bac обличит Меня в неправде?"

Никогда и никто из людей не дерзал обращаться к своим обвинителям с таким вопросом; все люди, даже самые святейшие, всегда сознавали, что нх можно обличить в какой-нибудь неправде, в каком-нибудь грехе; люди бывают лишь более или менее грешными, но безгрешных не бывает. А потому, только полное сознание Своей безгрешности и правоты дало Иисусу Христу возможность предложить Своим врагам всенародно обличить Его в неправде, в грехе. И никто не осмелился выступить обличителем.

Продолжая затем Свою проповедь, Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век». – Ha это фарисеи заметили: «Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли; чем Ты Себя делаешь?» – Христос отвечал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался». – Фарисеи возразили: «Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» – Господь ответил им: Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь.

Фарисеи поняли, что Господь говорит о Своей вечности и, следовательно, о Своем Божестве. Вместо того, чтобы уверовать в Того, Кого никто не решился обличить в какой-либо неправде, они бросились к сложенным на дворах камням; они уже взяли камни в руки, чтобы побить Иисуса ими; но Он прошел посреди их, пошел далее, и вышел храма.

55. Исцеление слепорожденного. Ин. 9:1–41

При выходе из храма, Господь встретил слепорожденного, плюнул на землю, сделал <…>, помазал им глаза слепому и послал его умыться в Силоамской купальне. Для дарования слепорожденному зрения, Господь мог сказать только слово, и слепой стал бы видеть; поэтому, если Он помазал теперь слепому глаза, то сделал это только для того, чтобы прикосновением к его глазам возбудить в нем веру. Слепой пошел к Силоамской купальне, умылся и прозрел. Соседи этого слепого удивились, когда увидели его зрячим, и спросили. «Как открылись у тебя глаза?» – Тот рассказал, как он прозрел, но не мог сказать, кто совершил над ним такое чудо. Тогда повели его к фарисеям. Рассказал он и им все, что знал. А так как это была суббота, то некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога Тот Человек, потому что не хранит субботы». Другие же из них возражали им, говоря: «Как может грешный человек творить такие чудеca?» – И поспорили они между собою. Потом спросили прозревшего: «А ты что скажешь о Нем?» – Он отвечал: «Это – Пророк». – Тогда фарисеи хотели подорвать значение этого чуда, доказав, что исцеленный и не был слепым. Для этого послали за родителями его и спросили: «Ваш ли это сын, о котором вы говорили, что он родился слепым? как же он теперь видит?»

Фарисеи рассчитывали на уклончивый ответ родителей, так как всем уже известно было постановление синедриона об отлучении от синагоги всякого, кто осмелится признать Иисуса из Назарета за Христа-Мессию. В своих расчетах они не ошиблись. Родители, боясь отлучения от синагоги, сказали: знаем, что это сын наш, и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем; сам в совершенных летах, самого спросите; пусть сам о себе скажет».

На время допроса родителей, сын был удален. Теперь его призвали опять и стали убеждать, что нарушивший субботу должен быть большим грешником; и стали требовать, чтобы он под клятвою подтвердил свое согласие с этим. Но бывший слепец, не без глумления над фарисеями, сказал: «Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».

Фарисеи начали опять переспрашивать его о том, как все это случилось; но бывший слепой не стал им отвечать на их вопросы; а на их замечание, что они не знают, откуда этот Человек, совершивший чудо, ответил: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи». Разгневались фарисеи, сказали ему, что Он во грехах родился и потому не смеет учить их; и выгнали его вон.

В тот же день Господь увидел бывшего слепца и спросил его: Веруешь ли в Сына Божия? Tот в недоумении сказал: «А Кто Он, чтобы мне веровать в Него?» Господь сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с Тобою». – Тогда исцеленный воскликнул: «Верую, Господи!» и поклонился Ему.

56. Христос в доме Марфы. Лк. 10:38–42; 10:17–20

Объявив Себя всенародно Сыном Божиим, прежде Авраама бывшим, Христос окончательно восстановил против Себя руководителей еврейского народа. Зная, что час Его еще не пришел, Он удалился из Иерусалима в сопровождении Апостолов и других учеников. Путь Его лежал через селение Вифанию. Это селение было расположено в двух с половиною верстах от Иерусалима, на противоположном склоне горы Елеонской. В нем жил Лазарь, которого Господь называл другом Своим, и две сестры его, Марфа и Мария. К ним зашел теперь Христос с Своими спутниками. Старшая сестра, Марфа, стала суетиться с приготовлением угощения для гостей; а меньшая, Мария, села у ног Иисуса и слушала Его. Сознавая, что одной трудно услужить всем гостям, Марфа обращается к Иисусу как бы с упреком, обнаружившим, однако, дружеские отношения Его к этой семье: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне!».

Не с укором, а с чувством глубокого сожаления, ответил Господь на такую просьбу озабоченной Марфы: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, считаешь это многое необходимым; но ошибаешься; твое усердие, твои заботы направлены тому, без чего можно обойтись, что составляет житейскую, скоропроходящую суету. А одно только нужно: внимание к слову Божию и исполнение воли Его. Мария избрала благую часть, и то, что она приобретает, слушая Меня, никогда не отнимется от нее·

Выйдя из Вифании, Господь с Апостолами пошел в Галилею.

