Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета для I конгресса православных богословов в Афинах
(ноябрь 1936 года)
1. На сложные и ответственные проблемы, поставленные западной библейской наукой в области ветхозаветной исагогики1 и экзегетики, истории израильского народа и ветхозаветного богословия, православные библеисты еще не дали своего ответа. Современные православные ветхозаветники почти не могут пользоваться опытом своих предшественников. Слабое развитие библейской дисциплины в Православной Церкви, объясняющееся между прочим и отсутствием интереса к Ветхому Завету, печально отражается и на состоянии православной апологетики.
2. Нельзя утверждать, что традиционная консервативная школа православных ветхозаветников может почитаться исчерпывающе выражающей учение Церкви и сокрушившей все построения критической школы. Ее ответы на поставленные западной критической школой проблемы исагогики имеют источником патристическую письменность, пользовавшуюся часто в этих вопросах непосредственно или из вторых рук преданиями иудейской синагоги. Эти ответы возводятся некоторыми на степень общеобязательного Церковного Предания. Такой взгляд ошибочен. Церковь не дала канонического ответа на проблемы ветхозаветной исагогики. Здесь нельзя говорить о consensus patrum2. Сохранились мнения отдельных отцов, иногда противоречивые (например, о происхождении Пятикнижия, Псалтыри, учительных книг, о богодухновенном характере перевода LXX). Мнения отцов являются ценным материалом для библеиста, однако не связывают его, если обнаружится противоречие между ними и результатами освещенного светом веры в Христа-Богочеловека свободного научного исследования методом Higher Criticism без тех крайностей, в которые впали некоторые представители критической школы.
3. Святых отцов в большинстве случаев не интересовали исагогические проблемы, не интересовал Ветхий Завет сам по себе, ибо “прейде сень законная благодати пришедшей”. Патристическое отношение к Ветхому Завету определяется апологетическими задачами, возникшими в эпоху раннего христианства и сотериологической ценностью ветхозаветного богословия, догматического и нравственного. Для святых отцов, независимо от их принадлежности к разным экзегетическим школам, Священное Писание – средство для нашего спасения. Отцы, “образов сбытие зряще”, обращали особое внимание на мессианское содержание и устремление Ветхого Завета, которыми оправдывается типологическое толкование без его крайностей. Эти стороны патристического толкования имеют огромную ценность для православного ветхозаветника, который, однако, должен учитывать и различие толкования отцов, не возводя автоматически ни одного из них на степень Предания Церкви. Православные библеисты с полным правом обращают внимание и на церковно-богослужебное (литургическое, иконографическое) истолкование Ветхого Завета, выясняя общецерковное экзегетическое предание, отделяя позднейшие и случайные элементы, часто навеянные инославными влияниями. Церковное истолкование ветхозаветных книг в свете новозаветного совершенного откровения обязательно для православного ветхозаветника, ибо Библия дана нам в Церкви и через Церковь. И к этому церковному толкованию должен восходить православный экзегет от буквального, которое устанавливается методами научной экзегетики.
4. Механически-буквальное понимание богодухновенности священных книг – достояние иудейского и консервативного протестантского богословия, не может быть защищено православными богословами, как уклоняющееся в своего рода “монофизитство”, а должно быть исправлено в свете Халкидонского догмата о Богочеловечестве. Участие в написании Библии человеческого элемента с его ограниченностью объясняет особенности ветхозаветных книг как исторических источников, их ошибки, анахронизмы, которые могут быть исправлены внебиблейскими данными, обогатившими особенно в последние десятилетия историю Древнего Востока. Ложный апологетический взгляд на Библию как на энциклопедию исторических и естественных наук должен быть оставлен. Ветхозаветные богодухновенные писатели – прежде всего богословы и законоучители. С этой точки зрения надлежит рассматривать учение о творении мира, о всемирном потопе и т.д. Ценность Библии в ее богословии.
5. Православный богослов обязан вскрывать несостоятельность современных “маркионистических” взглядов на Ветхий Завет, которые, к сожалению, проникают в Православную Церковь, встречая сочувствие со стороны некоторых богословов. Эти взгляды не различают Ветхого Завета от иудаизма. Церковное Предание, consensus patrum и богослужебное употребление Ветхого Завета устанавливают тесную связь обоих Заветов как составляющих “единое тело истины” (преп. Ефрем Сирин), рассматривают Ветхий Завет как подготовительную ступень к полноте новозаветного откровения, подчеркивают мессианское устремление Ветхого Завета. Некоторые проблемы, волнующие в настоящее время христианский мир (например, социальные), с необыкновенной остротой поставлены и разрешены в ветхозаветных книгах. Как в дохристианскую эпоху, как в апостольский и патристический век, так и в наше время Священное Писание Ветхого Завета является источником спасения и “полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек” (2Тим 3:16–17).
6. Отмеченное выше слабое развитие православной ветхозаветной науки, почти полное отсутствие некоторых ее дисциплин, отсутствие православных ученых в археологических экспедициях на Ближнем Востоке, которыми может гордиться западная библейская наука, заставляет обратить внимание на принятие мер для устранения этих печальных явлений. Чрезвычайно желательно “соборование” православных библеистов, устройство специальных библейских съездов и семинаров и основание в Иерусалиме Православного Библейского и Археологического Института, устроенного по типу ученых учреждений инославных исповеданий (The Orthodox Biblical Archeological and Liturgical Institute in Jerusalem). В этом институте могут быть посылаемые ежегодно окончившие курс православных богословских факультетов для специализации в библейских дисциплинах. Очень желательно, чтобы съезд православных богословов избрал комиссию для разработки этого чрезвычайно важного для православной библейской науки вопроса.
Выборг, 4 августа 1936 г.
* * *
Исагогика (букв. “введение”) – раздел библеистики, дающий информацию, необходимую для понимания текстов книг Библии (напр., датировка и т.д.). – Ред.
Consensus patrum (лат.) – согласие отцов (Церкви). – Ред.