57. Притча о ближнем. Лк. 10:25–37

Один законник (книжник) подошел к Иисусу Христу и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Господь заставляет его самого ответить на этот вопрос. Ведь ты, как законник, сам должен это знать; ты знаешь, что в законе написано? расскажи же, как читаешь закон? как понимаешь его? – Законник дословно повторил закон, содержащийся в книге Левит и во Второзаконии: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Тогда Господь сказал ему: Правильно ты отвечал; поступай так, и достигнешь вечной жизни. – Законник хорошо знал этот закон; но он, как и другие книжники и все фарисеи, считал ближними только евреев; а некоторые нз них даже не всех евреев считали своими ближними, а только таких же, как они сами, равных себе. Поэтому, он и спросил: «А кто мой б л иж н и й?"

На этот вопрос Господь ответил притчею: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и увидев его, прошел мимо; также левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо; самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подошедши, перевязал раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал «Позаботься о нем, и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Окончив эту притчу, Господь спросил законника: Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам? Законник отвечал: «Оказавший ему милость». Тогда Господь сказал: Иди, и ты поступай так же, как поступил самарянин; считай ближними своими всех вообще людей, особенно же тех, которые нуждаются в твоей помощи.

58. Предостережение против любостяжания. Притчи о богаче и о рабах, ожидающих господина. Лк. 12:13–21; 35–48

Во время одной из проповедей Иисуса Христа, Его прервал кто-то из толпы возгласом: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство».-На это Христос ответил: Кто поставил Меня судить или делить вас?

Просивший о понуждении брата к разделу был так занят своим делом, что не слушал Господа; все мысли его были сосредоточены на ожидаемом разделе наследства; и он так увлекся мечтами о богатстве, что прервал Иисуса; свое дело он считал выше, важнее всех поучений Галилейского Учителя.

Господь устранял Себя всегда от всякого вмешательства в дела государственные и общественные; поэтому Он отказал просившему о понуждении брата к разделу; но не мог не предостеречь Своих слушателей от любостяжания, которым так заражен был домогавшийся раздела.

Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека, продолжительность ее, не зависит от изобилия его имения, сказал Господь. А чтобы эта мысль укоренилась, рассказал им притчу: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих; и сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись! Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Окончив эту притчу, Господь сказал: Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Собирание в житницы урожая, ниспосланного Богом, не вызывает никакого осуждения; собрать надо было, хотя бы для этого потребовалась перестройка житниц; но и поделиться с бедными избытком урожая тоже необходимо было; и если бы богач поступил так, то не навлек бы на себя наказания. Но он думал, что Бог послал этот урожай исключительно ему, для продления его беспечной жизни; и как ошибся! мечтая прожить в довольстве долгие годы, он умер в ту же ночь.

В нагорной проповеди Своей Господь предостерегал от любостяжания и говорил: Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе. Собирать сокровища на небе, значит, творить волю Божию, то есть любить ближних, помогать облегчать их страдания, душу свою полагать за них· Кто так поступает, тот богатеет заслугами своими перед Богом, или иначе: в Бога богатеет; тот предстанет на окончательный суд с такими оправдывающими его сокровищами, которые откроют ему двери Царства небесного. A с чем явится на этот суд тот, кто собирал только сокровища земные и, при том, исключительно лишь для себя? чем оправдает он свою жизнь? Нищим он предстанет тогда пред Богом, и в позднем раскаянии сам назовет себя безумным.

Продолжая Свою речь, Господь заповедал так жить, чтобы всегда быть готовыми отойти из этого мира и предстать на суд Божий. Будьте (сказал Он) всегда готовы к этому; будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, чтобы тотчас отворить ему, как только он постучит. Блаженны рабы, которых господин найдет бодрствующими! Будьте же и вы готовы, ибо придет Сын Человеческий в такой час, в какой вы и не думаете.

59. Притча о бесплодной смоковнице. Лк. 13:1–9

Продолжая поучение, Господь сказал; «Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; .и сказал виноградарю: «Вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее! на что она и землю занимает?» Но виноградарь ответил ему: «Господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом; не принесет ли плода? если же нет, то в следующий год срубишь ее».

Слушатели должны были понять, что владелец виноградника, то есть всего мира, – Бог. Он ждет от Своей смоковницы, своего избранного народа еврейского, плодов, то есть веры в посланного к ним Мессию, покаяния и добрых дел. Приходит к концу уже третий год проповеди Сына Человеческого <...> срок этот достаточен для того, чтобы узнать, способна ли смоковница к плодоношению, уверует ли народ еврейский в посланного ему Избавителя. Поэтому, не имея уже надежды на исправление евреев, Хозяин виноградника произносит суд над бесплодной смоковницей: Сруби ее (говорит Он Виноградарю, Иисусу Христу) на что она и землю занимает? оставь этот жестокосердный народ! отвергни его! место его займут иные народы, которые уверуют в Тебя и будут творить волю Мою. – Но добрый Виноградарь просит отсрочить на год исполнение приговора; Он думает, что, при чрезвычайных мерах с Его стороны, этот народ, быть может, и даст ожидаемые от него плоды. Время срубить бесплодную смоковницу еще не ушло: оставь ее и на этот год.

60. Притчи о званных. Лк. 14:1–24

Находясь в Перее, Господь получил как-то приглашение на обед от одного из начальников фарисейских. Прийдя к нему в дом, Господь заметил, что приглашенные стали выбирать себе места за столом, стараясь сесть поближе к хозяину, где обыкновенно садились почетные и знатные гости. Заметив такое стремление каждого поставить себя выше других, Господь сказал им: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтоб не случился кто из званных им почетнее тебя, и звавший тебя и его не сказал бы тебе: «Уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, садись на последнее место, чтобы звавший тебя сказал: «Друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою.· Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится».

Заметив также, что занявшие места за обеденным столом – все: родственники, друзья и богатые соседи хозяина, Господь, обращаясь к нему, сказал: Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев, ни родственников, ни соседей богатых, не зови вообще таких гостей, которые могут тем же воздать тебе за твое гостеприимство; а зови нищих, увечных, хромых, слепых и вообще бедных, которые сами не могут отплатить тебе тем же, но за которых воздаст тебе Бог в будущей вечной жизни.

Говоря – не зови друзей – Господь этим вовсе не воспрещает дружеские и родственные отношения, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Он только предупреждает, что поступающий так творит добро с расчетом получить за него воздаяние таким же добром; следовательно, он собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Творящий же добро тем, от которых не может получить никакого воздаяния, в займы дает Богу, Который, конечно, не останется в долгу у такого человека.

Когда Господь говорил о воздаянии в будущей жизни, один из участников обеда сказал: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царстве Божием!» – Обращаясь к нему, Господь сказал: «Один человек сделал большой ужин и звал многих; и, когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: «Идите, ибо уже все готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал «Я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: «Я купил пять пар волов и иду испытать их прошу тебя, извини меня». Третий сказал: «Я женился и потому не могу придти». И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых». И сказал раб: «Господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». Господин сказал рабу: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой». Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина. Ибо много званных, но мало избранных».

Смысл этой притчи таков: Под видом большого ужина представлено Царство Божие на земле. Устроитель ужина – Бог. Он приглашал, посредством ветхозаветного закона и пророков, весь еврейский народ вступить в это Царство, как для них приготовленное; затем, когда Царство это приблизилось, Он вновь послал к приглашенным повторить приглашение; и послал с этим поручением Самого Мессию. Посланный Мессия объявил евреям: Приблизилось Царство Небесное! идите, ибо уже все готово! Но книжники, фарисеи, первосвященники и другие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения и не пошли на призыв Христа. Тогда Бог повелел Мессии звать мытарей и грешников того же народа; и когда все еще оказалось много свободных мест, то послал за пределы города, то есть к другим народам, звать всех язычников вступить в Царство Мессии. И когда все места были заняты, то Устроитель сказал, что никто из тех званных не вкусит моего ужина; ибо много их было званных, все были званы, но мало из них казалось избранных.

61. Притча о богаче и нищем Лазаре. Лк. 13:23–24; 16:19–31

Господь окончил притчу о званных словами: много было званных, но из них оказалось мало избранных. Тогда один из гостей спросил Его: «Неужели мало спасающихся?»

На это Господь ответил: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата; ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут». Это означает, что узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни; надо здесь на земле добрыми делами приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти будет поздно.

Эту мысль Господь развил еще нагляднее в следующей притче о богаче и нищем Лазаре: Один богач проводил жизнь в роскоши; одевался в самые дорогие и тонкие одежды, в порфиру и виссон, и ежедневно пировал. А у ворот его лежал нуждающийся в помощи нищий Лазарь, покрытый ранами и струпьями. Всегда голодный, страдалец Лазарь желал питаться хотя бы теми остатками от стола богача, какие на его глазах выбрасывали собакам; но и это было недоступно ему. Никто не сжалился и над его болезнью, никто не перевязал раны его; и собаки облизывали их, препятствуя тем их заживлению. Умер, наконец, несчастный; умер и богач. После смерти положения их переменились; каждый получил воздаяние по заслугам своим. Лазарь принесен был Ангелами прямо в рай, а богач низвергнут в ад. Богач, в страшных муках, стал вспоминать свою беспутно проведенную жизнь; вспомнил и нищего Лазаря, на которого он не обращал никакого внимания. В раздумьи о том, где теперь этот страдалец, что сталось с ним, богач вдруг увидел его стоящим вдали вместе с Авраамом; и взмолился он Аврааму: Отче! пошли ко мне Лазаря облегчить мои страдания. – Чадо! (отвечал Авраам) вспомни свою жизнь; все, что ты считал благом, к чему стремился, ты получил с избытком; ты в роскоши и неге проводил дни свои, и ни разу не бросил Лазарю куска хлеба; а он с кротостью и смирением переносил свои муки, и не роптал, что незаслуженно страдает. Поэтому, Лазарь, не получивший от жизни ничего и все-таки сохранивший душу свою чистою от грехов, утешается здесь; а ты, взявший от жизни все для себя и не сделавший ни одного доброго дела для других, страдаешь теперь вполне заслуженно. К тому же, никто из нас не может избавить тебя от мучений, ни даже облегчить их: между вами и нами пропасть великая, нет никакого сообщения. – Познав теперь все безумие прожитой им жизни, богач просит Авраама послать Лазаря к оставшимся в живых пяти братьям его, чтобы он научил их, как жить и как избавиться от этого места мучений. Авраам ответил на это: У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их! они возвестили волю Божию, и кто исполнит ее, тот спасется. – Нет, говорит богач, глухи мои братья к голосу Моисея и пророков, не слушают их, как и я не слушал; но если бы им дано было знамение, если бы кто из умерших пришел к ним и рассказал, что делается в загробном мире, то наверное покаялись бы. – Если Моисея и пророков не слушают, сказал Авраам, то хотя бы кто и из мертвых воскрес, не только не покаются, но даже не поверят.

62. Благословение детей. Мф. 19:13–15; Мк. 10:13–16; Лк. 18:15–17

Когда Господь проповедывал в Перее, сквозь окружавшую Его толпу стали пробираться женщины с детьми. Ученики не пускали их; а они умоляли их пропустить, чтобы Господь возложил руки на детей и помолился бы о них. Услыша мольбу матерей, Господь сказал ученикам: Пустите детей! и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

Господь зовет к Себе детей с их чистыми, непорочными сердцами; Он обещает им блаженство вечной жизни, если они придут к Нему с тою же любовью, с какою Он зовет их, и если сохранят эту любовь до конца своей жизни. Призывая к Себе детей, Христос предостерегает их воспитателей и говорит им: Не препятствуйте детям приходить ко Мне, не соблазняйте их! В другой же раз, говоря о соблазнах, Господь сказал, что горе будет соблазнителю! что лучше было бы для него, если бы ему повесили мельничный жернов на шею и потопили в в глубине морской.

63. Притчи о заблудшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне. Лк. 15:1–32.

Господь пришел призвать грешников к покаянию. Если надо было, для спасения грешника, идти к нему в дом, Он шел; если надо было возлечь с ним за обеденным столом, Он не гнушался и есть с ним. Но такое милосердие возмущало фарисеев и книжников; они считали унизительным для своего достоинства не только протянуть руку помощи грешнику, но даже близко подойти к нему и прикоснуться. Поэтому они осуждали Господа и говорили: «Он принимает грешников и ест с ними».

А Он сказал им: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? а нашедши возьмет ее на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовет друзей и соседей, и скажет им: «Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу?» Так и на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или, какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи, и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? а нашедши, созовет подруг и соседок, и скажет: «Порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму?» Так бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

В этих двух притчах говорится о милосердии Божием к людям, случайно ставшим на скользкий путь греха. Такие люди не потеряны для Царства Божия; их еще можно вернуть назад. Сам Бог идет искать их; Он посылает им какое-либо испытание, которое заставляет их одуматься и тотчас же вернуться на прямой путь; а когда они возвращаются, то не наказывает их, а с радостью принимает.

Но бывают люди, сознательно предающиеся греховной, распутной жизни: и если они в раскаянии начинают иную жизнь, то Господь и их принимает с любовью. Это доказывается притчею о блудном сыне, которую сказал Господь:

У некоторого человека было два сына; младшему надоело быть под попечением отца; захотелось пожить веселою, разгульною жизнью подальше от родительского дома. С этою целью он попросил отца выделить eгo, а когда получил выдел, то, взяв все доставшееся на его долю, ушёл в дальнюю страну; и там он расточил все свое достояние, живя распутно. Наступившая нужда, а затем и голод заставили его наняться пасти свиней. Во все время своей беспутной жизни он ни разу не подумал об отце; теперь же, когда дошел до отчаянного положения, когда приходилось умирать от голода, он вспомнил про отца и сказал: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою». Встал и пошел к отцу своему. А отец, как только увидел приближающегося к нему в рубище сына, тотчас же понял все; сжалился над несчастным, не стал дожидать, когда он дойдет до него и попросит прощения, а сам побежал ему навстречу; обнял его, пал ему на шею и целовал его; а потом велел одеть его в лучшую одежду и заколоть откормленного теленка. «Станем (сказал он) есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться. Старший же сын его, возвратясь с поля, узнал причину отцовского веселья; он обиделся, рассердился и не пошел к отцу и брату; а когда отец вышел позвать его, то с упреком сказал: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы повеселиться с друзьями моими; а когда этот твой сын, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со Мною, и все мое – твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Старший сын в этой притче не захотел даже назвать братом своим виновника веселья отца, а презрительно сказал отцу: этот сын твой. Такого сына, который расточил имение свое с блудницами, надо было, по его мнению, прогнать, а не встречать с распростертыми объятиями; пусть гибнет! сам же виноват! нечего жалеть его!

Но не так поступает Милосердный Бог. Грешнику достаточно опомниться, оглянуться на свое прошлое, осудить себя; в раскаянии, хотя бы позднем, вспомнить о милосердии Божием; сказать – пойду к Отцу моему, – и действительно пойти; и милосердный Бог с радостью примет блудного сына Своего.

Часто люди уклоняются от Бога только потому, что, по тяжести грехов своих, признают себя недостойными прощения! Они говорят: «Грехи мои так велики, что Бог не простит меня, как бы я ни молился Ему; поэтому бесполезно и молиться!» Но как же заблуждаются такие люди! Пусть внимательно прочтут притчу о блудном сыне; тогда они поймут необъятную любовь и безграничное милосердие Божие. Как бы человек ни грешил, но если он искренно раскаивается и решается воздерживаться от грехов, доведших его до падения, то спасение возможно и для него. Пусть смело идет к Отцу своему, надеясь на Его милосердие; и Господь с радостью приметь его.

64. Последнее путешествие Иисуса Христа в Иерусалим. Исцеление десяти прокаженных. Лк. 9:51–56; 17:11–19

Приближалось празднование пасхи, четвертой со времени крещения Иисуса Христа. Он отправился на этот праздник в Иерусалим. Приходилось проходить через Самарию; но там не приняли Его и Апостолов, потому что признали их за Иудеев. Двое из Апостолов, братья Иаков и Иоанн, которых Христос прозвал сынами грома, захотели сейчас же наказать за это самарян. «Хочешь ли (спросили они Господа), мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» – Апостолам дана была власть совершать чудеса, и они совершали их; но сыны грома забыли, что эта власть дана им для совершения добрых дел, а не для наказания грешников; они забыли, что Учитель их заповедал им прощать обидчиков, я не мстить им. Поэтому Господь запретил им мстить негостеприимным самарянам, и сказал: Не знаете какого вы духа; Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать.

Отправясь в Иерусалим другим путем, Господь, при входе в одно селение, увидел десять прокаженных, то есть больных проказой. Болезнь эта заразительна; и потому всех заболевших ею выгоняли из городов и селений, оставляя на произвол судьбы.

<...> очень редко; иногда же болезнь принимала особую форму, незаразительную. При выздоровлении и при переходе болезни в незаразную форму, бывшие больные могли быть приняты в общество, по освидетельствовании их священниками и после принесения ими установленных жертв.

Увидевшие Господа десять прокаженных не смели близко подойти к Нему, а издали кричали: «Иисус Наставник, помилуй нас!» Господь не хотел возбуждать сопровождавшую Его толпу исцелением прокаженных тут же, на глазах у всех; поэтому Он приказал им идти в Иерусалим и показаться священникам. Они пошли и дорогою заметили, что проказа сошла с них. Один из них, самарянин, видя совершившееся чудо, вернулся к Господу; он припал к ногам Его и громким голосом прославлял Бога; девять же исцеленных евреев не нашли нужным поблагодарить своего Благодетеля, и пошли своей дорогой в Иерусалим. Видя такую неблагодарность, Господь с грустью сказал: «Не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» Обращаясь же к исцеленному самарянину, сказал: «Встань! иди; вера твоя спасла тебя».

65. Притча о неправедном судье и наставление о неотступности в молитве. Молитва мытаря и фарисея Лк. 18:1–14

Говоря о необходимости молитвы, Иисус Христос рассказал притчу о неправедном судье. В одном городе был неправедный судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, судебное дело которой должен был решить этот судья; она ходила к нему много раз и все просила оградить ее от несправедливых притязаний ее противника; но все ее просьбы были безуспешны. Наконец судье надоели постоянные хождения вдовы к нему и просьбы ее; и он сказал: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать».

Окончив эту притчу, Господь сказал: Слышите, что говорит судья неправедный? Если он, будучи неправедным, все-таки заступился за несчастную вдову, неотступно просившую у него защиты, то Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Говорю вам, что подаст им защиту вскоре. – Итак, надо всегда молиться и никогда не унывать, если просимое не так скоро подается, как желалось бы.

А чтобы показать Своим слушателям, как надо молиться, Господь сказал другую притчу: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал впереди всех, чтобы все видели его молящимся; признавая себя праведником, он не просил у Бога милости, а лишь благодарил Его: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешному».– Окончив эту притчу, Господь сказал: «Говорю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, чем тот фарисей; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

66. Беседа с богатым юношей и с учениками о богатстве. Мф. 19:16–30; Мк. 10:17– 31; Лк. 18:18–30

После одной из остановок по пути в Иерусалим, когда Господь с Апостолами выходил для продолжения путешествия, подбежал к Нему богатый юноша, пал пред Ним на колени и спросил: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» – Юноша назвал Его Учителем, следовательно, Человеком, и вместе с тем благим; поэтому Господь и говорит ему: «Что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». – Юноша знал заповеди, данные Богом чрез Моисея; но ему хотелось узнать, нет ли еще иных, которые неизвестны ему; и потому спросил: «Какие?» – Господь повторил ему ветхозаветные заповеди, сказав: «Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, и люби ближнего твоего, как самого себя!» – Юноша говорит Ему: «Все эти заповеди я исполняю с детства моего; чего еще недостает мне?»

Взглянув на юношу Своим добрым, любвеобильным взглядом, Господь сказал ему: Одного тебе недостает: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

В душе юноши происходила борьба: хотелось обеспечить себе блаженство Вечной Жизни и, в тоже время поклоняться своему кумиру, богатству; но поклонение Богу с поклонением кумиру несовместимы; опечаленному богачу пришлось выбирать одно из двух; и он ушел от Господа к своему богатству.

Тогда Господь, обращаясь к ученикам Своим, сказал: Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие! – Ученики ужаснулись от этих слов; но Господь сказал им: Дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие! Удобнее верблюду11 пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Слова Господа – продай имение твое и раздай нищим – относились исключительно к богатому юноше, который похвалился своею праведностью и пожелал быть совершенным человеком; поэтому, слова эти не имеют значения заповеди, безусловно обязательной для всех. Если богатый человек смотрит на свое богатство, как на Божие достояние, вверенное ему лишь во временное управление; и если он управляет им согласно с волею Бога, то он может спастись и не раздавая нищим всего имения, к которому он приставлен. Но если он пользуется богатством исключительно для удовлетворения своих прихотей, не обращая внимания на нужды ближних, то спасение невозможно.

Страсть любостяжания часто заглушает голос совести; поэтому, вообще, богатому трудно войти в Царство Божие; а тому богачу, который во всем надеется только на свое богатство, войти в это Царство так же невозможно, как верблюду пройти сквозь игольное ушко.

Не только в Царство Небесное, но и в Царство Божие богатому трудно войти, так как в душе его чаще всего царит не Бог, а идол любостяжания; а где царит не Бог, где не исполняется воля Божия, как царский закон, там нет и Царства Божия.

Услыша все это, Апостолы крайне изумились и спросили: «Так кто же может спастись?» – А Господь ответил им: Человекам это невозможно, Богу же все возможно. Эти слова Господа означают, что человек, в борьбе с искушениями и страстями, должен обращаться к помощи Божией; невозможное человеку, предоставленному собственным силам, возможно будет ему же при помощи Божией: Просите, и дано будет вам.

67. Притча о работниках в винограднике. Мф. 20:1–16

Продолжая Свое путешествие в Иерусалим, Господь сказал Апостолам и всем сопровождавшим Его притчу о работниках в винограднике:

«Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано по утру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. Вышедши около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: «Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли. Опять, вышедши около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, вышедши около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: «Что вы стоите здесь целый день праздно?» Они говорят ему: «Никто нас не нанял». Он говорит им: «Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите». Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых». И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию; пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию и, получив, стали роптать на хозяина дома, и говорили: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Он же в ответ сказал одному из них: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных».

Под виноградником притчи подразумевается основанное Иисусом Христом Царство Божие на земле (Церковь Христова); владелец виноградника – Бог; работники – вступающие в это Царство. Работники виноградника получили все по динарию независимо от количества часов, проведенных каждым за работой; так и в Царстве Небесном блаженство вечной жизни получат все удостоившиеся того, несмотря на время вступления их в Царство Божие и на продолжительность работы их в этом Царстве. Прожившие всю свою жизнь добродетельно войдут в Царство Небесное наравне с теми, которые лишь в старости обратились к Богу и стали Божиими работниками. Призывая людей к покаянию, Христос много раз говорил, что покаяться никогда не поздно. Притчею о блудном сыне Он разъяснил, что даже на краю гибели от множества грехов не поздно бывает сознать всю гнусность их и в раскаянии пойти к Милосердному Богу. Притчею о работниках в винограднике Он успокоил даже таких грешников, которые, по преклонному возрасту своему, одною ногою своею стоят уже в могиле; и им Он подал надежду спастись и войти в жизнь вечную. Не надо только злоупотреблять этою притчею; не надо откладывать свое обращение кь Богу, говоря – «еще успею!» – так как, никто из нас не знает, долго ли еще проживет, успеет ли покаяться и поработать в Божием винограднике, если будеть беспечно откладывать покаяние и самоисправление со дня на день.

68. Воскрешение Лазаря. Ин. 11:1–46

Иисус Христос приближался к Иерусалиму и уже недалеко был от Вифании, где жили Лазарь и его сестры, Марфа и Мария. Лазарь был болен; поэтому сестры его, услышав о приближении Господа, послали сказать Ему об этом; они надеялись, что Он поспешит к ним и исцелит больного. Господь любил всю семью Лазаря; при каждом путешествии Своем в Иерусалим заходил к нему; да и из Иерусалима иногда приходил к нему, чтобы отдохнуть от шума всюду следовавшей за Ним толпы. Поэтому, Марфа и Мария не сомневались, что Господь придет и исцелит их брата; они даже не просили Иисуса исцелить его, а только послали сказать: «Вот, кого Ты любишь, болен». Но Господь не поспешил в Вифанию; он нарочно остался два дня на том месте, где застала Его весть о болезни Лазаря, и сказал Апостолам: Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. По прошествии же двух дней, Господь сказал Апостолам: Пойдем опять в Иудею. Апостолы стали отговаривать Его от этого намерения и говорили: «Давно ли иудеи хотели побить Тебя камнями, а Ты опять идешь туда?и – Но Господь сказал им: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». – Апостолы думали, что больной в самом деле уснул; а так как сон означает иногда перелом болезни, то сказали: «Если уснул, то выздоровеет». Тогда уже Господь сказал им прямо: «Лазарь умер, и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали. Но, пойдем к нему!»

Видя непреклонную решимость Господа идти в Иерусалим на верную смерть, Апостол Фома, обращаясь к другим Апостолам сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним». – Никто из Апостолов не возразил Фоме, и все пошли за Господом.

Когда Господь приближался к Вифании, Ему сказали, что Лазарь умер, и уже четыре дня как погребен. Навстречу Ему вышла сестра Лазаря, Марфа; и с грустью сказала она: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Впрочем, не теряя еще надежды на тο, о чем не решилась прямо высказаться, она добавила: «Но и теперь, знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». – Воскреснет брат твой! сказал ей Господь. – Марфа ответила: «Знаю, что воскреснет в последний день.»

Говоря так, Марфа обнаружила недостаточность веры во всемогущество Самого Иисуса Христа. Желая довести ее до полной веры, Он сказал: Я Сам – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет во век. Веришь ли этому? – Марфа отвечала: «Так, Господи! я верую, что Ты – Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Предстояло совершить величайшее чудо: воскресить Лазаря, труп которого уже разлагался, в смерти которого никто не мог сомневаться; предстояло всенародно дать такое знамение, какого добивались давно уже злобные враги Христовы. Поэтому, Христос не уклонился от совершения этого чуда всенародно; Он послал Марфу за сестрою, и оставался в ожидании ее на том самом месте, где произошла их встреча. Пришла Мария и с нею все находившиеся при ней; и собралось вокруг Господа множество народа, среди которого были и враги Его.

Мария подошла к Господу, со слезами пала к ногам Его и сказала: «Господи! если бл Ты был здесь, не умер бы брат мой». – Слезы Марии, удрученной горем, вызвали слезы и на глазах Иисуса; но, быстро овладев Собою, Он спросил: Где вы положили его? – Сестры Лазаря, рассказав где похоронили брата, добавили: «Пойди и посмотри, Господи!»

Некоторые, даже из враждебных Христу иудеев были тронуты Его слезами и говорили: «Смотри, как Он любил его!» – Другие же, злорадствуя, переговаривались: «Не мог ли Сей, отверзший очи слепому? сделать, чтобы и этот не умер?»

Озлобленные враги Христовы избегали называть Его по имени; а потому и теперь презрительно сказали о Нем – С е й.

Господь, подавляя в Себе чувство скорби, подошел ко гробу Лазаря, то есть к пещере, вход в которую был заложен камнем; дойдя до нее, Он приказал отнять камень.

Разлагающийся труп человека производит удручающее впечатление не только на родных умершего, но и на посторонних; поэтому, желая предотвратить печальное зрелище, Марфа сказала: «Господи! уже смердит; ибо четыря дня, как во гробе». – В такой теплой стране, как Палестина, да еще в конце марта, трупы разлагаются очень скоро; Марфа знала, насколько разложился уже труп ее брата; поэтому, сомневаясь в возможности воскрешения его, она хотела предотвратить бесцельное, по ее мнению, открытие гробницы. Но Господь сказал: «Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, то увидишь славу Божию?».

Тогда отняли камень от входа в пещеру, где лежал труп Лазаря. Господь возвел очи к небу и громким голосом сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Продолжал же Господь эту молитву, вероятно, таким голосом, какой мог быть слышан только окружавшим Его Апостолам и сестрам Лазаря: Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, что бы поверили, что Ты послал Меня. Потом, подойдя ближе ко входу в пещеру, Он громким, повелительным голосом позвал Лазаря: Лазарь! иди вон! – И на глазах многолюдной толпы совершилось непостижимое умом человеческим чудо: встал из гроба не мнимоумерший, а человек, труп которого уже разлагался и издавал смрад; встал, вышел из пещеры и остановился у входа в нее, так как погребальные пелены стесняли его движения; и в таком виде предстал изумленной толпе. Развяжите его, сказал Господь, пусть идет!

Чудо это произвело потрясающее впечатление на народ. Даже многие из врагов Христовых уверовали в Него; но некоторые из них молча удалились и пошли в Иерусалим объявить о случившемся синедриону.

69. Заговор первосвященников и фарисеев. Ин. 11:47–53.

Фарисеи, бывшие свидетелями воскресения Лазаря, поспешили рассказать обо всем первосвященникам и другим членам синедриона. Весть эта взволновала врагов Христовых; и они немедленно собрали членов синедриона в чрезвычайное заседание. В этом собрании, в кругу своих единомышленников, они не стеснялись высказывать свои мысли вполне откровенно. Они верили, что Иисус из Назарета творит чудеса; они уже не говорят, что Он творит их силою веельзевула; они просто испугались, что народ пойдет за Ним, и что тогда настанет конец их власти и хищениям. Что нам делать? (рассуждали они) Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то уверуют в Него, провозгласять Его Царем Израилевым, восстанут против римского владычества.... и тогда беда: придут римские войска, овладеют Иерусалимом и настанет конец нашей власти.

Такие мрачные картины рассеял практичный первосвященник Каиафа. Он удивился, что его товарищи недоумевают над вопросом о том, что будет, если весь народ уверует в Этого Человека? Надо, чтобы народ не успел уверовать в Него; надо поскорее убить Его, чтобы Он не творил более чудес и не смущал народ. «Вы ничего не понимаете (сказал он), и не хотите подумать, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб».

Речь Каиафы не встретила возражений, и синедрион постановил: убить Иисуса.

Заговор этот не мог остаться в тайне от Всеведущего Христа; поэтому Он не пошел теперь в Иерусалим, а удалился на время в город Ефраим, расположенный близ пустыни, вероятно, Иерихонской.

70. Просьба Саломии и ее сыновей. Наставление о смирении. Мф. 20:17–28; Мк. 10: 32–45; Лк. 18:31–34; 17:7–10.

Удалясь из Вифании в Ефраим, Господ пробыл Там некоторое время; когда же приближался праздник пасхи, пошел опять в Иерусалим. Подозвав к Себе двенадцать Апостолов, Он сказал им: «Вот, мы идем в Иерусалим; и совершится все написанное чрез пророков о Сыне Человеческом: ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить и убьют Его; и в третий день воскреснет». – Но Апостолы ничего из этого не поняли. Однако, они понимали, что Учителю их грозит какая-то опасность и потому, удрученные горем, они шли молча в некотором отдалении от Него, шедшего впереди всех.

В это время подошла к Господу Саломия с сыновьями своими, Апостолами Иаковом и Иоанном. Она кланялась Ему, желая о чем-то просить. На вопрос же Господа: «Чего ты хочешь?» отвечала: « Скажи, чтобы эти два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем».

Вслед за Саломией, с тою же просьбою обратились к Господу сами Иаков и Иоанн. Но Господь сказал им: Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу12, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? – Пылкие сыны грома отвечали: «Можем». – Зная, что со временем Апостолы пострадают за Него, Господь пророчески сказал: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим».

Услыша этот разговор, остальные десять Апостолов вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так! а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою! и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом! ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. И если вы исполните все, чего Я требую от Своих последователей, тο и тогда не гордитесь, не возвеличивайте сами себя; ведь и тогда вы будете только точными исполнителями воли Божией, исполнителями возложенной на вас Богом обязанности. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: Пойди скорее, садись за стол? Напротив не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоющие, потому что сделали, что должны были сделать.

71. Прибытие в Иерихон. Обращение Закхея-мытаря. Лк. 19:1–10

Продолжая свой путь, Господь пришел в Иерихон.

Когда Господь проходил через этот город, то живший в нем начальник мытарей, именем Закхей, пожелал видеть Его; приблизиться к Господу, окруженному толпою народа, нельзя было; увидеть же Его издали Закхей не мог, так как был мал ростом. И вот, он забегает вперед и влезает на стоявшую по пути смоковницу, чтобы с нее лучше рассмотреть Господа. Когда Господь поравнялся с этою смоковницей, то, посмотрев на Закхея, сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня Мне надо быть у тебя в доме».

Закхей сошел с дерева и принял у себя в доме Господа. В сопровождавшей Господа толпе послышался ропот: все подстрекаемые, вероятно, фарисеями, стали говорить, что Иисус зашел к грешнику; все стали осуждать Его за это, так как, по понятиям фарисеев, праведники не должны иметь никаких сношений с грешниками. Господь слышал этот ропот; слышал его и Закхей. Закхей не отвергал того, что он грешник; теперь же, присутствие в его доме Иисуса, признаваемого некоторыми за Мессию, пробудило его дремавшую совесть, и он в раскаянии воскликнул: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Видя искреннее раскаяние Закхея и готовность его на деле доказать силу этого раскаяния, Господь сказал: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Закхей должен служить примером для всех неправедно наживших свое состояние. Они не могут спастись, уделяя в пользу бедных гроши из награбленного богатства. Если действительно хотят искупить свои грехи, то пусть поступят так, как поступил Закхей! пусть отдадут всем обиженным ими вчетверо все неправедно нажитое от них; да из состояния честно нажитого пусть отдадут половину нищим; и тогда они услышат голос Христа: Ныне пришло спасение дому сему.

72. Иисус Христос в Вифании. Ин. 12:1–11

За шесть дней до пасхи, Господь прибыл в Вифанию, в дом воскрешенного Им Лазаря. Гостям был предложен ужин, за которым Лазарь возлежал, а Марфа служила; Мария же взяла фунт драгоценного нардового мира, помазала им ноги Иисуса и отерла их волосами своими. Весь дом наполнился благоуханием. Тогда Иуда Искариот сказал: Лучше было бы продать это миро за триста динариев и раздать нищим. Сказал же это он, как объясняет Евангелист Иоанн, не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор; он был хранителем денежного ящика, в который опускались пожертвования на содержание Христа и Апостолов и на раздачу нищим; и если бы это миро было продано, то деньги поступили бы к Иуде, и он мог бы украсть их, если не все, то хотя бы часть13.

Нищих всегда имеете с собою, сказал Господь, а Меня не всегда. Оставьте ее! она сберегла это на день погребения Моего.

Пока Господь оставался в Вифании в доме Лазаря, многие из сопровождавших Его от Иерихона успели дойти до Иерусалима; и рассказали они там, что Иисус идет в Иерусалим на праздник пасхи и остановился на время в Вифании. Услыша эту весть, многие из врагов Господа пришли в Вифанию, чтобы посмотреть на воскрешенного Лазаря. О чуде воскрешения Лазаря говорили все в Иерусалиме; число уверовавших в Иисуса росло; даже некоторые из враждебной Ему партии уверовали в Него. Это возмущало первосвященннков и фарисеев; и они порешили убить и Лазаря, чтобы он не мог свидетельствовать о совершенном над ним чуде.


Источник: Шестое издание (без изменений). Учебным Комитетом Святейшего Синода одобрено и Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения допущено, в качестве руководства, для средних учебных заведений. Введено, в качестве руководства, и в кадетских корпусах. С.-Петербург. Стереотипное издание автора. 1912

Комментарии для сайта Cackle